скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны скачать рефераты

p align="left">Причины определенного изменения статуса союзных республик были двоякого свойства - объективные и субъективные. С одной стороны, построение и дальнейшее развитие социалистического общества закономерно предполагают его все большую интеграцию, создание единого хозяйства, которое не мыслимо без дальнейшей политической консолидации. С другой стороны, элементы избыточной централизации были порождены субъективистскими взглядами И. В. Сталина.

Получает дальнейшее развитие советская автономия. Конституция СССР изменила круг и характер автономных единиц. Как уже отмечалось, две из них были преобразованы в союзные республики, в то же время некоторые автономные области были преобразованы в АССР. Конституция закрепила и возникновение новой формы автономности - национального округа. Уже на грани 30-х годов автономность получают наиболее отсталые районы страны. Это прежде всего народы Крайнего Севера, шагнувшие в социализм прямо из родового строя. В 1926 году ЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение допускало, в частности, возможность родовых туземных Советов.

Благодаря последовательному проведению национальной политики, направленной на всесторонний подъем экономики и культуры ранее отсталых народов, государству удалось относительно быстро добиться заметных успехов в развитии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это позволило создать национально-государственные образования этих народов, что в дальнейшем способствовало поднятию их культурного и хозяйственного уровня. Поднялся, естественно, и политический уровень. В частности, в предвоенные годы был ликвидирован родовой принцип построения органов власти. Советы стали здесь строится, как и по всей стране.

Формой автономии для народов Крайнего Севера был избран национальный округ. Первый национальный округ - Коми-Пермяцкий - был образован еще 1925 году. В 1929 году был создан Ненецкий округ. Теперь образование национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло массовый характер. В 1930 году были созданы Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в состав соответствующих областей и краев.

Идет и качественное развитие автономии народов СССР, отражающее их неуклонный рост, успехи на пути от отсталости к прогрессу. В 1932 году Кара-Калпакская автономная область была преобразована в автономную республику. В 1935 году такое же преобразование коснулось Калмыкии, а в 1934 - Удмуртии и Мордовии. Особенно показателен пример развития правового статуса Мордовии.

Вопрос об автономии мордовского народа был поставлен еще в середине 20-х годов. Однако большим препятствием в деле ее создания была распыленность мордовского населения между несколькими губерниями, отсутствие достаточно крупного компактного национального ядра. Тем не мене в 1928 году в составе Средне-Волжской области был создан Мордовский округ с центром в г. Саранске, мордовское население в округе составляло лишь 1/3.[14;89]

В 1930 году округ был преобразован в автономную область, вошедшую в состав Средне-Волжского края. При этом территория области была несколько изменена, что привело к некоторому увеличению удельного веса коренного населения в новых границах области. А вскоре область была преобразована в автономную республику.

Были образованы также две новые автономные области - Хакасская и Еврейская.

Уже в начале периода было произведено одно существенное изменение в административно-территориальном устройстве, закрепленное затем и в Конституции. В целях улучшения работы местных советов в административно-территориальном делении страны было ликвидировано окружное звено. Это устранило лишнюю ступень в системе органов власти и управления и позволило направить высвободившихся работников для укрепления районного звена.

Вопрос 4: Национально-государственное строительство СССР в годы Великой Отечественной войны

Изменение национально-государственного устройства Советского Союза в годы Великой Отечественной войны осуществлялось в нарушение Конституции (Основного Закона) СССР и были связаны с депортацией целых народов. При этом решение о ликвидации того или иного национально-государственного образования, как правило, принимали ЦК ВКП(б), ГКО совместно с СНК СССР, а затем Президиум Верховного Совета СССР утверждал соответствующие указы, которые при необходимости дополнялись постановлениями ГКО и Совнаркома СССР.

Начало изменению государственного устройства СССР и союзных республик положило постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 12 августа 1941г. “О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья”. В соответствии с этим постановлением Президиум Верховного Совета СССР 28 августа принимает указ, в котором отмечалось, что в районах Поволжья “имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов” среди немецкого населения. Это обвинение послужило основным для депортации в Сибирь, Казахстан и другие регионы в” 1941--1942 гг.огромного количества немцев, проживавших в различных республиках и областях СССР и в Автономной Республике немцев Поволжья.

Сама республика даже не была юридически ликвидирована, а по указу Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941г. ее районы были включены в состав Саратовской и Сталинградской областей.

12 октября 1943г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР “О ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве ее территории”. По указу карачаевцы были обвинены в “предательстве” и в участии на стороне германских войск в борьбе «с Советской властью».

На этом основании было депортировано почти 69 тыс. человек, а районы Карачаевской АО переданы в состав Ставропольского и Краснодарского краев и Грузинской ССР.[16;58]

Через полтора месяца участь карачаевцев разделили и калмыки. Президиум Верховного Совета СССР в своем указе от 27 декабря 1943г. отмечал, что “многие калмыки изменили Родине, вступили в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии” и т. п. Поэтому Калмыцкая АССР была ликвидирована, более 90 тыс. калмыков переселены в другие районы СССР, большая часть территории республики включена в состав Астраханской области, а остальные районы переданы Сталинградской и Ростовской областям и Ставропольскому краю.[16;76]

Обвинения, подобные вышеизложенным, были предъявлены чеченцам и ингушам. 7 марта 1944г. Президиум Верховного Совета СССР постановил ликвидировать Чечено-Ингушскую АССР, образовать в составе Ставропольского края Грозненский округ, в который включить большую часть республики, а остальную территорию передать Дагестанской, Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР. По этому указу было депортировано около 500 тыс. чеченцев и ингушей. Вслед за Чечено-Ингушской АССР указом от 8 апреля 1944г. Кабардино-Балкарская АССР переименовывается в Кабардинскую АССР, часть ее территории включается в состав Грузинской ССР, а почти 37 тыс. балкарцев выселяются с родной земли.[14;134] В 1944г. перестала существовать и самостоятельная Тувинская Народная Республика, “добровольно” вошедшая в СССР как автономная область РСФСР.

30 июня 1945г. Президиум Верховного Совета СССР преобразовывает Крымскую АССР в Крымскую область в составе РСФСР.

Характер межнациональных отношений на территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны, на мой взгляд, определялся спецификой этнической программы фашистской Германии, национальным составом коренного и прибывающего по эвакуации населения в тыловых районах, экстремальными условиями войны, с одной стороны, ухудшившими материально-бытовое положение людей, что привело к усилению социальной напряженности в тылу, а с другой - сплотившими народ против общего врага.

Депортации в годы войны подверглись не только народы, имевшие свою государственность, но и представители других национальностей: греки, крымские татары и др. Всего к концу 1945г. на спецпоселении находились 2342 тыс. человек.[3;48] Переселенцы и спецпоселенцы использовались в качестве дешевой рабочей силы для освоения рыбных промыслов, на лесоразработках, в угольной промышленности, на строительстве предприятий в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии.

При депортациях происходили эксцессы, жестокости и преступления. В прессе говорилось о массовой гибели крымских татар при транспортировке, хотя на деле именно для них она прошла сравнительно благополучно: из 151720 человек, депортированных в мае 1944г., органами НКВД Узбекистана по актам было принято 151529 человек (умер в пути 191 человек).[3;60] Но речь не об эксцессах, а о сути. Этот тип наказания, тяжелый для всех, был спасением для большой части мужчин, а значит для этноса. Если бы чеченцев судили индивидуально по законам военного времени, это было бы этноцидом - утрата такой части молодых мужчин подорвала бы демографический потенциал народа. Благодаря архаическому наказанию численность чеченцев и ингушей с 1944 по 1959г. выросла примерно так же, как у народов Кавказа, не подвергнувшихся депортации. В местах поселения они получали образование на родном языке и не испытывали дискриминации при получении высшего образования. Они вернулись на Кавказ выросшим и окрепшим народом.

Уже с 28 августа 1941г., в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья", все советские немцы были превращены в спецпереселенцев.

Что касается поляков, то их положение неоднократно менялось на протяжении войны и зависело от перипетий в советско-польских отношениях. С присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии в сентябре 1939г. жители этих территорий становились советскими гражданами. В период с сентября 1939г. по июль 1941г. производилась депортация во внутренние районы СССР, так называемых неблагонадежных элементов (среди них были поляки, евреи, украинцы, белорусы и представители других национальностей). Эти люди отправлялись на спецпоселение.

30 июля 1941г. между правительством СССР и польским эмигрантским правительством в Лондоне были установлены дипломатические отношения. В связи с этим была проведена амнистия поляков - военнопленных и спецпереселенцев. В декабре 1941г. было сделано изъятие из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 ноября 1939г., в соответствии с которым лица, прибывшие из Польши после 1-2 ноября 1939г., считались польскими подданными. По данным польского посольства, был зарегистрирован 265 501 польский гражданин, в том числе на территории РСФСР 117 тыс.[12;789]

В середине 1942г. советско-польские отношения обострились в связи с уходом с территории СССР армии Андерса. Были закрыты польские представительства в СССР, а 15 января 1943г. было принято постановление СНК СССР "О советском гражданстве некоторых категорий бывших польских граждан". На его основании была проведена паспортизация бывших польских граждан, проживавших в СССР, и все они попали в разряд эваконаселения.

Поскольку война приняла долговременный характер, пребывание людей в эвакуации затянулось на несколько лет. Состав коренного населения Урала, как и других тыловых районов СССР, изначально отличался этнической пестротой, что было обусловлено особенностями исторического и территориально-географического положения региона. Так, по данным переписи 1939г., среди жителей Урала русские составляли 71.54%, татары - 8.95, башкиры - 5.96, удмурты - 3.89, украинцы - 3.00, мордва - 1.53, чуваши - 1.07% и т.д.[12;824]

В 1930-е гг. произошли массовые перемещения людей на строительство уральских гигантов социндустрии. Пестрота национального состава усилилась вследствие притока в регион раскулаченных, репрессированных и депортированных в 1920-1940-е гг. То же произошло и после эвакуации. Среди прибывших на 1 октября 1941г. по эвакуации в Свердловскую обл. 54.5% составляли русские, 30 - евреи, 9.7 - украинцы, 2.9 - белорусы, 0.5 - поляки, 0.7 - латыши, 0.4 - эстонцы, 0.2 - литовцы, 0.04 - молдаване, 1.1 % - представители других национальностей.[15;92]

На Урале в 1941-1943 гг. жили и работали представители 60 наций и народностей из 52 областей и республик страны. В 1943 г. в состав партийных организаций входили коммунисты 50 национальностей из Оренбургской обл., 49 - из Башкирской АССР, 55 - из Пермской обл., 65 - из Свердловской обл., 44 - из Удмуртской АССР, 66 - из Челябинской обл.[15;154]

Местными партийными и государственными органами проводилась работа по интернациональному воспитанию трудящихся и учету национальных интересов эваконаселения. Идеи нерушимой дружбы наций и народностей СССР пропагандировались через средства массовой информации, наглядную агитацию; проводились лекции, организовывались митинги и т.п. Для детей эвакуированных эстонцев в Далматовском, Варненском, Верхнеуральском, Макушинском и Чесменском районах Челябинской областей были открыты школы или классы с преподаванием на родном языке.

В декабре 1942г. во многих городах и районах Урала были проведены мероприятия, посвященные 25-летию со дня провозглашения 1-ым Всеукраинским съездом Советов Украинской ССР.

Органы партийной и государственной власти, профсоюзные и другие общественные организации оказывали эвакуированным помощь в улучшении их материально-бытового положения, проявляли заботу об охране их здоровья. Так, в Удмуртии была открыта Озоно-Чепецкая лесная школа-санаторий, в которой лечились эвакуированные польские дети. Подготавливались кадры для национальных республик. Например, в поселке Тирлянский, Башкирской АССР в 1942г. функционировала спецшкола медсестер Латвии.

Плодотворно и взаимообогащаясь работала творческая интеллигенция. Профессорско-преподавательский состав учебных заведений Урала пополнился эвакуированными специалистами и стал более высококвалифицированным. Деятели культуры Украины, находясь в эвакуации в Башкирии, благодарили за оказанный им теплый прием.

По инициативе Союза писателей Башкирии и украинской секции писателей при активном участии общественности республики в 1941г. отмечался юбилей украинского поэта И. Франко. Люди разных национальностей участвовали во всенародной помощи фронту. Летом 1942г. среди молдавских граждан прошел сбор средств на постройку танков "За Советскую Молдавию".

Отношения между эвакуированными и местными жителями различных национальностей на бытовом уровне в целом можно охарактеризовать как дружелюбные. И все же, если мы хотим воссоздать объективную картину исторических событий, необходимо сказать о негативных явлениях, происходивших в тылу. Прибывавших по эвакуации евреев в основном встречали хорошо, но иногда проявлялись антисемитские настроения. Как правило, они возникали на фоне неприязни к эваконаселению в целом и были особенно заметны в сельской местности.

Система советского государственного аппарата в центре и на ме-стах, сложившаяся к 1941г., в основном, сохранялась и во время войны. Однако новые задачи и условия военного времени требовали перестройки государственного аппарата, создания новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением компетенции между ними. Широкая коллегиальность во многом уступила место оперативному единоначалию. Ленинский принцип демократического централизма осуществлялся в новых формах, вызванных задачами разгрома врага.

Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941г. потребовало принятия партией и правительством неотложных мер по мобилизации всех материальных и духовных сил советского народа на отпор врагу. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал несколько указов исключительной важности:

1. Указ «О военном положении», которым устанавливалось, что в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов,-- высшему командованию войсковых соединений. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям были предоставлены следующие права:

а) в соответствии с действующими законами и постановлениями правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5