скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Захар Федорович Леонтьевский - выдающийся российский синолог скачать рефераты

p align="left">Встречаются и лексические примечания, например значения слов "Бейле", т.2 стр.227, употребляемое в XI и XII веков, как присоединение к именам государственных должностных лиц и "Бейл" - титул маньчжурских ханов, дававшийся за военные подвиги (т.2 страница 227).

Другой важной заслугой З.Ф.Леонтьевского является его собирательская деятельность. Сейчас мы называем это коллекционированием.

В Россию китаевед привёз множество редкостей и в 1830 годы открыл в Петербурге первый частный музей китайской культуры и быта. Корреспондент газеты "Северная пчела", посетивший в 1832 году его квартиру на Васильевском острове, был восхищён кабинетом хозяина и хранившимся там множеством интереснейших вещей. Здесь были портреты императорской семьи, карты, картины, чертежи, обувь, головные уборы, украшения…

Особый интерес вызывали принадлежащие Захару Фёдоровичу акварели. Чтобы собрать такую замечательную коллекцию ему приходилось проявлять немало изобретательности. Порой для того, чтобы получить отдельные экспонаты, требовалась и храбрость. Так в Китае запрещалось хранить портреты императора (Сына Неба), это считалось святотатством и богохульством. Хотя Захар Леонтьевский был миссионером и иностранцем, он тоже мог быть подвергнут суровому наказанию за обладание изображений царствующей персоны. Однако он в течение пяти лет уговаривал художника-китайца за плату сделать пять акварелей. В 1832 году пять живописных портретов членов императорской семьи были преподнесены российскому императору Николаю Павловичу, за что Леонтьевский получил 2000 рублей ассигнациями.

Кабинет китайских редкостей просуществовал вплоть до 1868 года. В связи с переездом в Ярославль Леонтьевский продал свою коллекцию за 75 рублей Императорской публичной библиотеке, предметная часть поступила в музей этнографии. Несколько лет назад часть этой коллекции экспонировалась на выставке в Ярославском художественном музее.

Как же сложилась дальнейшая судьба Захара Фёдоровича? В 1832 году он был причислен переводчиком с китайского и маньчжурского языков в азиатском департаменте министерства иностранных дел, где получал весьма скромное жалование. Отрицательное влияние на карьеру Леонтьевского оказал Никита Бичурин (отец Иакинф). К моменту возвращения Леонтьевского из Китая отец Иакинф уже имел огромный авторитет в краеведении. За десять лет он подготовил "почву" для своих противников. Карьера Леонтьевского заметно осложнилась. Он заслужил репутацию образованного китаиста, но был заслонен фигурой Бичурина.

Леонтьевского беспокоило отсутствие знающих переводчиков с китайского и маньчжурского. Он ходатайствовал об учреждении кафедры китайского и маньчжурского языков в Петербурге. Кафедру открыли, и в ведении Захара Фёдоровича находилось отделение восточных языков, где обучались переводчики для российских миссий и консульств. Сфера научных интересов З.Ф.Леонтьевского была обширна. Он занимался историей, географией, экономикой, демографией, нумизматикой, археологией. Как переводчик, он очень много трудился на благо русского купечества. Наш земляк был автором нескольких словарей, справочника "Китай", составил китайскую и маньчжурскую часть каталога рукописей и ксилографов Императорской публичной библиотеки.

В 1866 году З.Ф.Леонтьевский вышел в отставку в чине коллежского советника и имел ордена: святого Станислава II степени, святого Владимира IV степени, знаки беспорочной службы за 40 лет; бронзовую медаль за прошедшую войну и "право носить в отставке мундир, присвоенный последней должности". За службу при миссии З.Ф.Леонтьевскому была положена пенсия в 400 рублей серебром в год, и за службу при азиатском департаменте получал пенсию 600 рублей серебром в год. То таким образом он получал пенсию 1000 рублей серебром в год. Захар Федорович был женат и имел трёх дочерей, некоторые специалисты (Шубина С.А.) упоминают и двух сыновей, но впоследствии о сыновьях не говорится. Оставив по взаимному согласию семью в Петербурге, он переезжает в Ярославль. О его пребывании в нашем городе почти ничего не известно.

III. ЯРОСЛАВСКИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ СИНОЛОГА

Мы уже достаточно подробно описали жизнь и деятельность Захара Федоровича Леонтьевского в Китае и Петербурге, но, к сожалению очень мало данных о его ярославском периоде жизни: до его отъезда в Петербург и о последних годах пребывания в Ярославле.

В научной литературе по этой проблеме никаких сведений нет. Только в некрологе по случаю смерти З.Ф.Леонтьевского, написанным А.А.Соколовым и помещенным в "Губернских ведомостях" за 23 июля 1874 г. мы встречаем данные о е6го последних годах.

Тогда мы обратились в архив. Для работы в архиве мы определили фонды, в которых можно найти необходимые нам материалы. И тут пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Сначала мы обратились к фонду Первой мужской гимназии, так как в заявлении о приеме указывается адрес учащегося, имя его родителей, а также приказы о переводе из класса в класс и ведомости об успеваемости учащихся. Но документов мужской гимназии до 1819 г. в архиве нет, а в это время Леонтьевский уже отправился в Пекин.

Потерпев неудачу в этом направлении, мы обратились к документам по регистрации новорожденных. Известно, что в это время регистрация проводилась в храмах.

Все из того же некролога А.А.Соколова нам известно, что Леонтьевский родился на ул. Духовской. Но, найдя план Ярославля XIX в., мы увидели, что эта улица фактически пересекает всю центральную часть города от Волги до Которосли. А нам бы хотелось иметь хоть какое-то представление, в какой части города находится дом, где вырос будущий выдающийся синолог. В документах мы выяснили, что на этой улице находилось несколько храмов. Мы начали их изучать.

Первый храм располагался у спуска к Волге, это была церковь Параскевы Пятницы, построенная в 1730 г. Этот храм по дате основания нам подходил, т.к. ко времени рождения Захара Федоровича (1799 год) он уже действовал. Сегодня, холодный храм не существует, т.к. он был снесен, а в зимнем храме проходят службы. Это храм находится на Октябрьской площади. Но данных о Леонтьевском в документах этой церкви мы не нашли.

Второй храм, который также находился на этой улице - это церковь Святого Духа, именно она дала название улице. Находилась она на пересечение ул. Духовской (Республиканской) и ул. Дворянской (современный пр-т Октября). И этот храм по дате основания нам подходил, т.к. он был построен в XVII в. (1690 г.). В настоящее время этот храм не сохранился, был снесен в 1938 г. Но в материалах этой церкви никаких данных по необходимой нам теме, мы не нашли.

Недалеко от Ионафановскго училища (здание Педагогического университета) располагалась церковь Иоанна Богослова (она, как и церковь Святого духа, была основана в XVII в. (1679 г.)). Построена была на средства прихожан. Сейчас она не существует, т.к. снесена была в 1934 году. Но документы этой церкви сохранились. И вот в записях за 1799 г. мы находим запись: "У губернского секретаря Федора Егоровича Леонтьевского сын Захарий родился 25 января, восприемником (т.е. крестным) был Коллежский асессор Иоанн Гаврилович Иоаннов". Эта запись была сделана 26 января. Здесь указано имя отца и его занятие, и имя и должность крестного.

Что нам дает эта запись, полученная таким трудом? Во-первых, мы теперь имеем документ о дате рождения синолога. Во-вторых, сужаются рамки поиска домовладения, т.е. дома, где жил Леонтьевский. В-третьих, мы можем пойти по направлению социального происхождения Захара Федоровича и поиску его родственников.

Поиск дома, где родился Лентьевский, велся по нескольким направлениям, мы пытались найти по статистическим карточкам (по квартальным), т.к. выяснили, что район ул. Духовской, относящийся к приходу церкви Иоанна Богослова ограничен рамками кварталов 41-45 и 45-48. К сожалению, самые ранние статистические карточки по этим кварталам относятся к 1899 г., мы заказали их, изучив 28 микропленок, дома принадлежавшего Леонтьевскому мы не нашли.

Мы видим, что очень молодых годах Захара Федоровича. Для того чтобы понять уровень подготовки будущего учённого, мы обратились к сочинению И.М.Звоникова "Исторические записки о Ярославской гимназии" 1881 года. Из этого сочинения мы можем узнать, что в то время в гимназии обучение велось на очень высоком уровне.

Нам показался интересным и ещё один факт. В 1808 году было принято решение вести исторические записки о бытие губернии, а также метеорологические, топографические и статистические данные. Главной целью этого был сбор сведений относящихся к природе и важнейшим явлениям, характеризующие состояния края. Возможно, именно в гимназии у Леонтьевского и появились первые опыты в изучении культуры и быта, которые так пригодились ему в Китае. Гимназическое начальство заключило в 1811 году договор с Петербургским педагогическом институтом: "…о приёме лучших выпускников гимназии в университет. "Среди первых, таким образом, в Петербургский педагогический институт (впоследствии университет) поступил и Леонтьевский. Он поступил на математический факультет.

Совсем немного материала о его жизни в Ярославле после приезда синолога из Петербурга. В некрологе говорится, что Леонтьевский последние два года (1872-1874годы) вёл очень скромный образ жизни, так, например, снимал квартиру за Которослью "с дровами, водой и мебелью, в одну чистую комнату за шесть рублей и имел одну прислугу". Тратил Захар Фёдорович очень немного, только около 20 рублей, "в том числе и собственноручную раздачу денег бедным и нищим", доходившую до 5 рублей в месяц. Питался он в последние время, как указывает А.Соколов в некрологе, только "чаем, супом с телятиной и молоком с белым хлебом". По воспоминанию современников, он был так слаб, что передвигался по комнате с помощью прислуги, а в последние два года уже ничего не писал и не читал, а его книга, которая имела такое название: "Благоговейное обращение мыслей к Богу Отцу, к Богу Сыну, к Богу Духу Святому, к пресвятой Богородице, к Животворному Кресту, к Святым Ангелам, к Иоанну-Крестителю, к апостолам Петру и Павлу, к святым пророкам, в назидание, увещевание и утешении." - так и не была закончена.

Его посещал Нил и, видя его немощь и слабость, поселил в квартире Угрюмова. Архиепископ Нил сам обладал необыкновенной трудоспособностью и занимался миссионерской деятельностью во время своего служения в Прибайкалье. Как мы видим, и архиепископ Нил и синолог Леонтьевский осуществляли миссионерскую деятельность, были увлечёнными людьми. В 1854 году Нил был назначен в Ярославль.

О деятельности Нила мы узнаём из журнала "Ярославские зарницы Даже живя в Ярославле, Нил занимался переводами с бурятского языка, написал несколько книг о Сибири и буддизме, где были даны этнографические подробности о жизни сибирских аборигенов. Нам, кажется, что эти два человека должны быть рады своей встрече, ведь у них было столько общего. И умерли эти два исследователя в один год с интервалом в один месяц. Нил 21 июня 1874 года, а Леонтьевский 21 июля 1874 года.

Из некролога нам известно, что Леонтьевский свои последние годы жизни провел в нищете, и жил на съемной квартире у Угрюмова, куда его поселил высокопреосвященный Нил. Поиск этого дома и стал нашей следующей целью. Самый ранний список домовладельцев г. Ярославля, имеющийся в Гос. архиве относится к 1878 г. Несмотря на то, что Леонтьевский умер в 1874 г., мы предположили, что дом, принадлежащий Угрюмову, остался.

В списках домовладельцев по г. Ярославлю значилось только одна фамилия Угрюмов - купец Угрюмов. По квартальным микросхемам мы нашли описание и месторасположение этого дома. Вне всяких сомнений, это и есть интересующая нас домовладение: находится она за Которослью, и принадлежит к приходу церкви Иоанна Предтече (в настоящее время здесь находится рынок).

Мне кажется это весомая находка, несмотря на то, что дом не сохранился, мы теперь знаем достоверно, где провел свои последние дни выдающийся синолог Захар Федорович Леонтьевский.

После отпевания З.Ф.Леонтьевского в церкви Иоанна Предтече, он был похоронен на Леонтьевском кладбище. "…Сосновый его некрашеный гроб, обитый позументом, несли четыре человека через поле до самого кладбища". А.А.Соколов указывает приблизительное место захоронения "на северной стороне недалеко от вновь устроенной ограды".

Мы обратились к книге "Исторический очерк Ярославского Леонтьевского прихода и кладбища" (1783-1901), написанной священником Сильвестром Соколовым в 1901 году. В этой работе среди захоронённых не называется имени Леонтьевского. Есть в северной части кладбища отметка о захоронении Леонтьева. Возможно, это и есть нужное нам захоронение, но утверждать этого мы не можем.

Вот так по крупинкам, мы попытались проследить жизненный путь выдающегося ученого-синолога З.Ф. Леонтьевского и выявить места, связанные с ним в нашем городе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы мы выяснили, что Русская духовная миссия в Пекине сыграла огромную роль в закладке дипломатических отношений между Россией и Китаем и удовлетворяла интерес к Китаю, как соседней стране со своеобразной цивилизацией. Члены миссии занимались изучением как экономических, политических особенностей страны, так и популяризацией литературных произведений.

Огромную роль в познании Китая сыграло изучение представителями русской миссии китайского и маньчжурского языков. Члены духовной миссии использовались в качестве переводчиков при заключении договоров, ведения переговоров и перевода официальных документов. Возвратившись в Россию, бывшие миссионеры служили переводчиками при Азиатском департаменте МИД. Благодаря членам духовной миссии сложилась хорошая школа по изучению Азиатских стран.

Мы гордимся, что среди членов Пекинской духовной миссии были и ярославцы: Поликарп Тугарин, Алексий (Виноградов), З.Ф.Леонтьевский которые внесли заметный вклад в развитие дипломатических отношений между странами и в становление отечественной и мировой синологии.

Имя З.Ф.Леонтьевского, известно лишь узкому кругу специалистов. В синологии его имя было скрыто работами о. Иакинфа (Н.Я. Бичурина). Однако, научное наследие характеризует его как одного из самых знающих китаеведов середины ХIХ в. Его кабинет китайских редкостей был одним из первых частных музеев в России.

И самым главным достоинством данной работы можно считать поиск документов и мест, связывающих этого талантливого ученого с нашим городом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Государственный архив Ярославской области, Метрические книги:

Церкви Святого Духа, 1799г. (фонд 230)

Церковь Параскевы Пятницы, 1799 г. (фонд 230)

Церковь Иоанна Богослова, 1799 г. (фонд 230)

Список домовладельцев, 1878 г. (фонд 509, микросхема)

Статистические карточки, по квартальные ул. Духовская квартал:41-45, 45- 48, 1899 г. (фонд 509, микросхема)

2. Звоников И.М. Исторические записки о Ярославской гимназии в 1881 году. Ярославль; 1883

3. Отец Иакинф. Описание Пекина с приложением плана сей столицы, снятого в 1817 году. СПб; 1829

4. Лествицин В. Некролог А.А.Соколова. //Ярославские губернские ведомости; 1882, №43

5. Соколов А.А. Некролог З.Ф.Леонтьевского. //Ярославские губернские ведомости; 1874, №23

6. Соколов А.А. Ярославцы, жившие в Китае. //Ярославские губернские ведомости; 1872 №3,4

7. Соколов С. Исторический очерк ярославского прихода и кладбища. Ярославль; 1901г.

8. Труды членов Российской духовной миссии в Китае. Т1,СПб; 1852

Литература:

9. Анкудинова Е.А., Рутман Т.А. Утраченные памятники. Ярославль; 2000

10. Алексеев В.П. Ярославские краеведы. Т.2, Ярославль; 1999

11. Брокгауз и Эфрон. Словарь. Т.34

12. Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. СПб; 1857

13. Веригин Н. Нил. //Ярославские зарницы; 1911

Страницы: 1, 2