скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Чиновничество в России. XIX век. скачать рефераты

Чиновничество в России. XIX век.

Как известно, после 1613 года абсолютно все цари пытались заставить

русскую аристократию «работать на государство», - служить. Но чаще это

заканчивалось неудачей и постепенно росли противоречия между жившей в свое

удовольствие родовитой аристократией и «выскочками», которые получили

звание и титул выслугой. И лишь после Петра I можно говорить о появлении

особого служилого сословия – дворян.

Со временем обедневшие аристократы шли к государю в услужение, и вскоре

уже все дворяне обязаны были служить во благо отечества. Вообще, служба

вообще ранее рассматривалась прежде всего как военная служба. И именно за

военную службу ранее давались именья, титулы, звания… Гражданская служба –

работа в канцелярии до реформ Петра целиком была на дьяках и подьячих.

Церковь была огромной частью государственного аппарата. С увеличением числа

образованных граждан не духовного чина и было связано становление

чиновничества как такового вообще.

Я считаю своей задачей освещение прежде всего светского столичного

чиновничества, так как по моему мнению оно представляется классическим

образцом, эталоном служилого класса на государевой службе. Но, естественно,

без сравнения столичного и провинциального чиновничества мой рассказ будет

не полон.

Есть достаточно много работ, посвященных проблемам самодержавия и различных

аспектов жизни дворянства, в которых имеются некоторые сведения о

российском чиновничестве в XIX веке.

Чиновничество в этих работах предстает как отдельная каста, которая

самым непосредственным образом влияла на решение вопросов внутренней и

внешней политики.

В основном эти работы относятся к 1960-1970-м годам, так что сведения,

содержащиеся в них, возможно, могли быть отражены не совсем верно.

Негативные моменты могли быть преувеличены, а положительные преуменьшены.

В своей книге «Российское самодержавие в конце XIX века» П.А.

Зайончковский обращался к вопросу о сословном происхождении и имущественном

положении высшей бюрократии, то есть лиц, занимавших руководящие должности

в государственном управлении. А в работе «Кризис самодержавия на рубеже

1870-1880 годов» указывает, что одной из первых мер были предложения по

очищению государственного аппарата от различных «либеральствующих»

элементов, позволяющих себе критику правительства. Это говорило о

непопулярности правительственной политики и об отношении к лицам,

осуществляющим эту политику.

В свою очередь Ю.Б. Соловьев в книге «Самодержавие и дворянство в

конце XIX века» показывал малую приспособленность аппарата самодержавия не

только по своему устройству, но и по принципу действия для быстрого и

оперативного решения проблем, которыми ему приходилось заниматься и которые

его не занимали. Во всем сказывался мелкочиновничий подход, повсюду давали

себя знать гипертрофированный бюрократизм, безразличие к делу.

В статье А.П. Корелина «Российское дворянство и его сословная

организация (1901-1904 гг.)» показаны через призму дворянского

корпоративного устройства основные тенденции эволюции высшего российского

сословия и форм его классовой организации в период от падения крепостного

права до начала первой русской революции.

Таким образом в своей работе я постарался использовать труды,

посвященные как чиновничеству вообще, так и отдельным аспектам их жизни и

деятельности.

Изучение состояния государственного аппарата России, особенно категории

лиц, обслуживавших нужды государства, начиная от высшей бюрократии и

заканчивая рядовыми полицейскими или низшими служителями различных

ведомств, имеет бесспорно большое научное значение.

Высшее и среднее звено государственного аппарата представляется

чиновничеством, то есть лицами, состоящими на государственной службе и

имеющими классный чин.

В понятие «чиновничество» включается собственно чиновничество, то есть

лица, имеющие классный чин и состоящие на службе в государственных

учреждениях, а также канцелярские служители, занимающие аналогичное

положение в правительственном аппарате и впоследствии получавшие классный

чин, также служители церкви, так как церковь являлась долго неотъемлемой

частью государственного аппарата.

К этому понятию в широком понимании слова можно отнести и некоторые

категории лиц, не состоявших на государственной службе. К ним относятся

лица, служившие по выборам в органах крестьянского общественного

управления, выполнявшего прямые полицейские функции, а также члены земств и

городских органов общественного управления, коль скоро и они, хотя бы

частично, выполняли те или иные государственные задания.

Многолетние труды русских историков подтверждают, что немалое влияние

на вопросы внутренней политики оказывали чиновники.

Издание в 1722 году закона, вводившего Табель о рангах, положило

начало образованию в России чиновничества как особой группы, наделенной

рядом прав и преимуществ. Собственно, введение Табели о рангах явилось

своеобразным развитием закона 1682 года об уничтожении местничества. Отныне

основной путь получения дворянского звания лежал через службу. Именно с

этого момента фактически появляется наряду с поместным служилое дворянство,

которое с каждым годом увеличивается.

Табель гражданских чинов устанавливал 14 классов, соответствовавших

определенным должностям, однако со временем это соответствие все более и

более нарушалось.

С введением Табели занятие любой классной должности в системе

государственных учреждений становилось невозможным, если данное лицо не

являлось чиновником. Для должностей, стоявших на самых низших ступенях

служебной лестницы, игравших «техническую» роль, - канцеляристов,

подканцеляристов, копиистов и т.д. - создавался специальный институт

канцелярских служителей. Институт канцелярских служителей являлся начальной

ступенью чиновной службы, через которую должна была проходить основная

масса будущих чиновников. При этом продолжительность пребывания в ней

определяло происхождение и образование.

Поступление на службу в гражданское ведомство определялось тремя

условиями: сословным происхождением, возрастом, уровнем знаний.1 Во второй

статье указа говорилось, что различие вероисповедания или племени не

препятствует определению на службу. В последующих изданиях 1842 и 1857

годов имеются указания, что евреи, окончившие российские университеты или

академии и получившие степень доктора, могут вступать в учебную службу, но

не иначе как с высочайшего разрешения.) По «праву происхождения» вступать в

гражданскую службу разрешалось: детям потомственных и личных дворян, детям

священников и диаконов как православного, так и униатского вероисповедания,

а также детям протестантских пасторов и купцов первой гильдии. Помимо этих

категорий разрешалось поступать на службу детям приказных служителей, не

имевших чина, а также детям придворных служителей, почтальонов и других

низших почтовых служителей, мастеров и подмастерьев фабрик и заводов, «но с

тем ограничением, что первые могут быть определены только на места

Придворного ведомства, дети почтовых служителей - по Почтовому ведомству, а

последние по ведомству Кабинета и Департамента уделов».2 Все остальные

категории населения, как указывалось в пятом пункте «Устава о службе

гражданской», не могут поступать на службу. Однако в следующем пункте

говорилось: «Запрещение, в пятой статье поставленное, остается без

действия, и лица, в оном означенные, получают право вступать в гражданскую

службу: 1) когда кто из них по месту воспитания своего приобретет право на

классный чин или вообще окончит курс учения в таком заведении, из которого

на основании сего устава дозволено принимать в службу независимо от рода и

знания; 2) когда кто приобретет порядком, для сего узаконенным, ученую или

академическую степень».3

Таким образом, сословные рамки несколько расширялись, т.к. по уставу

1804 года доступ в университеты был открыт для лиц всех сословий, а

следующий устав 1835 года хотя и ставил своей задачей сделать университеты

доступными в основном для детей дворян, но не устанавливал прямого

запрещения для поступления в них лиц других сословий, кроме детей

крепостных.

Но надо заметить, что даже в наиболее реакционное время (конец 40-х -

начало 50-х годов) многие студенты не принадлежали к дворянскому сословию.

И данные по факультетам Московского университета - юридическому (наиболее

аристократическому по составу) и историко-филологическому (наиболее

демократическому) подтверждают это.

Юридический факультет (в %)

|Сословия |1847г. |1856г. |

|Потомственные дворяне |59,4 |68,2 |

|Дети чиновников, обер-офицеров, |16,2 |14,8 |

|духовенства | | |

|Разночинцы |15,6 |11,7 |

|Иностранцы и лица, сословная |9,5 |5,2 |

|принадлежность которых не | | |

|установлена | | |

Историко-филологический ф-т

|Сословия |1847г. |1856г. |

|Потомственные дворяне |35,4 |41,2 |

|Дети чиновников, обер-офицеров, |27,5 |41,2 |

|духовенства | | |

|Разночинцы |26,3 |11,2 |

|Иностранцы и лица, сословная |10,8 |6,4 |

|принадлежность которых не | | |

|установлена | | |

Если учесть, что дети чиновников - это дети чиновников низших рангов,

а обер-офицерские дети - дети солдат выслужившихся в офицеры, то процент

разночинцев будет выше.

Вообще, особенно в начале века, гражданская служба у дворян не

считалась почетной. Так, автор книги, посвященной столетию государственной

канцелярии, по этому поводу писал: «В понятиях того времени гражданская

служба вообще не пользовалась особенным сочувствием, клички «приказный»,

«чернильная душа», «крапивное семя» и т.п., бывшие в общем употреблении со

времен Сумарокова и Фонвизина, наглядно свидетельствовали о

пренебрежительном отношении к людям, которым, однако, вверялись важные

государственные дела. Для дворянина вступление в ряды чиновников считалось

неуместным, и взгляд этот поддерживался иногда указаниями высших

правительственных лиц.».

Не располагая точными данными о сословном составе чиновничества, можно

составить некоторое представление по сведениям о привлекавшихся к уголовной

ответственности за должностные преступления чиновниках. Так, за 19 лет, с

1841 по 1859 год, было привлечено палатами уголовного суда и «равными им

местами» 78496 чиновников4, принадлежащим к самым низшим классам - от XIV

до VIII. По сословной принадлежности они подразделялись на следующие группы

(в %):

потомственные дворяне............17,3

дети личных дворян...............18,0

дети духовенства................ 3,4

дети купечества..................7,4

дети разночинцев.................53,9

Другая категория чиновников, привлекавшихся к ответственности по

должностным преступлениям, судилась в уголовных департаментах Сената.

Следовательно, как правило, чины VIII-V классов судились в Сенате. Лица же

IV-II классов привлекались к суду в редчайших случаях.5

Число чиновников, привлеченных Сенатом за те же 19 лет, составляло

13481 человек6. По принадлежностям к сословиям они распределялись следующим

образом (в %):

потомственные дворяне...............19,6

дети личных дворян.....……...........40,3

дети духовенства....................6,2

дети купцов.........................8,3

дети разночинцев....................25,3

Проанализировав эти данные можно увидеть, что процент личных дворян,

т.е. потомственных чиновников, значительно возрастает. С другой стороны,

резко уменьшается число разночинцев. Это свидетельствует о том, что

чиновники из этой категории не достигали чинов VIII-V классов.

В начале века уровень образования чиновников был крайне низким, что

прежде всего, являлось следствием отсутствия сети учебных заведений. Только

в 1804 году была создана система высших, средних и низших учебных

заведений: университеты, губернские гимназии и уездные училища. Основным

видом образования было домашнее, весьма и весьма разнообразное, в

большинстве своем сводящееся к знанию грамматики и четырех правил

арифметики.

В результате появился указ 6 августа 1809 года «О правилах

производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для

производства в коллежские асессоры и статские советники».

Тут же проводилась программа испытаний, которым должны были

подвергнуться чиновники. Она состояла из четырех разделов: «Науки

словесные», «Правоведение», «Науки исторические» и «Науки математические и

физические». Требования эти, за исключением раздела «Правоведение», не

превышали объема знаний уездных училищ, если не принимать во внимание

требование переводить с одного из иностранных языков. Программа по

правоведению требовала основательного познания «права естественного, права

римского и права частного гражданского с приложением сего к российскому

законодательству». Объем знаний по математике и физике был минимален, он

включал в себя знания «по крайней мере начальных оснований математики, как-

то арифметики с геометрией, и общие сведения в общих частях физики»7.

Экзамены должны были проводиться особой комиссией, состоящей из

ректора университета и трех профессоров. В летнее время, с мая по октябрь,

как указывалось в законе, должны были организовываться при университетах

курсы для подготовки чиновников к указанным предметам.

Указ 6 августа 1809 года вызвал буквально ужас у чиновничества и лютую

ненависть к Сперанскому. Законом об экзаменах на чин были недовольны и

широкие круги дворянства.

В 1834 году было издано «Положение о порядке производства в чины по

гражданской службе», подразделявшее всех чиновников по образованию на три

разряда: а) лиц с высшим образованием, б) со средним, в) лиц, окончивших

низшие учебные заведения либо получивших образование на дому. Последним

предоставлялась возможность приобрести права I и II разрядов, сдав

соответствующие экзамены. Для каждого из разрядов устанавливались различные

сроки производства в чины.

Такой порядок существовал до 1856 года, когда вопрос о

чинопроизводства был пересмотрен. В этом году большинство Департамента

законов решительно высказались за ликвидацию преимуществ при производстве в

чин для лиц, получивших образование. Они указывали, что «Положение 1834

года, может быть полезное в свое время, оказывается ныне анахронизмом…».

Страницы: 1, 2