Древнеиндийская культура
свидетельствует о том, что уже в те времена была известна практика йоги.
Гладкая поверхность торса и отсутствие мускульного напряжения наводят на
мысль о древнеиндийской концепции внутренней энергии. Божество,
изображенное на одной из глиняных печатей, имеет большое сходство с
позднейшими изображениями Шивы. Браслеты, подобные тем, что украшают руки
бронзовой танцовщицы, можно и сейчас купить в любой лавке. Новейшие
исследования показали, что влияние хараппской культуры распространилось
даже на отдаленные районы Северной и Западной Индии, а народности, жившие в
бассейне Инда, поддерживали тесные контакты с дравидийской цивилизацией,
существовавшей задолго до прихода в Индию ариев[15].
Приблизительно между 2000 и 1600 г. до н. э. часть племен,
принадлежавших к многочисленной группе ариев, или индоариев, переселились в
Индию. Они говорили на санскрите и поклонялись богам, олицетворявшим
стихийные силы природы: Индре-громовержцу, владыке атмосферы, богу
жертвенного огня Агни и всеведущему Варуне, карающему богу-судии и божеству
водной стихии. Гимны, посвященные этим и другим богам, составили четыре
сборника — Веды. Древнейшим из них является Ригведа (1500-1200 до н. э.),
для которой характерен поиск Высшей реальности, лежащей в основе всего
многообразия жизни. Эта мысль развивается в диалогах упанишад (900-600 до
н. э.). Ведическую поэзию отличают одухотворенность, превосходный стиль и
движение от внешней формулы к внутреннему переживанию[16]. Вне ведической
(индуистской) традиции в 6 в. до н. э. возникли две другие религии.
Личность Будды с его проповедью любви, сострадания и гармонии оказала
огромное воздействие на развитие индийской философии и культуры, хотя в
качестве религии буддизм пустил более глубокие корни за пределами Индии.
Основателем джайнизма был Махавира, в учении которого развиваются идеи
освобождения и отказа от любого насилия. Джайны тоже внесли большой вклад в
развитие индийского искусства и философии.
В 326 г. до н. э. Александр Македонский форсировал Инд, и хотя вскоре
он повернул свои войска назад, греческое вторжение стало важным фактором
сближения Индии с греко-римским миром. Шесть лет спустя царь Чандрагупта,
основатель династии Маурьев, сделал попытку объединить разрозненные
индийские княжества в централизованную империю со столицей в Паталипутре
(ныне Патна, штат Бихар). Его внук Ашока (273-237 до н. э.), проникшись
отвращением к войне, стал ревностным буддистом. По его указанию на гладкой
поверхности каменных колонн высекались буддийские изречения, призывавшие к
состраданию и милосердию. Капители, завершающие колонны, представляют собой
прекрасные образцы скульптуры.
Правители династии Шунги (185-149 до н. э.) были ортодоксальными
индуистами, но при Канишке (династия Кушан), который правил на северо-
западе Индии (78-101), произошло заметное возрождение буддизма. При Кушанах
в буддийской скульптуре получил развитие гандхарский стиль, отмеченный
заметным влиянием античности. Другим центром буддийского искусства стала
Матаура, расположенная к югу от Дели. Во времена Гуптской империи (319-
540), которую называют «золотым веком» древнеиндийской культуры,
политический и культурный центр снова переместился в Паталипутру. Некоторые
цари гуптской династии, например Чандрагупта и Скандагупта, были поэтами и
музыкантами. В царствование Чандрагупты жил величайший поэт и драматург,
писавший на санскрите, — Калидаса. Шедеврами ваяния и живописи этой эпохи
считаются скульптурные изображения Будды в Сарнатхе и фрески в пещерах
Аджанты (Западная Индия). Закат империи Гуптов сопровождался политической
раздробленностью.
Харша, правитель княжества Ка-наудж, попытался приостановить этот
процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества в
Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В
культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола,
Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре,
Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат
Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом
их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит
постепенно вытеснялся местными диалектами — бенгали, маратхи, хинди и
панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу
и каннада. Большое распространение получили такие религиозно-философские
течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII
в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и
консервативные тенденции. Система каст, первоначально связанная лишь с
ролью человека в процессе производства, со временем стала жесткой и
самодовлеющей.
Поворотным моментом в истории культуры Индии явилось установление в
конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между
исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре
началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму
суфиев. Многие мусульманские феодалы как в Дели, так и в провинциальных
княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже
принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы
усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование
Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью,
были заложены основы общенациональной культуры.
Стремительный закат империи Великих Моголов приходится на первую
четверть XVIII в. С этого периода начинается вторжение в Индию европейцев:
португальцев, голландцев, французов и, наконец, англичан. К концу XVIII в.
Великобритания прочно утвердила здесь свое господство. Внедрение английской
модели образования и деятельность христиан-миссионеров оказали огромное
воздействие на культурную жизнь и религиозное самосознание индийцев. Новая
столица, Калькутта, а вслед за ней Бомбей и Мадрас стали центрами западной
цивилизации. Часть образованных индийцев, чрезмерно увлекшись европейской
культурой, игнорировала свое национальное наследие. Тогда за духовное и
культурное возрождение Индии стали ратовать представители реформаторского
движения, основателем которого был Рам Мохан Рой.
Руководители этого движения, известного как Брахма Самадж, утверждали
абсолютную истинность священных книг индуизма и ислама, не отвергая в то же
время прогрессивной западной философской мысли. Еще одним источником
духовного возрождения страны стало учение Рамакришны (1836-1886),
проповедовавшего, что все вероучения - это лишь различные пути, ведущие к
одной цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда (1863-1902) вошел в
историю как посланец индийской интеллектуальной культуры в Европе и
Америке.
Несмотря на политический гнет, национальная индийская культура
продолжала развиваться. Прозаики и драматурги второй половины XIX в. стали
обращаться к политической, исторической и социальной тематике. Выдающийся
поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский романист Банким Чаттерджи
внесли огромный вклад в индийскую литературу. Традиции классической
индийской музыки продолжили выдающиеся музыканты, в основном мусульмане. В
Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского танца катхак. Позднее возникло
движение за возрождение индийской живописи, во главе которого стояли
Абааниндранат Тагор и другие художники «бенгальской школы». В Калькутте и
Бомбее ставились пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические
сюжеты.
В этот период набирало силу движение за независимость под руководством
партии Индийский национальный конгресс, созданной в 1885 г. Пробудившееся
чувство патриотизма нашло отражение в литературных произведениях того
времени. Возвращение Махатмы Ганди в Индию из Южной Африки, где он
героически боролся против расизма, открыло новую страницу в истории страны.
Учение Ганди затрагивало все аспекты жизни, но главный акцент в нем делался
на общественно-политические вопросы. В своих стихах и романах крупнейшие
писатели того времени — Баради на тамили, Премчанд на хинди, Сорат
Чаттерджи на бенгали — выражали идеалы гандизма. В индийской культуре XX в.
возвышается исполинская фигура Рабиндраната Тагора, одного из величайших
поэтов и философов в истории человечества.
Его яркая индивидуальность и разносторонняя одаренность проявились во
многих сферах искусства и литературы — поэзии, музыке, драме, романе,
рассказе и даже живописи. Тагор был первым писателем Востока, удостоенным
Нобелевской премии. Он основал университет Вишва-Бхарати и предвосхитил
многие концепции современной системы образования. Целое поколение индийских
писателей и художников испытало его влияние. Ганди и Тагор по праву
считаются творцами современной Индии. 15 августа 1947 г. страна обрела
независимость. Так, по словам Джавахарлала Неру, она «встретилась со своей
судьбой». Религиозно-общинная рознь, раздел страны, последовавшее за ним
кровопролитие и, наконец, убийство Махатмы Ганди были тяжелыми
потрясениями, но Индия скоро оправилась от постигших ее несчастий и начала
строить новую жизнь, заняв законное место в международной семье наций. Она
достигла значительных успехов во многих сферах культурной жизни. Почти на
всех четырнадцати официальных языках народов Индии появились превосходные
литературные произведения. Среди художников, обогативших индийскую культуру
в последние десятилетия, Рави Шанкар и Али Акбар в классической музыке,
Джамини Рей и М. Ф. Хуссейн в живописи, Баласарасвати в классическом танце,
Сатьяджит Рей в кинематографии[17].
Избирательность, способность к ассимиляции и переосмыслению
характеризовали индийскую культуру на всем протяжении ее развития. Ей не
раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний мир с
его точными науками и передовой техникой ставит перед ней новые задачи,
требует поиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности
национальной, религиозной и эстетической традиций, выдержавшие испытание
пяти тысячелетий, как соединить их с сегодняшней действительностью — вот
вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и
писателей. От того, сумеют ли они гармонично и творчески решить эту задачу,
зависит направление будущего развития индийской культуры.
Список использованной литературы:
1. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для
студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С.
Орджоникидзе, 1998.
2. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М.,
1994.
3. Асвагоша. Жизнь Будды. Пер. К.Бальмонта. Со вступ. ст. С.Леви. –
М., 1913.
4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.
5. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние
арии: Мифы и история. – М., 1983.
6. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. – М., 1985.
7. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977.
8. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. – М., 1996.
9. История Востока (Восток в древности). – М., 1999. Т. 1.
10. История и культура древней Индии: Тексты. Пер. А.А.Вигасина и др. –
М., 1990.
11. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская
философия, философия джайнизма. – М., 1994.
12. Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. – М., 1952.
13. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. – М., 1982.
14. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии
(Махабхарата, Рамаяна, Бхагавата-пурана). Литературное изложение. –
М., 1978.
15. Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. – М., 1987.
16. Шохин В.К. Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический
периоды. – М., 1994.
17. Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. – М., 1980.
-----------------------
[1] См. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние
арии: Мифы и история. – М., 1983. С. 72
[2] См.: Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для
студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С.
Орджоникидзе, 1998. С. 101
[3] См. История Востока (Восток в древности). – М., 1999. Т. 1. С. 272
[4] Там же. С. 273
[5] Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993. С. 71
[6] См. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. – М., 1982. С. 93
[7] Там же. С. 95
[8] История Востока (Восток в древности). ..С. 264
[9] См. Шохин В.К. Брахманистская философия: Начальный и
раннеклассический периоды. – М., 1994.С. 127
[10] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. – М., 1996. С. 51
[11] См. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская
философия, философия джайнизма. – М., 1994. С. 169
[12] См. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская
философия, философия джайнизма. ..С 112.
[13] См. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великие сказания Древней Индии
(Махабхарата, Рамаяна, Бхагавата-пурана). Литературное изложение. – М.,
1978. С. 6
[14] Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. – М., 1977. С. 4
[15] Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация: Очерки культуры. М.,
1994. С. 39
[16] Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. – М., 1980.
[17] См. История Востока (Восток в древности). ..С. 309
Страницы: 1, 2, 3, 4
|