скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ скачать рефераты

правило, денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство

игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную

сумму.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные

представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, аполлоповы игры,

почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число

сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной

роли театра в общественной жизни Рима II—1 вв. до II. э. Видимо, это

объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы,

общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения,

которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики,

с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии,

появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на

популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было

постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение

возводилось па площади и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена

и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица

сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э.

стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н.э. Помпей

построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра,

римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов

(позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась

боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над

орхестрой полукругом — амфитеатром. Римский театр был оснащен различными

механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема и

опускания тяжестей, смены декорации.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои

устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они

проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар

гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры

устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и

носили характер частного представления. Постепенно популярность

гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных

зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты, Наряду с

магистратами имели право давать бои и частные лица, Дать представление

гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и

быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить

магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На

арену уже выходят по несколько десятков, по несколько сотен пар

гладиаторов. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в

городе Риме, но и во всех итальянских городах. Они стали настолько

популярны, что был создан специальный тип здания – амфитеатр, где

устраивались гладиаторские бои.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая

цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры

даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Являясь

вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная культура

построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и

правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура

античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до

нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии,

являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют

значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное

значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие

римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а

римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим

развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и

особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить,

что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться

категории научного мышления, велик вклад античности в развитие

астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и

наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,

развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для

дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее

культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах

этих двух культур. Наиболее важные сходства и различия приведены в таблице

в конце реферата.

Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и

Древнего Рима

| |Греческая культура |Римская культура |

|Критерий | | |

|сравнения | | |

|Общие черты|Агонистичность |Патриотизм; чувство долга; |

|общества и |(состязательность); |более слабое, чем в Греции, |

|культуры |коллективизм; |развитие культуры речи и |

| |антропоцентризм |ораторского искусства |

| |(гуманизм) – выдвижение | |

| |человека на первый план; | |

| |завершенность всех жанров| |

| |культуры; открытость | |

| |культуры для других стран| |

| |и культур | |

|Религия |Идея всемогущества |Обожествление непонятных |

| |божества; отсутствие |явлений природы и |

| |единой религии; связь |общественной жизни; анимизм |

| |богов с конкретными |(вера в духов, обитающих во |

| |полисами; тотемизм, |всех материальных предметах);|

| |представление о всеобщей |позднее появление |

| |одушевлённости природы; |антропоморфного взгляда на |

| |герои как посредники |богов; родовые и семейные |

| |между миром богов и миром|культы, сильное влияние |

| |людей |греческой религии; сходство |

| | |богов с греческими; свободный|

| | |прием в пантеон иноземных |

| | |богов; важное значение |

| | |жертвоприношений; |

| | |практичность религии |

|Искусство |Развитие искусства в рамках рабовладельческого общества|

| |(«античное искусство») |

| |Видение реальности в её |Продолжение традиций |

| |единстве, сквозь призму |греческого искусства, |

| |мифов; главная тема |преобладание символики и |

| |искусства – человеческий |аллегории, анализ явлений, |

| |облик |расчленение целого на части и|

| | |их детальное изображение, |

| | |более четкое, чем у греков, |

| | |восприятие и описание |

| | |явлений, утрата ощущения |

| | |ценности мироздания |

|Архитектура|Большие открытые |Понимание и описание |

| |сооружения, стоящие чаще |взаимосвязи художественной |

| |на возвышениях, а не в |формы и пространства; |

| |низинах, как в Риме, |предпочтение замкнутым |

| |меньший, чем у римлян, |формам; сооружения, |

| |интерес к практическому |значительно превосходящие по |

| |назначению зданий, |размерам греческие; идея |

| |создание больше храмовых |мощи, силы, подавляющего |

| |комплексов, а не |человека величия в |

| |различных мостов, |литературных произведениях; |

| |акведуков, театров и. т. |стремление к пышной отделке |

| |п.; отсутствие симметрии |зданий; богатому убранству, |

| |различных частей здания |украшениям; строгая симметрия|

| | |разных частей здания; |

| | |применение греческих ордеров |

| | |и изобретение своих |

|Скульптура |Открытые пластичные |Сосредоточенные, большей |

| |формы; отношение к форме,|частью заключенные сами в |

| |объему, пространству |себе образы; наибольшее |

| |основано на |развитие портрета и |

| |концентрической динамике |исторического рельефа; |

| |художественного мышления,|концентрация внимания на |

| |а не на эксцентрической, |личных, индивидуальных |

| |не основанной на прорыве |особенностях человека; |

| |границ и рамок; основная |кажущаяся компактность форм, |

| |тема - изображение богов |вызванная подражанием |

| |и героев – покровителей |греческим образам; массовое |

| |полиса; постепенное |создание статуй низкой |

| |развитие реалистичности |художественной ценности; |

| | |влияние греческой скульптуры,|

| | |за исключением жанра |

| | |реалистического портрета, |

| | |способствующее утрате черт |

| | |натурализма |

|Литература,|Развитию литературы предшествует устное народное |

|театр |творчество, тесная связь театра с жизнью полиса |

| |На развитие литературы |Жанр сатуры; комедия масок – |

| |сильное влияние оказывает|ателлана; очень сильное |

| |народное творчество, |влияние греческих образов на |

| |народная поэзия, |развитие римской трагедии, |

| |распространение |комедии, литературы и других |

| |письменности. Развитие |жанров; появление |

| |литературных жанров, |реалистического направления в|

| |которые непосредственно |литературе; влияние |

| |отвечали на вопросы, |греческого искусства было |

| |выдвигаемые частным и |революционным, зачастую не |

| |общественным бытом; |совпадающим с римскими |

| |расцвет драматического |тенденциями его развития |

| |искусства и жанра | |

| |комедии, которая влияла | |

| |на политику | |

|Письменност|Использование финикийской|Использование латинского |

|ь и язык |слоговой системы для |языка, родственного |

| |создания письма, |греческому. Согласно |

| |демократизация системы |предположениям, заимствование|

| |обучения |греческого алфавита и его |

| | |адаптация |

|Наука |Выделение отдельных наук из философии. Бурное развитие |

| |естественных наук |

| |Большее, нежели и Риме, |Практицизм, большее развитие |

| |внимание к теоретическим |прикладных, а не |

| |наукам |теоретических наук; развитие |

| | |ораторского искусства и его |

| | |независимость от греческих |

| | |прообразов; большое развитие |

| | |науки о праве, юриспунденции;|

| | |зарождение филологии |

|Быт |Относительно большая |Свобода женщины больше, чем в|

| |свобода женщины, полная |классической Греции, но |

| |власть детей над отцом; |только в семейной жизни; |

| |значение фамилий намного |более позднее, чем в Греции, |

| |меньше, чем в Риме |начало соблюдения принципа |

| | |единобрачия |

Список использованной литературы:

1. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа,

1971

2. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль,

1989

3. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

4. Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского

университета, 1993

5. Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

6. Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993

-----------------------

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, том 20, с 185

[2] Любимов Л. История древнего мира М. «Просвещение», 1980, с.288

[3] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,

1989, с. 304

[4] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа»,

1971, с. 359

[5] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа»,

1971, с. 266

[6] Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., «Искусство», 1985, с.53

[7] История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М. «Высшая школа»,

1971, с. 359

[8] Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского

университета, 1993, с.523

[9] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,

1989, с. 329

[10] Моммзен Т. История Рима. С.-Пб, «Лениздат», 1993, с. 122

[11] Бокщанин А.Г. История древнего Рима М. «Высшая школа», 1971, с.283

[12] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,

1989, с. 321

[13] Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., «Мысль»,

1989, с. 323

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7