скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Становление идеологии нацизма скачать рефераты

p align="left">Таким образом, есть прямая взаимосвязь между положениями нацистской идеологии и той обстановкой, в которой она зарождалась, и эта взаимосвязь является вполне закономерной. Ведь разве не закономерным было то, что "перенос" Германии европейскими державами в разряд "ограниченных" приведет к таким последствиям? Разве такое унизительное отношение сможет привести послевоенную измотавшуюся Европу к миру? Разве возможно, чтобы угнетенный народ закрыл глаза на целенаправленное унижение по отношению к себе, и неужели представители победивших стран не могли оценить возможные последствия своих решений, или же при принятии решений они не ставили перед собой цель обеспечить в дальнейшем мирное сосуществование европейских народов? Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что появление нацизма для послевоенной Германии было вполне закономерным явлением.

Национал-социализм был политической идеологией, и поэтому логично, что его основоположники стремились прийти к власти. Рассмотрим заключительный этап формирования идеологии - ее оформление именно как политической.

В январе 1919 года в Мюнхене образовывается Немецкая рабочая партия, которая спустя чуть больше года была переименована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), которую возглавил неудавшийся художник Адольф Гитлер. Как и любая партия, она опубликовала свою политическую программу: "Программа Национал-социалистической рабочей партии Германии ("25 пунктов"). Утверждена 24 февраля 1920. (В изложении.)

1. Объединение всех немцев в границах Великой Германии.

2. Отказ от условий Версальского договора и подтверждение права Германии самостоятельно строить отношения с другими нациями.

3. Требование дополнительных территорий для производства продуктов питания и расселения увеличивающегося немецкого населения ("Лебенсраум").

4. Предоставление гражданства по расовому признаку; евреи не могут быть гражданами Германии.

5. Не-немцы в Германии являются лишь гостями и субъектами соответствующих законов.

6. Назначение на официальные посты не может происходить по принципу кумовства, а лишь в соответствии со способностями и квалификацией.

7. Обеспечение условий существования граждан - первейшая обязанность государства. При недостатке государственных ресурсов, не-граждане должны быть исключены из числа пользующихся льготами.

8. Въезд в страну не-немцев должен быть прекращен.

9. Участие в выборах - право и обязанность всех граждан.

10. Каждый гражданин обязан трудиться на общее благо.

11. Незаконно полученная прибыль подлежит конфискации.

12. Все прибыли, полученные за счет войны, подлежат конфискации.

13. Все крупные предприятия должны быть национализированы.

14. Участие рабочих и служащих в прибылях на всех крупных производствах.

15. Достойная пенсия по старости.

16. Необходимо поддерживать мелких производителей и торговцев; крупные магазины должны быть переданы им.

17. Реформа землевладения и прекращение спекуляции землей.

18. Безжалостное уголовное наказание за преступления и введение смертной казни за спекуляцию.

19. Обычное римское право должно быть заменено на "германское право".

20. Полная реорганизация национальной образовательной системы.

21. Государство обязано поддерживать материнство и поощрять развитие молодежи.

22. Замена наемной профессиональной армии на национальную армию; введение всеобщей воинской повинности.

23. Средствами массовой информации могут владеть только немцы; не-немцам запрещается работать в них.

24. Свобода вероисповедания, за исключением религий, опасных для германской расы; партия не связывает себя каким-либо исключительным вероучением, но борется с еврейским материализмом.

25. Сильная центральная власть, способная эффективно осуществлять законодательство".

В программе виден и националистический, и антисемитский, и социалистический характеры нацистской идеологии, присутствуют также и положения концепции "лебенсраума". Вместе с тем под объявлением свободы вероисповедания прикрыта реальная антихристианская сущность нацизма.

Для привлечения рабочего класса выдвигаются требования социалистического духа, которые отвечают нуждам низших слоев общества: в десятом пункте говорится о всеобщей трудовой повинности, в тринадцатом - о национализации крупных предприятий, в четырнадцатом - о непосредственном участии рабочих в прибылях крупного производства, в шестнадцатом - о поддержке мелкого предпринимательства. Требования такого толка вложили немалый вклад в дело прихода нацистов к власти, способствуя росту популярности партии в среде низших слоев. Но вместе с тем нацисты не спешили осуществлять свои требования и идеи социалистического толка, так как на то имелись свои объективные причины: "Именно эти идеи приводили Гитлера в замешательство, когда крупные промышленники и землевладельцы начали довольно основательно пополнять партийную кассу, в результате чего ни одно из этих требований, естественно, не было осуществлено".

Последний пункт отображает видения нацистов по вопросу об устройстве государственного аппарата. "Гитлер хотел прийти к власти… во всем рейхе и придать этой власти характер диктатуры, необходимой… сильному централизованному органу управления, способному покончить с полуавтономией земель, которые во времена Веймарской республики и империи Гогенцоллернов имели собственные парламенты и правительства. Одним из первых демаршей Гитлера после прихода к власти 30 января 1933 года явилась незамедлительная реализация вышеупомянутого положения программы партии, замеченного и всерьез воспринятого в свое время немногими. И никто уже не смог обвинить Гитлера в том, что он заранее не поставил об этом в известность общественность".

Стоит заметить, что программа нацистской партии в сфере основ социальной жизни вполне отражала, за исключением религиозного аспекта, суть идеологии. Конечно же, до тех пор, пока нацизм не занял властвующее положение в государстве, агитационные лозунги его сторонников были менее радикальными, чем их идеи, но для предвыборных кампаний это вполне закономерное явление, к тому же впоследствии прослеживается ужесточение нацистской политики, которая становится такой, какой она и должна быть согласно основным положениям нацизма.

Лично я считаю, что именно с момента оглашения политической программы формирование национал-социализма можно считать завершенным процессом, поскольку к этому времени нацизм приобрел все свои основные положения, а опубликовав программу партии, он "дал о себе знать" и стал уже действующей политической силой. С этого момента начинается борьба за голоса граждан, и в процессе предвыборной гонки идеология, естественно, подвергалась изменениям. Об этих изменениях, которые двинули нацизм "на путь эволюции", мы и поговорим в следующей главе.

ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕОЛОГИИ

1) На пути к власти

На эволюцию нацизма повлияли, главным образом, требования политического прагматизма. Именно необходимость всеми возможными способами прийти к власти вносила свои коррективы в сущность нацистской идеологии. Вместе с тем стоит отметить, что свое влияние оказывала также и фашистская партия в Италии, и это признавал даже Гитлер. Рассмотрим же сам процесс прихода нацистов к власти.

"Уже в 1921 году Гитлер стал фактическим хозяином нацистской партии", превратив ее в орудие своей воли. На первых порах НСДАП удалось организовать в некоторых немецких землях местные группы, а в самой Баварии партия превратилась в довольно крепкую политическую силу. Нацисты были готовы к решительным действиям. Небезызвестный "поход на Рим" Муссолини вдохновил немецких фашистов. И они организовали 8-9 ноября 1923 года попытку государственного переворота - так называемый "пивной путч". Но эта акция провалилась, 16 человек погибло, НСДАП оказалась под запретом во всей Германии, некоторые из видных нацистов были осуждены, в том числе и Гитлер, получивший смехотворный срок заключения; все это способствовало росту его популярности, а НСДАП окончательно стала "гитлеровским движением". Впоследствии нацизму нередко давали такие определения, как "гитлеровский фашизм" или же просто "гитлеризм". Пробыв в тюрьме чуть больше года, Гитлер выпустил под своим именем первую часть книги "Майн Кампф", которая, по его задумке, должна была стать своеобразным "евангелием" нацистского движения и демагогической доктриной, которая станет базисом для дальнейшей политики нацистской партии; но книга не принесла ожидаемого успеха, а приближенные к Гитлеру люди были ею разочарованы.

Тем не менее, "Майн Кампф" оказала крайне существенное влияние на суть нацистской идеологии. Эта книга окончательно закрепила антимарксистскую и расистскую, с опорой на антисемитизм, сущность нацизма. Получает развитие теория о необходимости сохранения чистоты крови: "все развитие культуры целиком зависело от способности завоевателя и от сохранения чистоты его расы <…> Под влиянием смешения рас арийцы постепенно все больше теряли свои культурные способности <…> Так гибли целые культуры и целые государства, чтобы уступить место новым образованиям. Единственной причиной отмирания старых культур было смешение крови и вытекающее отсюда снижение уровня расы. Люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивляемости, присущей только чистой крови". Для подтверждения идеи расового превосходства арийцев приводятся любопытные доказательства: "В Северной Америке, где население в громадной своей части состоит из германских элементов, только в очень небольшой степени смешавшихся с более низкими цветнокожими народами, мы видим совершенно других людей и другую культуру, нежели в Центральной и Южной Америке, где переселенцы, преимущественно люди романского происхождения, зачастую в гораздо больших размерах смешивались с туземным населением <…> Германец американского континента, сохранивший беспримесную чистоту своей расы, стал господином континента, и он останется им вплоть до того момента, когда сам падет жертвой позора кровосмешения"

Беспощадной дискредитации подвергаются евреи. При чем для этого Гитлер прибегал к любым средствам, используя, например, религиозность немецкого общества: "любая религия, как она свойственна арийцам, требует именно известной веры в загробную жизнь. Посмотрите на талмуд. -- Разве эта книга для загробной жизни? Нет, эта книга посвящена исключительно вопросу о том, как создать себе на практике жизнь получше в этом лучшем из миров". Также в его антисемитских высказываниях можно заметить намек на его мессианскую роль: "Ныне я уверен, что действую вполне в духе творца всемогущего: борясь за уничтожение еврейства, я борюсь за дело божие"; "Я знаю, что со мной ничего не случится, потому что я был выбран Богом для осуществления великой миссии".

Довольно четко в книге сформулировано отношение к марксизму. Вот что Гитлер пишет о своем первом споре со сторонниками марксизма: "То, что я слышал кругом, могло меня только раздражить до последней степени. Они отвергали и проклинали все: нацию как изобретение капиталистических "классов" -- как часто приходилось мне слышать это слово; отечество как орудие буржуазии для эксплуатации рабочих; авторитет законов как средство угнетения пролетариата; школу как учреждение, воспитывающее рабов, а также и рабовладельцев; религию как средство обмана обреченного на эксплуатацию народа; мораль как символ глупого, овечьего терпения и т.д. Словом в их устах не оставалось ничего чистого и святого; все, буквально все они вываливали в ужасной грязи. Сначала я пытался молчать, но в конце концов молчать больше нельзя было. Я начал высказываться, начал возражать. Тут мне прежде всего пришлось убедиться в том, что пока я сам не приобрел достаточных знаний и не овладел спорными вопросами, переубедить кого бы то ни было совершенно безнадежно. Тогда я начал рыться в тех источниках, откуда они черпали свою сомнительную мудрость. Я стал читать книгу за книгой брошюру за брошюрой. Но на постройке споры становились все горячей. С каждым днем я выступал все лучше, ибо теперь имел уже больше сведений об их собственной науке, чем мои противники. Но очень скоро наступил день, когда мои противники применили то испытанное средство, которое конечно легче всего побеждает разум: террор насилия. Некоторые из руководителей моих противников поставили предо мной на выбор: либо немедленно покинуть постройку добровольно, либо они меня сбросят оттуда".

Ознакомившись с марксистским учением, Гитлер не только определился со своим негативным отношением к нему, но, наблюдая за ростом движения его сторонников, решил начать борьбу с этой "чумой", поглощающей все больше и больше людей, купившихся на ее привлекательную внешнюю оболочку, которая завораживала своей силой, скрывая тем самым свою террористическую сущность. А сильной эта теория стала не только за счет своего привлекательного внешнего облика, но и потому, что "в лагерь социал-демократии загоняла этих людей, несмотря ни на что, нужда. Бесчисленное количество раз наша буржуазия самым неумелым образом… выступала против очень скромных и человечески справедливых требований <…> Можно сказать с уверенностью, что миллионы рабочих сначала были внутренне враждебны социал-демократической партии, но их сопротивление было побеждено тем, порой совершенно безумным поведением буржуазных партий, которое выражалось в полном и безусловном отказе пойти навстречу какому бы то ни было социальному требованию <…> все это только помогало социал-демократии, которая с благодарностью регистрировала каждый такой отказ и пользовалась этими настроениями имущих классов, чтобы загонять массы в социал-демократический капкан".

Опять же, эти взгляды он трансформировал на расовую теорию, которая была всегда в центре его внимания и образовывала некую призму, через которую он и смотрел на окружающие явления. Марксистское учение он считал продуктом стремления евреев установить свою власть в государстве и обществе: "В это именно время я понял, что это разрушительное учение тесно и неразрывно связано с национальными свойствами одного определенного народа, чего я до сих пор совершенно не подозревал. Только знакомство с еврейством дает в руки ключ к пониманию внутренних, т.е. действительных намерений социал-демократии. Только когда познакомишься с этим народом, у тебя раскрываются глаза на подлинные цели этой партии, и из тумана неясных социальных фраз отчетливо вырисовывается оскалившаяся маска марксизма".

Однако были в марксизме некоторые вещи, которые симпатизировали Гитлеру. В частности, он восхищался советской системой, также ему нравился фанатизм коммунистов, который отличал их от слабой буржуазии. Таким образом, книга Гитлера еще больше закрепила антикоммунистическую сущность нацизма. Причем именно его идеи и стали официальной позицией нацистской идеологии по отношению к марксизму, мнения же других нацистов были им проигнорированы. К примеру, Пауль Йозеф Геббельс, "высокопоставленный лидер нацистской партии, главный пропагандист Третьего рейха, ближайший соратник и друг Гитлера", изначально вовсе не был антикоммунистом: "В дневниках Геббельса много говорилось о его тогдашних симпатиях к коммунизму. "В конечном счете, - записал он 23 октября 1925 года, - уж лучше нам прекратить свое существование под властью большевизма, чем обратиться в рабов капитала". 1 января 1926 года он признался себе: "По-моему, ужасно, что мы (нацисты) и коммунисты колотим друг друга... Где и когда мы сойдемся с руководителями коммунистов?"".

До написания книги религиозный аспект нацизма заключался в провозглашении свободы вероисповедания, о чем было сказано в программе "25 пунктов". Антихристианская сущность нацизма, проявившаяся уже после обретения им господствующего положения, не имела на первых порах широкой публичной огласки, поскольку всем понятно, в том числе и Гитлеру, что начинать путь к власти в христианской Германии с нескрываемым антихристианизмом - это значит тут же этот путь и закончить. Таким образом, нацисты, в силу требований политической выгоды, скрывали до поры до времени свои антихристианские настроения, объявив в своей предвыборной программе о свободе вероисповедания и о том, что их партия не связывает себя с какой-либо религией.

После выхода книги "Майн Кампф" религиозный аспект нацизма кардинально изменился. Проявив политическую хитрость, Гитлер решил воспользоваться религиозностью немцев - на страницах "Майн Кампф" активно утверждалось о его непоколебимой вере во Всевышнего, а также о необходимости религии для духовного развития человека: "Светские школы недопустимы, поскольку в таких школах нет религиозного обучения, а общее обучение морали без религиозной подоплеки держится на пустоте; следовательно, воспитание личности и религия должны исходить из веры".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7