скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре скачать рефераты

Искусство опиралось на взаимоотношения человека и природы, идеального и

реального, разума и власти иррациональных сил. Классическая ясность

форм, чёткость, смысловая очевидность, структурность, тектоничность в

изображении мира игнорируется. Достаточно вспомнить скульптурную группу

Бернини, находящуюся в церкви Санта Мария делла Виттория в Италии,

воплощающую экстаз святой Терезы, или картину Рубенса “Похищение дочерей

Левкиппа”, творчество архитектора Борромини.

В стиле барокко усиливается интерес не только к совершенным

проявлениям бытия, поражающим воображение, но и к дисгармоничному,

фантастическому, гротескному и даже безобразному. Возрастает значимость

элементов зрелищности, эффектного воздействия. Но главное, что богатство

мира, его эстетическая неисчерпаемость всегда раскрывается путём

подчёркивания тайны мироздания. С помощью бесконечных иллюзорных

воплощений человек приобщался к трансцендентному миру. Ощущение красоты

приближалось к переживанию чудесного, необычного, неуловимого,

эфемерного, волшебного, исключительного.

Барокко тяготеет к бесконечности, оно изобретает бесконечное

произведение или бесконечный процесс работы. Проблема не в том, как

завершить литературную, архитектурную или живописную деталь, но как её

продолжить, пересечь ею потолок, устремить её к бесконечности. В такой

эстетике явственно ощущается необходимость присутствия некоего

“водораздела”, проходящего между интериорным и экстериорным, материей и

душой, фасадом и наглухо замкнутой комнатой. Это характерная для барокко

черта: внешний фасад - для приёмов, внутренние покои - для действия. До

наших дней барочная архитектура непрестанно сталкивает между собой два

принципа: опорный и облицовочный. Примирение между ними бывает не

непосредственным, но с необходимостью гармоничным и вдохновляющим на

какую-то новую гармонию: один и тот же символ - линия - выражается в

возвышенном внутреннем пении души и во внешнем изготовлении материальной

партитуры, так что причины того и другого непрерывно меняются местами.

Ведь выражаемое не существует за пределами его конкретных выражений.

Оппозиция верха и низа также явственно выражена в барочном стиле.

Совершенный аккорд разрыва или разрешение напряжения достигается путём

двухэтажного распределения - причём оба этажа принадлежат к одному и

тому же миру. Для двух наиболее блистательных и несравненных барочных

живописцев, Тинторетто и Эль Греко, крайне характерна упомянутая черта.

К примеру, картина “Погребение графа Оргаса” разделена горизонтальной

линией на две части, и внизу толпятся теснящие друг друга тела, - тогда

как вверху, описывая незаметный изгиб, взлетает душа, которую ожидают

святые. У Тинторетто на нижнем этаже - мучимые собственной тяжестью тела

души, спотыкающиеся и падающие; зато верхняя половина картины действует

подобно мощному магниту, который притягивает их, сажая на пожелтевшие

складки света, на огненные языки, которые воскрешают тела и вызывают у

них нечто вроде головокружения свыше: таковы две половины картины

“Страшный суд”.

В-третьих, в барокко реализовывались интересы монархии и высшей

аристократии. С разрушением абсолютного доверия к идее бога функцию

абсолюта начинает присваивать себе монарх. Воля короля - высший закон

для всех. Поэтому и предметный мир, окружающий монарха, должен вызывать

трепетное благоговение. Отсюда золотом сверкающее великолепие, пышность,

помпезность, избыточная роскошь, импозантность, поражающая воображение

простых смертных. Синонимом красоты становится это сияющее величие,

богатство. Дворец уже не был крепостью, как в средние века, а утопающим

в роскоши раем земных наслаждений, имевшим галереи, просторные

зеркальные залы, где столы, стулья, приборы для еды делались из золота.

В праздничные дни ослепительно сияли тысячи свечей в позолоченных залах,

отражая великолепие богатых одежд, усыпанных драгоценными камнями.

Парадные интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой.

Живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. Сады барокко,

стремящиеся расширить пространство дворцов, воплощали пафос изобилия в

виде разнообразных ароматических растений, деревьев, огромных фонтанов.

Здесь отчётливо проступает желание отдыха от серьёзного. Если в фонтанах

Возрождения журчание фонтанов должно было настраивать на размышления, то

в садах барокко фонтаны, каскады, водопады были призваны изумлять,

поражать, увлекать зрелищными эффектами. В них появляются даже

музыкальные устройства.

В стиле барокко формировалась и городская архитектура:

строительные ансамбли, улицы, площади, парки стали рассматриваться как

органичное, функционирующее в пространстве эстетическое целое,

многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы, церкви и даже

дома, благодаря роскошной причудливой пластике фасадов, игре светотени,

сложным криволинейным планам и очертаниям, приобретали живописность и

динамичность, словно бы вливаясь в окружающее пространство. Стремление к

помпезности, парадности приводило к тому, что городские ворота

становились античными триумфальными арками; на рыночных площадях

появлялись статуи известных мифологических героев. Даже кондитеры делали

торты с изображением мифологических персонажей. Все самые витиеватые,

причудливые чувства пытались передать с помощью внешних форм.

В-четвёртых, художественная логика барокко воплотила интересы

католической церкви. Идеологам католицизма приходилось вести борьбу не

только с нехристианскими религиями и атеизмом, но и православием;

протестантизм, который требовал демократизации религиозных отношений,

удешевления содержания церковной иерархии, выступал против культа

“внешней набожности”, отстаивая самодостаточность внутренней

религиозности. Реформация, начавшаяся в Германии, привела к отпадению от

католической системы Англии, Шотландии, Дании, Чехии, Швеции,

Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии и др. Усиливая борьбу

за удержание своего влияния, католическая церковь уповала на такое

испытанное средство, как искусство. Культовые сооружения в стиле

барокко, поражающие воображение, прославляющие силу бога и его

представителей на земле, как нельзя лучше воздействовали на внутренний

мир человека. В результате в барокко закреплялись такие проявления,

необходимые для приобщения к трансцендентному бытию, как мистицизм,

экзальтация, иррационализм, репрезентативность, монументальность,

многоплановость, стремление к дематериализации, драматический накал

чувств, а нередко и трагизм. Месса всё больше превращалась в

захватывающее театральное зрелище. Характерно, что в эту эпоху многие

романские церкви переделывались в барочные, так как казались

недостаточно выразительными. Основополагающие принципы классики -

соразмерность человеческому телу, сдержанность - были заменены прямо

противоположными: несоответствием, грандиозностью, иррациональностью,

фантастичностью, экспрессивностью.

В истории европейской культуры красота барокко явилась одним из

наиболее значительных и впечатляющих явлений, отразившим взлёт

творческого гения мятущегося духа.

Угасающая энергия эстетики барокко воплотилась в дальнейшем в

красоте рококо, которая утрачивает глубину, грандиозность,

монументальность, выразительную напряжённость. Новое мироощущение

возникло во Франции и первоначально проявило себя в стиле

аристократических гостиных, оформления интерьеров. Содержательной

основой рококо стали гедонизм, индивидуализм, жажда утончённых

наслаждений, стремление к жизни, где царствует лёгкость, забава,

праздник, где мужчины галантны, учтивы, куртуазны, а женщины игривы,

любвеобильны, фривольны. Вот почему для нового образа жизни стали

характерны изящность, рафинированность, грациозность, изысканность,

элегантность, музыкальная лёгкость, воздушность. Предпринимается попытка

преодолеть грубость материального мира как далёкого от подлинного

совершенства, усиливается стремление к развоплощению устойчивых

структур, культу временного, хрупкого, неуловимой беспредельности.

Тенденция барокко расширять пространство доведена здесь до логического

завершения. В рококо в ещё большей степени использовали зеркала,

изысканные люстры. Когда такие люстры зажигались в просторных зеркальных

залах, возникало сказочное чувство освобождения от всего телесного,

материального. Мотив зеркала как символа призрачности, иллюзорности,

ирреальной игры приобрёл в рококо первостепенное значение.

Эстетизируется весь быт.

Возникает пристрастие к миниатюрным формам: ювелирные композиции

из хрусталя, драгоценных камней, живопись на эмали, расписные фонарики.

В это время главным материалом для европейской керамики делается фарфор,

которому придавались изысканные формы и наносилась нежная раскраска.

Мелкие фарфоровые статуэтки, шкатулки, вазы расставлялись повсюду.

Усилилась мода на всё экзотическое, необычное, особенно на восточное

искусство, так как в представлении европейца Восток - край утончённых

вкусов, изысканных наслаждений. Характерная черта рококо - использование

различных национальных стилей в архитектуре: греческого, римского,

турецкого, китайского, арабского, готического.

Влияние рококо сказалось на многих видах художественного

творчества. Оно ознаменовало появление менуэта, соло на флейте,

дальнейшее развитие получает галантная лирика, эпиграмма, элегия;

усиливается стремление к предельной интимности в искусстве.

В целом новый тип красоты заключал в себе трудноуловимую

амбивалентность. Поощряя стремление к наслаждению, лёгкости, он отражал

быстротечность, эфемерность человеческого бытия. Здесь соединились

жизнелюбие и пессимизм, радость и тоска, счастливый миг и горечь утраты.

Глава 4. Эстетический мир современной цивилизации.

(1. Двадцатый век: новая духовность.

Стремительное развитие индустриального общества внесло

принципиально новые изменения в формирование духовного облика

человечества. Но, главное, в двадцатом столетии человеческий род

столкнулся с неожиданным парадоксом, который определил культурно-

историческое лицо эпохи. С одной стороны, к этому времени был накоплен

грандиозный исторический, технический, научный опыт, дающий реальную

возможность достижения невиданного ранее уровня свободы. Мировое

сообщество располагало колоссальным духовным потенциалом. К началу века

не только вызрели, но и получили широкое общественное признание идеи

гуманизма, добра, справедливости. По сути дела напряжённейшим трудом

всех предшествующих поколений сформировалась целая духовная вселенная,

культивирующая красоту.

Но, обладая многотысячелетним духовным опытом, богатейшими

нравственно-эстетическими ценностями, гениальными духовными прозрениями,

способными внести гармонию в общественную жизнь, человечество не стало

мудрее, совершеннее, не смогло усилить творческую энергию. Цивилизация

XX века оказалась вовлечённой в самые массовые преступления. Процесс

расчеловечивания огромных масс людей, девальвации душевных качеств

личности стал набирать силу в машинизированную эпоху. Буквально на

глазах одного-двух поколений были одержаны блестящие победы разума в

покорении природы. Произошёл гигантский скачок в развитии техники.

Многократное усиление мощи воздействия на окружающий мир, изменение

условий существования не могли не отразиться на сознании человека, его

мирочувствовании. Общество ощутило возрастающую силу техники в своих

руках. Крепло неистребимое желание, опираясь на новые технические

возможности, активно вмешиваться в природный мир, переделывать его по

своему усмотрению. Отныне техника становится путеводной звездой

человечества, реальной и близкой надеждой на счастливое будущее.

Но невиданный ранее скачок в развитии техники обусловил крутую

ломку традиционного образа жизни практически всех слоёв населения.

Культурам прошлых эпох был присущ размеренный ритм жизни, близость к

природе, возможность постепенной адаптации к относительно стабильным

внешним условиям существования. В новое время Homo sapiens как

биологический вид оказался заложником машинизированной цивилизации.

Города стягивали миллионы сельских жителей, отдавая их во власть машин,

отрывая от привычной природной гармонии и погружая в искусственную

реальность. Существенно уплотнился ритм жизни каждого человека, возросла

интенсивность труда, его монотонность. Произошло расщепление

деятельности на узкие, специализированные сферы. Известно, что

менталитет крестьянина и даже ремесленника ранее сохранял целостный

характер. Синкретизм проявлялся в том, что крестьянин не только

обрабатывал землю, но и строил дом, разводил скот, шил, ткал, производил

все основные продукты, необходимые для жизни. Ремесленник также хорошо

знал все составляющие появления конечного продукта. Массовому

производству соответствовал уже однообразный цикл, обезличенные знания,

стандартные навыки исполнения трудовых операций, подготовка узко

специализированных работников. Деятельность приобрела имперсональный

характер. Эзотерическая система воспитания осталась в прошлом.

Несоизмеримо возрос объём информации, которую необходимо было

усвоить, чтобы вписаться в общественные структуры. Активизировался

процесс дифференциации наук, изучающих единую реальность, целостного

человека. Под напором научной мысли, стремящейся разъять мир, расчленить

его, целостная вселенная стала распадаться, дробиться, расслаиваться на

части в естественнонаучной картине бытия. Прогрессирующее теоретическое

мышление разрушило существовавший в течение многих тысяч лет

одухотворённый образ мира, в основе которого лежало осознание

божественного промысла, разумности вселенной. Благодаря этому человек

имел относительно устойчивые представления о том, как жить, что любить и

ненавидеть; во что верить, каковы главные ценностные ориентиры и

принципы миропорядка. И в этом неустойчивом взвинченном мире человек

оказался без “точки опоры”, ибо наука не только не смогла ответить на

сокровенные вопросы бытия, но поставила человека перед лицом ещё более

сложных проблем.

Образ равнодушной, слепой, бесцельной вселенной не мог не

отразиться на духовном развитии человека. В обществе нарастает

внутренний дискомфорт, напряжённость, агрессивность; заметно

утрачивается чувствительность к природному миру, способность откликаться

на многообразную красоту вселенной. Углубляется процесс разрушения

целостного мировосприятия, чувства гармонии. Именно в это время получили

распространение дисгармоничные односторонне развитые типы людей:

“человек-винтик”, человек-гедонист, человек-прагматик.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10