скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре скачать рефераты

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

р е ф е р а т

ДИНАМИКА ВОСПРИЯТИЯ ПРЕКРАСНОГО

В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Выполнил:

студент I курса

отделения культурологии

вечерней формы обучения

Пташинская Юлиана Сергеевна

Научный руководитель:

Асс. Сурова Екатерина Эдуардовна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2001г.

СОДЕРЖАНИЕ:

|Введение |2 |

|..........................................................| |

|................................................. | |

|Глава 1. Всеохватность прекрасного в древнегреческой |5 |

|цивилизации ....... | |

|(1. Космичность чувства прекрасного |5 |

|......................................................... | |

|(2. Совершенство, гармония, эталонность - основные | |

|ориентиры |7 |

|поиска прекрасного | |

|..........................................................| |

|................................ | |

|(3. Значимость личностного восприятия |10 |

|.................................................... | |

|(4. Нравственное обоснование прекрасного |12 |

|................................................. | |

|Глава 2. Сакральность красоты в средневековой культуре |18 |

|.......................... | |

|(1. Ментальность средневекового человека |18 |

|................................................. | |

|(2. Проявление эстетического чувства в искусстве |19 |

|................................... | |

|(3. Красота человека: душа и тело |25 |

|..........................................................| |

|..... | |

|(4. Внецерковные тенденции восприятия красоты: народные | |

|празднества и куртуазная любовь |28 |

|..........................................................| |

|....... | |

|Глава 3. Осознание прекрасного в культуре Нового времени |33 |

|...................... | |

|(1. Предпосылки создания новой ментальности |33 |

|........................................... | |

|(2. Философское обоснование эстетики |36 |

|...................................................... | |

|(3. Классицизм: возвышение разума |38 |

|..........................................................| |

|.... | |

|(4. Барокко: апология чувственности |40 |

|..........................................................| |

|Глава 4. Эстетический мир современной цивилизации |44 |

|................................ | |

|(1. Двадцатый век: новая духовность |44 |

|..........................................................| |

|. | |

|(2. Бытие и феномен в западноевропейской культуре XX века |46 |

|.................. | |

|(3. Представления о прекрасном в эпоху модерна и |47 |

|постмодерна ............ | |

|Заключение |55 |

|..........................................................| |

|............................................ | |

|Список использованной литературы |59 |

|..........................................................| |

|..... | |

ВВЕДЕНИЕ.

Во всём многообразии ныне существующих и подвергающихся

философскому осмыслению понятий “красота” претендует на особый статус. С

течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему

миру, структура знания трансформируется, и сам предмет

культурологического рассмотрения остаётся подвижным. Между тем, от

человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на причудливые

изгибы философской мысли, понятие красоты и её восприятие неизменно

занимает достойное место в человеческом культурном наследии, варьируя

собственное содержание и во многом определяя и другие культурные

аспекты, на фоне которых оно проявляется.

В связи с этим в данной работе предлагается к рассмотрению

отношение человека к миру, его место в культуротворчестве, его роль в

антропологической проблематике, поскольку в философских попытках

познания человеческой сущности фактор конструирования такого понятия,

как красота, всегда играл видную роль.

Поскольку культурология – это интегративная область знания,

вбирающая в себя результат исследования ряда междисциплинарных областей

(социологической и культурной антропологии, этнографии, социологии,

психологии, истории и др.), анализ реализуется посредством комплекса

познавательных методов и установок. Один из этапов использования

культурологических методов – сопоставление различных культур. При этом

культуролог чаще всего обращается к методам философии, психологии,

социологии, истории. Еще один этап культурологического анализа связан с

выявлением синтетических, «ведущих», т.е. определяющих особенностей

культуры: ее основной строй и устойчивость, важнейшие структуры и

образцы. В предлагаемой работе я старалась рассмотреть проблему развития

динамики канонов прекрасного в человеческом обществе. Мне потребовалось

обратиться за помощью к некоторым культурологическим методам и подходам,

как, например:

- синтетически-культурологический метод,

- исторический анализ эпох,

- антропологический взгляд на проблематику,

- отчасти герменевтический метод (в частности, при сравнении культуры

античности как языческой культуры и культуры христианства).

В работе я использую подходы, которые, взаимодействуя друг с

другом, способны помочь определить уровень актуальности темы работы.

В ходе исследования обнаружилось, что довольно большой круг

авторов затрагивает данную проблематику. Многих выдающихся философов,

культурологов интересовала проблема поиска значения таких понятий как

«прекрасное» и «красота». Используя те или иные культурологические

методы, они рассуждали в своих работах о восприятии «прекрасного» через

призму собственной концепции.

Вопросы, касающиеся культурологической проблематики, и связанные с

ними антропологические константы возникают фактически в каждую эпоху

человеческой истории. Но среди множества эпох и культурных типов следует

выделить некоторое определяющее направление для исследования данной

проблематики. Предлагаемая работа является историко-антропологическим

рассмотрением указанного понятия и, что существенно, связанных с ним

проблем в истории европейской философской мысли. При этом, поскольку

рамки данной работы крайне ограничены, рассмотрению будут подвергнуты

лишь несколько важнейших, можно даже сказать “опорных” эпох в истории

западноевропейской культуры, что позволит далее в заключение работы на

основании уже продуманного провести их сравнительный анализ. Такими

эпохами в данном случае будут выступать: античность (рассмотрение

которой предполагается ограничить лишь анализом древнегреческой

культуры), средневековье, Новое время (XVII-XVIII вв.) и современность

(двадцатое столетие).

Данный выбор указанных эпох в качестве основных пунктов

исследуемой традиции обусловлен, прежде всего, классическим характером и

“парадигмообразующим” значением этих этапов становления

западноевропейской культуры. Помимо этого, его актуальность обусловлена

следующим обстоятельством: при первом рассмотрении способов и типов

эстетического мировосприятия, культивируемых данными эпохами, бросаются

в глаза многочисленные различия в их тематических горизонтах,

терминологии, лексике, форме построения мысли - тогда как их

концептуальная общность остаётся открытой проблемой. Поэтому до сих пор

не исчерпаны возможности ответа на вопрос: были ли переходы от эпохи к

эпохе эволюцией в осознании человеком прекрасного, эволюцией,

определяющейся имманентными законами развития человеческой культуры, или

же это был скачок, прерывание постепенности. Иными словами, являются ли

античный, средневековый и т.д. варианты раскрытия смысла прекрасного

различными совершенно независимыми друг от друга усилиями или же между

ними существует какое-то родство? При этом следует учитывать, что если,

например, учение о прекрасном в эпоху Нового времени относительно

завершено (в том смысле, что представлено в работах виднейших немецких

философов как относительно завершённая понятийная система), то

современное представление о прекрасном претерпело и продолжает

претерпевать чрезвычайно существенные трансформации, в том числе и на

методическом уровне, что требует, с одной стороны, обстоятельного

анализа его структуры в исторической перспективе, с другой же стороны -

выявления проблемных мотивов этих трансформаций.

В связи с этим данное исследование прежде всего будет посвящено

выявлению и описанию различных “пластов” восприятия и осознания красоты

в указанную эпоху, не претендуя на создание некой универсальной матрицы

или шаблона средневековой эстетики, а, скорее, указывая на

проблематичность и неоднозначность этого аспекта взаимодействия человека

с природным и культурным универсумом.

Глава 1. Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации.

(1. Космичность чувства прекрасного.

Для зарождающейся древнегреческой цивилизации эталоном красоты

становится Космос, который представал как одухотворённое, упорядоченное,

целесообразное, самодостаточное целое, управляемое Логосом. Небо с

торжественным движением светил, вечной размеренностью; сияющим дневным и

ночным великолепием, всеобъемлющим величием, тайной трансцендентной

глубины - было не просто неодушевлённым скоплением движущихся тел, и

даже не метафорой божественного, но реальным воплощением космической

разумности, истоком миропорядка, образцом гармонии, ритмичности,

соразмерности, выражением наивысшей красоты.

Возрастание роли рационального начала в жизни общества,

преодоление безоговорочного авторитета мифологической традиции, которая

была предметом абсолютной веры, носила императивный характер, -

позволили древним грекам глубже осознать значимость и сущностные

проявления вселенского закона Гармонии, единства многообразного.

Вместе с тем, для античного мировосприятия космическое

совершенство проявлялось и в неисчерпаемости земного бытия. В период

становления древнегреческой цивилизации человек был уже способен гораздо

тоньше и глубже чувствовать гармонию самых разнообразных явлений. Он

острее сознавал их неповторимость, быстротечность, значимость, улавливая

десятки оттенков в одних и тех же вещах многоликого мира, соизмеряя

хрупкость земного сущего с вечным сиянием Космоса.

Так, например, “Илиада” и “Одиссея” дают богатейший материал,

отражающий природоощущение человека того времени и позволяющий судить о

степени развития эстетического чувства. В эпических поэмах Гомера речь

идёт: о вечно-шумном, сверкающем, фиалково-тёмном, пурпурном,

беспокойном, бурном, пенном, виноцветном, широкоразливном, зыбью немного

чернеющем море; седом, многошумном, кипящем прибое; нежноцветущем луге в

вешнюю пору; многоснежных вершинах туманных гор; блеске осенней звезды,

которая в небе светозарнее блещет, омывшись в водах океана; пышных,

лёгких, златых облаках и светлой влаге, капающей из них; серебряном

месяце, далеко разливающем свет; серебристопучинной речке; студёном

ключе; нежно-пушистом тростнике; сочной, медвяной траве; душистом

кипарисе; виноградных ягодах, как янтарь золотых; заре, которая в платье

шафрановом поднялась из струй океана.

У Гомера весь Космос, от конкретных вещей до жизни богов, является

единым и высшим совершенством. Вся природа предстаёт опоэтизированной,

облечённой в красоту, которая мыслится в виде тончайшей, прозрачной,

светоносной материи льющегося сияющего потока.

Вечно-золотой, ослепительно-сверкающий, радостно манящий солнечный

свет преображает всю природу, пронизывает мир, в котором долго

странствуют и возвращаются домой; мучительно страдают и радуются;

побеждают и гибнут; любят и пылают ненавистью; трудятся и безмятежно

отдыхают герои Гомера. Жить, - значит видеть сияние солнца, - утверждает

великий поэт. Недаром Ахиллес мечтает: лучше быть на земле батраком у

бедного человека и хотя бы недолго видеть сияние солнца, чем царствовать

среди мёртвых.

Вот что прекрасней всего из того, что я в мире оставил:

Первое - солнечный свет, второе - блестящие звёзды с месяцем...[1]

Праксилла

Радуйся жизни, душа. Другие появятся скоро люди.

А вместо меня чёрная будет земля.[2]

Феогнид

В целом у Гомера переживание гармонии приобретает всеобъемлющее

значение. Термин “прекрасный” применяется как к одушевлённому, так и к

неодушевлённому миру. Прекрасны одеяния, щиты, шлем, мечи, дома, кубки,

чаши стол, ларец, созвездия, стихии, сад, пашня, волны, фиалки, маслина,

клён, лошади, внешний вид мужчин и женщин. Прекрасно чувство сытости,

довольства, удовлетворение от пиршества, музыки, пения, от воинских дел,

от жизни вообще. Прекрасно всё целесообразное и всё, происходящее

вовремя и осмысленно, разумно. Гомер, наблюдая различные вещи и любуясь

своими героями, испытывает при этом не просто пафос холодного

созерцания, но и тончайшим образом наслаждается бесконечным

многообразием прекрасных картин.[3] Хотя монументальный, величественный

характер отношения к действительности у Гомера является доминирующим.

(2. Совершенство, гармония, эталонность - основные ориентиры

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10