скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Курсовая: Реформа местного самоуправления в России скачать рефераты

РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению

непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного

значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных

традиций. Статья 130 Конституции РФ закрепляет, что местное самоуправление

обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения,

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных элементов

(признаков):

1) Содержанием местного самоуправления является деятельность населения по

решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе

понимается население муниципального образования. В рамках осуществления

местного самоуправления население муниципального образования занимается

решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного

обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования,

отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с

Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

2) Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения.

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают

полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по вопросам

местного значения. Самостоятельность местного самоуправления определяется

прежде всего его отделением от системы государственной власти. Кроме населения

муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы

местного самоуправления. Конституция РФ специально подчеркивает, что структура

органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.

131), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной

собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают

местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также

решают иные вопросы местного значения (ст. 132);

3) Местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

4) Местное самоуправление осуществляется в двух формах, непосредственно

(путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях

(сходах) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан,

создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного

самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение

вопросов местного значения);

5) Местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его

исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип

децентрализации — отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными

делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и

местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими,

демографическими, экономическими и другими факторами.

Местное самоуправление относится к основам конституционного строя, что

означает невозможность его упразднения путем принятия поправок к Конституции

РФ (гл. 8 «Местное самоуправление»). Положения гл. 1 «Основы конституционного

строя» Конституции РФ могут быть пересмотрены только Конституционным

Собранием.

Важным моментом в организации местного самоуправления в России является

закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на

осуществление местного самоуправления.

В настоящее время в России еще происходят процессы реформирования местного

самоуправления. Учитывая этот процесс при функционировании современной модели

местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие

признаки:

- на современном этапе развития российского государства осуществляется

переход от общегосударственной собственности к многообразию форм

собственности, включая и муниципальную, требующий регулирования

экономических процессов на местах и наличия достаточных возможностей у

местной власти в области урегулирования в деятельности малого и среднего

бизнеса в виде собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;

- в России производство представлено крупными предприятиями, где

влияние их на жизнь городов очень велико, а влияние городов на крупные

производства сведено к минимуму; процесс приватизации этих предприятий без

участия местных властей привел к тяжелым последствиям;

- в России осуществляется, и по сей день не завершена экономическая

реформа, чья особенность состоит в том, что процесс разгосударствления и

децентрализация производства не сопровождается существенными изменениями в

налоговой и финансовой сферах государства; здесь обязательной задачей

является перераспределение налогов по уровням в зависимости от уровня

налогооблагаемой базы. В этой связи происходит заинтересованность органов

местного самоуправления в более полном использовании данного принципа и

перехода от финансирования отраслей хозяйства к финансированию на местах;

- развитие регионов и отдельных территорий в России происходит

неравномерно; различные условия для хозяйственной жизни, различный уровень

развития доходной части местных бюджетов требует наличия механизмов

выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории,

на которой осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, для современной России необходима система органов местного

самоуправления самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то

тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических

преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции

[7]. Основу современной модели местного самоуправления

составляют органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно

обеспечивают деятельность большого диапазона хозяйственных и социальных служб,

но и используется в качестве объекта и проводника социально-экономической

политики федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской

Федерации. Все это превращает местное самоуправление в интегрированную часть

всего государственного механизма.

Одним из главных признаков новой модели местного самоуправления является

ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в

первую очередь, перед населением.

Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

перед населением призван обеспечить:

1. Эффективность обеспечения местных задач, отнесенных к ведению

муниципальных образований;

2. Учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности

органов местного самоуправления;

3. Тесную связь с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Еще одним признаком самостоятельности местного самоуправления является

законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов государственной

власти в вопросы местного значения. В Уставах муниципальных образований

специально оговаривается, что эффективное управление муниципальной

собственностью возлагается на органы местного самоуправления. Они вправе

осуществлять с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать

условия использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию

муниципальной собственности. Закон закрепляет за органами местного

самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций для

осуществления хозяйственной деятельности.

Переход России к рыночным отношениям не мог не сказаться на деятельности

отдельных органов местного самоуправления. Основной задачей этих органов

стало пополнение доходов местных бюджетов и рациональное использование

бюджетных ресурсов.

Функционирование современной модели организации местного самоуправления в

экономической среде рыночного типа предполагает ряд следующих направлений:

1. Рациональное использование всех имеющихся ресурсов и в первую очередь

земельные ресурсы;

2. Развитие местного самоуправления как один из способов привлечения

иностранных инвестиций, а также инвестиционную деятельность самих местных

властей;

3. Переподготовка кадров для новых рабочих мест;

4. Пересмотр роли и реформирование муниципальных предприятий;

5. Создание муниципальных банков для решения следующих задач:

- уменьшение риска при хранении бюджетных средств

- приращение бюджетных средств;

6. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях:

- выпуск муниципальных займов и лотерей;

- выдача и получение кредита.

7.Сотрудничество органов местного самоуправления с предпринимательством в

целях социально-экономического развития территорий муниципального

образования, улучшения условий жизни населения, решения вопросов местного

значения.

Специфической чертой модели местного самоуправления в Росси является вопрос о ее

природе.[8] Для

современной системы местного самоуправления характерны признаки,

свидетельствующие как о государственной, так и об общественной природе. К

признакам, свидетельствующим о близости органов местного самоуправления к

государственным органам, относятся:

- население местного сообщества проживает на территории государства,

население муниципального образования является гражданами государства;

- статус местного сообщества устанавливается, гарантируется, защищается

Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов

Федерации;

- местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

-полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственный)

характер и т.д.

К признакам, характеризующим общественную природу новой модели местного

самоуправления можно отнести:

- самостоятельность населения в решении вопросов местного значения,

определение структуры органов муниципального образования;

- органы местного самоуправления не являются структурными единицами

государственного аппарата;

- наличие муниципальной собственности.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что современное самоуправление как

специфическая форма власти имеет смешанную, комбинированную общественно-

государственную природу.

Таким образом, для оптимальной модели местного самоуправления характерно

многообразие черт. Приведенные черты являются основными и позволяют говорить

о единой модели местного самоуправления в России, с разнообразными

организационными формами в различных муниципальных образованиях. Поэтому

новая оптимальная модель местного самоуправления может формироваться лишь в

том случае, если будет обеспечена комплексная реализация этих признаков.

3. Общие принципы муниципальной организации и основные организационно-

правовые формы осуществления местного самоуправления

Решение вопросов местного значения население осуществляет, как правило, через

создаваемые им органы местного самоуправления, путем делегирования этим

органам собственных прав, принадлежащей только населению компетенции.

Таким образом, органы местного самоуправления создаются только в связи с

делегированием части полномочий населения с одновременным наделением

соответствующей достаточной компетенцией.

Поэтому органы местного самоуправления можно классифицировать по:

- механизму делегирования полномочий;

- качеству делегирования полномочий;

- количеству делегирования полномочий.

Конституция Российской Федерации закрепляет только один из возможных принципов

классификации: по способу их образования, механизму делегирования

населением своих полномочий.

«Местное самоуправление осуществляется гражданами ... через выборные и другие

органы местного самоуправления», причем для выборных органов порядок создания

определяется в соответствии с законодательством и уставами муниципальных

образований. Порядок создания других органов определяется в соответствии с

уставами муниципальных образований.

Под «другими» тут необходимо понимать органы, созданные иным, невыборным

путем (например, сформированные путем делегирования представителей других

органов или организации; созданный соответствующим решением уполномоченного

на то органа или должностного лица и т.д.).

Принципиальное различие между такими органами состоит в том, что через

выборный механизм население напрямую наделяет соответствующие органы

собственной, принадлежащей только ему компетенцией, позволяющей осуществлять

управление муниципальным хозяйством в полном объеме полномочий собственника.

Все остальные не выборные органы создаются именно для обеспечения

делегированных полномочий и не располагают собственной компетенцией.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены наличие высшего

должностного лица главы муниципального образования, возглавляющего

деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории

муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц

местного самоуправления.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного

самоуправления наделяются собственной компетенцией, по решению вопросов

местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством,

как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или

утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и

входящим в категорию муниципальных служащих.

Кроме различного механизма делегирования полномочий (создания органов),

необходимо классифицировать органы местного самоуправления по качеству

делегируемых полномочий.

Такая классификация предусматривает наличие органов местного самоуправления,

наделенных представительными, исполнительными и контрольными полномочиями по

решению вопросов местного значения. При этом представительные и контрольные

полномочия делегируются, как правило, одному органу (представительному), но

население может создать и отдельный, специальный орган, наделенный

контрольными полномочиями (контрольный комитет, счетная палата и т.п.).

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы

населения и принимать от его имени решения, действующие на территории

муниципального образования, является представительный орган местного

самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и

прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с

федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость

определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми

функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она

должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление

предусматривает наличие представительных органов местного самоуправления, за

исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.

Закон определяет исключительное ведение представительных органов:

1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения

муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального

образования;

2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. принятие планов и программ развития муниципального

образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4. установление местных налогов и сборов;

Страницы: 1, 2, 3