скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Курсовая: Основные гарантии избирательного права их понятие и виды скачать рефераты

(гражданство), предоставляется право участвовать в управлении государством.

Порядок осуществления права граждан на массовые мероприятия, митинги, уличные

шествия и демонстрации установлен Указ Президента РФ «О порядке организации и

проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

Политические права и свободы

К политическим относятся права, закрепленные ст. 31—33 Конституции РФ. Механизм

использования и защиты важнейших политических прав устанавливается федеральными

законами. Так, избирательное право граждан России осуществляется на основании

целой системы правовых норм, и прежде всего Федерального закона «Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации» от 27 сентября 2002 г № 119-ФЗ (ред. от 4 июля 2003 г. №

102-ФЗ). Право гражданина на участие в референдуме осуществляется и согласно

Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» (в

ред. от 27 сентября 2002 г.). В отличие от многих зарубежных конституций

Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые

общие нормы включены в ч. 2,3 ст. 32. отдельные правила связываются с избранием

Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что

порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться

федеральными законами. Федерального Собрания приняты федеральные законы о

выборах Президента РФ, депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ.

[7]

Классификация Гарантий

Осуществление прав и выполнение обязанностей зависит не только от самого

индивида. Этот процесс контролируется и обеспечивается государством с помощью

установления гарантий обеспечения прав и свобод личности, выполнения ими

своих обязанностей.

Гарантии — это условия, средства и способы обеспечения и защиты

прав. Обычно выделяют политические, материальные, организационные и

юридические гарантии.

Под политическими гарантиями понимается стабильность политической

линии государственной власти, приверженность ее праву, законности, правам и

свободам человека и гражданина.

Материальные или экономические гарантии

обеспечиваются характером и уровнем развития экономических отношений, всем

экономическим строем. Очевидно, что экономически развитые и стабильные страны

обладают значительно большими возможностями в обеспечении правопорядка,

законности, создания условий безопасности общества и личности. Стабильное и

богатое общество всегда безопаснее, чем общество, раздираемое экономическими и

политическими кризисами. Оно в состоянии тратить больше средств не только на

удовлетворение насущных потребностей населения, но и на работу

правообеспечительного механизма — судов, исполнительных органов, полиции,

органов следствия, надзора и др.

Организационные гарантии обеспечения конституционных прав и свобод

— это прежде всего эффективное действие всех правовых механизмов

(государственных и самоуправленческих органов, должностных лиц, законодательной

базы). Так, реализация права человека на свободное гражданство потребовала

создания целого механизма его обеспечения, предусмотренного в Законе РФ «О

гражданстве Российской Федерации» В ред. от 11 ноября 2003г.,

Важная организационная гарантия в механизме защиты прав человека —

деятельность уполномоченного по правам человека.

Уполномоченный по правам человека

Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая

устанавливает, что Уполномоченного по правам человек назначает на должность и

освобождает от должности государственная Дума. Права и задачи этого

должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 26

февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной

защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций

он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным

органам и должностным лицам.[8]

Институт уполномоченного по правам человека широко распространен в мировой

практике (омбудсмен). Этот государственный орган служит гарантом соблюдения

прав человека, осуществлен специальный надзор за действиями государственных

чиновников. Уполномоченный назначается на 5 лет Государственной Думой тайным

голосованием из числа граждан РФ, достигших 35 лет, имеющих познания в

области прав и свобод человека и гражданина и опыт их защиты. Уполномоченный

вправе рассматривать жалобы на решения, действия и бездействие

государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц,

государственных служащих. Уполномоченный может также принять по собственной

инициативе меры при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав

и свобод граждан. Уполномоченный может направить свое заключение

государственным органам и должностным лицам для исправления ситуации или

возбуждения дисциплинарного производства, обратиться в суд, прокуратуру.

Политические, экономические и организационные гарантии прав и свобод личности

создаются всей деятельностью общества и государства.

Конституция устанавливает главным образом юридические гарантии,

т. е. правовые формы и средства реализации и защиты личностью своего статуса.

Общими юридическими гарантиями являются положения первой главы Конституции

РФ «Основы конституционного строя», и прежде всего ст. 1, 2, 7, 15. Кроме

этого, глава вторая содержит целую систему юридических гарантий, которые

сформулированы в виде отдельных прав личности или запретов вмешиваться в сферу

свободы личности.

Общей гарантией, установленной ст. 45 Конституции РФ, является

обязанность государства защищать права и свободы человека, в том числе и

судебная защита его прав (ч. 1 ст. 46). Конституция закрепляет также общее

право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными

законом (ч. 2 ст. 45). Впервые в 1993 г. Российское государство признало право

человека обращаться за защитой прав и свобод в межгосударственные органы, если

использование внутригосударственных средств правовой защиты не привело к

восстановлению или реализации его прав. В настоящее время индивид в России

может обратиться к механизму защиты, предусмотренному документами ООН (Комитет

по правам человека) и Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод (в

Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге). При этом жалобы

принимаются только в тех случаях, когда исчерпаны все имеющиеся внутренние

средства правовой защиты внутренних прав или когда эта защита неоправданно

затягивается.

Отдельной гарантией по защите прав и свобод является право на получение

квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях,

установленных законом (например, по делам об увольнении работника, о нарушении

избирательных прав и др.). Специальными общественными формированиями по

оказанию юридической помощи являются коллегии адвокатов, деятельность которых

регулируется Законом об адвокатуре Российской Федерации. Для лиц, задержанных,

заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, право пользования

помощью адвоката предоставляется с момента соответственно задержания,

заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48).

Общими юридическими гарантиями прав и свобод личности являются положения

ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ: «В Российской Федерации не должны издаваться

законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и

свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только

в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

обороны страны и безопасности государства».

Особой конституционной гарантией, касающейся только граждан Российской

Федерации, является норма о невозможности высылки или выдачи гражданина другому

государству (ч. 1 ст. 61).

Целый ряд конституционных гарантий касается защиты человека от

правонарушений, а также от необоснованных обвинений в совершении

правонарушений, в том числе преступлений. К таковым относятся: право

обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов

государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и

должностных лиц (реализация этого права обеспечивается в частности Законом РФ

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы

граждан»); право на защиту потерпевших от преступлении и злоупотреблений

властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного

ущерба (ст. 52), право на возмещение государством вреда, причиненного

незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или

их должностных лиц (ст.53), запрещение сокрытия должностными лицами фактов и

обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей

Основополагающим принципом защиты человека от незаконного обвинения и

наказания является принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 49

Конституции РФ. Понятие «презумпция» означает предположение. Суть данного

принципа состоит в том, что государство при решении вопроса о виновности того

или иного лица в совершении преступления как бы предполагает, что данное лицо

невиновно до тех пор, пока обратное не будет доказано в установленном

Конституцией порядке: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается

невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном

федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу

приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого».

Гарантиями прав лица, обвиненного в совершении преступления, являются право

на рассмотрение его дела судом присяжных (ч. 2 ст. 47), запрещение суду

использовать доказательства, полученные с наруше­нием закона (ч. 2 ст. 50).

Важные гарантии прав в области правосудия закреплены в ст. 50,51 Конституции

России. Впервые в Конституции РФ 1993 г. появилась и гарантия освобождения

лица от обязанности свидетельствовать в суде (давать показания) против себя

самого, своего супруга и близких родственников. Это положение свидетельствует

не только о демократизации, но и о гуманизации правового механизма

российского общества.

Особое значение в системе гарантий прав и свобод человека и гражданина имеет

ст. 56 Конституции России, устанавливающая правовые основы режима

чрезвычайного положения. Чрезвычайные ситуации, возникающие в результате

различных природных явлений или социальных взрывов, составляют особую

опасность для жизни и здоровья людей.

Также в системе гарантий, главное место занимает Президент РФ.

Гарантии избирательного права

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной

власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим

непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством

гарантируются свободное волеизъявления граждан Российской Федерации на выборах

и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и

права на участие в референдуме.[9]

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и

путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах

исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким

образом выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов

государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым

способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума

и глава государства — Президент Российской Федерации Именно в них воплощается

высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс

формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На

выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах

Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно

значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого

народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы

граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти

и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными

делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов

людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан,

избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если

органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной

основе с участием самих же граждан.

Выборы непосредственно отражают политическую систему со своей стороны влияют

на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования

тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные

системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной

системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл

программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через

них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана

демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию

такого большинства.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической

культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может

быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы

продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными

слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут

в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а

государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой

волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигаются

стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы — это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и

азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах,

оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в

соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и

проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных

кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой

сопровождаемый разного рода эксцессами, в развитых обществах поэтому

вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые

соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход действиями властей, они

открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в

обществе исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству

мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, — это

своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся

обрести справедливое правление.[10]

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых

норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения

выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система»

Страницы: 1, 2, 3