скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Внутренняя политика Турции скачать рефераты

ля предотвращения подобных скандалов в дальнейшем государство обратилось к жесткости условий формирования и функционирование банковского капитала. Во-первых, была поднята планка минимального размера капитала, который регистрируется. Во-вторых, объем кредитов был 20-ограниченный кратной величиной уставного капитала, а для отдельного клиента - 10% капитала. В-третьих, в ряде случаев промышленным компаниям было предоставлено право контроля над деятельностью банков. И, в конце концов, центральный банк установил фиксированную ставку процента по депозитам, индексированную относительно инфляции. Мойсеев П. Чему учит турецкий опыт // Азия и Африка сегодня. - 1994. - № 2. - С. 25.

В первые годы либерализации так и не была решена проблема сбалансированности государственного бюджета. Состояние налоговой системы Турции характеризовалось противоречием высоких налоговых ставок и низких доходов от налогов. В дальнейшем состоялось дальнейшее увеличение обложения личных доходов. Состояние же налоговой системы влияет на развитие экономики Турции: при значительном числе государственных предприятий и связанных с ними статей затрат бюджета доходы от их деятельности составляют лишь 10% бюджетных поступлений, в то время как частица налогов и сборов -- 80 процентов. Поэтому неудовлетворительное состояние налоговой сферы увеличивало проблемы бюджетного дефицита и инфляции. Главной частью антиинфляционной политики были сокращение государственного спроса и снижение бюджетного перераспределения национального дохода. Прекратилось падение реальной заработной платы в промышленности. Сокращение инфляции удалось провести одновременно с прекращением падения темпов роста ВНП, хотя и при незначительному его увеличении. Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 48.

Значительным событием в развитии рыночной экономики стало принятие в 1982 году новой конституции Турецкой Республики, где утверждался принцип неприкосновенности частной собственности, указывалось, что деятельность государственных предприятий не должна разрушать рыночную модель, которая базируется на частном предпринимательстве. Из конституции было смещено вспоминание об „социальном государстве”, как модель турецкого развития называлась „смешанная экономика”.

1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

С приходом к власти законно избранного правительства во главе с Т. Озалом политика либерализации турецкой экономики вступила в новую фазу: лозунг „смешанной экономики” был отброшен как половинчатый и провозглашенный идеал свободного рыночного развития.

Был принят пакет законов, которые определили дальнейший курс реформирования. Важное место принадлежало закону о поощрении сбережений, которые предусматривает приватизацию государственных компаний путем акционирования. Он также предоставлял право частным компаниям арендовать государственные предприятия. Карицкий А. Турецкие зарисовки //Азия и Африка сегодня. - 1999. - № 1. - С. 41.

Расширение деятельности частного сектора турецкой экономики приобретало специфические формы. Широкое распространение, например, получили так называемые „доходные акции” - ценные бумаги, которые выпускают государственными компаниями, на предъявителя, открытые для котировки на фондовой бирже, с ограниченным сроком действия. Для стимулирования участия сбережений населения в кредитовании экономики было созданное специальное банковско-кредитное учреждение - Фонд общественного акционирования, которое принимает участие в финансировании строительства больших объектов производственной инфраструктуры (гидроузлов, шоссейных дорог, мостов и т.п.). Турция: новые тенденции экономического развития в 80-х годов. - М., 1991. - С. 79.

Приватизация государственных компаний шла постепенно. В конце 80- х начала 90 - х годов ринят еще один закон, неофициально называемый „законом о спасении компаний”. Он предусматривал частичную приватизацию неплатежеспособных компаний. Так было акционировано значительное количество промышленных предприятий.

Еще одна интересная форма приватизации составляется во взаимной передаче акций семейных компаний в Совет по делам жилищного строительства и общественного акционирования в обмен на некоторую частицу акций ГЭО (государственных экономических организаций, которые объединяют несколько предприятий).

Финансовый рынок Турции оставался относительно неразвитым. Из трех его составных частей (банковской системы, рынка капиталов и неорганизованного денежного рынка) доминирующую роль играет первая. Фондовые биржи не имеют того значения, которое свойственно им в хозяйственных системах развитых западных стран. Это может быть объяснимо, по крайней мере, двумя обстоятельствами. По - первое, население предпочитает вкладывать деньги в золото, недвижимость, стабильную иностранную валюту; меньшей популярностью пользуются банковские вклады с высокими индексированными ставками процента. Во-вторых, большинство акционерных фирм представляют собственность ограниченного традиционными связями круга лиц, не заинтересованных в расширении состава акционеров. При вторичном размещении ценных бумаг турецкие акционерные фирмы предпочитают использовать именные привилегированные акции, которые не дают права участия в управлении корпорацией.

Неразвитость финансового рынка, кроме проблемы аккумулирования сбережений, усложняло проведение антиинфляционной политики. На протяжении 60-х лет инфляция оставалась для правительства врагом номер один. Т. Озал считал целью правительственной политики сокращения инфляции до 20% годовых, сознавая, что в условиях нестабильной основы экономического роста за достижение полного равновесия денежного рынка можно заплатить падениям производства и углублением структурных диспропорций - основных факторов турецкой инфляции. Авдашева С. Турция;: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С. 50. Эта программа-максимум достигнутая не была: на протяжении 80 - 90 - х годов инфляция колебалась в пределах 30-45% в год.

Следует заметить, что сравнительно скромные успехи турецкого правительства в области борьбы с инфляцией объясняются не столько неудачами, сколько тем, что антиинфляционная политика периодически отходила на второй план под давлением проблем стагнации темпов экономического развития.

До сих пор речь шла о традиционных мероприятиях монетарного типа с небольшим „неокейнсианским” оттенком. Но, наверное, центральным пунктом экономической политики Т. Озала, которому много западных экспертов приписывают главную роль в успехе либерализационных реформ, стало резкое усиление экспортной ориентации турецкой промышленности.

Объективной предпосылкой упора на развитие экспорта служили и служат относительно низкие цены факторов производства (как и в большинстве стран, которые развиваются).

Политика экспортной ориентации проводилась и проводится довольно успешно. Объем турецкого экспорта вырос в пять раз, состоялась прогрессивная перестройка его структуры: возросла частица продукции обрабатывающей промышленности в экспорте. Одновременно сократилась более чем вдвое, частица в экспорте Турции сырья и топлива.

Что касается импорта, то турецким правительством используется система импортных лицензий, которая разрешает проводить дифференцированную политику относительно потенциальных импортеров, а кроме того, сделать импортные лицензии средством стимулирования экспорта. Валютные доходы Турции на протяжении десятилетия ежегодно возрастали на 12%, а валютные резервы, которые играют значительную роль в антиинфляционной политике, - на 19%. Бабаева С. Турецкий марш к рыночной экономике //Известия. - 1999. - 10 июля. - С. 4. Благодаря резкому увеличению экспорта дефицит торгового и платежного баланса Турции последовательно снижался. Кроме ярко выраженной экспортной ориентации этому оказывал содействие приток валютных поступлений за счет развития туризма.

Государство осуществляет целенаправленную политику по привлечению в Турцию иностранного капитала. Оно проводит селективную политику относительно инвестиций в разные сферы национальной экономики: преимуществом пользуются вложение в сельское хозяйство и туризм.

Раздел 2. Роль ислама во внутренней политике Турции

2.1 Место ислама в общественно-политической жизни Турции

Ислам является одной из наиболее распространенных религий в мире, его исповедует больше миллиарда людей. В Турции 98% населения - мусульмане. На протяжении нескольких столетий эта страна была центром огромного исламского халифата Османской империи. Ислам охватывал почти все стороны жизни турок.

Реформы первого президента Турецкой республики Ататюрка превратили эту страну из теократического государства в светское. В конституции государства в 1937 г. была закреплена статья о лаицизме, что предусматривала отделение религии от государства и запрещала использование ислама в политических целях. Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. com Однако ислам продолжал влиять на политическую жизнь Турции в форме „народного ислама” и тайных братств, которые образовали исламское движение. С возникновением многопартийной системы исламское движение начало влиять через новые партии на политику страны, на решение социально-политических задач. События 1980 г., когда в стране резко усилилось исламское движение, заставили военных сделать переворот, чтобы не допустить прихода к власти исламистов. Тем не менее, ислам невозможно было полностью исключить из политической жизни Турции, и выборы 90-х годов показали его силу и влияние. Первый раз за всю историю светской Турции исламская Партия Благоденствия получила около 22% голосов избирателей и заняла большинство мест в парламенте. Такое развитие событий ввергло в шок как турецкое общество, так и западных политиков. Турция член НАТО, кандидат в ЭС, оказалась перед историческим выбором: снова стать теократическим, или остаться светским государством.

В 1996 г. Партия Благоденствия вошла в коалицию с партией верного пути и образовала правительство. Впервые за всю историю республиканской Турции главой правительства стал глава происламской партии. Первые попытки исламского правительства действовать согласно своим предвыборным обещаниям столкнулись как с сопротивлением союзницы по коалиции - партии верного пути, так и военных, которые являются гарантами светскости государства. Несмотря на попытки Н. Эрбакана, лидера партии благоденствия, удержаться у власти путем лавирования и уступок военным, армия все-таки заставила его сложить с себя полномочие премьер-министра, грозя военным переворотом. Н. Эрбакан заслужил характеристику „мягкого исламиста”, не пойдя на конфронтацию с армией. Варбанець П. Іслам в турецькій політиці // Політика і час. - 2002. - № 10. - С. 45.

Системно-структурный анализ разрешает рассмотреть ислам, во-первых, в качестве система образующего параметра духовной жизни турецкого общества; во-вторых, как основной элемент структуры политического сознания; в-третьих, как идеологический компонент деятельности происламски ориентированных субъектов политической системы Турции. Закон преобразования количественных изменений в качественные разрешает проследить процесс перерастания исламских традиций в политические структуры при их постепенном количественном накоплении. На основе закона возражения выявляется механизм возвращения турецкого общества на качественно новые равные к исламским духовным и политическим ценностям, которыми традиционно руководствовались турки к реформам Ататюрка и Конституции 1937 года. На основе закона единства и борьбы противоположностей рассматриваются перспективы борьбы европейских и мусульманских традиций в политической жизни Турции, которое разрешило создать уникальную модель политической системы, что вобрала у себя демократические принципы Европы и исламские традиции.

Ислам в османскую эпоху охватывал почти все стороны жизни турок. Однако реформы Кемаля Ататюрка нанесли серьезный удар по позициям ислама в стране. Проведение твердой секуляризации в эпоху первых лет Турецкой республики можно объяснить тем, что Кемаль Ататюрк считал ислам едва ли не главным препятствием для достижения Турцией уровня развитию западных государств. Киреев Н. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. - 2003. - № 11. - С. 20.

Проблема секуляризации в основе своей является проблемой взаимоотношений между религией и миром. В исламе секуляризация связана прежде всего с постепенным возражением религиозного права (шариата), с десакрализацией политического порядка, в целом юридической системы. Турецкий секуляризм сформировался под влиянием французского лаицизма, т.е. отделение церкви от государства. В Турции, как в других мусульманских странах, секуляризм можно рассматривать как предпосылку скорее вестернизации, чем демократизации. Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 6. - С. 26. Турецкая модель секуляризма предусматривает радикальные изменения в исполнительной и законодательной власти, такие как отмена султаната и халифата, запрет религиозных орденов и шариатских судов, принятие светского гражданского кодекса в 1926 г. по швейцарской модели и провозглашение Турецкой Республики светским государством, закрепленная соответствующим исправлением к Конституции в 1937 г.

Однако вместо такого мощного объединяющего фактора, как ислам, кемалисты не выдвинули какого-то „морального кодекса” для общества. Закрытие религиозных учреждений и даже частично мечетей, ограничение в отправлении в стране религиозных обрядов привело в конечном итоге к распространению „народного ислама”, оживлению нелегальной деятельности разного рода сект, орденов, обществ не только сунитского, но и шиитского толков, так как подавление исламских религиозных институтов лишило людей обычной духовной жизни. Светская высшая культура оставалась для них недоступной и чужой.

Сам проект модернизации, основанный на внешних заимствованиях, далекий местным обычаям и традициям, исказил отношения между светскими элитами и народом. Господствующие элиты больше не представляют собой модель для новых возникающих социальных групп, которые ищут в исламе сопротивления своему мировоззрению. Верхушечный характер секуляризации общества в Турции делал этот процесс принципиально отличным от ситуации в странах Западной Европы, где секуляризация была органически связана с внутренними изменениями в обществе и отбивала сдвиг в их экономический и социальная структура. На секуляризацию в этой стране решающее влияние малое государство, которое приспосабливало секуляризацию к своим ближайшим и долгосрочным целям. Причем государство принимало участие в создании иллюзии глубокой секуляризации общества, в то время как строительство школ, современная правовая система и либеральные институты политического представительства повлияли лишь на меньшую часть общества, большая часть как и раньше полностью и безоговорочно оставалась погруженной в систему исламских ценностей. Старченков Г. Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 6. - С. 26. Поверхностная секуляризация углубила дихотомию государство - общество: государство становилось современным, общество же в значительной мере оставалось традиционным. Секуляризация сверху влияет лишь на определенные анклавы общества. Такая секуляризация чаще всего приводит к непредвиденным и парадоксальным результатам. В то время как, казалось бы, следует ожидать отмирания исламских институтов, идеалов и ценностей, мы являются свидетелями их неожиданного и бушующего оживления. Верхушечный характер секуляризации привел к тому, что конец 50-х - начало 80-х годов характеризуется усилением ревайлистских тенденций в турецком обществе, суть которого сводится к призывам к „первичному чистому исламу”, т.е. к восстановлению в современной жизни мусульман конкретных институтов и норм ислама. Как отмечал В.И. Данилов: «Кемалисты разделились на две группы радикал-реформаторов и воздержанных. Поскольку в борьбе за власть верх взяли радикалы, реформы осуществлялись преимущественно силовыми методами, что привело рядом со значительными успехами в экономике и культуре к неоправданной ломке традиционных ценностей. Следствия деформации традиций как отложенная реакция общества сказалась в „исламском ренессансе” в Турции 90-х лет”.

2.2 Деятельность турецких партий, которые используют ислам в политических целях

Для первого этапа создания политических происламских партий (приблизительно с 1945 по 1969 г.) было характерным отсутствие четкой ориентации на ислам. Второй этап (с 1970 г. по настоящее время) характеризуется усилением влияния ислама на внутриполитическую жизнь страны. Так, в феврале 1970 г. была созданная первая происламска партия национального порядка, которая возрождалась под разными названиями: с 1972 г. по 1980 г. партия национального спасения, с 1983 по 1998 год партия благоденствия (ПБ). Для 1990-х лет стало характерно использование ислама в политических целях светскими партиями. Ярким примером этого были контакты Т. Чиллер, лидера светской партии верного пути, с некоторыми шейхами, которые входят в религиозную оппозицию партии благоденствия.
Старченков Г. Бегом в ХХІ век // Азия и Африка сегодня. - 1998. - № 2. - С. 16.

Страницы: 1, 2, 3