скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древнеиндийская культура скачать рефераты

свидетельствует о том, что уже в те времена была известна практика йоги.

Гладкая поверхность торса и отсутствие мускульного напряжения наводят на

мысль о древнеиндийской концепции внутренней энергии. Божество,

изображенное на одной из глиняных печатей, имеет большое сходство с

позднейшими изображениями Шивы. Браслеты, подобные тем, что украшают руки

бронзовой танцовщицы, можно и сейчас купить в любой лавке. Новейшие

исследования показали, что влияние хараппской культуры распространилось

даже на отдаленные районы Северной и Западной Индии, а народности, жившие в

бассейне Инда, поддерживали тесные контакты с дравидийской цивилизацией,

существовавшей задолго до прихода в Индию ариев[15].

Приблизительно между 2000 и 1600 г. до н. э. часть племен,

принадлежавших к многочисленной группе ариев, или индоариев, переселились в

Индию. Они говорили на санскрите и поклонялись богам, олицетворявшим

стихийные силы природы: Индре-громовержцу, владыке атмосферы, богу

жертвенного огня Агни и всеведущему Варуне, карающему богу-судии и божеству

водной стихии. Гимны, посвященные этим и другим богам, составили четыре

сборника — Веды. Древнейшим из них является Ригведа (1500-1200 до н. э.),

для которой характерен поиск Высшей реальности, лежащей в основе всего

многообразия жизни. Эта мысль развивается в диалогах упанишад (900-600 до

н. э.). Ведическую поэзию отличают одухотворенность, превосходный стиль и

движение от внешней формулы к внутреннему переживанию[16]. Вне ведической

(индуистской) традиции в 6 в. до н. э. возникли две другие религии.

Личность Будды с его проповедью любви, сострадания и гармонии оказала

огромное воздействие на развитие индийской философии и культуры, хотя в

качестве религии буддизм пустил более глубокие корни за пределами Индии.

Основателем джайнизма был Махавира, в учении которого развиваются идеи

освобождения и отказа от любого насилия. Джайны тоже внесли большой вклад в

развитие индийского искусства и философии.

В 326 г. до н. э. Александр Македонский форсировал Инд, и хотя вскоре

он повернул свои войска назад, греческое вторжение стало важным фактором

сближения Индии с греко-римским миром. Шесть лет спустя царь Чандрагупта,

основатель династии Маурьев, сделал попытку объединить разрозненные

индийские княжества в централизованную империю со столицей в Паталипутре

(ныне Патна, штат Бихар). Его внук Ашока (273-237 до н. э.), проникшись

отвращением к войне, стал ревностным буддистом. По его указанию на гладкой

поверхности каменных колонн высекались буддийские изречения, призывавшие к

состраданию и милосердию. Капители, завершающие колонны, представляют собой

прекрасные образцы скульптуры.

Правители династии Шунги (185-149 до н. э.) были ортодоксальными

индуистами, но при Канишке (династия Кушан), который правил на северо-

западе Индии (78-101), произошло заметное возрождение буддизма. При Кушанах

в буддийской скульптуре получил развитие гандхарский стиль, отмеченный

заметным влиянием античности. Другим центром буддийского искусства стала

Матаура, расположенная к югу от Дели. Во времена Гуптской империи (319-

540), которую называют «золотым веком» древнеиндийской культуры,

политический и культурный центр снова переместился в Паталипутру. Некоторые

цари гуптской династии, например Чандрагупта и Скандагупта, были поэтами и

музыкантами. В царствование Чандрагупты жил величайший поэт и драматург,

писавший на санскрите, — Калидаса. Шедеврами ваяния и живописи этой эпохи

считаются скульптурные изображения Будды в Сарнатхе и фрески в пещерах

Аджанты (Западная Индия). Закат империи Гуптов сопровождался политической

раздробленностью.

Харша, правитель княжества Ка-наудж, попытался приостановить этот

процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества в

Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В

культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола,

Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре,

Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат

Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом

их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит

постепенно вытеснялся местными диалектами — бенгали, маратхи, хинди и

панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу

и каннада. Большое распространение получили такие религиозно-философские

течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII

в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и

консервативные тенденции. Система каст, первоначально связанная лишь с

ролью человека в процессе производства, со временем стала жесткой и

самодовлеющей.

Поворотным моментом в истории культуры Индии явилось установление в

конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между

исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре

началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму

суфиев. Многие мусульманские феодалы как в Дели, так и в провинциальных

княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже

принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы

усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование

Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью,

были заложены основы общенациональной культуры.

Стремительный закат империи Великих Моголов приходится на первую

четверть XVIII в. С этого периода начинается вторжение в Индию европейцев:

португальцев, голландцев, французов и, наконец, англичан. К концу XVIII в.

Великобритания прочно утвердила здесь свое господство. Внедрение английской

модели образования и деятельность христиан-миссионеров оказали огромное

воздействие на культурную жизнь и религиозное самосознание индийцев. Новая

столица, Калькутта, а вслед за ней Бомбей и Мадрас стали центрами западной

цивилизации. Часть образованных индийцев, чрезмерно увлекшись европейской

культурой, игнорировала свое национальное наследие. Тогда за духовное и

культурное возрождение Индии стали ратовать представители реформаторского

движения, основателем которого был Рам Мохан Рой.

Руководители этого движения, известного как Брахма Самадж, утверждали

абсолютную истинность священных книг индуизма и ислама, не отвергая в то же

время прогрессивной западной философской мысли. Еще одним источником

духовного возрождения страны стало учение Рамакришны (1836-1886),

проповедовавшего, что все вероучения - это лишь различные пути, ведущие к

одной цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда (1863-1902) вошел в

историю как посланец индийской интеллектуальной культуры в Европе и

Америке.

Несмотря на политический гнет, национальная индийская культура

продолжала развиваться. Прозаики и драматурги второй половины XIX в. стали

обращаться к политической, исторической и социальной тематике. Выдающийся

поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский романист Банким Чаттерджи

внесли огромный вклад в индийскую литературу. Традиции классической

индийской музыки продолжили выдающиеся музыканты, в основном мусульмане. В

Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского танца катхак. Позднее возникло

движение за возрождение индийской живописи, во главе которого стояли

Абааниндранат Тагор и другие художники «бенгальской школы». В Калькутте и

Бомбее ставились пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические

сюжеты.

В этот период набирало силу движение за независимость под руководством

партии Индийский национальный конгресс, созданной в 1885 г. Пробудившееся

чувство патриотизма нашло отражение в литературных произведениях того

времени. Возвращение Махатмы Ганди в Индию из Южной Африки, где он

героически боролся против расизма, открыло новую страницу в истории страны.

Учение Ганди затрагивало все аспекты жизни, но главный акцент в нем делался

на общественно-политические вопросы. В своих стихах и романах крупнейшие

писатели того времени — Баради на тамили, Премчанд на хинди, Сорат

Чаттерджи на бенгали — выражали идеалы гандизма. В индийской культуре XX в.

возвышается исполинская фигура Рабиндраната Тагора, одного из величайших

поэтов и философов в истории человечества.

Его яркая индивидуальность и разносторонняя одаренность проявились во

многих сферах искусства и литературы — поэзии, музыке, драме, романе,

рассказе и даже живописи. Тагор был первым писателем Востока, удостоенным

Нобелевской премии. Он основал университет Вишва-Бхарати и предвосхитил

многие концепции современной системы образования. Целое поколение индийских

писателей и художников испытало его влияние. Ганди и Тагор по праву

считаются творцами современной Индии. 15 августа 1947 г. страна обрела

независимость. Так, по словам Джавахарлала Неру, она «встретилась со своей

судьбой». Религиозно-общинная рознь, раздел страны, последовавшее за ним

кровопролитие и, наконец, убийство Махатмы Ганди были тяжелыми

потрясениями, но Индия скоро оправилась от постигших ее несчастий и начала

строить новую жизнь, заняв законное место в международной семье наций. Она

достигла значительных успехов во многих сферах культурной жизни. Почти на

всех четырнадцати официальных языках народов Индии появились превосходные

литературные произведения. Среди художников, обогативших индийскую культуру

в последние десятилетия, Рави Шанкар и Али Акбар в классической музыке,

Джамини Рей и М. Ф. Хуссейн в живописи, Баласарасвати в классическом танце,

Сатьяджит Рей в кинематографии[17].

Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслению

характеризовали индийскую культуру на всем протяжении ее развития. Ей не

раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний мир с

его точными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи,

требует поиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности

национальной, религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание

пяти тысячелетий, как соединить их с сегодняшней действительностью — вот

вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и

писателей. От того, сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу,

зависит направление будущего развития индийской культуры.

Список использованной литературы:

1. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для

студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С.

Орджоникидзе, 1998.

2. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М.,

1994.

3. Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. К.Бальмонта. Со вступ. ст. С.Леви. –

М., 1913.

4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.

5. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние

арии: Мифы и история. – М., 1983.

6. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.

7. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977.

8. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. – М., 1996.

9. История Востока (Восток в древности). – М., 1999. Т. 1.

10. История и культура древней Индии: Тексты. Пер. А.А.Вигасина и др. –

М., 1990.

11. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская

философия, философия джайнизма. – М., 1994.

12. Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. – М., 1952.

13. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. – М., 1982.

14. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии

(Махабхарата, Рамаяна, Бхагавата-пурана). Литературное изложение. –

М., 1978.

15. Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. – М., 1987.

16. Шохин В.К. Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический

периоды. – М., 1994.

17. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. – М., 1980.

-----------------------

[1] См. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние

арии: Мифы и история. – М., 1983. С. 72

[2] См.: Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для

студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С.

Орджоникидзе, 1998. С. 101

[3] См. История Востока (Восток в древности). – М., 1999. Т. 1. С. 272

[4] Там же. С. 273

[5] Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993. С. 71

[6] См. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. – М., 1982. С. 93

[7] Там же. С. 95

[8] История Востока (Восток в древности). ..С. 264

[9] См. Шохин В.К. Брахманистская философия: Начальный и

раннеклассический периоды. – М., 1994.С. 127

[10] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. – М., 1996. С. 51

[11] См. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская

философия, философия джайнизма. – М., 1994. С. 169

[12] См. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская

философия, философия джайнизма. ..С 112.

[13] См. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии

(Махабхарата, Рамаяна, Бхагавата-пурана). Литературное изложение. – М.,

1978. С. 6

[14] Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977. С. 4

[15] Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М.,

1994. С. 39

[16] Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. – М., 1980.

[17] См. История Востока (Восток в древности). ..С. 309

Страницы: 1, 2, 3, 4