скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Влияние Первой мировой войны на общественно-политические процессы в странах Европы скачать рефераты

p align="left">31 июля 1919 г. была принята новая конституция Германии (получившая название Веймарской -- по месту работы Учредительного собрания). Ее ос-новополагающими принципами провозглашались народный суверенитет, на-родное единство, свобода, социальная справедливость. Конституция не лик-видировала Германскую империю, но закрепляла президентско-парламентский республиканский строй и федеративное устройство. Бывшие «союзные государства» преобразовывались в земли со своими представительными орга-нами -- ландтагами -- и равным правовым статусом. Веймарская конститу-ция провозглашала приоритет имперского права над земельным, значитель-но ограничивая прерогативы земель в области законодательства и финансо-вой сферы. Верхняя палата парламента -- Рейхсрат (Имперский совет) -- обладала лишь правом отлагательного вето, а также участия в организации референдумов и конституционных изменений. В ее состав входили предста-вители земельных ландтагов в зависимости от численности населения земель. Нижняя палата парламента -- Рейхстаг -- обладала наибольшими полномочи-ями в системе власти, в том числе контролируя законодательный процесс. Рейх-стаг избирался на 4 года в ходе прямых, всеобщих, тайных выборов с 20-летним возрастным цензом. Противовес значительным полномочиям, Рейхстага соста-вили прерогативы президента, также избираемого всенародно и на достаточ-но длительный срок -- 7 лет. Президент рассматривался как внепартийный арбитр, гарант стабильности республиканского строя и единства империи. Президент обладал правом назначения и увольнения главы правительства -- рейхсканцлера (который не обязательно представлял наибольшую фракцию парламента, но нуждался в одобрительном вето Рейхстага), по предложению канцлера -- имперских министров, а также всех высших должностных лиц империи. Президент являлся главнокомандующим, представителем империи в международных делах, имел право на введение чрезвычайного положения. Предоставляя главе государства столь широкие полномочия, авторы Консти-туции полагали, что всенародный характер выборов президента является до-статочной гарантией против угрозы личной диктатуры[6, C. 275].

Помимо государственного устройства, Веймарская конституция подроб-но регламентировала многие вопросы, связанные с правами и свободами лич-ности, общественной жизнью, социально-экономической сферой. Провозгла-шалось равенство всех перед законом, равенство мужчин и женщин, равен-ство «инакоязычных частей населения империи», неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода слова и передвижения, свобода образования союзов и обществ, свобода совести. Церковь как общественная корпорация отделялась от государства. Конституция вводила всеобщее обя-зательное школьное обучение, возлагала на государство обязанность поддер-живать предпринимателей, средние слои и рабочих, а также ответственность за осуществление социализации средств производства на компенсационной основе в интересах нации. Многие статьи по частным вопросам также опирались на идеи социальной зависимости и социальной ответственности граж-дан в отношениях между собой и с государством. Таким образом, Веймарская конституция стала первой конституцией нового типа, преодолевающей тра-диции классической либеральной конституционной модели. Учитывая тра-диции либерального конституционализма (прежде всего, американского) в организации властной структуры общества, авторы Веймарской конституции попытались создать демократический вариант государства с ярко выражен-ной социальной ориентацией. Этот опыт оказал огромное влияние на разви-тие мирового конституционного процесса в XX в., однако имел существен-ные недостатки с точки зрения специфики послевоенного немецкого обще-ства. Веймарская конституция предполагала наличие развитого гражданского общества, устойчивой консенсусной политической культуры, всеобщего при-знания демократических ценностей. В условиях же колоссального комплекса противоречий, отражающего особенности развития Германии на рубеже XIX -- XX вв., самая демократическая и совершенная конституция своего времени оказалась мертворожденной.

II.2. Общественно-политические процессы в Италии.

«Красное двухлетие».

Государственное устройство Италии в начале XX в. представ-ляло собой монархию во главе с Савойской династией. После убий-ства анархистами в 1900 г. короля Умберто на престол вступил Виктор Эммануил III (1900--1946). Итальянская монархия была организована по образцу других европейских буржуазных госу-дарств. Однако конституционно-правовая, административная и военная структуры государственного аппарата Италии базирова-лись на более отсталом, а следовательно, более слабом южноевро-пейском варианте социально-экономического развития. В начале века итальянская буржуазия не располагала какой-либо крупной, хорошо организованной политической партией, способной добиться парламентского большинства. Интересы различных слоев крупной, средней и мелкой буржуазии выражали политические группиров-ки либералов, радикалов, республиканцев, демократов и др. Пест-рая мозаика их комбинаций в парламенте не обеспечивала ни од-ной из них необходимого политического авторитета. Массовой партией оставалась Итальянская социалистическая партия, создан-ная в 1892 г. Кроме того, в Италии существовало три общенацио-нальных профцентра: возникшая в 1906 г. Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), занимавшая ведущие позиции и находившаяся под влиянием социалистов; Конфедерация католических профсоюзов и организованное в 1913 г. Анархо-синдикалистское объединение[1, C. 53].

Для политической культуры Италии характерно устойчивое вли-яние конфессиональной традиции. В конце XIX в. именно под воз-действием конфессионализма произошло разделение на светскую и католическую части общества, Церковь выступала против объеди-нения страны, отчуждала часть населения от государства, способство-вала распространению «клиентелизма». Начало XX в. принесло не-которые перемены: в 1905 г. Ватикан снял запрет на участие католи-ков в политической жизни, им было разрешено голосовать на выборах, причем, как правило, против «безбожных» социалистов.

Размах забастовочного движения начала века подтолкнул пра-вящие круги Италии к необходимости использовать в социальной политике, помимо насилия, иную тактику. Политической фигурой, внедрившей либеральные методы в политическую практику, стал Джованни Джолитти. Лидер Либеральной партии Джолитти (1842--1928) стал видным государственным деятелем Италии, за-нимал ответственные посты в различных правительствах и 5 раз становился премьер-министром[1, C. 61]. В 1902 г. по его инициативе были приняты законы, составившие базу социального законодательства: об ограничении рабочего дня для детей и женщин, о воскресном выходном дне, об обязательном страховании производственного травматизма, признавалось право рабочих и служащих на забастовки и организацию профсоюзов. Для решения трудовых конфлик-тов создавались третейские суды, для сокращения безработицы использовались общественные работы, поощрялось и субсидиро-валось кооперативное движение. Из представителей профсоюзов, предпринимателей и правительства был сформирован Нацио-нальный совет труда. Для укрепления контроля над рабочим дви-жением Джолитти даже предлагал лидерам социалистической партии войти в правительство.

На исходе первого десятилетия XX века «эра либерализма» Джолитти начала клониться к закату: экономические трудности и социальная борьба плохо поддавались либеральному лечению. Было решено прибегнуть к более эффективному средству -- «силь-ной и смелой» внешней политике. В 1910--1911 гг. активизирова-лось националистическое движение, которое пропагандировало войну как средство «возрождения» нации и призывало к захватам территорий Северной Африки, Балкан и Малой Азии. В Северной Африке Италию давно привлекали Тригюлитания и Киренаика - области в Ливии, входившие в Османскую империю, обладание ко-торыми усилило бы позиции Италии в Средиземноморье. Римский банк, связанный с Ватиканом и имевший интересы в Триполитании, стал одним из спонсоров ее захвата. Правительство Джолитти в сен-тябре 1911г. объявило войну Турции, преследуя цель захватить Ли-вию. Через год был заключен мир, в результате которого Ливия ста-ла итальянской колонией. Ливийская война вызвала как эйфорию национализма, так и акции протеста, но, главное, она ухудшила эко-номическую и социально-политическую ситуацию в стране, а вско-ре Италии пришлось решать вопрос об отношении к мировой войне.

Взаимоотношения Германии, Австро-Венгрии и Италии в Тройственном союзе не всегда были дружественными, особенно отношения между Италией и Австро-Венгрией, интересы которых сталкивались в западной части Балкан и на Адриатике. Италия стремилась установить контроль над Черногорией и осо-бенно над Албанией, над Отрантским проливом как выходом из Адриатичес-кого моря в Средиземноморье. Еще в 1909 г. в итальянском городке Ракконид-жи русский император Николай II и итальянский король Виктор Эммануил III договорились о совместном противодействии австрийской экспансии на Бал-канах. Русско-итальянское секретное соглашение в Раккониджи стало одним из оснований возможности отхода Италии от Тройственного союза [25, C. 116].

С началом первой мировой войны между двумя воевавшими блоками раз-вернулась борьба за привлечение на свою сторону Италии. 3 августа 1914 г. правительство Италии объявило о нейтралитете в войне и начало секретные переговоры как с участниками Тройственного союза, так и с державами Ан-танты. Главной целью Италии на переговорах было выяснение, у какой сто-роны больше шансов на победу и с кого можно получить наиболее ценные территориальные приобретения. Италия претендовала на австрийские владе-ния Трентино (часть Тироля), Истрию с портом Триест, Далмацию, а также на Албанию и часть провинций Османской империи. Понятно, что такие ус-тупки ей могла сделать только Антанта. Пока шли переговоры, Италия за-хватила осенью 1914 г. остров Сасено в Адриатическом море и оккупировала албанский порт Валона. Учитывая уязвимость Италии со стороны англо-французского военно-морского флота и ее экономическую зависимость от стран Антанты, итальянское правительство, получив английский заем в 50 млн ф. ст. и преодолев сопротивление собственных «нейтралистов», в мае 1915 г. рас-торгло договор о Тройственном союзе, объявило войну Австро-Венгрии и разорвало дипломатические отношения с Германией. В августе 1916 г. Ита-лия объявила войну Германии[25, C. 89].

Война стимулировала экономическое развитие, вызвав значительный рост тяжелой промышленности (машиностроения и металлургии), химичес-кой и энергетической отраслей. Процесс концентрации промышленности ускорил рост монополий и сращивание их с государством. Однако по окон-чании войны ожидаемых территориальных приращений Италия не получи-ла, ее попытки захватить порт Фиуме, Албанию, юго-западную часть Анато-лии и участие в интервенции против Советской России закончились неуда-чей. «Искалеченная победа» сделала Италию «побежденной среди победителей», к ней перешли лишь западная часть Истрии с портом Триест, южный Тироль, Пула и Гориция.

Война принесла Италии свыше 600 тыс. убитых, более милли-она раненых и калек, огромный внешний долг, опустошенные про-винции, разгул спекуляции и злоупотреблений, разочарования и жажду перемен. Общие военные убытки страны составили 1/3 ее национального богатства. Рост налогов и инфляция (денежное об-ращение в 1920 г. увеличилось по сравнению с 1918 г. в 8 раз), до-роговизна и падение реальной зарплаты на 40--50 %, рост безрабо-тицы привели к резкому снижению жизни итальянцев[1, C. 103]. До войны Италия экспортировала продовольствие, а после войны должна была закупать его за границей. Лишенная стабильных внешних рынков сбыта и без достаточно емкого внутреннего рынка, вынуж-денная свернуть военное производство, страна оказалась на пороге экономического кризиса 1920 г. Тяготы послевоенного времени остро испытывали рабочие, крестьяне и арендаторы, мелкие тор-говцы и предприниматели, чиновники и служащие, демобилизован-ные солдаты и офицеры. В таких условиях в 1919--1920 гг. Италию охватил революционный подъем, который называют «красным двухлетием». Он выразился в мощном забастовочном движении пролетариата, в массовом крестьянском движении и в кризисе италь-янского либерального государства.

В «красное двухлетие» Италию потрясали непрекращавшиеся забастовки. Участились продовольственные волнения с захватом магазинов, в некоторых городах профсоюзы стали распределять среди рабочих по низким ценам конфискованные продукты. В ста-чечном движении, охватившем свыше 2 млн чел., рабочие требовали 8-часового рабочего дня, повышения зарплаты, введения индек-сации зарплаты и заключения коллективных договоров. Звучали и политические требования -- прекратить интервенцию в Советскую Россию. Забастовки сопровождались массовым вступлением рабо-чих в профсоюзы, численность ВКТ достигла в 1919 г. 2,1 млн человек [16, C. 203].

Самым крупным выступлением «красного двухлетия» стало движение итальянского пролетариата за захват фабрик и заводов в «промышленном треугольнике» (Милан, Турин, Генуя). В сентябре 1920 г. рабочие металлур-гического завода Ромео в Милане в знак протеста против локаута заняли за-вод, их примеру последовали рабочие предприятий других городов. В тече-ние почти трех недель рабочие охраняли заводы, наладив на них работу, вы-дачу зарплаты и продовольствия. На захваченных предприятиях создавались фабрично-заводские советы, а в Милане, Генуе, Болонье, Флоренции рабо-чие овладели муниципалитетами. Размах рабочего движения вызвал расте-рянность правительства, предприниматели не решались использовать воен-ную силу для возвращения своих предприятий. Правительство пообещало рабочим, что повысит зарплату и разрешит рабочий контроль на предприяти-ях. Профлидеры ВКТ убеждали рабочих в том, что обещания правительства солидны и надежны, и добились возвращения фабрик и заводов их владель-цам, а те, естественно, отказались от своих обещаний. Руководство Итальян-ской социалистической партии (ИСП), т. е. Партии рабочего класса, призван-ной защищать интересы рабочих, заняло соглашательскую позицию. Постигшая рабочее движение неудача имела важные последствия, а именно: утрату доверия как к правительству, так и к лидерам Социалистической партии и профсоюзов. Несколько месяцев спустя, в январе 1921 г., была создана Ита-льянская коммунистическая партия.

Вслед за городскими рабочими на борьбу поднялись крестьяне, арендаторы, батраки. Они требовали земли, снижения арендной пла-ты, 8-часового рабочего дня и более высокой зарплаты. Весной 1919 г. распространилось стихийное движение за захват помещичьих зе-мель, оно достигло такого размаха, что правительство вынуждено было сделать уступки и в 1919--1920 гг. принять законы, улучшаю-щие положение сельского населения, в том числе в ряде случаев разрешалась передача в руки крестьян захваченных ими земель[19, C. 84].

Волнения в армии и на флоте демонстрировали стремление быв-ших фронтовиков, особенно фронтовой молодежи, к переменам. Они не скрывали своей обиды на предательство союзников, «обде-ливших» Италию после первой мировой войны, и с энтузиазмом подхватывали националистические лозунги фашистов о необходи-мости внешних захватов и «национальном величии».

Особое место в политической истории Италии первой четверти XX в. занимает кризис буржуазно-либерального государства. Пос-ле окончания первой мировой войны государственная и полити-ческая системы Италии оказались в состоянии кризиса. С 1918 по 1920 г. у власти сменилось 5 правительств, вынужденных к тому же пойти на частичные уступки трудящимся. В 1919 г. были приняты законы о 8-часовом рабочем дне, ценах на продовольствие, кресть-янской аренде, новый избирательный закон о пропорциональной системе представительства в парламенте. Буржуазно-либеральное государство было практически не способно справиться с серьезны-ми трудностями первых послевоенных лет и стабилизировать внут-риполитическую ситуацию. Буржуазные круги нуждались в новой сильной партии, связанной с массами. В марте 1919 г. по иници-ативе католических кругов и на базе массового католического дви-жения была создана Народная партия (пополари, от итальянского «ророlо» -- «народ»). По сути это была буржуазная партия, опирав-шаяся на широкие массы крестьянства, мелкой буржуазии города и отчасти на пролетариат и использовавшая традиционно глубокие ре-лигиозные чувства итальянцев. Программа Народной партии содер-жала требования, близкие интересам ее рядовых членов. Под своим контролем пополари организовали и крупный общенациональный профцентр -- Итальянскую конфедерацию трудящихся[19, C. 102].

В ноябре 1919 г. состоялись парламентские выборы, полностью отразившие сдвиги в расстановке политических сил послевоенной Италии. На первом месте по числу поданных голосов оказалась Итальянская социалистическая партия, на втором -- Народная партия. Буржуазные группировки получили менее половины пар-ламентских мест. Чтобы не допустить «опасного» союза двух круп-нейших партий -- Социалистической и Народной, депутаты других буржуазных партий блокировались с пополари, отколов их от социалистов. У власти, таким образом, остался блок буржуазных партий. Как любой многоликий блок, он не мог быть прочным и, следовательно, стабильности государству не добавлял.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6