скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии скачать рефераты

аким образом “N” показал нам жизненный цикл крестьянской семьи начала ХХ века. Но мне кажется, что это несколько идеализированная позиция. Не все было так хорошо и красиво - но об этом позднее.

Далее можно посмотреть, чем занимаются жители отдельных деревень и сравнить насколько схожи или же различны занятия крестьян.

Общие вопросы крестьянского землевладения и землепользования начала ХХ века изложены в статье Кожевникова “Собеседование о крестьянском землевладении", напечатанной в “ВОГЗ" в начале 1908 года Кожевников. Собеседование о крестьянском землевладении // ВОГЗ. 1908. № 1. С. 7-8.. “Петрозаводский уезд населен сплошь (за некоторыми исключениями) бывшими государственными крестьянами. Поземельное устройство их состоялось по положению 24 ноября 1866 г., в силу которого они получили во владение на правах собственников наделы земельные и лесные. Сверх того, в качестве северной лесной особенности, у нас многим селениям отведены так называемые подсечные земельные наделы, заключающие в себе обширные лесные пространства. В таких наделах лес сжигается, превращаясь в удобрения, которое дает несколько урожаев, но потом надолго - до восстановления лесного массива - превращается в пустырь" Кожевников Собеседование о крестьянском землевладении // ВОГЗ, 1908. №1. 7-8. - писал крестьянин Кожевников.

В уже упоминавшейся статье кондопожского крестьянина С. Юпланова сделан подробный обзор хозяйственных занятий крестьян Кондопоги. Кондопожане занимались исключительно хлебопашеством, ремесленников совсем мало. Обработка земли производилась сохой и бороной, удобрялась земля только навозом, других сельскохозяйственных орудий и удобрений не было. Хлеба вырастало “у редкого на год" - у большинства своего хлеба хватало на полгода и меньше. От этого крестьяне старались заработать дополнительно на хлеб и другие расходы Юпланов С. Село Кондопога Петрозаводского уезда/Сообщение из уездов//ВОГЗ, 1909. № 4, С. 15..

Крестьяне с. Кондопога скота держали мало - у средних крестьян по 3-4 коровы, но большинство держат меньше (только для навоза и молока). На корм скота шла в основном солома, ржаная и овсяная, а сеном кормили мало. В корм коровам добавляли много соли Юпланов С. Село Кондопога Петрозаводского уезда/Сообщение из уездов//ВОГЗ, 1909. № 9. С. 21..

Жители Кондопожского прихода занимаются хлебопашеством (система землевладения трехпольная), скотоводством, охотою на зверей (на медведей ради шкуры, мяса, жира; и на волков для защиты домашнего скота) и ловлей дичи и рыбы.

Основным занятием крестьян Кондопожской волости было, конечно, земледелие, кроме того, практически ни одно хозяйство не обходилось без определенного количества рогатого скота (коров, коз), мелкого скота (свиньи, овцы). Кроме основных занятий в сельском хозяйстве и производстве крестьяне были заняты отхожими промыслами.

В "ОГВ" N 13 за 1842 г. указано, что земледелие по суровому климату и глинистой песчаной и каменистой почве и по болотистым местам весьма ограничено, так что поселяне занимающиеся земледелием, едва приобретают нужное для пропитания своих семей количество хлеба. Рыболовство играло значительную роль в жизни поселян. Жители занимаются также охотой на зверей и птиц: медведи, волки, олени, лисицы, белки, куницы, рыси, росомахи, зайцы, норки; дикие гуси, утки, тетерева, рябчики и кулики. Олонецкая летопись // ОГВ. 1842. № 13.

Мы видим, что крестьянам часто не хватало на пропитание и на продажу того, что они производили и что имели со своих дополнительных заработков. Некоторым крестьянам везло больше, некоторым меньше. В N 30 ("ОГВ") за 1863 г. указано, что в селениях, ближайших к городу (в том числе и в селениях Кондопожской волости), крестьяне имели при домах огороды. В них они разводили картофель, капусту, брюкву и редьку, но огородничество не составляло здесь крестьянского промысла, а удовлетворяло только домашние потребности Хозяйство и промыслы крестьян Петрозаводского уезда в 1863 г. // ОГВ. 1863. № 30.. Однако полное удовлетворение домашних потребностей было возможно лишь с использованием удобрений, которые не каждый крестьянин мог себе позволить. Видно, что ситуация практически такая же, что и 20 лет назад - а ведь уже было отменено крепостное право. Опять же те крестьяне, которым повезло больше, могли позволить себе использовать удобрения, остальные обходились без них.

Подтверждение данным сведениям газеты мы встречаем в очерке В. Дашкова: “Грунт земли в Петрозаводском уезде каменистый, частью песчано-глинистый и болотистый. Часто встречается грунт из чуры, или дресвяной, но не из рассыпавшегося гранита, а из кругляков, как горох. Такой грунт не мог быть плодороден, но опыт показывает обратное. По холодному климату он полезен, т.к впитывает солнечные лучи передает их в землю, а при дожде, пропуская через себя воду, не дает испарится влаге. Это очень способствует растительности, особенно при удобрении навозом” Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. СПб., 1842. С.103-104..

Этой же теме посвящена заметка постоянного автора статей о крестьянских хозяйствах Петрозаводского уезда в журнале "ВОГЗ" крестьянина П. Коренного. Он писал, что крестьянское хозяйство этих краев очень сильно подвержено влиянию сурового климата. Большая часть всего земельного пространства мало пригодна для сельскохозяйственной разработки. Здесь имеются всевозможные горки, овраги, низменности, леса, топкие болота и множество камней разной величины.

Суровый климат и мало пригодные почвы, трудность обработки и плохое удобрение (чаще навоз) ставят земледельца в затруднительное положение. Поэтому житье крестьянина и его семьи без каких-либо заработков на стороне представляется трудным. А из-за недорода хлеба и других посевов, крестьянину, чтобы прокормиться, просто необходимо искать заработок на стороне. Поэтому многие крестьяне уходили в города на фабрики, в ремесленные мастерские, в лавки и т.д. Уходят большею частью в детском возрасте, превращаясь в рабочих, отрываясь от семьи. Это приводило к отрыву от крестьянской жизни, от родной природы. И почти никто из ушедших в города в деревню не возвращался Коренной П. О нашем сельском хозяйстве//ВОГЗ, 1910. №15. С. 32..

В 1906 г. в ОЕВ была опубликована статья, автор которой не назвался. В ней говорится, что сельское хозяйство ведется крестьянами так, как оно велось отцами, дедами, прадедами, причем используются “земледельческие орудия самые первобытные". Автор считал необходимым полностью преобразовать крестьянское хозяйство. Предполагалось, что только священники могут помочь крестьянам вести хозяйство по-новому, потому что они ближе к народу. А чтобы выучить крестьян нужно ввести в курс духовно-учебных наук сельское хозяйство. Священник должен закупить сельскохозяйственное оборудование, привести поле в порядок, а крестьяне будут посматривать и тоже за новое возьмутся По вопросу о церковной земле // ОЕВ, 1906. №14 (ч.неофиц.).

В 1907 г. ему оппонировал священник А. П-й. Он пишет, что аноним не подумал - откуда священники возьмут средства на закупку нового оборудования. Да и крестьянин не нуждается в советах. Он вырос на этой земле, он отлично умеет и пахать, и сеять; знает, что лучше родится на его земле. Священник даже приводит поговорку: “Мужик хоть и сер, но ум-то у него никто не съел”. Скорее это священники или барин спросит у мужика совета в сельском деле. К тому же, в обширный курс духовно-учебных наук сельское хозяйство вписать очень трудно и от этого никакого проку не будет Сельские пастыри как образованные благоустроители крестьянского хозяйства // ОЕВ, 1907. №8 С. 231-235. (подпись: П-й А.) (ч.неофиц.).

Теперь поглядим, как обстояли дела в отдельных деревнях Кондопожской волости. Жители Кончезерского прихода занимаются хлебопашеством (система землевладения трехпольная), скотоводством, охотою на зверей и ловлей дичи и рыбы. Плотников не много - во всем приходе не более десяти, кузнецов до шести, есть сапожники, но работают не аккуратно. Портняжничеством занимаются иноприходные, один из которых постоянно живет при заводе.

Актуальные в Кондопоге проблемы - недород урожая, и отход крестьян на промысел и дополнительный заработок - присутствует и в деревне Тивдия Тивдийского прихода Кондопожской волости. С каждым годом в этой местности количество урожая уменьшается. Автор заметки о Тивдии - в "ВОГЗ", некто “Л", писал, что, лет 15-20 назад, старожилы не пользовались покупной мукой - хлеба своего хватало на целый год. Теперь же только у двух-трех крестьян хлеба хватает на год, остальным приходится покупать. Тут же, автор задается извечным вопросом - “Почему? ” Действительно, если поглядеть, то земля та же, удобряют тем же, что и деды - навозом, те же самые орудия труда - соха, да и земство старается помогать.

“Л” указывает в качестве причины “нерадивое отношение крестьянина к земле. По свидетельствам старожилов 15 лет назад на отхожие промыслы уходило около 2-5 крестьян, а все остальные старались на своей земле, а теперь же 70-100 человек уходит на сплавы лесов, в деревне остаются из мужиков только старики да малые” Село Тивдия - одна из причин уменьшения урожаев / Сообщения из уездов // ВОГЗ, 1912. №12. С. 17-19. (подпись: Л.). В такой ситуации все хозяйство держалось на хрупких плечах женщин и детей. Они даже плуг нормально не удержат. Теперь видно, почему сельское хозяйство становилось все меньше и хуже. К тому же, по мере развития сплава леса, рабочая сила стала цениться высоко от 6 до 9 руб. в неделю, на готовом кушании. Поэтому крестьяне перестали считаться со своим хозяйством полностью переложив его на свою семью.

В Белой Горе Тивдийского прихода люди заняты в основном на каменоломнях. Самые первые пришельцы оказались здесь приблизительно во времена Екатерины Великой. Главный предмет занятий жителей указать трудно. Они все имеют земли и покосы, но, во-первых: в недостаточном количестве, а во-вторых: земля не отличается плодородием - грунт песчаный, земля боится засухи, вследствие чего люди собирают столько, сколько посеяли. Поэтому дополнительно занимаются рыбной ловлей (лососи, пальи, сиги), другие могут выделывать всевозможные мраморные вещицы: надгробные памятники, предметы интерьера - подсвечники, ящички, столики. Другие уходят в Петербург занимаются ремеслом Петропавловский А. Тивдийский приход (описание) // ОЕВ, 1908. №8. С.164. (ч. неофиц.).

Жители других деревень Тивдийского прихода главным образом землепашцы, отчасти рыболовы. Деревня Тивдия главный центр торговли прихода - здесь сосредоточены четыре лавки местных торгующих крестьян Исаковых. В Тивдии всегда стечение мужиков из других деревень, т.к в руках здешних крестьян находится и мукомольное дело Петропавловский А. Тивдийский приход (описание) // ОЕВ, 1908. №9. С. 179. (ч. неофиц.). В Тивдии в основном выращивались картофель, лук, морковь, огурцы, свекла, некоторые выращивали брюкву, цикорий и салат Тивдия/Сообщения из уездов//ВОГЗ, 1912. №13. С. 17-18. (подпись: “N”).

Однако в 1910 г. Тивдию постигла еще одна беда. Летом 1910 г. (как сообщено в "ВОГЗ") дождей почти не было и поэтому травы уродилось мало - на половину меньше, чем в 1909 г., но в виду других обязанностей крестьяне начали косить. Соответственно сена было в половину меньше прошлых лет. Согласуясь с кормом, крестьянам пришлось убавить поголовье скота. А зима-то длинная и холодная. С этого и начались проблемы - зимой стали вредить крысы. Они селились в хлебных и сенных стогах, поедая крестьянские запасы и превращая их в труху Село Тивдия/Сообщения из уездов//ВОГЗ, 1911. № 4. С. 24. (подпись: “N”).

Однако с последствиями I мировой войны эти проблемы не кажутся существенными. Влиянию мировой войны и февральской революции на жизнь и поведение крестьян Петрозаводского уезда посвящена интересная заметка И. Андронова с красноречивым названием “Спасайте деревню”.

В Петрозаводском уезде крестьянские хозяйства подверглись серьезным испытаниям. Война оторвала от деревни почти все мужское население. За годы войны, когда не было в деревнях крепких мужских рук все пришло в упадок. Многие дома разрушились, старики, оставшись без сыновей, умерли, т.к не смогли справиться с постигшим их горем. Но к концу войны деревня научилась обходиться своими силами.

Но вот произошла смена власти и мужикам стали давать массами отпуска. Жены и дети с воодушевлением ждали кормильцев домой. Однако, вернувшись домой, они забыли и жен, и детей, и хозяйство, собирались группами в беседной избе. Мужчины проводили там дни и ночи за карточной игрой, проигрывая деньги, напиваясь. Мало того, что они прожигали свои отпускные, так еще отбирали у семьи, продавали часть того, что вырастили жены с детьми, оставляя их без еды и денег Андронов И. Спасайте деревню/Сообщения из уездов//ВОГЗ, 1917. № 8. С. 19-20.. Не оправдались надежды жен, детей и престарелых родителей.

На примере нескольких деревень Кондопожского края видно, что основным занятием жителей было конечно земледелие. Многие держали скотину, и это создавало дополнительный труд - сенокосы, уход за скотиной. Ремесло в каждой деревне было разным и ориентировалось на те ресурсы и возможности, которые были в крае (мраморное дело мукомольное дело, торговля и др.), кроме того, большинство жителей занимаются отходничеством.

При незначительном хлебопашестве и слабо развитой ремесленности мещане и рабочий класс городских жителей поддерживали свое существование отхожими промыслами на судоходных путях и на лесных промыслах и некоторыми промысловыми заработками на местах жительства.

4.3 Промыслы крестьян Кондопожского края

Крестьянин обязан своим существованием земле. Однако в Кондопожском крае, как мы уже выяснили, земля не может с избытком оплачивать труд человека. Это из-за холодного и сурового климата, из-за неудобной земли и малого ее количества.

Поэтому в первых числах ноября, когда уже закончена вся сборка урожая и все распределено, лишь только устанавливается первая зимняя дорога, крестьяне отправляются к Белому морю для перевозки морской рыбы. Получали они за этот труд по 1 руб.15 коп. за пуд в Архангельске и по 1 руб.20 коп. в Петербурге.

Далее к главным промыслам можно причислить рубку и вывозку бревен и дров. Местом свалки назначалась какая-нибудь река или берег Онежского озера. Рубщики устанавливали “станок" - временное пристанище, пищей служили съестные припасы. Заработок около двух и более рублей в день на двух человек и лошадь (рубщик, извозчик). Именно эти промыслы, как наиболее распространенные, выделяет крестьянин П. Коренной Коренной П. Промысловая жизнь крестьян Петрозаводского уезда//ВОГЗ, 1907. № 5. С. 14-16..

В Кондопоге из-за малоземелья, скудных почв и низкой эффективности сельского хозяйства крестьяне нуждались в дополнительном заработке, чтобы купить хлеб и сделать другие необходимые расходы. Чаще всего они со своими лошадьми уходили заниматься извозом к Белому морю или в Петербург. С первых чисел ноября, когда устанавливался зимний путь крестьяне волостей Великогубской, Толвуйской, Кондопожской и Шуйской, промышлявшие извозом, отправлялись в первый зимний путь к Белому морю за покупкою рыбы, преимущественно сельдей или же с целью транспортировки кладей, идущих оттуда в Петрозаводск Промыслы населения Олонецкой Губернии в 1878 г. // ОГВ. 1879. №90.. Некоторые занимались тем, что везли в Петербург мальчиков и девочек, а то и взрослых для устройства их в прислугу и на обучение в лавках, мастерских и т.д. С взрослых брали за услугу 5-7 руб., а детей сдавали туда, кто больше даст и возьмет их на обучение на 4-5 лет (примерно 5-10 руб.). Еще везли в Петербург рыбу и дичь примерно за 1 рубль. К Белому морю ездили за перевозками рыбы в Петрозаводск - около 50-80 коп. за пуд. Кроме этих заработков занимались крестьяне Кондопоги и вывозкой леса: бревен, дров - на двух людей и лошадь зарабатывают около двух рублей в день. Некоторые крестьяне вывозили песок или чуру на полотно почтовой дороги расклад тот же: около 2 руб. в день на двух мужчин с лошадью. Этими заработками крестьяне с. Кондопога уплачивали подати и вели расходы в хозяйстве Юпланов С. Село Кондопога Петрозаводского уезда/Сообщение из уездов//ВОГЗ, 1909. № 4. С. 16..

В 1879 г. в "ОГВ" теме “Отхожие промыслы крестьян” было отведено несколько номеров газеты ОГВ. Ниже приведены сведения выписанные из серии статей "Промыслы населения Олонецкой Губернии":

"1. Охота на зверей и птиц - после сельского хозяйства это главнейший домашний промысел. Но в этом промысле есть определенная опасность, если осень теплая и сухая, то птицу до зимнего пути сохранить легко, если же погода осенью мокрая, а на улице бездорожье, то птица портится и скупщиками берется плохо. Охотились в основном на медведей, волков, лисиц, куниц, зайца, белок, оленей, лосей и т.д. Способы ловли зверей и птиц остаются до сих пор в первобытном положении Промыслы населения Олонецкой губернии в 1878 г. // ОГВ. 1879. № 43..

Рыболовство - выгоды этого промысла, по словам крестьян-промышленников с каждым годом сокращается. Но значение его велико" Там же // ОГВ. 1879. № 44.. Г.И. Куликовский предоставил нам сведения о рыбацких артелях: "рыбу ловили сетями, удочками, неводом (как зимой, так и летом), спускачем (вертикальная сеть). Среди всех участников выделялись несколько “большаков” - чаще всего это старый опытный рыбак, но случалось, что им мог быть “молодой да понятливый”. Большак не получает никаких прибавок по сравнению с остальными участниками, но пользуется уважением и долго сохраняет за собой должность.

Большаки продают рыбу “маркитанам", которые сами приезжают на место продажи, избавляя тем самым от труда езды в город.Т.о. вся роль большака концентрируется в совете и торге, но торговать он должен честно “иначе рыба перестанет попадаться".

В продажу шла более крупная рыба, мелкая делилась между участниками “на варю” (т.е. каждому хватит сварить уху), при чем и рабочие нанятые на малый срок, за болезнью или пьянством кого-то из участников, тоже получали “на варю” ежедневно.

Складник строго следил за исправным посещением ловли, считая извинительным неявки только по болезни, родинам, крестинам, похоронам, служебным обязанностям и т.п. Если артельщику приходилось отсутствовать долгий срок, он нанимает от себя работника, при короткой отлучке артельщик получает свой пай наравне со всеми: “разве водочкой после угостит товарищей, больше ничего! " Куликовский Г.И. Поездка на Укшезеро: Рыболовные артели Укшезера и Кончезера // ОГВ. 1888. № 6.

В одной из публикаций журнала “ВОГЗ" подробно рассказывалось об одном из промыслов села Тивдия - рыбной ловле Тивдия/Сообщение из уездов//ВОГЗ, 1911. №15. С. 27.. В окружающих местность озерах и реках водятся сиги, лососи, гариусы, щуки, лещи, ряпушка, плотица, окуни, налимы, салага и ерши. Но с годами эти водоемы становятся все беднее, рыба исчезает. Поэтому ловля рыбы уменьшается, а цена на рыбу растет. По сведениям из этой публикации была составлена следующая таблица:

Таблица I 2. Цена выловленной рыбы в селе Тивдия в 1911 году (в коп).

раньше

сейчас

Окунь

2-3

5-9

Сиг

1-2

3-5

Мелкая рыба

1-2

3-5

Источник: Тивдия/Сообщение из уездов // ВОГЗ, 1911. №15.

Уменьшение ловли рыбы произошло из-за того, что лов рыбы производится большей частью в нерест и при том всевозможными способами и ловушками. Крестьяне используют сети, мережи, сачки, удочки, неводы, мережи, остроги и другие орудия лова Тивдия / Сообщения из уездов // ВОГЗ, 1911. №15. С.28 (подпись: “N”).

Вероятно, крестьяне Тивдии и окрестных деревень вынуждены ходить на рыбный промысел все дальше - в отдаленные озера, где рыбы еще много.

Из всех известных промыслов в газете "Олонецкая неделя" встретились только сплав леса, промысел раками.

На сплаве леса крестьяне трудятся целое лето, три-четыре месяца. В основном это пришлые, они все это время живут в палатках. Заработок не большой - около одного рубля в день. Работа эта очень похожа на бурлацкую. Мужики следят, чтобы бревна шли строго по заданному курсу. Люди делятся на группы, две расположены по берегам, третья следит за течением бревен через заданный проход На сплаве леса // Олонецкая неделя, 1911. № 8. (подпись: “Zet”).

За один рубль в день это поистине батрачный труд. Ведь эта работа очень тяжела не только физически, но и морально. Многие из работников простужаются в холодных водах, теряют навсегда здоровье, а иные умирают от воспаления легких или какого-нибудь другого заболевания.

Другой промысел, процветающий в Заонежье - это промысел раками. Но т.к добыча была очень большой, то на промысел раков отправлялось большое количество людей. В течение нескольких лет раками загружали целые барки и, в конце концов, в 1911 г. добыча состояла только из “мелюзги". Автор заметки о промысле раков предложил, что буде целесообразно два-три года добычу раков приостановить, для того чтобы было выведено потомство, и водоемы вновь заполнились этими млекопитающими Промысел раками // Олонецкая неделя, 1911. № 9. (подпись: Б.Г.).

Кроме отхожих промыслов крестьяне Кондопожской волости занимались кустарной промышленностью. К сожалению из газеты нельзя узнать об этом ничего конкретного. Но информация об этом имеется в краеведческом сборнике “Кондопожский край в истории Карелии и России".

Около 31% кондопожских кустарей было занято в обработке дерева; 38% - волокнистых веществ; 21% - животных продуктов; 10% - металлов и минералов.

"Среди разнообразных деревообрабатывающих промыслов наиболее распространенным и характерным для волости являлись смолодектярное курение, столярное и колесно-экипажное дело.

Производство было представлено в 12 из 55 деревень волости. Средний заработок смолодегтекуров составляло 24,3 руб. в год.

"Столярное дело служило “преимущественно для удовлетворения местных потребностей". У мастеров не было специальных мастерских. Они работали в домах и с помощью ручного труда изготовляли мебель для крестьянского обихода (столы, стулья, шкафы, кровати, табуреты и др.)

Средний доход столяра-мебельщика составлял 43,6 руб. в год. Кораблев Н.А. Кустарные промыслы крестьян Кондопожской волости в конце XIX - начале ХХ века // Кондопожский край в истории Карелии и России. Петрозаводск-Кондопога, 2000. С. 161.

"Среди производств по обработке волокнистых материалов наиболее значительными по числу лиц являлись: портновское дело, прядильно-ткацкий и сетевязальный промыслы.

Заработок портного зависел от квалификации и количества заказов. Почти все портные сочетали ремесленный труд с сельским хозяйством.

"На базе традиционный домашней выделке полотна, являвшейся привычным занятием в зимний период, оформился ткацкий промысел мелкотоварного типа. Изготовляли рядно и отдельные ткацкие изделия (полотенца, половики) Там же. С. 162..

Средний заработок составлял всего около 3 руб. за зиму на человека. Производство ориентировалось на Петрозаводск и на Шуньгскую ярмарку, где покупателями текстильных изделий выступали жители Поморья.

"Сетевязальный промысел был тесно связан с рыболовством, имевшим в волости большое развитие. Особенностью промысла являлось то, что им занимались преимущественно старики и дети во время досуга.

Сбыт готовых изделий (неводов, сетей, мереж) производился на месте. Заказы поступали редко.

"Производство по обработке животных продуктов в Кондопожской волости было представлено в основном сапожным промыслом, которое являлось ремесленным занятием.

Земские исследователи показывают, что у сапожника работа полностью зависела от местных заказов и носила вообще характер неопределенности.

Почти все сапожники сочетали свое ремесло с другими промыслами и ведением сельского хозяйства.

"Среди производств по обработке металлов и минералов основным является кузнечный промысел.

Кузнецы делились на две категории по роду занятий:

I. Преимущественное изготовление новых вещей хозяйственного и бытового назначения - сошники, косы, топоры и т.д.

II. Ремонт изделий и подковывание лошадей. Отдельные кузнецы осуществляли и слесарные работы. Большинство кузнецов работало не круглый год, а было занято в весенние и осенние месяцы.

Кузнечное дело носило ремесленный характер, мастер выполнял заказы Кораблев Н.А. Кустарные промыслы крестьян Кондопожской волости в конце XIX - начале ХХ века. С. 163..

Большинство крестьян работало по найму в предпринимательских карьерах, добывающих декоративный камень. Но небольшая часть каменотесов занималась изготовлением разнообразных изделий (станков, пресс-папье, подсвечников, пасхальных яиц, печаток и т.д.) на продажу Там же. С.164..

4.4 Промышленность Кондопожского края

Однако кроме традиционных крестьянских промыслов в Тивдийском приходе крестьяне могли заниматься кустарным промыслом - заниматься изготовлением поделок из мрамора, который добывался на Тивдийских мраморных ломках.

Тивдийские мраморные ломки представляли собой казенное предприятие, которое желающие могли взять в аренду (“на оброчную статью”). Они находились в ведении Олонецкого управления земледелия и государственных имуществ. Со времени окончания постройки Исаакиевского собора вплоть до 1899 г., т.е. в течение почти 50-ти лет, крестьянских разработок мрамора не было. Только после того как в 1899 г. мраморные ломки перешли в ведение русского музея Александра III в Петербурге, здесь возобновились работы по добыче и обработке мрамора для отделки внутренних стен и полов нового здания музея. Работы закончились в 1906 г. на них было истрачено около 200 тыс. руб. Подобные работы обеспечивают населению хороший поденный заработок, в годы же когда нет крупных заказов, население занимается изготовлением мелких мраморных изделий - пепельниц, подсвечников, письменных приборов и др. - предметы сбывались в Петрозаводске и через скупщиков в Петербурге. Это кустарное производство давало обыкновенно очень малый заработок и крестьяне, как говорится, перебивались с хлеба на квас.

На перспективы развития кустарных промыслов по обработке тивдийского мрамора обратил внимание местный предприниматель инженер М.А. Токарский, который опубликовал в “ВОГЗ" статью с изложением своих предложений по развитию этого промысла. Предметы кустарного производства очень дорогие, т.к отделка, шлифовка и изготовление ведется вручную в банях, когда за границей все ведется механически на жерновах. Большие памятники крестьяне не могут делать, т.к нечем и никак завалить огромный булыжник в баню, и вручную практически не возможно изготовить памятник огромной величины. Т.о. все упирается в техническую неоснащенность. Инженер-технолог М.А. Токарский подал главному управляющему землеустроительства докладную записку о мероприятиях по улучшению кустарного промысла в районе Тивдийских мраморных ломок. Он предложил для устранения неудобств в работе построить специальную мастерскую-сарай с необходимыми техническими приспособлениями как для операций с крупными кусками мрамора, так и для более легкой отделки (мостовой кран, две пары жернов, рама для распилки мрамора). При мастерской, он считал, должен быть элементарная школа, чтобы подготовить молодое поколение местных крестьян к пониманию рисунка и даже его воспроизведению. Содержание мастера должно быть 10-12% от продажной стоимости изделий или 10-15 коп. за день работы на станке Токарский М.А. К улучшению кустарного мраморного промысла в Петрозаводском уезде / Земская хроника // Вестник Олонецкого Губернского земства, 1908. № 3. С. 24-25..

М.А. Токарский считал, что крестьяне с охотой ухватятся за такое предложение, и просил помочь в устройстве своего проекта.

Олонецкий мрамор стал пользоваться известностью с середины XVIII в. Открытие его относится к 1757 г. По преданию первые мраморные ломки были заявлены правительству новгородским купцом Мартыновым, уроженцем села Лычный остров, что на оз. Сандал. Добыча производилась бурением и порохостроительною работою. Изделия из Тивдийских мраморов и других цветных камней Олонецкой губернии являются украшением царских дворцов, главных храмов обеих столиц Олонецкий мрамор. Исторические сведения // Олонецкая неделя, 1911. № 28. (подпись: Н.Ш.).

Бледно-розовый мрамор, который украшает внутреннюю часть музея Александра III в С. - Петербурге - одно из богатств Олонецкой губернии. Архитектор Свиньин добывал его на берегу одного из озер губернии, где им был оборудован целый завод. Главные обнаружения мрамора известны в окрестностях села Тивдия (по имени которого называются и все другие ломки этой окрестности) и на большом острове д. Лижмозеро. Здесь мрамор образует толщи до 12 сажень высоты, возвышаясь обрывистыми скалами над уровнем озер Гижезера и Лижмозеро.

В ломках Белой Горы мрамор имеет весьма разнообразную окраску: сверху залегает грязно-белый мрамор, ниже - светло-красный и белый с красными пятнами. Далее на одну версту на берегу оз. Кривозера залегает мрамор отрывочно-ленточного характера. По светло-красному полю идут более темные полосы. Очень красивый сорт мрамора залегает за 5 вест от Белой Горы - в Керченаволоке: по светло-серому фону рассеяны ярко-красные пятна.

Кроме Белой Горы и Тивдии мрамор выступает на Карий остров оз. Сандал напротив деревни Лычный остров. Ломка обнажила здесь отвесную скалу в 10 сажень высотой, сложенную сероватым и ярко-красным мрамором с бледно-розовыми вкраплениями. Десятисаженная скала Лижмозерского мрамора имеет розовый с черными пятнами цвет, у деревни Пялозеро замечены выходы красивого темно-сургучного и оранжевого мрамора, а в Мунозере имеются мощные залежи мрамора темно-малинового цвета с белыми крапинками Олонецкий мрамор в музее Александра III в С-Петербурге // Олонецкая неделя, 1911. № 21. (подпись: Ш.).

Но мрамор использовался не только в России - нередко вывозился за границу.

Кроме главных мраморных поставок по заказам частных лиц и на вольную продажу, из мраморных и цветных камней делались на заводе различные вещи: камины, вазы, чаши, шашечные и столовые доски, подсвечники, солонки, лампадки и т.д. Но автор заметки, укрывшийся за инициалами "Н.Ш. ", писал, что “сейчас эти вещи производят очень грубо, раньше же, особенно в 40-е гг. XIX в. исполнение работ были на высшем уровне - тогда производились мраморные изделия по самым сложным и изящным узорам” Олонецкий мрамор. Исторические сведения // Олонецкая неделя, 1911. № 28. (подпись: Н.Ш.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5