скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Утверждение абсолютизма и создание централизированного аппарата власти в России скачать рефераты

p align="left">Опричнина не решила той политической задачи, для которой была создана. Нужно было устранить столкновения, какие возникали между государем и боярством. Источником этих столкновений были не противоречивые стремления обеих государственных сил, а одно противоречие в самом политическом строе Российского государства. Иван Грозный и бояре не расходились друг с другом непримиримо в политических идеалах, в планах государственного порядка. Была лишь несообразность в установившемся строе. Ведь в XVI веке Русь представляла собой абсолютную монархию, но с аристократическим управлением, то есть с правительственным персоналом. Не было законодательства, ограничивающего границы церковной власти, был правительственный класс с аристократической организацией, причём власть признавал этот класс. Причём эти две мощных политических силы росли параллельно. Бояре возомнили себя властными советниками государя притом, что сам царь пожаловал их как холопов государевых. Обе стороны оказались в неестественном положении. Из такого положения надо было искать выход, каковым, в принципе, и оказалась опричнина. В итоге, опричнина оказалась заключительным актом длительной борьбы за объединение русских земель - этот факт необычайно важен. Был нанесен окончательный удар по остаткам феодальной раздробленности, в результате опричнины исчез последний оплот противоборствующего боярства - удел Владимира Старицкого. Новгород лишился своих привилегий, стёрлись границы бывших удельных княжеств, на местах прежних боярских вотчин возникли дворянские поместья. Укрепилась роль дворян в управлении государством. Но за эти изменения в стране пришлось заплатить простому народу: опричнина очень сильно истощила страну, что тяжело отразилась на положении крестьян. Разгул опричников, позволявших себе почти всё, принёс гибель многим тысячам крестьян и ремесленников (во время только одного похода в Новгород погибло около 2000 человек), разорение многим городам и сёлам. На Руси усилился феодальный гнёт, обострились противоречия между феодалами и трудящимися на них. Дворяне, получившие поместья, увеличили крестьянский оброк и установили непосильную для земледельцев барщину. Но самое главное - Русь окончательно стала централизованным государством.

4. Внешняя политика Ивана IV

К середине XVI в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполитических задач. Ведущими были два направления внешней политики: восточное -- борьба с Турцией и находившимися под влиянием Османской империи Крымским, Астраханским и Ногайским ханствами; западное -- получение выхода к Балтийскому морю, борьба с Ливонским орденом.

5. Внешняя политика Ивана Грозного на восточном направлении

За Уральскими горами на берегах Иртыша и Тобола находилось большое Сибирское ханство. После падения Казани сибирский хан Эдигер подчинился Ивану Грозному, но Эдигера скоро сверг хан Кучум. Кучум отказался платить дань Москве, убил русского посла и стал совершать грабительские набеги на русские земли. В 1558 году Иван IV пожаловал обширные русские земли за Волгой по берегам Камы и Чусовой богатым купцам и промышленникам Строгановым, которые организовали там добычу соли, меди, железа. В 1574 году царь дал Строгановым жалованную грамоту на земли за Уралом и разрешил держать им войско, посылать людей в Сибирь и строить там крепости. Это оказалось очень важным шагом. Строгановы предложили отряду вольных людей - казакам во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем совершить поход за Урал и покорить царство Кучума. Ермак согласился. Строгановы взялись обеспечивать казаков всем необходимым, и казаки начали поход против Кучума. В октябре 1582 года с помощью хитрых манёвров Ермаку удалось победить хана Кучума и взять столицу Сибирского ханства - Кашлыку. Разгром царства Кучума открыл путь для переселения русских людей за Уральские горы. В Сибирь пошли казаки, крестьяне, ремесленники и построили там крепости - Тюмень и Тобольск. Это, несомненно, способствовало культурному и экономическому развития края.

Таким образом, благодаря Ермаку Тимофеевичу Русь получила возможность развиваться на восточном направлении.

6. Внешняя политика Ивана Грозного на западном направлении

После победы над Казанью и присоединения Астрахани основным вопросом во внешней политике для Ивана Грозного стал балтийский вопрос. Для развития торговли и усиления политических связей Руси требовался выход к берегам Балтийского моря. Через Великое княжество Литовское и Польшу в Москву не пропускали купцов, особенно с военными товарами. В 1558 году Иван Васильевич решил начать боевые действия на западном направлении. Поначалу русские войска действовали успешно. Были взяты Нарва, Тарту, и уже к лету 1559 года войска Ивана Грозного вышли к побережью Балтики, дошли до границ Восточной Пруссии и Литвы. Но вскоре ход войны начал меняться по целому ряду причин. Русское дворянство поддерживало войну, так как было заинтересовано в прибалтийских землях. Феодальная же знать выступала против, так как её берега Балтики интересовали мало. Её интересовала война против крымских татар. Бояре считали, что следует нанести удар по Крымскому ханству и обеспечить безопасность своих вотчин. Иван IV совершил большую политическую ошибку: в разгар военных успехов он пошёл на перемирие с Ливонией и совершил поход на Крым, который ничем не закончился, но время на Балтике было потеряно. Соседи России не хотели её усиления, в итоге Россия оказалась воюющей с Литвой, Польшей, Данией, Швецией. Тут Иван Грозный также проявил себя недальновидным стратегом: в такой ситуации ему следовало искать почётного мира, а он в 1560 году продолжил военные действия. В 1563 году при личном участии Ивана Васильевича русские войска нанесли удар по Литве - был взят важный в торговом отношении город Полоцк. Но дальше последовали неудачи. В январе 1564 года у Полоцка русская армия была разбита войсками литовского гетмана Радзивилла Рыжего. В апреле в Литву на заранее согласованных условиях перебежал один из ближайших советников и военачальников царя, член Избранной Рады Андрей Курбский. Также русские потерпели поражение под Оршой. Теперь расклад был не в пользу России, к тому же в это время Крымский хан совершил набег на Россию. 30 мая 1566 года в Москву прибыли послы от польского короля Сигизмунда II Августа для переговоров о мире, но, поскольку его условия оказались неприемлемыми для обеих сторон, было решено заключить лишь перемирие. В 1566 году для обсуждений условий мира Иван Грозный созвал Земский собор. Большинство дворян заявило, что нельзя заключать мир без присоединения к России ливонских городов с Ригой и Полоцкой землей. Пришлось продолжать войну, которая приняла затяжной характер. Во второй половине 1570-х русские начали наступление в Прибалтике и даже ненадолго захватили её территорию. Но в 1578 году русские войска начали терпеть поражения. В 1579 году польско-литовский король Стефан Баторий собрал стотысячное войско и захватил русский город Полоцк. С севера начали наступать шведы и взяли город Нарву. Россия уже не могла организованно сопротивляться, и всё шло к полному поражению. Лишь героическая оборона псковичей, которые в течение пяти месяцев держали осаду Стефана Батория и так и не сдали город, спасла Россию от сокрушительного поражения. 5 января 1582 года в Яме-Запольском между Россией и Польшей при участии посредника от папы римского Антония Поссевино было заключено перемирие на десять лет. По этому соглашению Россия уступала Польше всю Ливонию, Полоцк и Велиж на границе Смоленской земли, но сохранила за собой устье Невы. В 1583 году в Плюссе было подписано перемирие со Швецией. Швеция получила Северную Эстонию и русские города Ям, Копорье, Ивангород, Нарву - практически всё побережье Финского залива. В результате 25 лет русский народ изнемогал под бременем наборов и

налогов, которые требовались для продолжения войны, а война окончилась неудачно.

Поражение в Ливонской войне, вызванное неуверенными действиями царя и опричной политикой, серьезно подорвало экономику Российского государства.

Во время правления боярской думы в юные годы Ивана Васильевича в стране возник некоторый хаос в борьбе за власть. Ранние реформы Ивана Грозного (до опричнины) крайне благоприятно сказались на развитии Руси - было сделано несколько важных шагов в стабилизации обстановки в стране. Очень удачной оказалась внешняя политика Ивана Грозного на восточном направлении - были освоены богатейшие земли. Крайне неудачной оказалась война на западном направлении - поражение серьезно ухудшило положение и экономику Российского государства. Опричнина - самый неоднозначный этап в правлении - Иваном IV были проведены чрезвычайно жёсткие меры по централизации власти. Тут сразу же встаёт вопрос об оправданности таких мер - ведь в результате получилось, что пострадали тысячи невинных людей, жизнь на Руси оказалась серьезно нарушенной, опричнина стала одной из причин поражения в Ливонской войне. Но, по большому счёту, с помощью опричнины удалось сделать невероятно ценный и важный шаг в истории Российского государства - власть окончательно централизовалась под властью Москвы.

Таким образом, в целом политика Ивана Грозного оказала положительное влияние на развитие Российского государства, хотя не стоит забывать, что столь важное объединение Руси было достигнуто чрезвычайно дорогой ценой и, несомненно, в правлении Ивана IV Васильевича были допущены серьезные политические промахи.

ВОПРОС № 2

Эпоха великих преобразований - так иначе называют годы правления сына Алексея Романова и второй супруги его Натальи Нарышкиной, первого императора Российского Петра I Великого.

Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда -- основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия. Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. По моему мнению, реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, можно сказать, что они "требовались самим народом". Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться не один ряд поколений. Реформы, как бы они ни были исполнены Петром, они были его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Все петровские преобразования можно поделить на три этапа:

первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы;

второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург;

третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

1. Административные преобразования

Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства городов. Было введено местное самоуправление для городского купечества, а также населения поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором денежных платежей. Во главе органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша. В её ведении находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу А. А. Курбатов в должности обер-инспектора.

Но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к выводу, что «человеку трудно за очи всё разуметь и править». Было принято решение перенести центр тяжести управления на места. Так вступила в исполнение губернская реформа. По замыслу Петра, местные органы должны были заняться размещением и обеспечением войск в мирное время. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт - Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. Все остальные (вице-губернатор, провиантмейстеры и др.) лишь подчинялись ему. Таким образом, губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 года: города были подчинены уездным комендантам, а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

Подворная перепись населения 1710 г. привела к ещё одной перекройке местного управления. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» (5536 дворов) во главе с новыми чиновниками - ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «долей» каждая губерния должна будет содержать определённое количество полков.

Главная задача губернской реформы - обеспечение армии за счет местных учреждений - выполнена не была, т.к. Северная война затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к недостатку средств. Губернская реформа нанесла удар и по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 году, отправляясь в турецкий поход, Пётр издал коротенький указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так, одним росчерком пера, было основано учреждение, просуществовавшее в России около двухсот лет. Состоял он из 9 человек, приближенных к царю. Трое являлись представителями знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и трое - из дворян. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.

Для надзора за аппаратом управления была введена должность фискала. Эти люди доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других действиях, наносящих вред государству. Фискалы нередко пользовались своим должностным положением для сведения личных счётов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Однако Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные доносы.

Хотя Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал - прокурор (П.И. Ягужинский). Главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в Сенате, т.е. надзирать за работой сенаторов и обо всём докладывать императору. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли Сената в государственном управлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6