скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ скачать рефераты

Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ

Министерство общего и профессионального образования РФ

Тверской Государственный Технический Университет

Кафедра культурологии и социологии

Реферат по культурологии на тему:

«Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ»

Выполнил: студент группы АТПП-15 Поляков В.А.

Принял: старший преподаватель Арцев М.Н.

Тверь, 1998

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их

культуры 3

Религия 5

Искусство 8

Общая характеристика 8

Литература, поэзия и театр 10

Архитектура 13

Скульптура 16

Письменность и язык 17

Наука 18

Быт 19

Праздники 20

Заключение 21

Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и

Древнего Рима 23

Список использованной литературы: 25

Введение

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому

прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации,

уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но

и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в

определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это

обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и

древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко

друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому

нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе

цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались

взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других

сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один

из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства.

Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на

друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для

возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на

развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того

фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной

Европы»[1] Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает

проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её

будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор

данной темы реферата.

Основная задача реферата – описать основные особенности

древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить

основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение

какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения

материальных памятников культуры древнего мира, археологических

исследований и работах известных ученых.

Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их

культуры

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у

римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и

фундамент современной Европы – их общее дело.»[2] Но в тоже время между

этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую

очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что

сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и

Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским

заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е.

Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего.

Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она

колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному,

до 19 градусов на Кикладах.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-

микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.),

архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и

эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на

острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя

ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от

греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд

других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в

Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно

отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м.

Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали

кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно,

высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень:

благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники

архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо

было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка,

добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выломанного

прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов

обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса

построили из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам

излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк,

располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II

тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная,

вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к

Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не

относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие

греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением

Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого

древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов,

первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три

культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром

на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и

элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в

материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль

сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в

качестве рабов победителями - ахейцами.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого

общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося

чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала.

Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым

объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль

- коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне

рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также

военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите

своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши,

храброму мужу в бою ради отчизны своей»—эти слова спартанского поэта Тиртея

как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему

господствовавших тогда ценностей[3]. Характер политических реформ в полисах

обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих

прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических

прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии

распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме:

важнейший принцип—кто лучше послужит полису. Определенную трансформацию

переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех

локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков

пантеона.

Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для неё

характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в

качестве единственного источника власти. Также существовала система

выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению

доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а

сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а

человеком.

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население

которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы

возникли в I—III вв. н. э. Другие большие города. Наиболее крупными из них

были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия

на Оронте — центр управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией

азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный

Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на

Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный

Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк

(современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный

Пловдип) и Сердика (современная София).

Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные

здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, «базилики», портики

для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений,

театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей,

бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на

запряженных четверками лошадей колесницах — «квадригах». До настоящего

времени, кроме грандиозного римского амфитеатра «Коллосея» (Колизея),

построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных

местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки

амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были

украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями.

Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые,

водопроводы («акведуки»), канализация,

В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов,

дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки)

представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или

глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много

километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда

в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших

лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода.

Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на

юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные

площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе),

были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались

триумфальные арки, конные статуи.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен

республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был

форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый

Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» —

«Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

В Риме, а также во многих больших городах провинций, строились роскошные

здания «терм» (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и

холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно

роскошны были термы, построенные в Риме Каракаллой.

Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные

сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города

Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи

было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через

каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до

ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме,

стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской

империи и дал основание для выражения: «Все дороги ведут в Рим !»[4].

В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения

грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.

Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были

украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами.

В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух

направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в

них теплую атмосферу.

Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки

и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и

неудобны. Сельские жители ютились в деревянных а в средиземноморских

областях — в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и

отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе,

Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть),

сдававшиеся в наем но квартирам и комнатам.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её

определял в первую очередь патриотизм – представление об особой

богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему

победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми

силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из

знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой

основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую

очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не

противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с

ней.

Религия

Космогонические представления греков принципиально не отличались от

представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали

Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало. Гея

породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира и

супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны. Титан

Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети

Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7