Чиновничество в России. XIX век.
Чиновничество в России. XIX век.
Как известно, после 1613 года абсолютно все цари пытались заставить
русскую аристократию «работать на государство», - служить. Но чаще это
заканчивалось неудачей и постепенно росли противоречия между жившей в свое
удовольствие родовитой аристократией и «выскочками», которые получили
звание и титул выслугой. И лишь после Петра I можно говорить о появлении
особого служилого сословия – дворян.
Со временем обедневшие аристократы шли к государю в услужение, и вскоре
уже все дворяне обязаны были служить во благо отечества. Вообще, служба
вообще ранее рассматривалась прежде всего как военная служба. И именно за
военную службу ранее давались именья, титулы, звания… Гражданская служба –
работа в канцелярии до реформ Петра целиком была на дьяках и подьячих.
Церковь была огромной частью государственного аппарата. С увеличением числа
образованных граждан не духовного чина и было связано становление
чиновничества как такового вообще.
Я считаю своей задачей освещение прежде всего светского столичного
чиновничества, так как по моему мнению оно представляется классическим
образцом, эталоном служилого класса на государевой службе. Но, естественно,
без сравнения столичного и провинциального чиновничества мой рассказ будет
не полон.
Есть достаточно много работ, посвященных проблемам самодержавия и различных
аспектов жизни дворянства, в которых имеются некоторые сведения о
российском чиновничестве в XIX веке.
Чиновничество в этих работах предстает как отдельная каста, которая
самым непосредственным образом влияла на решение вопросов внутренней и
внешней политики.
В основном эти работы относятся к 1960-1970-м годам, так что сведения,
содержащиеся в них, возможно, могли быть отражены не совсем верно.
Негативные моменты могли быть преувеличены, а положительные преуменьшены.
В своей книге «Российское самодержавие в конце XIX века» П.А.
Зайончковский обращался к вопросу о сословном происхождении и имущественном
положении высшей бюрократии, то есть лиц, занимавших руководящие должности
в государственном управлении. А в работе «Кризис самодержавия на рубеже
1870-1880 годов» указывает, что одной из первых мер были предложения по
очищению государственного аппарата от различных «либеральствующих»
элементов, позволяющих себе критику правительства. Это говорило о
непопулярности правительственной политики и об отношении к лицам,
осуществляющим эту политику.
В свою очередь Ю.Б. Соловьев в книге «Самодержавие и дворянство в
конце XIX века» показывал малую приспособленность аппарата самодержавия не
только по своему устройству, но и по принципу действия для быстрого и
оперативного решения проблем, которыми ему приходилось заниматься и которые
его не занимали. Во всем сказывался мелкочиновничий подход, повсюду давали
себя знать гипертрофированный бюрократизм, безразличие к делу.
В статье А.П. Корелина «Российское дворянство и его сословная
организация (1901-1904 гг.)» показаны через призму дворянского
корпоративного устройства основные тенденции эволюции высшего российского
сословия и форм его классовой организации в период от падения крепостного
права до начала первой русской революции.
Таким образом в своей работе я постарался использовать труды,
посвященные как чиновничеству вообще, так и отдельным аспектам их жизни и
деятельности.
Изучение состояния государственного аппарата России, особенно категории
лиц, обслуживавших нужды государства, начиная от высшей бюрократии и
заканчивая рядовыми полицейскими или низшими служителями различных
ведомств, имеет бесспорно большое научное значение.
Высшее и среднее звено государственного аппарата представляется
чиновничеством, то есть лицами, состоящими на государственной службе и
имеющими классный чин.
В понятие «чиновничество» включается собственно чиновничество, то есть
лица, имеющие классный чин и состоящие на службе в государственных
учреждениях, а также канцелярские служители, занимающие аналогичное
положение в правительственном аппарате и впоследствии получавшие классный
чин, также служители церкви, так как церковь являлась долго неотъемлемой
частью государственного аппарата.
К этому понятию в широком понимании слова можно отнести и некоторые
категории лиц, не состоявших на государственной службе. К ним относятся
лица, служившие по выборам в органах крестьянского общественного
управления, выполнявшего прямые полицейские функции, а также члены земств и
городских органов общественного управления, коль скоро и они, хотя бы
частично, выполняли те или иные государственные задания.
Многолетние труды русских историков подтверждают, что немалое влияние
на вопросы внутренней политики оказывали чиновники.
Издание в 1722 году закона, вводившего Табель о рангах, положило
начало образованию в России чиновничества как особой группы, наделенной
рядом прав и преимуществ. Собственно, введение Табели о рангах явилось
своеобразным развитием закона 1682 года об уничтожении местничества. Отныне
основной путь получения дворянского звания лежал через службу. Именно с
этого момента фактически появляется наряду с поместным служилое дворянство,
которое с каждым годом увеличивается.
Табель гражданских чинов устанавливал 14 классов, соответствовавших
определенным должностям, однако со временем это соответствие все более и
более нарушалось.
С введением Табели занятие любой классной должности в системе
государственных учреждений становилось невозможным, если данное лицо не
являлось чиновником. Для должностей, стоявших на самых низших ступенях
служебной лестницы, игравших «техническую» роль, - канцеляристов,
подканцеляристов, копиистов и т.д. - создавался специальный институт
канцелярских служителей. Институт канцелярских служителей являлся начальной
ступенью чиновной службы, через которую должна была проходить основная
масса будущих чиновников. При этом продолжительность пребывания в ней
определяло происхождение и образование.
Поступление на службу в гражданское ведомство определялось тремя
условиями: сословным происхождением, возрастом, уровнем знаний.1 Во второй
статье указа говорилось, что различие вероисповедания или племени не
препятствует определению на службу. В последующих изданиях 1842 и 1857
годов имеются указания, что евреи, окончившие российские университеты или
академии и получившие степень доктора, могут вступать в учебную службу, но
не иначе как с высочайшего разрешения.) По «праву происхождения» вступать в
гражданскую службу разрешалось: детям потомственных и личных дворян, детям
священников и диаконов как православного, так и униатского вероисповедания,
а также детям протестантских пасторов и купцов первой гильдии. Помимо этих
категорий разрешалось поступать на службу детям приказных служителей, не
имевших чина, а также детям придворных служителей, почтальонов и других
низших почтовых служителей, мастеров и подмастерьев фабрик и заводов, «но с
тем ограничением, что первые могут быть определены только на места
Придворного ведомства, дети почтовых служителей - по Почтовому ведомству, а
последние по ведомству Кабинета и Департамента уделов».2 Все остальные
категории населения, как указывалось в пятом пункте «Устава о службе
гражданской», не могут поступать на службу. Однако в следующем пункте
говорилось: «Запрещение, в пятой статье поставленное, остается без
действия, и лица, в оном означенные, получают право вступать в гражданскую
службу: 1) когда кто из них по месту воспитания своего приобретет право на
классный чин или вообще окончит курс учения в таком заведении, из которого
на основании сего устава дозволено принимать в службу независимо от рода и
знания; 2) когда кто приобретет порядком, для сего узаконенным, ученую или
академическую степень».3
Таким образом, сословные рамки несколько расширялись, т.к. по уставу
1804 года доступ в университеты был открыт для лиц всех сословий, а
следующий устав 1835 года хотя и ставил своей задачей сделать университеты
доступными в основном для детей дворян, но не устанавливал прямого
запрещения для поступления в них лиц других сословий, кроме детей
крепостных.
Но надо заметить, что даже в наиболее реакционное время (конец 40-х -
начало 50-х годов) многие студенты не принадлежали к дворянскому сословию.
И данные по факультетам Московского университета - юридическому (наиболее
аристократическому по составу) и историко-филологическому (наиболее
демократическому) подтверждают это.
Юридический факультет (в %)
|Сословия |1847г. |1856г. |
|Потомственные дворяне |59,4 |68,2 |
|Дети чиновников, обер-офицеров, |16,2 |14,8 |
|духовенства | | |
|Разночинцы |15,6 |11,7 |
|Иностранцы и лица, сословная |9,5 |5,2 |
|принадлежность которых не | | |
|установлена | | |
Историко-филологический ф-т
|Сословия |1847г. |1856г. |
|Потомственные дворяне |35,4 |41,2 |
|Дети чиновников, обер-офицеров, |27,5 |41,2 |
|духовенства | | |
|Разночинцы |26,3 |11,2 |
|Иностранцы и лица, сословная |10,8 |6,4 |
|принадлежность которых не | | |
|установлена | | |
Если учесть, что дети чиновников - это дети чиновников низших рангов,
а обер-офицерские дети - дети солдат выслужившихся в офицеры, то процент
разночинцев будет выше.
Вообще, особенно в начале века, гражданская служба у дворян не
считалась почетной. Так, автор книги, посвященной столетию государственной
канцелярии, по этому поводу писал: «В понятиях того времени гражданская
служба вообще не пользовалась особенным сочувствием, клички «приказный»,
«чернильная душа», «крапивное семя» и т.п., бывшие в общем употреблении со
времен Сумарокова и Фонвизина, наглядно свидетельствовали о
пренебрежительном отношении к людям, которым, однако, вверялись важные
государственные дела. Для дворянина вступление в ряды чиновников считалось
неуместным, и взгляд этот поддерживался иногда указаниями высших
правительственных лиц.».
Не располагая точными данными о сословном составе чиновничества, можно
составить некоторое представление по сведениям о привлекавшихся к уголовной
ответственности за должностные преступления чиновниках. Так, за 19 лет, с
1841 по 1859 год, было привлечено палатами уголовного суда и «равными им
местами» 78496 чиновников4, принадлежащим к самым низшим классам - от XIV
до VIII. По сословной принадлежности они подразделялись на следующие группы
(в %):
потомственные дворяне............17,3
дети личных дворян...............18,0
дети духовенства................ 3,4
дети купечества..................7,4
дети разночинцев.................53,9
Другая категория чиновников, привлекавшихся к ответственности по
должностным преступлениям, судилась в уголовных департаментах Сената.
Следовательно, как правило, чины VIII-V классов судились в Сенате. Лица же
IV-II классов привлекались к суду в редчайших случаях.5
Число чиновников, привлеченных Сенатом за те же 19 лет, составляло
13481 человек6. По принадлежностям к сословиям они распределялись следующим
образом (в %):
потомственные дворяне...............19,6
дети личных дворян.....……...........40,3
дети духовенства....................6,2
дети купцов.........................8,3
дети разночинцев....................25,3
Проанализировав эти данные можно увидеть, что процент личных дворян,
т.е. потомственных чиновников, значительно возрастает. С другой стороны,
резко уменьшается число разночинцев. Это свидетельствует о том, что
чиновники из этой категории не достигали чинов VIII-V классов.
В начале века уровень образования чиновников был крайне низким, что
прежде всего, являлось следствием отсутствия сети учебных заведений. Только
в 1804 году была создана система высших, средних и низших учебных
заведений: университеты, губернские гимназии и уездные училища. Основным
видом образования было домашнее, весьма и весьма разнообразное, в
большинстве своем сводящееся к знанию грамматики и четырех правил
арифметики.
В результате появился указ 6 августа 1809 года «О правилах
производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для
производства в коллежские асессоры и статские советники».
Тут же проводилась программа испытаний, которым должны были
подвергнуться чиновники. Она состояла из четырех разделов: «Науки
словесные», «Правоведение», «Науки исторические» и «Науки математические и
физические». Требования эти, за исключением раздела «Правоведение», не
превышали объема знаний уездных училищ, если не принимать во внимание
требование переводить с одного из иностранных языков. Программа по
правоведению требовала основательного познания «права естественного, права
римского и права частного гражданского с приложением сего к российскому
законодательству». Объем знаний по математике и физике был минимален, он
включал в себя знания «по крайней мере начальных оснований математики, как-
то арифметики с геометрией, и общие сведения в общих частях физики»7.
Экзамены должны были проводиться особой комиссией, состоящей из
ректора университета и трех профессоров. В летнее время, с мая по октябрь,
как указывалось в законе, должны были организовываться при университетах
курсы для подготовки чиновников к указанным предметам.
Указ 6 августа 1809 года вызвал буквально ужас у чиновничества и лютую
ненависть к Сперанскому. Законом об экзаменах на чин были недовольны и
широкие круги дворянства.
В 1834 году было издано «Положение о порядке производства в чины по
гражданской службе», подразделявшее всех чиновников по образованию на три
разряда: а) лиц с высшим образованием, б) со средним, в) лиц, окончивших
низшие учебные заведения либо получивших образование на дому. Последним
предоставлялась возможность приобрести права I и II разрядов, сдав
соответствующие экзамены. Для каждого из разрядов устанавливались различные
сроки производства в чины.
Такой порядок существовал до 1856 года, когда вопрос о
чинопроизводства был пересмотрен. В этом году большинство Департамента
законов решительно высказались за ликвидацию преимуществ при производстве в
чин для лиц, получивших образование. Они указывали, что «Положение 1834
года, может быть полезное в свое время, оказывается ныне анахронизмом…».
Страницы: 1, 2
|