скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны скачать рефераты

p align="left">б) устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений;

в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;

г) производить изъятия транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;

д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т. д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т. п.; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц;

е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские и т. д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров;

ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;

з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.

По всем этим вопросам военные власти имели право издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение их наказание в административном порядке в виде лишения, свободы до шести месяцев или штрафа до 3000 руб., а также отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать их безусловного и немедленного исполнения.

Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия были обязаны оказывать полное содействие военному, командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности.

За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей; а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные привлекались к уголовной ответственности по законам военного времени. В изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. В Указе приводился перечень этих дел. В тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

2. Указ «О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому особому, Западному особому, Киевскому особому, Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому, Сибирскому, Приволжскому, Северо-Кавказскому и Закавказскому военным округам». Мобилизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918г. включительно.

3. Указ «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения».[8;38]

26 июня 1941 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», которым директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли было предоставлено право устанавливать, с разрешения Совнаркома СССР, обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день с оплатой в полуторном размере. Указом отменены  очередные и дополнительные отпуска (кроме отпусков в случаях болезни, по беременности и родам).[8;56]

Постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1941г. создана Ставка главного командования Вооруженных Сил СССР. 10 июля 1941г. она преобразуется в Ставку Верховного Командования. 24 июня, созданы Совет по эвакуации и Советское информационное бюро. 27 июня Политбюро ЦК ВКП(б) принимает решение- «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». За первые шесть месяцев войны политбойцами в войска было послано 60 тыс. коммунистов и 40 тыс. комсомольцев.[9;12]

30 июня 1941г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех Сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину», создан Государственный Комитет Обороны, в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. Его председателем был назначен И. В. Сталин,[8;36] который являлся также председателем Совета Народных Комиссаров СССР и с 8 августа 1941г. -- Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.

Во многих местностях, объявленных на военном положении, создавались областные и городские комитеты обороны, являвшиеся чрезвычайными местными органами государственной власти. В ряде случаев образовывались так называемые суженные исполкомы городских Советов, в которые входили представители партийных и государственных органов.

Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) 29 июня разработали Директиву партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков. Она была положена в основу речи И. В. Сталина по радио 3 июля, где он указал на серьезную опасность, нависшую над нашей Родиной, объяснил причины временных неудач Красной Армии и призвал немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинить интересам фронта и задачам организации разгрома врага. Обращение партии и правительства к советскому народу имело огромное военно-политическое значение.

Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением от 1 июля 1941г. значительно расширил права народных комиссаров СССР в условиях военного времени. С 18 июля 1941г. это постановление распространяется на народных комиссаров РСФСР и УССР.

Народные комиссары СССР и двух названных союзных республик наделялись чрезвычайными правами по распределению и перераспределению материальных ресурсов; по разрешению директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы; по перераспределению капиталовложений по сверхлимитным строительствам и по направлению полностью на другие стройки средств, предусмотренных планом для строек, прекращенных строительством в связи с военными действиями; по частичным отступлениям от утвержденных проектов и смет сверхлимитного строительства в пределах общей стоимости каждой стройки, утвержденной по генеральной смете; по разрешению пуска в эксплуатацию строящихся предприятий и их отдельных частей с последующим уведомлением СНК СССР; по резервированию в обеспечение выполнения дополнительных производственных заданий до 5% от утвержденного фонда зарплаты по Наркомату в целом; по списанию числящихся на балансе убытков отдельных хозяйственных учреждений и предприятий за счет их собственных оборотных средств и сверхплановой прибыли по Наркомату в целом (при отсутствии возражений Наркомфина СССР); по списанию сумм с расчетных счетов подведомственных хозорганов и предприятий на покрытие просроченной задолженности поставщикам.

В случае перевода предприятий в другие местности наркомы имели право разрешать наем жилых помещений у отдельных граждан для размещения рабочих и служащих перевозимых предприятий, а также новостроек. Им же предоставлялось право производить затраты на вос-становление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ за счет капиталовложений, внелимитных затрат, капитального ремонта, а при отсутствии их -- за счет себестоимости продукции.

В июле 1941г. совнаркомам союзных и автономных республик и исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся на время войны предоставлено право переводить в обязательном порядке рабочих и служащих, освобождающихся в связи с сокращением штатов, консервацией строительств и т. п., на работу в другие учреждения, предприятия, строительства, независимо от их ведомственной подчиненности и территориального расположения.

Эти чрезвычайные полномочия наркомов, правительств союзных и автономных республик, край (обл.) исполкомов, расширившие их возможности оперативно действовать в военных условиях, сыграли огромную роль в обеспечении победы советского народа над фашистскими захватчиками.

Решением Государственного Комитета Обороны в начале июля 1941г. комиссии Н. А. Вознесенского, с привлечением наркомов вооружения, боеприпасов, авиационной промышленности, цветной металлургии и других наркомов, поручается выработать военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны. Такой план по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии был разработан на IV квартал 1941г. и на 1942г. 16 августа 1941г. его одобрили Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) и утвердило Политбюро ЦК ВКП(б).

В середине июля 1941г. ЦК ВКП(б) принял постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск». Принятие постановления придало организации всенародной войны в тылу оккупантов планомерный, целеустремленный характер, стало ее могучим ускорителем. К концу 1941г. коммунисты создали и возглавили действия свыше двух тысяч партизанских отрядов, оказывавших большую и все возрастающую поддержку Красной Армии.

2 июля 1941г. постановлением Совнаркома СССР вводится всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне всего взрослого населения в возрасте от 16 до 60 лет. Было также установлено, что граждане обоего пола -- женщины в возрасте от 18 до 50 лет и мужчины в возрасте от 16 до 60 лет -- привлекаются к участию в группах самозащиты МПВО на предприятиях, в учреждениях и жилых домах в обязательном порядке.[12;866]

Совнаркомы союзных республик во исполнение этого постановления приняли акты, его развивающие и конкретизирующие применительно к условиям той или иной республики.

В сентябре 1941г. Государственным Комитетом Обороны введено всеобщее обязательное обучение военному делу граждан СССР в возрасте от 16 до 50 лет. Обучение осуществлялось вневойсковым порядком без отрыва от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. В качестве инструкторов обучения привлекался средний командный и политический состав и младший начсостав, пользующийся отсрочками от призыва по мобилизации, а также наиболее подготовленный рядовой состав старших возрастов, не призванный в армию. В целях организации обязательного военного обучения граждан СССР в составе Наркомата обороны образуется Главное управление Всеобщего военного обучения (Всевобуч), в военных округах, в областных (краевых и республиканских) военкоматах создаются отделы Всевобуча, а в райвоенкоматах имелось по 2--3 инструктора Всевобуча.[8;49]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941г. объединены Народный Комиссариат внутренних дел и Народный Комиссариат государственной безопасности в единый Народный Комиссариат Внутренних Дел. Соответственно объединяются органы НКВД и НКГБ в союзных и автономных республиках, краях и областях.

В ноябре 1941г. Президиум Верховного Совета СССР преобразовал Наркомат общего машиностроения в Наркомат минометного вооружения. В начале 1942г. образован Наркомат танковой промышленности.

В целях усиления централизации снабжения народного хозяйства при Совнаркоме СССР образуются главные управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами, углем, лесоматериалами и дровами.

Таким образом, уже в первые месяцы войны страна превращается в единый боевой лагерь со строго централизованным руководством всеми делами на фронте и в тылу.

Призыв партии: «Все для фронта! Все для победы!» стал главным, ведущим для всех партийных, государственных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных и других общественных организаций, подчинивших всю свою деятельность общенародному делу защиты социалистических завоеваний от фашистских захватчиков. Руководителем, организатором, вдохновителем советского народа в его справедливой священной борьбе за свою независимость и свободу была Коммунистическая партия.

В суровые годы Великой Отечественной войны продолжали действовать рожденные Октябрем Советы.

В ноябре 1942г. Совнарком РСФСР обсудил итоги выполнения названного постановления правительства СССР и определил дальнейшие конкретные задачи областных, краевых исполкомов и совнаркомов АССР, Госплана РСФСР, наркоматов просвещения, здравоохранения, юстиции, торговли и прокуратуры РСФСР. В частности, Наркомторгу было предложено организовать столовые усиленного и диетического питания на детей от 3 до 13 лет и расширить существующую сеть детских столовых.

В результате победы советских войск под Курском в ходе войны произошел коренной перелом. К этому времени большая часть ранее захваченной врагом нашей территории была освобождена. 21 августа 1943г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Для непосредственного руководства осуществлением этих мер при Совнаркоме создается специальный комитет. Большая организаторская работа партийных и государственных органов по восстановлению хозяйства, крупные материальные вложения, всенародная помощь пострадавшим от оккупации местностям обеспечили быстрое возрождение освобожденных районов в условиях еще продолжавшейся войны.

В течение всей войны партийные, государственные, профсоюзные и комсомольские организации, органы печати, радио вели массовую политико-воспитательную работу среди населения, разъясняя содержание актов центральных и местных органов, обязанности и долг каждого советского человека в их осуществлении. Советская литература, все виды искусства были поставлены на службу народу, ведущему освободительную войну. Многие работники литературы и искусства, их коллективы часто выезжали на фронт, выступали перед ранеными бойцами в госпиталях.

В период войны создано несколько новых научно-исследовательских учреждений, например Киргизский филиал АН СССР (январь 1943г.), Узбекский филиал АН СССР реорганизован в АН Узбекской ССР (сентябрь 1943г.), Армянский филиал АН СССР реорганизован в АН Армянской ССР (октябрь 1943г.), в Москве организована Академия педагогических наук РСФСР (октябрь 1943г.) и др.

Вся эта сложная и разнообразная политико-воспитательная, экономическая, организационная деятельность партийных, государственных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных и других общественных организаций обеспечила Красной Армии и Военно-Морскому флоту прочный тыл, его нарастающую помощь фронту. Опираясь на нее, наши Вооруженные Силы отстояли Ленинград, разгромили гитлеровцев под Москвой, Сталинградом и на Кавказе, под Курском, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Гитлеровский фашизм был окончательно сокрушен в результате успешного проведения Берлинской операции. Знамя Победы было водружено над рейхстагом. В сентябре 1945г. капитулировала милитаристская Япония.

В связи с окончанием войны и прекращением чрезвычайного положения в стране Президиум Верховного Совета СССР упразднил Государственный Комитет Обороны и передал его дела Совету Народных Комиссаров СССР.

Советский государственный аппарат постепенно был перестроен применительно к условиям мирного времени, к задачам восстановления и развития народного хозяйства.

Были расширены права союзных республик: в 1944г. были учреждены наркоматы обороны республик, и созданы республиканские воинские формирования. Тогда же союзным республикам были предоставлены полномочия в области внешних сношений и созданы наркоматы иностранных дел. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласия на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей. Белорусская и Украинская ССР участвовали в учреждении ООН и подписании ее Устава.

Учредительная конференция по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 года. Её созыв ещё до окончания Второй мировой войны символично свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания по основным вопросам создания негосударственной организации, призванной обеспечить мир на планете. В работе конференции приняли участие делегации от 50 стран.

Заключение

Настоящая курсовая работа является попыткой осмысления одного из интереснейших на мой взгляд, периода, периода довоенного и Великой Отечественной войны. Причем на его фоне рассматривалась актуальнейшая во все времена проблема развития «советского единства», отчасти которой, а точнее его результата, коснулось и наше поколение.

За годы Советской власти в рассмотренное время были достигнуты бесспорные успехи в сфере межнациональных отношений, равно как и издержки этой политики, которых, к сожалению, оказалось немало. Особенно это проявилось в годы сталинских репрессий. Репрессии, с одной стороны, позволили одним махом, не соблюдая обычных административных процедур, сменить целое поколение на новое, подготовленное уже в современных условиях, более грамотное и воспитанное вне партийной фракционности. В 1939г. в руководящем составе номенклатуры четверть работников имела возраст 20-29 лет, 45% - возраст 30-39 лет, старше 50 лет было всего 6,5%.[11;163]

В то же время репрессии разрушили все начавшие складываться через самоорганизацию номенклатурные кланы, ориентированные на групповые цели и ускользающие от контроля. После того, как мы наблюдали действия таких кланов, которые в конце 80-х годов хладнокровно ликвидировали СССР, опасения И.В.Сталина также нельзя считать абсурдными.

Однако все это - лишь попытки реконструировать возможные рациональные объяснения в целом страшного и жестокого дела, которое даже если и решило срочные и чрезвычайные проблемы, но заложило под советскую государственность мину замедленного действия.

С января 1938г. репрессии начали тормозить, был принят ряд "охлаждающих" постановлений, сняты, судимы и расстреляны ведущие работники НКВД во главе с наркомом. Нарком юстиции потребовал от судов строго соблюдать процессуальные нормы, и суды стали возвращать НКВД дела на доследование (50% дел по политическим обвинениям), резко увеличилось число оправдательных приговоров, несмотря на протесты нового наркома внутренних дел Л.П.Берии. В 1939г. была проведена массовая реабилитация (освобождено огромное количество людей, в том числе офицеров, которых восстановили в армии). Многие события (не только приговоры и казни, но и неожиданное освобождение и быстрое продвижение некоторых групп работников) пока не находят убедительного объяснения, многие сделанные под давлением политических факторов выводы требуют проверки.

Если охарактеризовать период репрессий более глобально, то можно сделать вывод, что в результате были уничтожены многие представители национальной интеллигенции, подвергались преследованиям и насильственному переселению целые народы: чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, что, разумеется, не могло не отразиться на их национальном самочувствии. Фактически было уничтожено целое сословие - казачество. Из-за подобного рода ошибок, а также преступлений, национальное самосознание многих народов пребывало во "взорванном состоянии".

Не секрет, что ученые по-разному смотрят на эти вопросы и довольно-таки редко можно встретить объективную позицию. Преобладают либо явно негативные оценки происходящего, такие как «насильственный ввод войск - плебисцит - и советская республика», либо уже ярко позитивные «рукоплескания или то, что например прибалтийские республики хирели без России» и т.п.

Что касается СССР, то, может быть, его создание было насильственным механическим объединением, а может и нет. Предпосылки для объединения независимых государств были: это и общие экономические цели, и оборонительные, и историческая привязанность народов.

Тем не менее, СССР был создан именно как государство, а не межгосударственное объединение, при этом государство, по его основным признакам, федеративное, а не унитарное (примечательно, что РСФСР, унитарное по своей сути государство, называлось федерацией, а СССР федерацией не назывался). Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам не федерации, а конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству.

Как видно из вышеуказанного, условия для создания конфедеративного государства были налицо, но проблема вся в том, что им уже нельзя было централизованно управлять, а принцип прагматизма, который возобладал в послеоктябрьский период властно требовал сохранить бывшую Российскую империю максимально сильной и целой, ибо в противном случае становилась проблематичной отводимая ей большевиками роль «двигателя» мировой революции. А поскольку ничего не получилось с унитарным государством, то и была попытка создать федеративное, которая более или менее увенчалась успехом.

Таким образом, уже к середине 40-х годов в состав СССР входили 16 республик: РСФСР, УССР, БССР, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузинская, Казахская, Киргизская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и Молдавская ССР.

Список использованной литературы

1.Соколов А.К. Краткий курс истории СССР. - М., 1999.

2. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 30-е годы. / Вопросы истории. - №10 - 2001.

3. Хлевнюк О.П. Принудительный труд в СССР 1929-1941. /Свободная мысль. - №2 - 1992.

4. Ерин В.Б. Советские военнопленные в Германии. /Вопросы истории. - №11-12 - 1995.

5. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик / Сб. док. Т. VI. М., 1964.

6. Самсонов А.М. История национально-государственного строительства СССР.-М.,1975.

7. Донгаров А.Г. Война, которой могло не быть // Вопросы истории. 1990. №5.

8. Законодательные и административно-правовые акты военного времени. (С 22 июня 1941г. по 22 марта 1942г.). М., 1942.

9.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.6. М., 1971.

10.Серов А.Г. Законодательные и административно-правовые акты военного времени -М.1987.

11.История государства и права России. Учебник./Под ред. Ю.П.Титова.-М.:«Проспект»,2000.

12.Века А.В.История России.-М.:АСТ, Харвест, 2005.

13. Курицын В. М. История государства и права России.1929-1940 гг.-М.: «Международные отношения», 1998.

14. История государства и права СССР, ч.2./Под ред. И.О. Чистякова и Ю.С. Кукушкина. М. 1971.

15. История государства и права России/Учебник. Изд. Былина. М. 1998. Отв. Ред. С.А. Чибиряев.

16. История государства и права России/Учебник ч.2. М. 1997. Отв. Ред. Чистяков. Изд. «Век»

17.Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общей ред. А.Ф. Вишневского.-Мн.: Тесей, 1998.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5