скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Чиновничество в России. XIX век. скачать рефераты

По образованию чиновники низших классов (X-XIV) в процентном отношении

составляли:

I разряд (высшее образование).......3,2

II разряд (среднее).................11,3

III разряд (низшее).................85,5

Говоря о чиновничестве нельзя не отметить, что в XIX веке условия

материальной жизни основной массы чиновничества, за исключением высшей его

группы, были крайне тяжелыми.

Рассмотрим некоторые данные «Общего штата губернских и уездных

присутственных мест», установленного в 1800 году для 35 губерний I разряда

и 7 губерний II разряда ( Петербургской, Литовской, Выборгской,

Курляндской, Эстляндской, Лифляндской, и Иркутской ). В этих губерниях

устанавливался повышенный оклад. Так, начальники губерний, относящихся к I

разряду получали 1800 рублей жалования и 1200 рублей столовых, а II разряда

- 2250 рублей жалования и 1800 рублей столовых. Оклады рядовых чиновников

представляли собой следующее ( в рублях ):

По губернским учреждениям

|Должность |по I |По II |

| |раз. |раз. |

|Советник IV класса (т.е. |600 |750 |

|коллежский советник) | | |

|Губернский прокурор |600 |750 |

|Асессор VIII класса (т.е. |300 |450 |

|коллежский асессор) | | |

|Секретари в губернском правлении |250 |450 |

|и в губернских палатах | | |

По уездным учреждениям

|Должность |по I |по II |

| |раз. |раз. |

|Исправник (IX класса титулярный |250 |375 |

|советник) | | |

|Уездный судья (VIII класса |300 |450 |

|коллежский асессор) | | |

|Уездный судья (IX класса) |250 |375 |

|Уездный доктор |300 |400 |

|Уездный землемер |300 |400 |

|Уездный лекарь |140 |180 |

|Лекарский помощник (подлекарь - |60 |90 |

|фельдшер) | | |

Эти данные, относящиеся, за исключением лекарского помощника, в

основном к представителям среднего чиновничества от IV класса (губернаторы)

до IX класса, показывают разницу их содержания.

Чтобы показать уровень жизни чиновников, недостаточно привести данные

об окладах содержания, важно знать и размер их бюджета.

Так, примерный бюджет столичных чиновников-аристократов представлял

собой расходную часть - 1100-1300 рублей, а доходную - 1300-1500 рублей в

месяц. Такие бюджеты не типичны, но представляют бесспорный интерес с точки

зрения ознакомления с условиями жизни обеспеченного чиновничества. Более

типичным является бюджет, где расходная часть - 25-30 рублей, а доходная -

260 рублей в месяц. Это бюджет чиновника не бедствующего, но живущего очень

скромно. Основной статьей расходов здесь является оплата за квартиру,

представляющую собой каморку за перегородкой со всеми удобствами

(отоплением и освещением).

В пореформенный период наблюдается повышение содержания чиновников

высших и центральных учреждений. Так, например, Сергей Юльевич Витте

получал 22 тысячи рублей8.

Многие из чиновников, в основном чины с VIII и выше, владели какой-

либо собственностью.

Не за все года XIX века есть точные данные о количестве чиновников, а

те которые есть составлены на основе данных С.М. Троицкого. Он подразделял

эти данные на четыре разряда. К первому из них он относил чиновников I-V

классов, ко второму - VI-VIII классов, к третьему - IX-XIV классов и,

наконец, к четвертому - канцелярских служителей различных классов

(канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т.п.).

В государственных и дворцовых учреждениях в середине 50-х годов XVIII

века состояло: по первому разряду - 145, по второму - 562, по третьему -

1344 и по четвертому - 3328 человек, или всего 5379 чиновников9.Примерно

такое же количество чиновников, как и в середине 50-х годов XVIII века,

оставалось и в начале XIX века.

О численности чиновников в середине века, вернее с 1847 по 1857 год,

существуют точные данные, сохранившиеся в фонде Инспекторского департамента

гражданского ведомства. В 1847 году число чиновников составляло 61548

человек. К I классу принадлежал 1 человек, ко II - 40, к III - 166, к IV -

484, к V - 1100, к VI - 1621, к VII - 2588,к VIII - 4671 и к IX-XIV - 50877

человек.

На протяжении 11 лет существования Инспекторского департамента

численность чиновников росла из года в год, достигнув к 1857 году 86066

человек.

Такой бурный рост количества чиновников опережал рост населения в

стране. Таким образом государственный аппарат в XIX веке рос примерно в 3

раза быстрее, чем население.

Имели чиновники и свою форменную одежду. Но гражданская форменная

одежда, установленная реформой 1834 года, «отличалась значительной

вычурностью» и «представляла большие затруднения для ношения». Сразу же

после своего воцарения Александр II заменяет мундиры французского образца

полукафтанами, активнее стали носить в это время также фраки и сюртуки.

Девизом мундирной реформы 1855-1856 годов стало «упрощение и удобство».

«Большая часть чиновников с такой благодарностью приняла дарованные

удобства, как будто давно их ожидала», - говорилось в отчете Канцелярии за

1855 год.

Начальным актом реформы стало утверждение Александром II 9 апреля 1855

года рисунка гражданского вицмундирного полукафтана – с полной юбкой и

продольными внутренними карманами по сторонам заднего разреза. При этом он

собственноручно подрисовал обшлага: из круглых они стали разрезными,

расклешенными10.

8 марта 1856 года принимается очередное решение по развитию мундирной

реформы. Согласно утвержденному Александром II «Описанию изменениям в форме

одежды чинов гражданского ведомства…», парадные мундиры первых трех

разрядов заменялись полукафтанами. Ранее установленные пять форм одежды

сохранялись.

Хотя в результате реформы 1855-1856 годов гражданские мундиры стали

более практичными, сама их система не приобрела простоты.

Система мундиров еще более усложнялась тем, что для государственных

служащих, не имевших чинов и не занимавших классных должностей

устанавливались специальные формы одежды.

Но все же правильный выбор форменной одежды (кроме повседневной) во

многих случаях оказывался настолько сложным, что требовал от чиновников

обращения к тексту законов или совету более опытных сослуживцев.

Данные о положении, численности, составе и внешнем виде чиновничества

в XIX веке дают возможность сделать некоторые выводы.

Государственный аппарат на протяжении XIX века чрезвычайно вырос.

Число чиновников с учетом роста населения увеличилось почти в 7 раз. Отсюда

можно сделать вывод о том, что государственные расходы на содержание

различных чиновников сильно выросли, но не только из-за увеличения

численности, но и из-за увеличения выплат чиновникам и постоянной смены

форменной одежды.

Анализ сословного состава чиновничества указывает, что процент

потомственных дворян среди чиновников был невелик - около 20. Это

свидетельствовало о пренебрежительном отношении поместного дворянства к

государственной службе вообще и к гражданской в особенности. По данным

Министерства внутренних дел, в конце 40-х годов около половины всего

дворянства (48%) - 122436 человек из 253068 - «никогда не бывали ни в какой

службе».

Учреждение Табели о рангах приводит к образованию нового типа

потомственного дворянства - служилого, которое к середине века составляло

более половины дворян - 148685 из 253068 человек.

Итак, а что же в частности? Ведь за этой «сухой» статистикой стояли

тысячи человеческих душ… Попробуем воссоздать образ чиновника классического

типа, и конечно же понять его особенности в сравнении.

Для начала напишем портрет чиновника середины XIХ века.

"В России все чиновники живут, задрав рыло кверху" — эта вышедшая из

круга радикальной интеллигенции характеристика подобной системы

справедлива, очевидно, не только для России прошедших времен. В самом деле:

сверху назначают, сверху награждают, сверху распекают… От тех же, кто

находится внизу, кем, собственно, и приходится управлять, чиновничья судьба

практически не зависит."11

Чиновник высокого ранга осознавал что он выше всех остальных, потому и вел

себя соответственно… Лишь императору был он подотчетен. Одежда на нем тоже

выглядела безупречно – сказывались частые выходы в общество, общение с

императором каждодневно. Обладал он повелительным голосом, был беспощаден к

ошибкам подчиненных, но пред императором он отвечал с дрожью в голосе, и

осознавал, что именно от государя зависит его положение. Чиновник высшего

ранга был уж в годах, он выслужил свою должность, седой или с лысиной, с

хитрым, вкрадчивым взглядом. Форма на нем туго сидела и воротничок был

постоянно расстегнут, но не при визитах к государю. Он знает, что указ

государя нужно исполнить безотлагательно, но также знает что поручить

исполнение и надзор он может своему ответственному секретарю. В крайнем

случае он может лишь поинтересоваться результатами. Чиновник такого ранга

уже не спешил за новой должностью, зная что выше он уже подняться не сможет

и потому всячески давил своих противников на ступенях служебной лестницы.

Но он все же знал, что долго продержаться на этой должности без радости

государя от его заслуг он не сможет и потому все время либо подыскивал себе

теплое место к пенсии, либо старался брать взятки, чем впрочем он вскоре

заслужит немилость государя и будет сослан к себе в именье, которое ему

подарил богатый промышленник за то, что чиновник помог ему когда-то в

получении разрешения от государя на строительство очередного заводика.

Чиновничество было неоднородно. На одном полюсе находилась чиновная

знать, сила и влияние которой при Николае I чрезвычайно выросли.

Самодержавие видело в ней для себя надежную опору. Ознакомьтесь с мнением

А. де Кюстина о чиновной знати: "Можете ли вы представить себе безумную

погоню за отличиями, явное и тайное соперничество, все страсти, проявляемые

на войне, существующие постоянно во все времена мира?"

На другом полюсе находились мелкие чиновники, о которых вы составили

представление на уроках литературы, изучая повести А.С. Пушкина

"Станционный смотритель", Н.В. Гоголя "Шинель".

А вот мнение И. С. Аксакова о провинциальных чиновниках: «Что за ужасная,

губительная язва - чиновнический клан, особенно мелких канцеляристов-

писцов! Получает два целковых в месяц, ни к чему на службе, кроме

переписывания, не способен, женат, имеет полдюжины детей и мошенничает.

Всякий выгнанный семинарист лезет в чиновники"12».

Многое о человеке могут рассказать выражение лица, манера говорить,

общаться с близкими, одеваться… Психологи называют такие знания

невербальными…13 Вглядимся в лица чиновников. Как мы живем, такие у нас и

лица. На одних - покорность судьбе, на других - вызов. Лица робкие,

угасшие, испуганные - они привычнее… «Чиновник … низенького роста,

несколько рябоват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной

на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек. Он, видно, так и родился на свет

уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове… Он не думал

вовсе о своем платье: у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного

цвета вицмундир. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея

его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась

необыкновенно длинною... И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру:

или сенца кусочек или какая-нибудь ниточка.»14.

Таков был типаж чиновника низкого ранга. Этот наверняка ни разу не

был во дворце, на приеме у императора, а если чиновник этот – провинциал,

то не был он и в столице наверно ни разу. Его мечтой скорее был удобный и

теплый кабинет, и полное отсутствие ревизий, хорошее жалование (ну конечно

о жаловании чиновника высшего ранга он ничего и не слышал, а если слышал,

то знал что ему никогда такового платить не будут). А его склонность всегда

брать взятки объяснялась не столько нуждой в том, что приносили (ну если

какой-нибудь зажиточный крестьянин принесет ему копчености или большой

кусок сала, бутыль самогона он всегда был рад), сколько нуждой

почувствовать свою значимость, значимость своей должности.

Заключение

Уж сколько лет в России существует система канцелярий, аппарат

чиновничества, уж сколько раз он перестраивался, но никогда при новой

перестройке государственного аппарата никто не учитывал органику

государственной машины. Как я уже упоминал в начале, государственный

аппарат – это не бездушный робот, идеально выполняющий все (между прочем из-

за идеализированности состояния аппарата управления, устранения со стороны

правителя строгого контроля, уже много раз в России наступал развал

функционирования данной системы), а тысячи живых душ, органическая цепь. И

как показал опыт правления Николая I, если к системе применяются репрессии,

то и система будет беспощадна к тем, кто стоит ниже, к населению страны.

Это, впрочем, доказала и система правления большевиков с 1917 по 1939 года.

Влиял на состояние государственного аппарата еще и тот факт, что каков бы

ни был правитель и его политическая программа, в его концепцию не входит

тщательная разработка системы функционирования государственного аппарата.

Только редкие царственные мужи занимались делом функционирования системы, и

то постоянного внимания уделить наладке системы управления они не могли.

Сноски:

[?] Корелин А.П. Российское дворянство и его сословная организация //

История СССР. 1971. №5.

2 Там же.

3 Там же.

4 Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. М., 1970

5 Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX века. М., 1970

6 Там же.

7 Ерошкин Е.П. История государственных учреждений дореволюционной России.

Изд. 2-е., -М., 1976. 346 с.

8 Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов. М.,

1970.

9 Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII-XIX веках.

Формирование бюрократии, - М., 1974. с.173.

10 Шепелев Л.Е. Шляпа должна быть с галуном // Родина. 1996. №7. С. 49-52.

11Левандовский А.А. Самоуправление в контексте самовластья.//3нание —

сила. —1992. — № 2. — С. 64.

12Аксаков И.С. Письма из провинции. - М., 1991. - С. 196.

13Вербальный (лат. verbalis) - устный, словесный.

14Гоголь Н.В. Полн.собр.соч. - М, 1938. - Т.З. - С. 144-145.

Страницы: 1, 2