Курсовая: Основные гарантии избирательного права их понятие и виды
(гражданство), предоставляется право участвовать в управлении государством.
Порядок осуществления права граждан на массовые мероприятия, митинги, уличные
шествия и демонстрации установлен Указ Президента РФ «О порядке организации и
проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».
Политические права и свободы
К политическим относятся права, закрепленные ст. 31—33 Конституции РФ. Механизм
использования и защиты важнейших политических прав устанавливается федеральными
законами. Так, избирательное право граждан России осуществляется на основании
целой системы правовых норм, и прежде всего Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» от 27 сентября 2002 г № 119-ФЗ (ред. от 4 июля 2003 г. №
102-ФЗ). Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно
Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» (в
ред. от 27 сентября 2002 г.). В отличие от многих зарубежных конституций
Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые
общие нормы включены в ч. 2,3 ст. 32. отдельные правила связываются с избранием
Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что
порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться
федеральными законами. Федерального Собрания приняты федеральные законы о
выборах Президента РФ, депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ.
[7]
Классификация Гарантий
Осуществление прав и выполнение обязанностей зависит не только от самого
индивида. Этот процесс контролируется и обеспечивается государством с помощью
установления гарантий обеспечения прав и свобод личности, выполнения ими
своих обязанностей.
Гарантии — это условия, средства и способы обеспечения и защиты
прав. Обычно выделяют политические, материальные, организационные и
юридические гарантии.
Под политическими гарантиями понимается стабильность политической
линии государственной власти, приверженность ее праву, законности, правам и
свободам человека и гражданина.
Материальные или экономические гарантии
обеспечиваются характером и уровнем развития экономических отношений, всем
экономическим строем. Очевидно, что экономически развитые и стабильные страны
обладают значительно большими возможностями в обеспечении правопорядка,
законности, создания условий безопасности общества и личности. Стабильное и
богатое общество всегда безопаснее, чем общество, раздираемое экономическими и
политическими кризисами. Оно в состоянии тратить больше средств не только на
удовлетворение насущных потребностей населения, но и на работу
правообеспечительного механизма — судов, исполнительных органов, полиции,
органов следствия, надзора и др.
Организационные гарантии обеспечения конституционных прав и свобод
— это прежде всего эффективное действие всех правовых механизмов
(государственных и самоуправленческих органов, должностных лиц, законодательной
базы). Так, реализация права человека на свободное гражданство потребовала
создания целого механизма его обеспечения, предусмотренного в Законе РФ «О
гражданстве Российской Федерации» В ред. от 11 ноября 2003г.,
Важная организационная гарантия в механизме защиты прав человека —
деятельность уполномоченного по правам человека.
Уполномоченный по правам человека
Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая
устанавливает, что Уполномоченного по правам человек назначает на должность и
освобождает от должности государственная Дума. Права и задачи этого
должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 26
февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной
защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций
он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным
органам и должностным лицам.[8]
Институт уполномоченного по правам человека широко распространен в мировой
практике (омбудсмен). Этот государственный орган служит гарантом соблюдения
прав человека, осуществлен специальный надзор за действиями государственных
чиновников. Уполномоченный назначается на 5 лет Государственной Думой тайным
голосованием из числа граждан РФ, достигших 35 лет, имеющих познания в
области прав и свобод человека и гражданина и опыт их защиты. Уполномоченный
вправе рассматривать жалобы на решения, действия и бездействие
государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных служащих. Уполномоченный может также принять по собственной
инициативе меры при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав
и свобод граждан. Уполномоченный может направить свое заключение
государственным органам и должностным лицам для исправления ситуации или
возбуждения дисциплинарного производства, обратиться в суд, прокуратуру.
Политические, экономические и организационные гарантии прав и свобод личности
создаются всей деятельностью общества и государства.
Конституция устанавливает главным образом юридические гарантии,
т. е. правовые формы и средства реализации и защиты личностью своего статуса.
Общими юридическими гарантиями являются положения первой главы Конституции
РФ «Основы конституционного строя», и прежде всего ст. 1, 2, 7, 15. Кроме
этого, глава вторая содержит целую систему юридических гарантий, которые
сформулированы в виде отдельных прав личности или запретов вмешиваться в сферу
свободы личности.
Общей гарантией, установленной ст. 45 Конституции РФ, является
обязанность государства защищать права и свободы человека, в том числе и
судебная защита его прав (ч. 1 ст. 46). Конституция закрепляет также общее
право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными
законом (ч. 2 ст. 45). Впервые в 1993 г. Российское государство признало право
человека обращаться за защитой прав и свобод в межгосударственные органы, если
использование внутригосударственных средств правовой защиты не привело к
восстановлению или реализации его прав. В настоящее время индивид в России
может обратиться к механизму защиты, предусмотренному документами ООН (Комитет
по правам человека) и Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод (в
Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге). При этом жалобы
принимаются только в тех случаях, когда исчерпаны все имеющиеся внутренние
средства правовой защиты внутренних прав или когда эта защита неоправданно
затягивается.
Отдельной гарантией по защите прав и свобод является право на получение
квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях,
установленных законом (например, по делам об увольнении работника, о нарушении
избирательных прав и др.). Специальными общественными формированиями по
оказанию юридической помощи являются коллегии адвокатов, деятельность которых
регулируется Законом об адвокатуре Российской Федерации. Для лиц, задержанных,
заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, право пользования
помощью адвоката предоставляется с момента соответственно задержания,
заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48).
Общими юридическими гарантиями прав и свобод личности являются положения
ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ: «В Российской Федерации не должны издаваться
законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и
свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только
в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства».
Особой конституционной гарантией, касающейся только граждан Российской
Федерации, является норма о невозможности высылки или выдачи гражданина другому
государству (ч. 1 ст. 61).
Целый ряд конституционных гарантий касается защиты человека от
правонарушений, а также от необоснованных обвинений в совершении
правонарушений, в том числе преступлений. К таковым относятся: право
обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов
государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и
должностных лиц (реализация этого права обеспечивается в частности Законом РФ
«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан»); право на защиту потерпевших от преступлении и злоупотреблений
властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного
ущерба (ст. 52), право на возмещение государством вреда, причиненного
незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или
их должностных лиц (ст.53), запрещение сокрытия должностными лицами фактов и
обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей
Основополагающим принципом защиты человека от незаконного обвинения и
наказания является принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 49
Конституции РФ. Понятие «презумпция» означает предположение. Суть данного
принципа состоит в том, что государство при решении вопроса о виновности того
или иного лица в совершении преступления как бы предполагает, что данное лицо
невиновно до тех пор, пока обратное не будет доказано в установленном
Конституцией порядке: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается
невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу
приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».
Гарантиями прав лица, обвиненного в совершении преступления, являются право
на рассмотрение его дела судом присяжных (ч. 2 ст. 47), запрещение суду
использовать доказательства, полученные с нарушением закона (ч. 2 ст. 50).
Важные гарантии прав в области правосудия закреплены в ст. 50,51 Конституции
России. Впервые в Конституции РФ 1993 г. появилась и гарантия освобождения
лица от обязанности свидетельствовать в суде (давать показания) против себя
самого, своего супруга и близких родственников. Это положение свидетельствует
не только о демократизации, но и о гуманизации правового механизма
российского общества.
Особое значение в системе гарантий прав и свобод человека и гражданина имеет
ст. 56 Конституции России, устанавливающая правовые основы режима
чрезвычайного положения. Чрезвычайные ситуации, возникающие в результате
различных природных явлений или социальных взрывов, составляют особую
опасность для жизни и здоровья людей.
Также в системе гарантий, главное место занимает Президент РФ.
Гарантии избирательного права
Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной
власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим
непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством
гарантируются свободное волеизъявления граждан Российской Федерации на выборах
и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и
права на участие в референдуме.[9]
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и
путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах
исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким
образом выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов
государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым
способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума
и глава государства — Президент Российской Федерации Именно в них воплощается
высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс
формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На
выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах
Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно
значение выборов на всех уровнях.
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого
народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы
граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти
и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными
делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов
людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан,
избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если
органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной
основе с участием самих же граждан.
Выборы непосредственно отражают политическую систему со своей стороны влияют
на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования
тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные
системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной
системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл
программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через
них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана
демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию
такого большинства.
В демократическом государстве при достаточной развитости политической
культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может
быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы
продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными
слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут
в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а
государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой
волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигаются
стабильность и порядок в общественной жизни.
Выборы — это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и
азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах,
оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в
соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и
проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных
кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой
сопровождаемый разного рода эксцессами, в развитых обществах поэтому
вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые
соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход действиями властей, они
открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в
обществе исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству
мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, — это
своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся
обрести справедливое правление.[10]
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых
норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения
выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система»
Страницы: 1, 2, 3
|