скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии скачать рефераты

з приведенных выше фактов видно, что писать сообщения в газеты и журналы могла лишь небольшая группа людей. Из всех живущих в Олонецкой губернии можно смело отсечь детей, женщин (хотя есть вероятность, что они скрывались под псевдонимами), неграмотных (далее будут приведены сведения о грамотности - она несущественна).

Из всех публикации по Кондопожскому краю, которые были напечатаны в ОГВ свои имена открыли только три автора. Это были два священнослужителя - священник Чудинов И.К. и священнослужитель Олонецких Марциальных вод Александр Лебедев. Кроме того, нам известно имя одного крестьянина, который так же не скрывал свое имя - Куликовский Г.И., он писал заметки о крестьянских промыслах. В основном о рыболовных промыслах, подозреваю, что он описывал их исходя из своего собственного опыта. Читая эти заметки, чувствуется та напряженность со средствами, заставляющими молодых людей покидать семьи в поисках заработка, чувствуется какая это тяжелая работа, требовалось очень много сил и здоровья, т.к зачастую приходилось спать под открытым небом, недоедать и есть, часто, испорченную пищу.

Имена остальных авторов скрыто от нас под такими псевдонимами как "Сунянин", либо подписей не было совсем.

В газете "Олонецкая неделя" заметок о Кондопожском крае было встречено в наименьшем количестве, чем во всех остальных периодических изданиях. В ней были встречены только две подписи. Одним из авторов являлся священник Никольский, который резко высказывался против праздников, пришедших к нам еще со времен язычества. Другим - крестьянин Петр Коренной. Этот человек печатался очень активно, он писал заметки пожелания, очерки, рассказы и т.д. Иногда создавалось впечатление, что он стремится изменить ситуацию в крае в лучшую сторону и не перед чем не остановится. К тому же, он писал не только в "Олонецкую неделю", но и в журнал "ВОГЗ".

Так как журнал "ОЕВ" был православно-церковным, то и большее внимание в ней уделено именно этой стороне жизни края (состояние церквей, церковные школы, экономическое состояние причтов и т.д.). Авторами статей в основном были священники, а так же миряне, интересующиеся этой стороной жизни края.

Большая часть статей была написана “А.А. Олонецким", С. Покровским и простыми мирянами. Кроме того, авторами различных статей выступали священнослужители, например: Евгений Мерцалов, В. Красов, Н. Суперанский, А. Ильинский, Владимир Успенский, Т. Бронзов, С. Петропвловский (священник Тивдийского прихода), П.А. Орлов (священник, законоучитель Кончезерского одноклассного училища), Д.В. Осторовский (сверхштатный член духовной консистории, олонецкий епархиальный миссионер, священник), Н.К. Чуков (епархиальный наблюдатель), протоирей А.П. Надежин. Один автор скрывался под псевдонимом "П-й А. ", некоторые под псевдонимами “N” (скорее всего их было несколько). Несколько статей не было подписано.

В журнале "ВОГЗ" самыми частыми корреспондентами выступали именно крестьяне: Н. Семенов, Б. Горделевский, Р. Прушевский, М. Тихомиров, Кожевников (интересовался развитием сельского хозяйства в крае) и др. Сведения о Кондопожском крае в основном представляли крестьяне П. Коренной (о нем упоминалось ранее), В. Дубенский, С. Юпланов, Басаргин И.Е. (житель, заинтересованный в развитии Спасской Губы). Одно это может быть свидетельством того, что крестьяне очень интересовались проблемами в своем крае, поисками путей их решения.

Кроме крестьян среди авторов встречаются и сторонние наблюдатели, как например, Андронов (писал о непривлекательности войны и ее последствии для деревни), а так же инженер-технолог Токарский М.А., заинтересованный в развитии и подъеме кустарного промысла в районе Тивдийских мраморных ломок Олонецкой губернии.

Некоторые авторы придумывали себе следующие псевдонимы - “N", “Местный”, "Р.Ш. ", "Т.У. ", "Ф.О. ". Другие статьи не были подписаны.

Глава III. Материалы о населении и населенных пунктах Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии

3.1 Описание и состояние деревень Кондопожского края

По карте Карелии видно, что большинство поселений расположено по прибрежно-озерному типу. К сожалению, из газеты мы не можем выявить такую обусловленность, но И.А. Чернякова в своей монографии “Карелия на переломе эпох объясняет такую плотность поселений в XVII в. выходом на поверхность особого минерала - шунгита, увеличивающего плодородие почв. “Именно этим объясняется наибольшая плотность населения около оз. Сандал и между Спасской Губой и оз. Кончезером…” Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох. Очерки аграрной и социальной истории XVIIв. С. 92. Очевидно эти поселения сохранились до наших дней.

В январских номерах 1849 г. была опубликована писцовая книга Олонецкого края за 7136-7137гг. (1628-1629 гг.) В этой публикации перечисляются села и деревни Петрозаводского уезда, включая и несколько деревень Кондопожской волости: “…в Шуньгском погосте выставка на Мунозере, на тяглой земле, деревня у часовни в Большом Наволоке. А в ней поставлена церковь Св. пророка Ильи. Того же Шуньгского погоста выставка волостка Кондопога. А в ней церковь во имя Успения Пречистые Богородицы” Там же. 1849. №3.. Исходя из этого, можно сделать вывод, что от Кондопожского погоста начинают отходить деревни и появляться новые погосты (Шуньгской, Сунский).

В 1909 году в журнале “ВОГЗ" был помещен очерк крестьянина С. Юпланова “Село Кондопога”. Крестьянин Юпланов С. составил своеобразную серию очерков об этой деревне. Он описал быт крестьян, состояние прихода, занятия крестьян и т.д. (обо всем этом далее - в других частях).

Юпланов писал, что “Кондопога - село немалое - около ста домов, раскинувшееся на пространстве почти трех верст". В ней две церкви и две часовни, волостное правление, почтовое отделение, два училища, ветеринарный фельдшер, фельдшер медицинский и акушерка Юпланов С. Село Кондопога, Петрозаводского уезда/Сообщения из уездов //ВОГЗ, 1909. № 4. С.15..

В 1911 году некто И.Е. Басаргин напечатал в "ВОГЗ" свою статью о селе Спасская Губа, которое расположено приблизительно в 50-ти километрах от Кондопоги. В селе расположено местное волостное правление, фельдшер, полицейский урядник и две лавки. А в 15-ти верстах на севере от Спасской Губы расположено одно из обществ Спасопреображенской волости - Пялозерское, состоящее из 12 селений. Кроме Уссуны и Шушков, остальные не имеют летних колесных дорог, которые соединили бы эти селения с Петрозаводском, Кондопогой, Спасской Губой и другими селениями. Если нужно крестьянину съездить в город, то приходится нанимать телегу в Спасской Губе за ту цену, что предложат, т.к на своей телеге добраться невозможно. До Спасской ему приходится добираться пешком или верхом на лошади. Закупленные в городе товары, кроме как на плечах от Спасской Губы до селения своего крестьянину не донести, а верховая езда очень опасна из-за валунов и валежника.

В 10-ти селениях этого общества находится 167 дворов, жителей всего 903 (431 мужчина, 472 женщины) - и они совершенно отрезаны от внешнего мира.

Автор этой статьи (И.Е. Басаргин) пишет, что “население хлопочет о проведении дороги перед Петрозаводским уездным земским собранием уже больше семи лет, и пустило на это предприятие уже 300 рублей от продажи леса”. Но ходатайство до сих пор не было удовлетворено Басаргин И.Е. Спасская Губа, Петрозаводского уезда/Сообщения из уездов // ВОГЗ, 1911. №16. С. 17-18..

Назвавшийся “Местным", крестьянин села Лычный Остров поведал читателям "ВОГЗ" о проблеме своей деревни, которая по существу была у многих селений Кондопожского края.

Лычный остров - поистине забытый уголок Петрозаводского уезда" - пишет автор. На самом деле это было почти так. Село Лычный Остров расположен в северном конце озера Сандал (как видно из названия - на острове). А другие деревни Лычноостровского прихода разбросаны по берегам озера.

Ближайший почтовый пункт имеется в Тивдии (в семи верстах от Лычного). Но корреспонденция нередко доходит только через месяц-другой, а может и затеряться. Кондопожской почтовое отделение находится от Лычного Острова, если считать водным путем - 45 верст, а по сухому пути - 60 верст. Оттуда почтовые отправления получают только через Кондопожское волостное правление, потому что все письма и пакеты для Лычного передаются в правление. Однако Кондопога лычноостровитянами посещается редко. А узнать, кто поедет в Кондопогу из других деревень очень трудно - нужно перебираться на другой берег и искать “ездоков” в Кондопогу. Да и то “ездок” не всегда доставит пакет прямо в Лычный, а оставит ждать случая там очутиться. Таким образом, бумаги, приказы, газеты и другие пакеты доставляются медленно.

“Местный” писал, что было бы отрадно, если бы из ближайшего Тивдийского почтового отделения все бумаги и письма доставлялись отдельной службой и своевременно, т.е. предоставили специальный прогон корреспонденции Лычный остров/Сообщения из уездов // ВОГЗ, 1911. №20. С. 20. (подпись: “Местный”).

В указателях к газете “ОГВ” д. Тивдия отводится около десяти упоминаний, но как бы ни было странно о самой деревне в статьях не сказано ни слова. Это объясняется тем, что рядом с деревней расположены Тивдийские мраморные ломки и все внимание уделено им. Найти кое-какие сведения о деревне Тивдия мне удалось в монографии Н.Я. Озерецковского: “Деревня Тивдия лежит по реке Тивдии ниже мраморной ломки; в ней живут государственные крестьяне и некоторые петрозаводские купцы. Выше сей деревни, от правого берега реки, настлан по земле бревенчатый мост, по которому переволакивают мрамор в Сандал-озеро” Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С.133..

В 1911 году какой-то анонимный автор поместил в “ВОГЗ" заметку о жизни деревни Карташева Сельга Тивдийского прихода состоявшей приблизительно из 30-35 дворов. В весеннее и осеннее время она отрезана от других окружных деревень озерами и вязкими болотами. От села Тивдия она отстоит за 18-20 верст.

От Тивдии до Карташевой Сельги есть дорога, но по ней можно проехать только зимой на санях. В летнее время проезд только верхом - телега не идет. В виду такой дороги и далекого расстояния от церкви, редкий житель может поприсутствовать в церкви больше чем раз в год.

В деревни церкви нет, есть только часовня. Иногда, около 2-х раз в год, священник села Тивдия А. Петропавловский служит в часовне Карташевой Сельги обедни.

Автор, подписавшийся “N", вероятно, был глубоко верующим крестьянином, поскольку заметка посвящена именно церковным вопросам. В конце заметки он сообщил, что уже получено разрешение пристроить к часовне алтарь, а одному из священников Тивдии приехать в Карташеву Сельгу Карташева Сельга / Сообщения из уездов // ВОГЗ. 1911. № 15. С. 28-29. (подпись: “N”)..

На севере Петрозаводского уезда находится деревня Лижмозеро Тивдийского прихода Кондопожской волости. Расположена она на близотстоящих друг от друга двух островах, отдаленных от берега на версту. Обе части деревни (Малое и Большое Лижмозеро) имеют 358 жителей обоего пола, из них детей - мальчиков от 7 до 11 лет - 18 человек, а девочек того же возраста - 12 (это сведения из “исповедальных ведомостей” за 1910 г). Все женское население деревни не грамотно, из мужиков редко кто встречается грамотный Деревня Лижмозеро/Сообщения из уездов //ВОГЗ, 1911. №13. С. 15-16.(подпись: “N”). Обо всем этом писал в своей заметке в "ВОГЗ" житель деревни Лижмозеро, подписавшийся, как “N".

В 1857 г. на основе Полного собрания законов Российской империи, описей дворца Его императорского Величества в архивах Олонецкого Горного Правления, “Истории” Голикова и других сведений из архива Горного Правления была составлено исследование И.К. Чудинова “Олонецкие Марциальные воды”. Оно публиковалось с 43 по 49 номера, и в нем описывалось открытие этих источников, посещения их Петром Великим и другими высокопоставленными лицами Исторические материалы: Олонецкие Марциальные воды // ОГВ. 1857. №43-49.. В следующем году (первых номерах 1858 г) И.К. Чудинов завершил свое описание Олонецких Марциальных вод. Он пишет, "что благодаря мудрым заботам и вниманию великого государя распространилась известность Марциальных вод" Чудинов И.К. Олонецкие Марциальные воды // ОГВ. 1858. №1, 2, 3., составлявших в то время славу нашего края. В этих номерах описывается доклад императору об открытии Марциальных вод, изложен подробный рассказ о регулярном посещении им Марциальных вод, постройки церкви Петра и Павла, Царского дворца и других построек.

После царских посещений к Марциальным водам стали приезжать многие больные. От столицы была сюда проведена дорога через Петрозаводск Кончезерские Марциальные воды // НАРК. ОГВ. №56, 1878. (ч. Неофиц.) С.686. .

С 1 по 15 марта 1724 г. император Петр Великий проходил лечение в Марциальных водах в последний раз. После смерти императора Марциальные воды опустели, все постройки обветшали и разрушились, осталась только церковь в память о былой славе.

26 июня 1858 г. Марциальноводскую церковь посетил император Александр II. Он поговорил со священником о состоянии церкви, осмотрел помещения и остался всем доволен, пообещав принять меры по решению первоочередных задач сохранения церкви. Уехал император в тот же день Лебедев А. Высочайшее посещение императора Александра Николаевича Марциальных вод // ОГВ. 1858. № 21, № 46.. Публикация о Его посещении Марциальных вод была составлена из рассказа местного священника Александра Лебедева.

Кроме того, в одном из номеров “ОГВ” есть упоминание о Сунском погосте Кондопожской волости Петрозаводского уезда. Автором является Сунянин, по всей видимости, это житель д. Сунна, т.к в окончании статьи указано, что “записка прислана по почте". Из этой записки известно, что в Сунском погосте открылось земское училище Открытие земского училища в Сунском погосте // ОГВ. 1876. № 23 (подпись: Сунянин)..

На основе приведенных сведений можно сделать вывод о том, что читатели ОГВ интересовались историей своего края. Большое внимание уделено истории открытия Марциальных вод и посещения их Петром I. Однако в газете нет сведений, посвященных особенностям расположения поселений, скорее всего это было просто не интересно.

О наличии в деревнях Кондопожской волости, кроме крестьян, помещиков также можно узнать из газеты. Например, в 1842 г. указывается, что в марте этого года в д. Кончезеро произошел пожар. В результате этого пожара сгорел дом помещика Обернисова, убыток был подсчитан в 20 руб. серебром Сводка происшествий // ОГВ. № 12, 1842..

Общая численность прихожан Кондопожского погоста на протяжении веков было разной. К сожалению, в газете нет сведений о численности и составе населения Кондопожского волости. Такие сведения имеются в статье И.А. Черняковой “Успенская церковь в Кондопоге: день нынешний и век минувший". Из этой статьи можно узнать, что численность дворов с 1707 г. составляла примерно 30 жилых и 30 нежилых, а к 1817 г. она увеличилась до 190 жилых, при этом нежилых дворов не насчитывалось. Правда к 1831 г численность снизилась примерно до 175 дворов, но к 1926 г. численность дворов уже выросла до 1180 Чернякова И.А. Успенская церковь в Кондопоге: День нынешний и век минувший // Краевед Карелии: 10 лет. Петрозаводск, 1999. С.49.. Состав населения, скорее всего, был неоднороден, т.к наряду с карелами здесь проживали русские. Среди жителей деревень Кондопожского края встречались и ссыльные, попадавшие сюда как с центральной части Российской империи, так и из Финляндии, и из Польши. Кроме того, когда молодые крестьяне уходили на промысел на Белое море и вообще на север, вполне возможно, что оттуда они могли привезти жену.

3.2 История и состояние церквей и приходов Кондопожского края в начале ХХ в.

В 1828 году была создана Олонецкая епархия. С того времени все православное духовенство подчинялось епископу (архиепископу), постоянно проживавшему в Петрозаводске. Иногда этот церковный начальник совершал поездки по своей епархии, чтобы лично увидеть каково положение дел на местах.

В 1897-1901 гг. епископом Олонецкой епархии был Назарий (Кириллов) (1850-1928). Он был сыном священника Донской епархии. С 21 октября 1897 г. Находился в должности епископа Олонецкого и Петрозаводского Сорокин В. Исповедник о просветительской деятельности митрополита Григория (Чукова), 2005. С. 628.. Это был очень деятельный церковный руководитель. Именно при нем стали издавать “ОЕВ". Он очень много ездил по своей епархии. В 1898 г. Преосвященный Назарий совершил поездку от Петрозаводска до Климетского монастыря и обратно. По пути он посетил церкви и часовни Кондопожского края. В поездке его сопровождал настоятель Петрозаводского кафедрального собора протоирей А.П. Надежин (1857-1931) - в монашестве Александр. С 1897 г. До 1 ноября 1906 г. Был нештатным членом Олонецкой Духовной консистории, членом совета Александро-Свирского братства. Он неоднократно печатался в ОГВ, вел раздел “Местная хроника" в ОЕВ (1898-1907), а с 9 января 1908 г. Стал ректором Тверской Духовной семинарии Там же. С.626.. Именно он напечатал в “ОЕВ” подробное описание указанной выше поездки Преосвященного Назария Надежин А. От Петрозаводска до Климетского монастыря и обратно (Обозрение Олонецкой Епархии) // ОЕВ. 1898. № 3. С. 18..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5