скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

А. Тойнби - Постижение истории, обзор обществ скачать рефераты

иранского обществ.

Прежде всего, можно заключить, что это общество не было

тождественным тому, к которому принадлежали ассирийцы. В самом деле,

культура ассирийцев не выдержала политического испытания. Ассирия

закончила свой век, зайдя в тупик крайнего милитаризма.

Процесс мирного вытеснения ассирийской культуры, навязанной обществу

силой, хорошо прослеживается в постепенной замене аккадского языка и

клинописи арамейским языком и алфавитом. Сами ассирийцы в последние

годы империи использовали арамейский алфавит для письма на

пергаменте в качестве дополнения к своей традиционной клинописи на

камне или на глиняных табличках. Используя арамейский алфавит, они

должны были использовать и арамейский язык. Как бы то ни было, после

разрушения ассирийского государства в краткий период жизни

Нововавилонской империи , которая существовала в промежутке между

падением ассирийского государства и возвышением Ахеменидской

империи, арамейский язык, распространяясь, продолжал оказывать

влияние как на родственный аккадский язык,

так и на чуждую ему клинопись, которой пользовались аккадцы.

Аналогичный процесс можно обнаружить и в истории иранского языка,

являющегося из тьмы веков как родной язык Ахеменидов и их земляков -

персов и мидян . Когда возникла проблема фиксации языка, который сам

не развил письменности, иранцы ахеменидской эпохи приняли и

клинопись, и арамейский алфавит, с тем чтобы запечатлевать слова

родного языка как на камне, гак и на пергаменте. Клинописные надписи

самих Ахеменидов - единственные памятники языка того времени. Во

времена эллинского вторжения писания зороастрийской церкви,

составленные на иранском диалекте, переписывались на пергаментные

свитки арамейскими буквами, в результате чего в Иране, как и в

Ираке, клинописные знаки стали вымирать и постепенно получил

распространение арамейский язык. Арамейский язык нашел себе убежище

в лоне иранского языка, несмотря на то, что иранский язык, будучи

представителем

индоевропейской семьи языков, не имеет точек соприкосновения с

арамейским, и все же он помог арамейскому изгнать свой сестринский

язык, аккадский. На пехлеви некоторые иранские слова писались на

арамейском алфавите фонетически, а другие представлялись с помощью

соответствующих слов из арамейского языка.

Предполагают, что эти арамейские слова использовались как

идеограммы, которым фонетически соответствовали иранские синонимы.

Однако на следующей ступени, когда пехлеви трансформировался в то,

что называется персидским, через заимствование арабского алфавита -

результат арабских завоеваний, - эти арабские заимствования, которые

произносились так, как писались, стали в конце концов интегральными

элементами живой речи.

Здесь наблюдается эволюционное течение процесса. Элементы разных

культур -

сирийской и иранской - мирно, без борьбы самоутвердились и без

заметных трений вступили в контакт. Процесс этот отразился в

дошедших до нас языках и письменных документах. Можно обнаружить

следы его и в зеркале религии. Так, смутное время вдохнуло свою

жизнь не только в Заратустру, пророка Ирана, но и в современных ему

пророков Израиля и Иудеи.

Анализируя ирано-сирийскую культуру, можно ли определить, чей вклад

более

значителен - сирийский или иранский? История религии не дает

определенного ответа, но история литературы свидетельствует, что

Сирия, а не Иран была доминирующим элементом, и если обратиться к

более древним слоям истории, то можно обнаружить, что в период,

предшествовавший смутному времени, в так называемый век роста, Ирана

еще нет на карте мира, а в Сирии уже светит искра общественной

жизни. В эпоху царя Соломона и его современника царя Хирама уже были

открыты Атлантический и Индийский океаны и изобретен алфавит.

Итак, наиболее точным обществом, ставшем отеческим исламскому будет

"сирийское".

Идентифицировав отеческое общество, следует снова взглянуть на ислам

как

вселенскую церковь и одно из условий того, что сирийское общество

стало отеческим иранскому и арабскому. Можно заметить любопытное

различие между исламом и христианством, сделавшим в свою очередь

эллинистическое общество отеческим западному и православному.

Импульс, разбудивший творческие силы эллинистического

мира, имел чужеродное происхождение - фактически это был сирийский

источник. В противоположность этому источник творческой силы ислама

не был чужеродным, он исходил из родного сирийского общества.

Основатель ислама Мухаммед был вдохновлен иудаизмом, религией чисто

сирийской, а затем его воодушевило несторианство - форма

христианства с преобладанием сирийского элемента.

Последующее развитие ислама в сирийском обществе пришлось на период,

когда элементы чуждой греческой культуры были сметены волной

мусульманских завоеваний. Разумеется, такой великий институт, как

вселенская церковь, никогда не бывает "чистокровным" но отношению к

определенному обществу, ибо только какая-либо отдельно взятая община

может остаться "чистокровной" по отношению к расе. В христианстве,

например, можно вычленить эллинистические элементы, присущие

греческим мистериям и греческой философии, которые послужили

питательной средой для сирийской завязи. Ко времени, когда

христианство достигло зрелости как институт эллинского пролетариата,

образовался синкретизм между сирийским ядром и греческими

вкраплениями. В исламе также можно выявить вкрапления элементов

эллинизма в исходную сирийскую ткань, хотя и в меньшей степени, чем

в христианстве. В широком историческом плане правильнее отметить

противоположность между христианской вселенской церковью, берущей

начало вне своего общества, и вселенской церковью ислама, взращенной

на родной почве.

Наконец, прежде чем отправиться дальше, необходимо определить хотя

бы приблизительно месторасположение родины иранского и арабского

обществ в отношении к их отеческому обществу. Основная линия

иранского общества, проведенная через зону, пролегающую от

внутренних территорий Анатолии в районе Черноморского пролива через

Азербайджан и Хорасан до Бенгальского залива с заходом на северо-

восток в бассейн Окса и Яксарта, оказалась на значительном удалении

от отеческого сирийского общества. Если даже расширить видение ядра

сирийского общества, включив в него родину мидян и персов на

западной границе Иранского нагорья, то зона эта не достигнет земель,

на которых зародилось иранское общество. С другой стороны, родина

арабского общества в Сирии и Египте не только совпадает с родиной

сирийского общества, но и включает ее полностью. И в этом пункте

вновь просматривается некоторое сходство иранского общества с

западным, а арабского - с православным.

Индское общество.

Следующим рассматриваемым живым обществом, является индуистское

общество, и здесь вновь необходимо вернуться назад в поисках

признаков отеческого общества, находящегося за границами

исторического горизонта. Универсальное государство в этом случае -

империя Гуптов (375-475 гг. н.э.). Вселенская церковь - это индуизм,

который в эпоху Гуптов распространился по всей Индии, изгнав и

заменив собой буддизм, доминировавший в течение почти семи веков на

Индостанском полуострове - общей колыбели обеих религий. Движение

племен, охватившее владения империи Гуптов к моменту ее падения,

исходило от гуннов Евразийской степи.

Обнаружение и идентификация общества, отеческого индуистскому,

существенно облегчены предыдущим исследованием, в ходе которого было

прослежено сыновнее родство исламского общества сирийскому.

Исследование осложнялось наличием

явления, выходящего из естественного порядка. Таким явлением было

вторжение и последующее изгнание чужеродной силы вследствие коллизии

между сирийским и эллинским обществами. Конфликтовало эллинское

общество и с обществом, которое нам предстоит определить и назвать.

Пока определим его как общество, отеческое индуистскому.

Для начала выясним время эллинского вторжения в Индию. Будет ошибкой

считать за начало вторжения индийскую кампанию Александра. Хотя

историки справедливо считают этот поход блестящей военной операцией,

тем не менее он не оставил заметного следа в истории культуры. В

действительности эллинское проникновение в Индию началось при

Деметрии, царе Бактрии, который приблизительно в 190 г. до н.э.

пересек Гиндукуш, чтобы аннексировать индийские территории и

присоединить их к своему царству. Экспансия продолжалась вплоть до I

в. н.э., но уже под эгидой правителей, которых поставляла Великая

степь и которые, едва восприняв внешний лоск эллинской культуры, по

сути своей оставались варварами. Эти "грекофильствующие" варвары

хлынули в Индию двумя волнами: саки и парфяне пришли в последней

четверти II в. до н.э., кушаны - в I в. н.э.

Эллинское вмешательство во внутреннюю жизнь Индии прекратилось

только перед самым созданием универсального государства Гуптов. По

аналогии с историей эллинского вторжения в сирийское общество

попробуем обнаружить в истории Индии еще одно универсальное

государство, которое непосредственно предшествовало бы эллинскому

вторжению в Индию и находилось к империи Гуптов в таком же

отношении, в каком Ахеменидская империя находилась к Багдадскому

халифату Аббасидов. Поиски эти заведут нас в глубь веков, в империю

Маурьев, созданную Чандрагунтой в 323-322 гг. до н.э. и достигшую

расцвета в III в. до н.э., во время правления Ашоки. Пала империя

при узурпаторе Пушьямитре в 185 г. до н.э., т. е. Через пять лет

после вторжения в Индию Деметрия . На историческом фоне империи

Маурьев можно заметить отблески смутного времени в знакомой форме:

длинной череде

междоусобных разрушительных войн, в которых участвовало множество

местных государств.

А если обратить взор еще дальше вглубь, за начало смутного времени,

то можно обнаружить век роста, о котором осталось свидетельство в

Ведах. Итак, было идентифицировано общество, отеческое индуистскому.

Назовем его "индским".

Вселенская церковь индуизма, посредством которой индское общество

стало отеческим современному индуистскому обществу, напоминает ислам

и отличается от христианства, так как истоки ее берут начало на

местной почве. Без сомнения, в индуизме можно различить некоторые

неиндские наслоения. Наиболее глубоким из них является поклонение

божествам в иконической форме - черта, присущая индуизму, но которой

не было в первоначальной религии Вед, равно как не было ее и в

первоначальном буддизме. Поэтому можно предположить, что это

заимствование из религии другого общества - вероятнее всего из

эллинизма через влияние буддизма махаяны. Однако основные различия

между индуизмом и индской религией Вед - и эти различия поразительны

- относятся к тем индуистским элементам, которые были заимствованы

из буддизма - религии, представлявшей собой местную трансформацию

индской религии Вед. Важнейшие элементы, которые отсутствуют в

ведийской религии и являются индуистскими заимствованиями из

буддизма, - это монашество и его философия.

Родиной индского общества, чему есть достаточно свидетельств, были

долины Инда и Ганга. Отсюда общество распространилось по всему

Индостанскому полуострову. Территория, которую занимало индское

отеческое общество на закате своей истории, также не совпадает с

пределами индуистского сыновнего общества. Последнее, заняв весь

полуостров, устремилось затем через море на восток, в Индонезию и в

Индокитай .Таким образом, географическая удаленность индуистского

общества от индского сравнима с удаленностью арабского общества от

сирийского

Древнекитайское общество.

Нам остается исследовать общество, исторически предшествовавшее еще

одному из живых обществ. Прародина его - Дальний Восток. И здесь

нетрудно выявить типические признаки. Универсальное государство -

империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. и существовавшая

под началом династий, известных как Старшая и Младшая Хань, в

течение четырех веков. Вселенская церковь – это махаяна,

разновидность буддизма. Движение племен - набеги кочевников Великой

степи, начавшиеся после падения универсального государства.

Междуцарствие, предшествовавшее возникновению современного

дальневосточного общества, наступило по крайней мере за столетие до

начала движения племен. Универсальное государство развалилось к 172

г. н.э., хотя Младшая Хань продолжала влачить существование до 221

г. Период междуцарствия - это полвека бессилия, затем полвека

раздробленности и междоусобиц, раздиравших местные государства-

преемники, вошедшие в историю как "троецарствие", и, наконец, век

варварских государств-преемников, совпавший с периодом

промежуточного воссоединения Западной Цзинь.

Если бросить ретроспективный взгляд на предшественников

универсального

государства, созданного Цинь Шихуанди. легко заметить черты смутного

времени. Эти следы остались даже в самом названии "чжаньго", т.е.

"борющиеся царства", которым китайские историки определяют период с

479 г. до н.э. (смерть Конфуция ) до 221 г. до н.э. (принятие титула

Шихуаиди "первый властелин мира" циньским царем Чженом). Победа Цинь

над Ци завершила долгий процесс разрушительных войн между множеством

местных государств и способствовала объединению их в одно

универсальное государство. Пламя милитаризма, разгоревшееся в

постконфуцианскую эпоху, вспыхнуло задолго до того, как философ

обратился к осмыслению дел человеческих. Уже в 546 г. до н.э.

состоялась конференция по разоружению, на которой было представлено

четырнадцать стран. Отголоски этих процессов можно почувствовать в

мирском консерватизме Конфуция и отстраненном квиетизме Лаоцзы. Оба

мыслителя понимали, что в истории их общества век роста остался

далеко позади. Как же назвать это общество, на прошлое которого один

мудрец смотрел благоговейно, подобно Эпиметею, а другой, подобно

христианину, упорно отворачивался от него, как от града погибели?

Условно это общество можно назвать "древнекитайским".

Теперь заметим, что махаяна - церковь, через которую древнекитайское

общество стало отеческим современному дальневосточному обществу, -

напоминает христианскую и отличается от ислама и индуизма тем, что

источник жизни ее не был местного происхождения. Христианство

возникло в пустынях Сирии и было занесено на эллинистическую ночву

насильственно депортированными сирийцами, ставшими внутренним

пролетариатом эллинистического общества. Махаяна появилась на

индских просторах, принадлежавших сначала греческим царям Бактрии,

потом "грекофильствующим" кушанам, но зародилась она в бассейне реки

Тарима в провинциях Кушанской империи до того, как эти провинции

были завоеваны и аннексированы китайским универсальным государством

Младшей Хань в конце I в. н.э. Отсюда пошло распространение махаяны,

религии, охватившей все китайское общество и особенно популярной

среди внутреннего пролетариата его.

Родина древнекитайского общества находилась в бассейне Желтой реки.

Позже оно распространилось и на бассейн Янцзы. Бассейны обеих рек

стали родиной сыновнего дальневосточного общества, которое

распространилось на юго-восток вплоть до океанского побережья Китая,

а на северо-востоке - до Кореи и Японии. Таким образом,

территориально дальневосточное общество отстоит от отеческого

древнекитайского не столь далеко, как, например, западное от

эллинского или иранское от сирийского. Здесь ближе аналогия с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6