скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Информационный процесс в автоматизированных системах скачать рефераты

нформатизация - это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей общества на основе формирования и использования информационных ресурсов.

С появлением и массовым распространением компьютеров человек, впервые за всю историю развития цивилизации, получил мощное средство для эффективного использования информационных ресурсов, для усиления своей интеллектуальной деятельности. С середины XX века начался переход от индустриального общества к информационному. В современном обществе главным ресурсом становится информация; только на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, местного самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [1].

Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Для информационного общества характерны следующие черты:

решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии. Информационные технологии охватывают все сферы деятельности человека;

информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

реализованы гуманистические принципы управления обществом и приоритет информации перед другими ресурсами, информационная экономика;

изменение системы ценностей, связанных с увеличением доли умственного труда, развитием творческих способностей человека;

с помощью средств информационных и коммуникационных технологий реализуется свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам.

воздействия на окружающую среду.

Опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией (США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы), где одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем, телекоммуникаций.

4.1. Роль средств массовой информации

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире, это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью СМИ возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

4.2. Информационная культура

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для этого был введен термин информационная культура.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы [4].

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до ПК и компьютерных сетей);

в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

во владении основами аналитической переработки информации;

в умении работать с различной информацией;

в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

На ряду с понятием информационная культура часто используется понятие компьютерная грамотность, информационная грамотность пользователя ЭВМ, информационная культура специалиста.

Понятие компьютерная грамотность достаточно широко. Оно включает в себя определенные общие знания, касающиеся информационной техники и технологий, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ их использования для решения различных профессиональных задач, а также основы знаний и практических навыков общения с компьютером.

В общем виде информационная культура включает в себя:

понимание закономерностей информационных процессов,

умение организовать поиск и отбор информации, необходимый для решения поставленной задачи,

умение оценивать достоверность, полноту поступающей информации,

знание основ компьютерной грамотности,

понимание компьютерных информационных технологий, как совокупности средств решения проблем человека, понимание их достоинств и недостатков,

применение полученной информации в практической деятельности человека.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [7].

4.3. Научная картина мира и информатика

Глубокий кризис охватывает современную цивилизацию. Это связано с возникновением новой глобальной проблемы развития общества - проблемы человека в изменяющемся мире. Главный кризис всё-таки мировоззренческий, а всё остальное - производное от него.

Мировоззрение - система взглядов на мир, природу и общество, человека и его место в этом мире.

Одной из теорий, оказавших серьезное влияние на научную картину мира в середине ХХ века, явилась учение В.И. Вернадского о ноосфере. Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть миллиарды лет процессом, создавшим Homo Sapiens faber, не есть кратковременное и переходящее геологическое явление. Согласно теории В.И. Вернадского, человек является частью природы и существует внутри неё.В.И. Вернадский считал, что для достижения единства с биосферой человеку необходима высокая степень информационных возможностей, предполагая, что информация будет для человека доступна повсеместно.

Появление новых средств обработки информации - это такой же акт самоорганизации материи, как и появление жизни, средств использования энергии Солнца, появление мозга и интеллекта и т.д. (Н. Моисеев). Изобретение вычислительной техники и методов работы с информатикой - всего того, что ныне называется информатикой, было необходимым условием дальнейшего развития биосферы и цивилизации, а, следовательно, и прогрессивной эволюции человечества - это был выход из тупика.

Целью вузовского образования является формирование у учащихся научного мировоззрения, которое основывает свои выводы на данных современной науки и использует научный метод познания. При этом выделяется мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общей закономерности информационных процессов в системах различной природы.

Основой мировоззрения, главным его компонентом является научная картина мира, рассматриваемая как высший уровень систематизации и обобщения научных знаний на мироздание, природу, общество и человека. Смена научной картины мира происходит при появлении явлений, которые не удаётся объяснить или предвидеть с помощью существующих данных науки. Смена научных картин мира, связанная с коренной ломкой прежних и формированием новых преставлений о тех или иных областях действительности - закономерный этап в развитии научного знания. К концу ХХ века вещественно-энергетическая картина мира сменилась системно-информационной картиной мира.

Выделяются две группы учебных дисциплин, которые изучают два основных направления организации окружающего мира:

вещественно-энергетический;

информационный.

Каждая из этих групп предметов является системой со своим системообразующим компонентом, в первом случае таким предметом является физика, во втором - информатика.

В последние годы в российской системе образования наметился новый подход к изучению информатики как фундаментальной общеобразовательной дисциплины. За годы своего существования она доказала свою жизнеспособность и превратилась в самостоятельную науку, имеющую свою предметную область и свой метод исследования - информационный подход.

Информационный подход - information approach - фундаментальный метод научного познания. Суть: при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, определяющие их функционирование и развитие.

Составной частью процесса создания у учащихся картины мира является формирование фундаментальных понятий информатики, таких как информация, информационные процессы, информационная модель, компьютер, информационная технология, информационная система. Учащиеся должны иметь современные научные представления о мире, владеть понятием информационной картины мира, чтобы сформировать свое мировоззрение.

Мир вступил в третье тысячелетие - эру информатизации и компьютеризации, но вместе с тем столкнулся с проблемами, которые угрожают существованию самого человечества. Формирование нового мировоззрения поможет человеку сохранить себя и нашу Планету.

Понятие информация имеет множество определений, среди которых нельзя выбрать то, которое бы отражало всю полноту данного понятия. Можно заметить, что информация всегда существует в паре с ее носителем. В информационной теории информация рассматривается не с точки зрения ее описательного качества, а позиционируется как определяющий элемент, описательные свойства которого лишь следствие факта восприятия. Разберем данный вопрос на примере обыкновенного компакт диска, на котором записана музыка или какие-либо иные данные. С точки зрения полезности для пользователя информацией будет считаться то, что записано на CD (данные), который является относительно этой информации носителем. Но, беря в руки этот пластиковый кругляш и рассматривая, мы начинаем его чувствовать как нечто определенной формы, плотности, шероховатости, веса, вкуса (если кому-то в голову придет мысль его попробовать на вкус) и так далее. Это все тоже информация - информация, позволяющая воспринять объект внимания как определенное "нечто". Информацией будет и то, в какой части пространства и времени этот предмет существует.д.ля субъекта это будет ровным счетом как контакт с неким информационным комплексом одного уровня (вещественного), содержащим информационный комплекс иного уровня (требующий, обработки посредством рационального мышления) и существующий в некой системе информационных координат, определяемых для человека, например, как пространство и время. Субъект внимания может воспринять тот или иной уровень объекта, только имея соответствующий этому уровню аппарат "захвата и расшифровки" данных, определяющих объект как информационный комплекс в пространстве информационных координат Мира. При этом, как видно, невозможно утверждать, что носителем информации обязательно будет материя или энергия, как отдельные определяющие категории, так как они сами вполне могут быть заданы в рамках информационного пространства.

Помимо информационной теории существует еще несколько основных теорий, по-разному утверждающих природу мира:

дуализм, по которому Мир образуется посредством сочетания двух независимых начал: материального и духовного (или энергетического), а информация в рамках такого подхода обладает лишь своим описательным качеством;

материализм - учение об определяющем характере материи в плане формирования всего мироустройства. Здесь информация тоже носить сугубо описательный характер, а энергия и духовный план признаются вторичными категориями относительно материи;

идеализм - учение о первичности духовного (энергетического) плана, порождающего материальный как следствие. Информация снова понимается с позиции описательного аспекта;

триединое учение - равенство внутри базиса из энергии, материи и информации которые, взаимно дополняя друг друга, совместно формируют реальность.

Первая тройка учений практически не отделима от идеи существования некой Абсолютной конечной реальности, что неприемлемо для излагаемой в данной работе системы. Последняя из описанных моделей, на наш взгляд, содержит превышающее число достаточных элементов. Ведь, как и говорилось ранее, материю и энергию можно выразить через понятия информации, хотя бы, на начальных этапах, пренебрегая возникающей бесконечной чередой выражения комплекса "информация как данные - носитель информации", определяя носитель, как информационное явление иного уровня, чем уровень включенных в него данных. Посему, применив принцип "бритвы Оккама" утверждаем для данного труда рабочую идею об информации как формирующей основы Мироздания. Ниже приведем основные постулаты Информационной теории (или Информационной картины Мира) с точки зрения воспринимающего существа:

мир - информационное пространство;

субъектом Мир воспринимается как череда шаблонов восприятия (реальностей), как вложенных, так и параллельных друг другу, т.е. представляет собой многоуровневую информационную систему, элементы которой взаимосвязаны как по горизонтальному, так и по вертикальному межуровневому принципу;

каждый из шаблонов восприятия относителен с точки зрения возможности развития потенциала;

каждый информационный уровень является носителем для информационного уровня следующего порядка;

определяющий информационный уровень системы-шаблона является носителем для информации всех иных информационных уровней, входящих в систему и обладает максимальным потенциалом относительно своих элементов;

каждый предмет, явление, процесс, происходящий или существующий в системе, есть ничто иное, как особый информационный комплекс, сам факт и полнота ощущения и восприятия которого обусловлена наличием соответствующих органов и механизмов у воспринимающей стороны;

взаимоотношения между комплексами строятся по принципу взаимообмена информацией, основанного на определенной информационной иерархии, определяющейся уровнем потенциала;

потенциал и полнота восприятия субъекта зависимы прямо пропорционально;

система-шаблон - производная от качества развертки сознанием данных, заключенных в Информационном пространстве.

Привычный для нас, воспринимающих существ, мир форм иллюзорен в том плане, что напрямую зависит от нашей способности к ощущению и восприятию. Воспринимающие существа являются демиургами Мироздания, в плане своего видения и возможностей взаимодействия с ним, творящими сами себе свою "клетку". Эта клетка формируется посредством восприятия субъектом того количества и качества информационного потока, которое он может обработать на всех доступных ему на данный момент уровнях организации своего существа. Чем большее количество информационных пластов может обрабатывать воспринимающая структура, тем полнее она воспринимает Мир. Переорганизация структуры механизма получения и обработки информации ведет к иному видению окружающего информационного пространства и иным возможностям. Изменение структуры самого комплекса, связанного с тем, что мы называем объектом или субъектом влечет к изменениям его отношений с суммой всех остальных комплексов и, особенно с теми, которые непосредственно связанны с тем уровнем, на котором произошло изменение. Это приводит к тому, что потенциально воспринимающее существо не ограничено в свободе выбора реальности своего существования. Этот выбор качественно можно разделить на два принципиальных класса: горизонтальный и вертикальный принципы. Воплощение горизонтального принципа изменения восприятия вызывает изменение лишь облика реальности, его формы, но не принципиального качества. Таковыми являются перемещения в параллельные миры, качество осознанности обитателей которых сравнимо с качеством осознанности "странника". Реализация вертикального принципа требует качественного изменения восприятия по шкале "предметное-абстрактное". Уровень организации пространств по вертикали характеризуется качественным скачком, так, например у Кастанеды подобные миры назывались неорганическими - миры с такой степенью абстрактности восприятия, которая воспринимается чуждой относительно "странника". При наличии соответствующего потенциала, позволяющего преодолеть определяющий пороговый уровень наличной реальности существо может полностью перейти по одному из путей, не оставив своего образа в той реальности из которой осуществляется переход.

На рубеже 3-го тысячелетия человечество вступает в новую фазу своего развития. Индустриальная эпоха сменяется информационной. Модель мира Ньютона и Эйнштейна лежит сегодня в развалинах, из ее обломков всплывает новая парадигма - информационная картина мира. На смену старому мировоззрению приходит новое информационное видение мира. Необходимость коренного изменения сознания человека очевидна. Человечество вторгается в святая святых природы - моделирует психику человека, а состояние его духа застыло на уровне рабовладельческой цивилизации.

Разрыв между технологической мощью и духовной немощью человечества может быть преодолен только на пути духовного преобразования человека, на пути развития его сверхсознания. Направить человека по этому пути и есть сверхзадача современного воспитания и образования.

Понятие информация с позиций лингвистов: ИнФОРМация - inFORM - то, что внутри формы или в современном контексте - то, что внутри материи.

Итог развития великой древнегреческой мысли и зафиксировали древние римляне в понятии информация: информация - идеальное, смысло - и формообразующее начало мира. Схема возникновения понятия информация (рис.3)

Рис.3. Схема возникновения понятия «информация»

Конечная цель - формирование целостного информационного видения мира и мироощущения, достойного человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6