Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ
Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ
Министерство общего и профессионального образования РФ
Тверской Государственный Технический Университет
Кафедра культурологии и социологии
Реферат по культурологии на тему:
«Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ»
Выполнил: студент группы АТПП-15 Поляков В.А.
Принял: старший преподаватель Арцев М.Н.
Тверь, 1998
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их
культуры 3
Религия 5
Искусство 8
Общая характеристика 8
Литература, поэзия и театр 10
Архитектура 13
Скульптура 16
Письменность и язык 17
Наука 18
Быт 19
Праздники 20
Заключение 21
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и
Древнего Рима 23
Список использованной литературы: 25
Введение
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому
прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации,
уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но
и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в
определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это
обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и
древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко
друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому
нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе
цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались
взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других
сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один
из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства.
Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на
друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для
возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на
развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того
фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной
Европы»[1] Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает
проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её
будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор
данной темы реферата.
Основная задача реферата – описать основные особенности
древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить
основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение
какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения
материальных памятников культуры древнего мира, археологических
исследований и работах известных ученых.
Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их
культуры
Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. «И у греков, и у
римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и
фундамент современной Европы – их общее дело.»[2] Но в тоже время между
этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую
очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что
сильно ограничивало взаимодействие двух культур.
Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и
Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским
заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е.
Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего.
Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она
колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному,
до 19 градусов на Кикладах.
Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-
микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.),
архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и
эллинистический (IV – I вв. до н. э.)
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на
острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя
ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от
греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд
других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в
Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно
отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м.
Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали
кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно,
высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень:
благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники
архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо
было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка,
добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выломанного
прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов
обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса
построили из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам
излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк,
располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II
тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная,
вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к
Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не
относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие
греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением
Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого
древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов,
первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три
культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром
на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и
элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в
материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль
сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в
качестве рабов победителями - ахейцами.
В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого
общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося
чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала.
Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым
объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль
- коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне
рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также
военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите
своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши,
храброму мужу в бою ради отчизны своей»—эти слова спартанского поэта Тиртея
как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему
господствовавших тогда ценностей[3]. Характер политических реформ в полисах
обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих
прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических
прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии
распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме:
важнейший принцип—кто лучше послужит полису. Определенную трансформацию
переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех
локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков
пантеона.
Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для неё
характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в
качестве единственного источника власти. Также существовала система
выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению
доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а
сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а
человеком.
Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население
которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы
возникли в I—III вв. н. э. Другие большие города. Наиболее крупными из них
были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия
на Оронте — центр управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией
азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный
Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на
Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный
Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк
(современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный
Пловдип) и Сердика (современная София).
Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные
здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, «базилики», портики
для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений,
театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей,
бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на
запряженных четверками лошадей колесницах — «квадригах». До настоящего
времени, кроме грандиозного римского амфитеатра «Коллосея» (Колизея),
построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных
местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки
амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были
украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями.
Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые,
водопроводы («акведуки»), канализация,
В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов,
дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки)
представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или
глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много
километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда
в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших
лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода.
Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на
юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные
площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе),
были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались
триумфальные арки, конные статуи.
Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен
республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был
форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый
Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» —
«Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.
В Риме, а также во многих больших городах провинций, строились роскошные
здания «терм» (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и
холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно
роскошны были термы, построенные в Риме Каракаллой.
Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные
сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города
Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи
было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через
каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до
ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме,
стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской
империи и дал основание для выражения: «Все дороги ведут в Рим !»[4].
В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения
грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.
Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были
украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами.
В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух
направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в
них теплую атмосферу.
Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки
и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и
неудобны. Сельские жители ютились в деревянных а в средиземноморских
областях — в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и
отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе,
Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть),
сдававшиеся в наем но квартирам и комнатам.
Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её
определял в первую очередь патриотизм – представление об особой
богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему
победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми
силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из
знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой
основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую
очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не
противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с
ней.
Религия
Космогонические представления греков принципиально не отличались от
представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали
Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало. Гея
породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира и
супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны. Титан
Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети
Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|