А. Тойнби - Постижение истории, обзор обществ
иранского обществ.
Прежде всего, можно заключить, что это общество не было
тождественным тому, к которому принадлежали ассирийцы. В самом деле,
культура ассирийцев не выдержала политического испытания. Ассирия
закончила свой век, зайдя в тупик крайнего милитаризма.
Процесс мирного вытеснения ассирийской культуры, навязанной обществу
силой, хорошо прослеживается в постепенной замене аккадского языка и
клинописи арамейским языком и алфавитом. Сами ассирийцы в последние
годы империи использовали арамейский алфавит для письма на
пергаменте в качестве дополнения к своей традиционной клинописи на
камне или на глиняных табличках. Используя арамейский алфавит, они
должны были использовать и арамейский язык. Как бы то ни было, после
разрушения ассирийского государства в краткий период жизни
Нововавилонской империи , которая существовала в промежутке между
падением ассирийского государства и возвышением Ахеменидской
империи, арамейский язык, распространяясь, продолжал оказывать
влияние как на родственный аккадский язык,
так и на чуждую ему клинопись, которой пользовались аккадцы.
Аналогичный процесс можно обнаружить и в истории иранского языка,
являющегося из тьмы веков как родной язык Ахеменидов и их земляков -
персов и мидян . Когда возникла проблема фиксации языка, который сам
не развил письменности, иранцы ахеменидской эпохи приняли и
клинопись, и арамейский алфавит, с тем чтобы запечатлевать слова
родного языка как на камне, гак и на пергаменте. Клинописные надписи
самих Ахеменидов - единственные памятники языка того времени. Во
времена эллинского вторжения писания зороастрийской церкви,
составленные на иранском диалекте, переписывались на пергаментные
свитки арамейскими буквами, в результате чего в Иране, как и в
Ираке, клинописные знаки стали вымирать и постепенно получил
распространение арамейский язык. Арамейский язык нашел себе убежище
в лоне иранского языка, несмотря на то, что иранский язык, будучи
представителем
индоевропейской семьи языков, не имеет точек соприкосновения с
арамейским, и все же он помог арамейскому изгнать свой сестринский
язык, аккадский. На пехлеви некоторые иранские слова писались на
арамейском алфавите фонетически, а другие представлялись с помощью
соответствующих слов из арамейского языка.
Предполагают, что эти арамейские слова использовались как
идеограммы, которым фонетически соответствовали иранские синонимы.
Однако на следующей ступени, когда пехлеви трансформировался в то,
что называется персидским, через заимствование арабского алфавита -
результат арабских завоеваний, - эти арабские заимствования, которые
произносились так, как писались, стали в конце концов интегральными
элементами живой речи.
Здесь наблюдается эволюционное течение процесса. Элементы разных
культур -
сирийской и иранской - мирно, без борьбы самоутвердились и без
заметных трений вступили в контакт. Процесс этот отразился в
дошедших до нас языках и письменных документах. Можно обнаружить
следы его и в зеркале религии. Так, смутное время вдохнуло свою
жизнь не только в Заратустру, пророка Ирана, но и в современных ему
пророков Израиля и Иудеи.
Анализируя ирано-сирийскую культуру, можно ли определить, чей вклад
более
значителен - сирийский или иранский? История религии не дает
определенного ответа, но история литературы свидетельствует, что
Сирия, а не Иран была доминирующим элементом, и если обратиться к
более древним слоям истории, то можно обнаружить, что в период,
предшествовавший смутному времени, в так называемый век роста, Ирана
еще нет на карте мира, а в Сирии уже светит искра общественной
жизни. В эпоху царя Соломона и его современника царя Хирама уже были
открыты Атлантический и Индийский океаны и изобретен алфавит.
Итак, наиболее точным обществом, ставшем отеческим исламскому будет
"сирийское".
Идентифицировав отеческое общество, следует снова взглянуть на ислам
как
вселенскую церковь и одно из условий того, что сирийское общество
стало отеческим иранскому и арабскому. Можно заметить любопытное
различие между исламом и христианством, сделавшим в свою очередь
эллинистическое общество отеческим западному и православному.
Импульс, разбудивший творческие силы эллинистического
мира, имел чужеродное происхождение - фактически это был сирийский
источник. В противоположность этому источник творческой силы ислама
не был чужеродным, он исходил из родного сирийского общества.
Основатель ислама Мухаммед был вдохновлен иудаизмом, религией чисто
сирийской, а затем его воодушевило несторианство - форма
христианства с преобладанием сирийского элемента.
Последующее развитие ислама в сирийском обществе пришлось на период,
когда элементы чуждой греческой культуры были сметены волной
мусульманских завоеваний. Разумеется, такой великий институт, как
вселенская церковь, никогда не бывает "чистокровным" но отношению к
определенному обществу, ибо только какая-либо отдельно взятая община
может остаться "чистокровной" по отношению к расе. В христианстве,
например, можно вычленить эллинистические элементы, присущие
греческим мистериям и греческой философии, которые послужили
питательной средой для сирийской завязи. Ко времени, когда
христианство достигло зрелости как институт эллинского пролетариата,
образовался синкретизм между сирийским ядром и греческими
вкраплениями. В исламе также можно выявить вкрапления элементов
эллинизма в исходную сирийскую ткань, хотя и в меньшей степени, чем
в христианстве. В широком историческом плане правильнее отметить
противоположность между христианской вселенской церковью, берущей
начало вне своего общества, и вселенской церковью ислама, взращенной
на родной почве.
Наконец, прежде чем отправиться дальше, необходимо определить хотя
бы приблизительно месторасположение родины иранского и арабского
обществ в отношении к их отеческому обществу. Основная линия
иранского общества, проведенная через зону, пролегающую от
внутренних территорий Анатолии в районе Черноморского пролива через
Азербайджан и Хорасан до Бенгальского залива с заходом на северо-
восток в бассейн Окса и Яксарта, оказалась на значительном удалении
от отеческого сирийского общества. Если даже расширить видение ядра
сирийского общества, включив в него родину мидян и персов на
западной границе Иранского нагорья, то зона эта не достигнет земель,
на которых зародилось иранское общество. С другой стороны, родина
арабского общества в Сирии и Египте не только совпадает с родиной
сирийского общества, но и включает ее полностью. И в этом пункте
вновь просматривается некоторое сходство иранского общества с
западным, а арабского - с православным.
Индское общество.
Следующим рассматриваемым живым обществом, является индуистское
общество, и здесь вновь необходимо вернуться назад в поисках
признаков отеческого общества, находящегося за границами
исторического горизонта. Универсальное государство в этом случае -
империя Гуптов (375-475 гг. н.э.). Вселенская церковь - это индуизм,
который в эпоху Гуптов распространился по всей Индии, изгнав и
заменив собой буддизм, доминировавший в течение почти семи веков на
Индостанском полуострове - общей колыбели обеих религий. Движение
племен, охватившее владения империи Гуптов к моменту ее падения,
исходило от гуннов Евразийской степи.
Обнаружение и идентификация общества, отеческого индуистскому,
существенно облегчены предыдущим исследованием, в ходе которого было
прослежено сыновнее родство исламского общества сирийскому.
Исследование осложнялось наличием
явления, выходящего из естественного порядка. Таким явлением было
вторжение и последующее изгнание чужеродной силы вследствие коллизии
между сирийским и эллинским обществами. Конфликтовало эллинское
общество и с обществом, которое нам предстоит определить и назвать.
Пока определим его как общество, отеческое индуистскому.
Для начала выясним время эллинского вторжения в Индию. Будет ошибкой
считать за начало вторжения индийскую кампанию Александра. Хотя
историки справедливо считают этот поход блестящей военной операцией,
тем не менее он не оставил заметного следа в истории культуры. В
действительности эллинское проникновение в Индию началось при
Деметрии, царе Бактрии, который приблизительно в 190 г. до н.э.
пересек Гиндукуш, чтобы аннексировать индийские территории и
присоединить их к своему царству. Экспансия продолжалась вплоть до I
в. н.э., но уже под эгидой правителей, которых поставляла Великая
степь и которые, едва восприняв внешний лоск эллинской культуры, по
сути своей оставались варварами. Эти "грекофильствующие" варвары
хлынули в Индию двумя волнами: саки и парфяне пришли в последней
четверти II в. до н.э., кушаны - в I в. н.э.
Эллинское вмешательство во внутреннюю жизнь Индии прекратилось
только перед самым созданием универсального государства Гуптов. По
аналогии с историей эллинского вторжения в сирийское общество
попробуем обнаружить в истории Индии еще одно универсальное
государство, которое непосредственно предшествовало бы эллинскому
вторжению в Индию и находилось к империи Гуптов в таком же
отношении, в каком Ахеменидская империя находилась к Багдадскому
халифату Аббасидов. Поиски эти заведут нас в глубь веков, в империю
Маурьев, созданную Чандрагунтой в 323-322 гг. до н.э. и достигшую
расцвета в III в. до н.э., во время правления Ашоки. Пала империя
при узурпаторе Пушьямитре в 185 г. до н.э., т. е. Через пять лет
после вторжения в Индию Деметрия . На историческом фоне империи
Маурьев можно заметить отблески смутного времени в знакомой форме:
длинной череде
междоусобных разрушительных войн, в которых участвовало множество
местных государств.
А если обратить взор еще дальше вглубь, за начало смутного времени,
то можно обнаружить век роста, о котором осталось свидетельство в
Ведах. Итак, было идентифицировано общество, отеческое индуистскому.
Назовем его "индским".
Вселенская церковь индуизма, посредством которой индское общество
стало отеческим современному индуистскому обществу, напоминает ислам
и отличается от христианства, так как истоки ее берут начало на
местной почве. Без сомнения, в индуизме можно различить некоторые
неиндские наслоения. Наиболее глубоким из них является поклонение
божествам в иконической форме - черта, присущая индуизму, но которой
не было в первоначальной религии Вед, равно как не было ее и в
первоначальном буддизме. Поэтому можно предположить, что это
заимствование из религии другого общества - вероятнее всего из
эллинизма через влияние буддизма махаяны. Однако основные различия
между индуизмом и индской религией Вед - и эти различия поразительны
- относятся к тем индуистским элементам, которые были заимствованы
из буддизма - религии, представлявшей собой местную трансформацию
индской религии Вед. Важнейшие элементы, которые отсутствуют в
ведийской религии и являются индуистскими заимствованиями из
буддизма, - это монашество и его философия.
Родиной индского общества, чему есть достаточно свидетельств, были
долины Инда и Ганга. Отсюда общество распространилось по всему
Индостанскому полуострову. Территория, которую занимало индское
отеческое общество на закате своей истории, также не совпадает с
пределами индуистского сыновнего общества. Последнее, заняв весь
полуостров, устремилось затем через море на восток, в Индонезию и в
Индокитай .Таким образом, географическая удаленность индуистского
общества от индского сравнима с удаленностью арабского общества от
сирийского
Древнекитайское общество.
Нам остается исследовать общество, исторически предшествовавшее еще
одному из живых обществ. Прародина его - Дальний Восток. И здесь
нетрудно выявить типические признаки. Универсальное государство -
империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. и существовавшая
под началом династий, известных как Старшая и Младшая Хань, в
течение четырех веков. Вселенская церковь – это махаяна,
разновидность буддизма. Движение племен - набеги кочевников Великой
степи, начавшиеся после падения универсального государства.
Междуцарствие, предшествовавшее возникновению современного
дальневосточного общества, наступило по крайней мере за столетие до
начала движения племен. Универсальное государство развалилось к 172
г. н.э., хотя Младшая Хань продолжала влачить существование до 221
г. Период междуцарствия - это полвека бессилия, затем полвека
раздробленности и междоусобиц, раздиравших местные государства-
преемники, вошедшие в историю как "троецарствие", и, наконец, век
варварских государств-преемников, совпавший с периодом
промежуточного воссоединения Западной Цзинь.
Если бросить ретроспективный взгляд на предшественников
универсального
государства, созданного Цинь Шихуанди. легко заметить черты смутного
времени. Эти следы остались даже в самом названии "чжаньго", т.е.
"борющиеся царства", которым китайские историки определяют период с
479 г. до н.э. (смерть Конфуция ) до 221 г. до н.э. (принятие титула
Шихуаиди "первый властелин мира" циньским царем Чженом). Победа Цинь
над Ци завершила долгий процесс разрушительных войн между множеством
местных государств и способствовала объединению их в одно
универсальное государство. Пламя милитаризма, разгоревшееся в
постконфуцианскую эпоху, вспыхнуло задолго до того, как философ
обратился к осмыслению дел человеческих. Уже в 546 г. до н.э.
состоялась конференция по разоружению, на которой было представлено
четырнадцать стран. Отголоски этих процессов можно почувствовать в
мирском консерватизме Конфуция и отстраненном квиетизме Лаоцзы. Оба
мыслителя понимали, что в истории их общества век роста остался
далеко позади. Как же назвать это общество, на прошлое которого один
мудрец смотрел благоговейно, подобно Эпиметею, а другой, подобно
христианину, упорно отворачивался от него, как от града погибели?
Условно это общество можно назвать "древнекитайским".
Теперь заметим, что махаяна - церковь, через которую древнекитайское
общество стало отеческим современному дальневосточному обществу, -
напоминает христианскую и отличается от ислама и индуизма тем, что
источник жизни ее не был местного происхождения. Христианство
возникло в пустынях Сирии и было занесено на эллинистическую ночву
насильственно депортированными сирийцами, ставшими внутренним
пролетариатом эллинистического общества. Махаяна появилась на
индских просторах, принадлежавших сначала греческим царям Бактрии,
потом "грекофильствующим" кушанам, но зародилась она в бассейне реки
Тарима в провинциях Кушанской империи до того, как эти провинции
были завоеваны и аннексированы китайским универсальным государством
Младшей Хань в конце I в. н.э. Отсюда пошло распространение махаяны,
религии, охватившей все китайское общество и особенно популярной
среди внутреннего пролетариата его.
Родина древнекитайского общества находилась в бассейне Желтой реки.
Позже оно распространилось и на бассейн Янцзы. Бассейны обеих рек
стали родиной сыновнего дальневосточного общества, которое
распространилось на юго-восток вплоть до океанского побережья Китая,
а на северо-востоке - до Кореи и Японии. Таким образом,
территориально дальневосточное общество отстоит от отеческого
древнекитайского не столь далеко, как, например, западное от
эллинского или иранское от сирийского. Здесь ближе аналогия с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|