скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Утверждение абсолютизма и создание централизированного аппарата власти в России скачать рефераты

p align="left">В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени; определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткого изображения".

Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Когда думаешь о петровских реформах, неизбежно встает вопрос: насколько был необходим для России именно такой тип реформ, именно такой темп и такие методы их проведения - с применением фактически почти неограниченного насилия. Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности:

государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад. Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси.

Однако, не смотря на все минусы реформ, положительных итогов не мало. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры.

Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека - от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Когда царь Алексей Михайлович строил корабли в подмосковном селе Дединово, в этом участвовали лишь несколько русских плотников; строительство же флота при Петре I стало делом всей страны, так или иначе коснулось всего народа. Когда в 1672 году в придворном театре Алексея Михайловича был дан первый в истории России спектакль, его смотрели лишь сам царь и несколько высших аристократов. При Петре I театр стал достоянием всего общества. И так было во всем. Вот почему и по сей день не утихают споры о значении петровских реформ в русской истории.

ВОПРОС № 3

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.

Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Поэтому необходимо рассмотреть не только сами реформы по модернизации жизни в эпоху правления Екатерины II, но и их последствия.

Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это - и всего общества, согласно с представлениями того времени. Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха.

Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила.

Трудно перечислить все, что сделала Екатерина для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом…

Екатерина как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Здравоохранение тоже привлекало внимание императрицы. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной.

Екатерина путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах ? главные, в уездных ? малые. Это было новое дело.

Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама она также писала (научную и художественную литературу).

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина.II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые денежные подношения им.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. В реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.

1. "Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трёх раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и её секретарей, относящиеся к "Наказу", сохранились доныне.

К маю 1766 года был готов, почти завершённый текст - в нём было свыше полутора десятков глав и более 400 статей. Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М. И. Воронцову, В. Г. Баскакову, А. П. Сумарокову, высшим церковным иерархам. Все они, безусловно, одобрили "Наказ", хотя и порекомендовали некоторые исправления. Исправления были учтены Екатериной при окончательной доработке текста летом 1766 года. Также она сделала некоторые сокращения в разделах о крепостном крестьянстве и церковной политике и прибавила две главы о городах и правах так называемого "среднего рода людей" (не дворян и не крестьян). Завершив свой труд, Екатерина решила созвать из представителей основных сословий тогдашней России особое Собрание по выработке свода новых законов, которое разработает это Собрание представителей.

В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов.

Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал.

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. (В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина II развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения). Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная из таких закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно" . Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве. Это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии.

В стране должны существовать подчинённые монарху "правительства" - учреждения, которые проводят в жизнь законы, но могут вместе с тем ходатайствовать о выявлении недостатков этих законов. Особым учреждением с особыми правами был Сенат, существовавший в России ещё во времена Петра I. На Сенат возлагались функции конституционного контроля за действиями других властей "сходственно с законами, во основании положенными, и с государственными установлениями".

Законность и законы не должны стать в государстве самоцелью, они обязаны "предохранять безопасность каждого особого гражданина". Все равны перед государственным законом, что и провозглашалось в "Наказе": "Равенство всех граждан

состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам". Чрезмерное же понимание равенства, стремление к стиранию различий между бедными и богатыми, между разными чинами и званиями, "когда всяк хочет быть равный тому, который законом поставлен был над ним начальником" - это "умствование" разума, гибельное для общества. Законы должны сохранять и "вольность" гражданина, которая, однако, заключается в том, "чтоб делать всё, что кому угодно". В правильном государстве "вольность" есть право делать то, что "законы дозволяют".

Главы 6 и 7 в общей форме фиксировали правила построения такого законодательства, где "вольность" граждан уживалась бы с самодержавным правлением.

Следуя мысли Монтескье, "Наказ" отмечал, что законы в обществе связаны со многими факторами: верой, климатом, политикой правительства, правами. Всё это формирует исходное "народное умствование". Правильные законы должны следовать этому духу народа. "Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу". Если народ делает что-либо без принуждения, значит, делает это охотно и хорошо - в этом главное правило лучшей государственной политики. Однако в "Наказе" отмечалось, что не всегда самые полезнейшие дела и разумные меры находят ответ в народных умах. Такое острое противоречие между властью и осознанными потребностями нации следует решать путём всемирного просвещения. "Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить".

Главы 9 и 10 специально устанавливали конкретные принципы законодательства в сфере уголовного права. Правильно построенный уголовный закон провозглашался важнейшей гарантией гражданской "вольности". "Наказ" категорически воспрещал любые жестокие по форме наказания, сокращал возможные случаи смертной казни. Суд также учреждение не столько карательное, сколько орган охраны общества и гражданина. И так как суд действует в реальном сословном обществе, то в нём гарантии судебной справедливости должны заключаться в участии выборных представителей от сословий в рассмотрении дел.

Главы 11-18 посвящались законодательству в социально-правовой сфере и гражданскому праву. Общество разделено на три сословия, исходя из естественного и исторического различия занятий. Более почётное место дворян гарантировало им особые привилегии на службе, в собственности. Но и для крестьянства важно "учредить что-либо полезное". Закон должен охранять всех, но гражданские права предоставляются соответственно сословно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6