скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Становление идеологии нацизма скачать рефераты

p align="left">Из обилия гипотез прародины арийцев можно выделить четыре основные, из них одна утверждает об азиатской прародине ариев, и три - о европейской.

Согласно самой старшей из них - азиатской - арийцы берут свое начало из Центральной Азии: "Гипотеза об азиатском происхождении индоевропейских народов… хуже всех подкреплена доказательствами. Отчасти эта гипотеза основана на антропологической мифологии, корни которой восходят к библейской истории о Вавилонской башне. В том мире донаучных спекуляций было принято считать, что все народы происходят из Азии, которая рассматривалась в качестве их общей прародины, и предполагалось, что все переселения народов следовали за солнцем с востока на запад <…> Установленный ныне факт, что во внутренних районах Азии периодически бывают засухи, мог послужить причиной массовых миграций кочевников, а также, возможно, способствовал их переходу к чисто кочевому образу жизни. Такая засуха, возможно, инициировала процесс переселения из этих районов индоевропейских народов и их изоляции". Так и началось расселение индоиранцев на запад, в Европу. Однако "сегодня азиатская гипотеза происхождения индоевропейцев отрицается большинством лингвистов… археологических свидетельств в ее пользу также нет".

Вместе с азиатской гипотезой прародины арийцев существуют еще и три европейские. В соответствие с тем местом, откуда, по их утверждениям, берут свои корни арийцы, этим гипотезам можно дать соответствующие заглавия - "центральноевропейская", "восточноевропейская" и "североевропейская".

Центральноевропейская гипотеза, автором которой является доктор Джайлс, утверждает о том, что прародина арийцев находится в Центральной Европе. "В качестве области, где индоевропейцы выделились из общей этнической массы, доктор Джайлс предлагает рассматривать лессовые земли между Карпатами на востоке, Балканами на юге, Альпами и Богемским лесом на западе, Рудными горами и северной частью Карпат на севере. Этот район, как он полагает, больше всего соответствует тем природным условиям, в которых сформировалась изначальная индоевропейская культура, в которой, на его взгляд, сельское хозяйство играло столь же важную роль, что и животноводство. Следовательно, индоевропейцы, или "странники", как он предпочитает их называть, распространились по Европе и Азии. Массовое переселение должно было начаться, как он думает, около 2500 года до н.э., и маршрут переселенцев, двигавшихся в восточном направлении, должен был пролегать через проливы Босфор и Дарданеллы, а далее -- по горной местности в Малой Азии. Выдающийся филолог не является археологом и не делает попытки проследить путь своих "странников" при помощи археологических материалов. Но область, которую он выделил, была фактически центром яркой культуры, развитие которой как раз укладывается в очерченные им хронологические рамки. Эта культура, которую можно назвать Дунайской… была создана… ранними средиземноморскими колонистами… Этот народ селился исключительно на лессовой, исключительно плодородной почве, которая залегает на равнинах Центральной Европы на значительную глубину. Мы можем охарактеризовать этих жителей долины Дуная как земледельцев, живущих в плодородных долинах".

Далее происходит расширение ареала обитания этих людей. "Жители долины Дуная расселялись во все стороны. Однако плодородие девственных лессовых земель стало постепенно истощаться… естественный прирост населения, которому способствовали столь благоприятные условия, вызывал потребность в еще более широкой колонизации. Новые поколения покидали свое поселение… в поисках новых мест для жилья и пригодных для обработки земель <…> За многие столетия их хозяйственной деятельности площадь лесов постепенно сокращалась, что приводило к засухам. В конечном итоге "дунайцы" пересекли Богемский лес и добрались до Рейна. Но на протяжении всей истории существования их культуры на занимаемой ими территории поддерживались мирные отношения. <…> Кроме того, "дунайцы" в ходе своих странствий вступали в контакты с другими этническими группами. На горных склонах, обращенных к западу, куда они могли попасть в ходе охоты на серн и оленей, жило малочисленное охотничье население, потомки донеолитических групп. Этот дикий горный народ заимствовал у "дунайцев" элементы более высокой цивилизации и постепенно стал оседать на земле. На территории Германии и Польши "дунайцы" вскоре встретились с высокорослыми людьми северной расы… В некоторых случаях эти два народа перемешивались между собой, и северяне ассимилировали культуры земледельцев, как, например, это случилось на Рейне; везде северяне утвердились как повелители среди земледельцев и в конечном итоге наложили на мирную культуру "дунайцев" свой более воинственный отпечаток. На востоке в это время возникли азиатские культуры носителей расписной керамики, и взаимодействие между ними и "дунайцами" началось очень рано".

При этом возникает естественный вопрос, были ли эти "дунайцы" теми самыми арийцами, и можно ли их вообще относить к индоевропейцам? Согласно гипотезе о центральноевропейской прародине арийцев - да. Однако это далеко не факт. Опровержения можно предоставить в соответствие с лингвистическим критерием: "Маловероятно, чтобы индоевропейский язык, который одновременно является продуктом и отражением индоевропейской психологии, возник у этих крестьян. Скорее следует ожидать, что индоевропейцы появились после того, как эти земледельцы смешались с другими, более подвижными элементами".

Согласно восточноевропейской гипотезе, прародина арийцев находится в южнорусских степях (нынешняя территория южной России и восточной Украины). В пользу достоверности данной теории приведено немало доказательств. "На основании лингвистических данных ученые полагают, что наиболее тесными были связи протоариев с протогреками и протоармянами… или с предками славян и балтов… Подобные данные позволяют помещать ариев на востоке индоевропейского ареала, скорее всего в районах к северу от Черного моря и Кавказа. Об этом свидетельствует и принципиально важное наблюдение о хозяйственных и экологических различиях, устанавливаемых для ариев, с одной стороны, и большинства остальных индоевропейцев -- с другой: если данные большей части индоевропейских языков указывают на сохранение "лесных" традиций и отсутствие "разрыва" в продолжении этих традиций по сравнению с условиями общеиндоевропейской эпохи, то для ариев характерно значительное отклонение от такого экологического (и соответственно хозяйственного) фона. Выводы о различных для разных групп индоевропейцев хозяйственных и природных условиях… должны указывать на зону контактов в областях к северу от Черного моря, т.к. именно там проходили границы лесного ареала со степным <…> Отсюда они постепенно распространялись к востоку и к югу вплоть до границ Индии и Ирана, расселяясь по обширным территориям Казахстана и Средней Азии".

Гипотезу также подтверждают некоторые географические и культурно-исторические критерии: "Здешние климат и географические условия… вполне соответствуют тем данным об индоевропейской колыбели, которые можно получить методами палеолингвистики. Самые ранние поселения людей постледникового периода рисуют нам культуру, которая прекрасно согласуется с протоиндоевропейской культурой, описанной филологами. Рассматриваемые предметы материальной культуры получены почти исключительно из погребений <…> Жившие здесь люди отличались высоким ростом и были долихоцефалами <…> Материал из самых древних курганов … относительно однороден по всей области от Каспийского моря до Днепра. Наличие этой культурной общности позволяет нам предполагать, что проживавшее здесь население разговаривало на едином языке <…> строгое соблюдение одних и тех же своеобразных погребальных обрядов на столь обширной территории могло бы свидетельствовать о наличии общих религиозных идей среди строителей курганов, которые могли также выражаться в восприятии ими одного или нескольких общих божеств. Это вызывает соблазн назвать этот общий язык индоевропейским".

Но наибольшее количество сторонников у североевропейской гипотезы. Согласно ей, прародина арийцев находится на севере Европы. "Большинство исследователей,… которые разделяли доктрину европейской прародины индоевропейских народов, склонны были локализовывать ее где-нибудь на обширной равнине, которая простирается от Северного моря до Каспийского. Эта область не только лучше других отвечает всем требованиям, которые предъявляет ей сравнительное языкознание, но и была также территорией, которую населял высокий светловолосый народ европейской расы. И все защитники теории европейской колыбели индоевропейцев, которые вообще обращались к данным антропологии, убеждены в том, что первые индоевропейцы были блондинами <…> сегодня эти физические характеристики почти полностью исчезли среди многих народов, которые разговаривают на индоевропейских языках <…> однако можно привести много свидетельств в пользу того, что в областях, где теперь разговаривают на индоевропейских языках и где блондины теперь фактически исчезли, такие физические типы существовали в древности <…> например,…ахейские герои часто описываются как "золотоволосые", что многие из знаменитых римлян, такие как Сулла, Катон и другие, кажется, были светловолосыми <…> Китайские авторы упоминают о присутствии крепко сложенных, голубоглазых, светловолосых людей в Средней Азии во время максимального распространения иранских языков незадолго до начала нашей эры, а на древних изображениях с погребенных под песками городов… представлены явно светловолосые европейские типы. По сообщениям римских авторов, ираноязычные аланы были высокими и светлыми. Кроме того, этот же самый тип еще и сегодня присутствует среди различных индоевропейских народов в тех частях Азии, где в силу их изолированности им удалось избежать смешения с другими народами или же где существуют климатические условия, сопоставимые с климатом Северной Европы".

Науке известно множество других версий исторической родины арийцев. Некоторые помещают ее в заполярье - в Сибирь или в район Белого моря, основываясь на текстах древних индийских сказаниях, в которых рассказывалось о неподвижной Полярной звезде, долгих полугодовых холодные ночах и аналогичных по продолжительности днях, созвездиях, которые можно видеть только в северных широтах, явлениях, описание которых напоминает северное сияние и замерзание воды, причем некоторые особо оригинальные умы называют прародиной арийцев Северный полюс.

Однако гипотезы такого духа, а вместе с ней и другие версии подобного рода, в научной среде распространения не получили. Самой же популярной была североевропейская гипотеза, что вовсе не удивительно, если учесть обильное количество доказательств ее состоятельности. Нацистские видения прародины ариев также более близки именно к этой гипотезе.

Известно, что некоторые ученые и публицисты ставили арийцев в разряд высших из-за их долихоцефалии, то есть удлиненного строения черепа; среди них, например, Х.С. Чемберлен и Ж. Ляпуж, который утверждал, что долихоцефалы формируют высшую арийскую расу, а брахицефалы - короткоголовые - низшую. Однако согласно данным других исследователей, индоевропейцы, а с ними и арийцы, были в большей части именно брахицефалами. Этот вопрос о размере черепов, а также другие физические признаки индоиранцев сыграли важную роль в появлении арийского мифа. К примеру, при вступлении в антисемитское общество "Туле" необходимо было предоставлять для доказательства арийского происхождения сведения о росте волос на участках тела и отпечатки ступней.

К сожалению, вопрос об этногенезе арийцев является довольно спорным. По разным аспектам данной проблемы существует огромное количество гипотез и домыслов. Возможно, именно неопределенность в проблеме изучения арийского этногенеза и способствовало становлению различных мифов об их превосходстве и искажению их истории для достижения каких-либо целей.

Если проанализировать процесс появления так называемого арийского мифа, то в принципе можно понять, что появление этого явления в принципе не так уж сложно и запутанно, а даже логично и закономерно.

Как мы уже говорили, после сопоставления немецким ученым Шлегелем термина "ариец" со словом "честь" возникло представление об арийцах как о расе господ. Но арийский миф, по сути, берет свое начало не с его идей и домыслов. "Его учение, Христиан Лассен, сделал вывод, который фактически навсегда закрепил значение слова "ариец". Он противопоставил "комплексный талант арийцев" семитам, у которых отсутствовала гармоничность души, а иудейская религия была эгоистичной и замкнутой. Так впервые арийцы вошли в расовую теорию. Миф, сформированный Лассеном, быстро начал распространяться по Европе. В 1827 году во французских ученых кругах уже говорили "о длительной борьбе между семитским и индогерманским мирами".

Таким образом, можно сделать вывод, что сопоставление термина "ариец" со словом "честь" и сыграло решающую роль в появлении арийского мифа. Возникшее представление об интеллигентной расе со временем трансформировалось в расовые теории, в большинстве которых преобладал антисемитский характер, поскольку именно понятие "арийцы" отделяет евреев от остальных европейцев. Одной из таких теорий и был нацизм.

4) Оформление идеологии

Нацизм начинает формироваться в качестве политической идеологии уже после Первой Мировой войны. Вполне закономерно, что поражение в войне способствует обострению пессимистических и националистических настроений в обществах побежденных стран, в чем мы уже имели возможность убедиться на примере того воздействия, которое оказали решения Венского Конгресса на немецкое общество, пангерманские идеи которого в очередной раз не были реализованы. Как мы уже убедились, для немцев такого рода обострения не в новизну. Но оглашение итогов войны для Германии послужило невероятно мощным катализатором обострения националистических настроений в немецком обществе.

"7 мая 1919 г. победители объявили о своих условиях. Немцы были готовы к худшему, но такого не ожидал никто. Требуемые территориальные уступки превышали самые пессимистические ожидания. Установленный верхний предел численности немецкой армии в 100 тыс. солдат и офицеров делал ее пригодной только для полицейских акций, но не для обороны страны. Экономические и финансовые требования еще не были определены, но теперь не оставалось сомнений в том, что они будут крайне тяжелыми. <…> Немецкая сторона сразу отвергла эти условия. Шейдеман официально отказался подписывать такой договор и подал в отставку. Но союзники настаивали на своих требованиях. Под давлением продолжающейся морской блокады страны и угрозы Запада возобновить военные действия, если Германия безоговорочно не примет выдвигаемых условий, большинство членов Национального собрания в конце концов согласились на его подписание. <…> Церемония подписания мирного договора, этого тяжелейшего для немцев последствия проигранной войны, проходила в том самом Зеркальном зале, где почти полвеком ранее была торжественно провозглашена Германская империя. Как тогда, так и теперь церемония стала символом триумфа победителя над униженным побежденным, который должен был не только платить, но и пресмыкаться. Крупный немецкий ученый Эрнст Трёльч обоснованно писал, что "Версальский договор - это воплощение садистски-ядовитой ненависти французов, фарисейски-капиталистического духа англичан и глубокого равнодушия американцев" <…> Среди немцев возобладали чувства унижения и бессилия перед несправедливым для них актом, которые стали питательной почвой для подъема реваншизма и национализма. Еще в Версале британский премьер Дэвид Ллойд Джордж пророчески заметил, что "главная опасность состоит в том, что мы толкаем народные массы в объятия экстремистов" <…> По Версальскому мирному договору, Германия оставалась единым государством, но в военном отношении - беззащитным, экономически - разоренным, политически - униженным. <…> С точки зрения немцев, "диктат Версаля" был инструментом западного террора. Население восприняло демократию как чужеземный порядок, навязанный победителями. Роковым стало то, что борьба против Версаля означала и борьбу против демократии. Политические деятели, которые призывали к сдержанности и компромиссу с Западом, немедленно объявлялись политическими капитулянтами, а то и предателями. Все это и стало той почвой, на которой в итоге вырос тоталитарный и зловещий режим Гитлера".

Очевидно, что итоги войны привели к окончательному закреплению национализма в немецком обществе. Масла в огонь добавляли еще такие факторы, как хронический пессимизм немецкого народа, разоренная экономика, свершившаяся революция, ставшая "стихийным выступлением уставших от войны масс". Все это отложило негативный отпечаток на национальном самосознании. В народных массах неумолимо росли идеи реваншизма. Наиболее активные из этой недовольной массы трансформировали это общественную послевоенную реальность в какие-либо учения и теории. Одной из таких теорий и стал национал-социализм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7