скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.) скачать рефераты

p align="left">Лечение в больницах и врачебная помощь в Иране платные. Даже в Организации социального страхования приходится платить, и немало, за врачебную помощь.

Особенно плохо обстояло дело с медицинской помощью в деревне. До середины 60-х годов она фактически отсутствовала.

С целью продвинуть современную медицину в деревню в 1964 г. -был организован «корпус здравоохранения». Он создавался на таких же основах, что и «корпус просвещения», с той только разницей, что в него призывались лица, имеющие медицинское образование. Перед «корпусом здравоохранения» была поставлена задача поднять уровень здравоохранения в сельской местности путем лечения и предупреждения болезней, проведения прививок против эпидемических заболеваний, улучшения гигиенических и санитарных условий.

Полиции было дано указание не допускать появления женщин в чадре в общественных местах и на улицах. Не всеми женщинами указ о снятии чадры был встречен одобрительно. Дело в том, что для значительной части городских женщин из малосостоятельных семей чадра, состоящая из большого куска материи, чаще всего черного цвета, в которую женщины закутывались с головой, оставляя только просвет для глаз, заменяла верхнюю одежду. Что касается деревенских женщин, то многие из них и до издания указа не носили чадру, так как она мешала полевым работам. Не носили чадру, как правило, и женщины из кочевых и полукочевых племен, пользовавшиеся большей свободой и уважением со стороны мужчин по сравнению с женщинами оседлых районов. Это связано с тем, что женщины играют весьма важную роль в жизни племен. Они выполняют основные домашние работы, доят скот, кормят молоком ягнят и козлят, приготовляют пищу и молочные продукты, прядут шерсть, ткут ковры, заготовляют топливо, ведут подготовку к передвижению лагеря, выбирают место для лагеря, разбивают палатки. Часто они вмешиваются в дела управления племенами. Особенно велика роль женщин в общественной жизни тех племен, у которых в большей мере сохранились пережитки дофеодальных отношений и материнского права, например у племен кохгилуйе в Западном Фарсе.

В 1941 г., после отречения Реза-шаха, старый порядок фактически был восстановлен, и женщины в чадре появились на улицах Тегерана и других городов. В послевоенные годы, вплоть до последнего времени, многие женщины носили чадру.

Издание шахского указа о снятии чадры и допуск женщин на работу в государственных и частных предприятиях и учреждениях мало что изменили в тяжелой доле иранских женщин. Тегеранская газета «Атеш» 13 января 1961 г., например, писала: «Несмотря на то, что женщины получили право не носить чадру, учиться в школах и институтах, их можно назвать самыми обездоленными, отсталыми и несчастными женщинами мира». Сохранялась в больших масштабах проституция. В ежегоднике «Иран Альманах» за 1961 г. сообщалось, что в 1960 г. в Тегеране имелся специальный квартал, в котором было 380 публичных домов. Публичные дома существовали и в других городах.

Приниженность и неравноправность положения иранских женщин приводила «тому, что многие из них кончали жизнь самоубийством. В течение одних суток, сообщалось в том же ежегоднике, в Тегеране происходит 20 покушений на самоубийство, из которых в среднем два кончаются смертью. При этом в семи случаях из десяти самоубийства совершают женщины. Особенно часто самоубийства совершают женщины в возрасте до 25 лет.

В политической жизни страны женщины были лишены всяких трав. По избирательному закону Ирана все женщины наряду с ворами, убийцами, злостными банкротами, нищими, бродягами и мошенниками не имели права участия в выборах в меджлис и сенат, а также права быть избранными в эти представительные учреждения. Что же касается выборов в провинциальные, областные и городские энджумены, то в законе о выборах ничего не говорилось о правах женщин. Но фактически женщинам до 1963 г. не разрешалось участвовать в выборах в эти органы.

Бесправное положение женщин в иранском обществе и устранение их из общественно-политической, а в значительной мере и из экономической жизни страны было одним из варварских пережитков средневековья. Этот пережиток почти полностью исключал половину всего населения Ирана из активной жизни, и сохранение его препятствовало экономическому и политическому развитию страны.

В борьбе за раскрепощение и завоевание политических прав, прогрессивно настроенные женщины создавали различные организации. Власти с целью отвлечь внимание женщин от борьбы за политические права стремились подчинить своему влиянию женские организации и.направить их активность в русло благотворительной деятельности. Множество женских организаций появилось в Иране после отречения Реза-шаха. В 1944 г. был создан Совет иранских женщин во главе с женой генерала Фируза. В 1955 г. с целью оказания помощи женщинам, находящимся в заключении, и их детям была создана женская организация «Новый путь» во главе с Пирзаде. В 1956 г. было основано Женское общество культуры, в 1959 г.- Общество пробуждения женщин, в 1961 г.- Общество женщин-юристов и Общество девушек и женщин. Существовали и другие женские организации. Но все они не были массовыми: число их членов в лучшем случае достигало нескольких сот.

Самой массовой женской организацией, действовавшей в Иране в годы второй мировой войны и после ее окончания, была Демократическая организация женщин Ирана, примыкавшая к Народной партии Ирана и входившая в Международную демократическую федерацию женщин. Эта организация требовала предоставления - женщинам избирательных и других политических прав, уравнения их в правах с мужчинами в семейной жизни, выплаты женщинам равной с мужчинами заработной платы за равный труд и предоставления льгот по беременности я родам женщинам, работающим на предприятиях и в учреждениях.

Для того чтобы установить свой контроль над деятельностью женских организаций, правящие круги в 1959 г. создали Высший совет женщин во главе с сестрой шаха Ашраф Пехлеви, который должен был объединить все женские организации. Главными требованиями женских организаций в 50-х - начале 60-х годов были: предоставление женщинам избирательных прав и уравнение женщин в правах с мужчинами в области семейной жизни, включая право на развод.

В начале 60-х годов активность женских организаций усилилась. Они проводили митинги, публиковали статьи в газетах и журналах, устраивали пресс-конференции, требуя предоставления им избирательных прав. Эти требования враждебно встречались реакционными элементами, особенно мусульманским духовенством.

В январе 1963 г. в Тегеране состоялось несколько массовых женских митингов, участники которых требовали положить конец дискриминации женщин и предоставить им равные права с мужчинами.

В конце концов, правящие круги убедились, что попытки вы вести страну из экономической отсталости без изменения правового положения женщин не могут быть успешными. Перед январским референдумом 1963 г. о реформах было объявлено, что женщины могут участвовать в референдуме, но голосовать они должны, опуская бюллетени в особые, специально для них поставленные урны, и их голоса не будут засчитываться приподведении итогов референдума. В голосовании участвовали только около 17,2 тыс. женщин, из которых 16,4 тыс. высказались за реформы.

В начале 1963 г. был подписан шахский указ о предоставлении женщинам избирательных прав наравне с мужчинами. Указ устанавливал, что отныне женщины могли участвовать в выборах и быть избранными в меджлис и сенат. На основе этого указа правительство в начале марта 1963 г. разработало законопроект, предоставляющий женщинам избирательные права, который затем был утвержден меджлисом и сенатом.

И все же неравенство между мужчинами и женщинами - даже формально-правовое, не говоря уже о фактическом,- продолжало сохраняться. В уголовном и гражданском кодексах Ирана остались статьи, дискриминирующие женщин. Положение о государственных служащих исключало возможность занятия женщинами юридических постов. Из гражданского кодекса не были исключены статьи, ущемлявшие права женщин в отношении порядка наследования, подданства и национальной принадлежности, семейной жизни (брака, развода, алиментов), опеки и т. д. Ряд статей гражданского кодекса устанавливал, что родители, дети, супруги и другие лица женского пола, имеющие по иранским законам право на наследство, могут получать его в размере вдвое меньшем по сравнению с соответствующими наследниками мужского пола.

В случае брака между подданными разных государств их личные и финансовые дела, а также отношения между родителями и детьми должны решаться на основе законов того государства, подданным которого является муж. Любая иностранка, вышедшая замуж за иранца, считается иранской подданной. Дети, рожденные от отца-иранца, независимо от того, где они родились - в Иране или за его пределами, и независимо от подданства матери, рассматриваются как иранские подданные.

Вступление в брак разрешается для юношей по достижении 18 лет, а для девушек - уже в 15 лет. Гражданский кодекс устанавливает, что главой семьи является муж и все отношения между супругами должны исходить из этого положения. Жена должна жить в доме мужа, который может запретить жене работу или службу, не приносящую, по его мнению, пользы семье.

В 60-х годах продолжали существовать многие женские организации, действовавшие в 50-х годах. Высший женский совет во главе с Ашраф Пехлеви не оправдал возлагавшихся на него надежд и в связи с этим в 1966 г. был заменен Организацией женщин Ирана, возглавляемой той же принцессой. Руководящий орган этой организации создавался наполовину из избираемых членов и наполовину из лиц, назначаемых Ашраф1 Пехлеви. Тем самым правящие круги стремились подчинить своему контролю деятельность организации и отвлечь ее от политической борьбы.

Подводя итог, следует признать, что в решении женского вопроса страна сделала значительный шаг на пути преодоления средневековых пережитков. Женщинам предоставлены избирательные права наравне с мужчинами, расширены их права в семье. Но правящие круги Ирана, как и раньше, стремятся предотвратить активное участие женщин в политической деятельности. Однако, несмотря на эти препятствия, реформы в области правового положения женщин объективно послужили толчком к росту их политической сознательности Участие женщин в экономической жизни страны растет, хотя этот рост и происходит очень медленно. Как было показано выше, продвижению женщин на службе и производстве чинятся1 препятствия; со старыми взглядами и предрассудками не ведется достаточно энергичной борьбы.

Такая же картина наблюдается и в области семейной жизни. «Закон о защите семьи», принятый в 1967 г., и дополнения к нему, утвержденные в 1974 г., ограничили многоженство и расширили права женщин. Но до сих пор юридически допускается возможность для мужчин иметь две жены.

Таким образом, реформы в женском вопросе, так же как и земельная реформа, имеют половинчатый характер. Нужно еще сделать очень многое, чтобы женщины Ирана освободились не только формально, но и фактически от дискриминации и средневековых пережитков и заняли полагающееся им место в экономической и общественно-политической жизни государства.

Белая революция

Установленная в Иране после переворота 1953 г. социально-политическая система исключала участие прогрессивной общественности в определении политического курса страны. Созданные без санкции властей политические и общественные организации подвергались преследованиям. Подобное положение существовало в течение всего последующего периода правления шаха Мохаммеда Резы. И объяснялось это главным образом тем, что правящие круги всеми имевшимися в их распоряжении средствами стремились сохранить за собой монопольное право на формирование и осуществление политического курса иранского государства. Лишь в периоды общенационального кризиса правящие классы Ирана в какой-то степени лишались возможности проводить политику, полностью соответствующую их интересам, и оказывались вынужденными маневрировать, идти на известные уступки. Вместе с тем в истории Ирана бывали случаи, когда правящая верхушка ради упрочения своей власти решалась на основательный пересмотр политического курса. Наиболее четко такая тенденция проявилась в начале 60-х годов, в период проведения в жизнь программы «белой революции», направленной на преодоление социально-экономического и политического кризиса, потенциально представлявшего угрозу самому существованию режима.

50-е годы стали временем, когда усилия западных стран были направлены на то, чтобы, укрепляя связывающие Иран с Западом политические и экономические узы, превратить его в своего послушного партнера и обеспечить западным монополиям свободную эксплуатацию Иранской нефти. Эта стратегия воплотилась в таких событиях и актах, как заключение в 1954 г. соглашения о нефти, приведшего к установлению контроля крупнейших нефтяных корпораций США и Англии над добычей и сбытом иранской нефти, вступление Ирана в 1955 г. в Багдадский пакт, заключение соглашения с США о гарантиях американских частных капиталовложений в Иране (1957), присоединение к «доктрине Эйзенхауэра» (1958), заключение с США двустороннего военного соглашения (1959).

Упрочение позиций США и других западных стран в Иране происходило в условиях, когда его правящие круги всемерно содействовали усилению власти шаха. Иранский парламент был фактически лишен основных законодательных функций и права контроля над деятельностью органов исполнительной власти. Меджлис и сенат стали послушным орудием в руках шахского двора и правительства. В парламент избирались лишь деятели, лояльные в отношении шахского двора. Любая попытка создать оппозицию жестоко преследовалась. Главным инструментом борьбы с прогрессивными элементами стал созданный в 1957 г. САВАК, выполнявший функции политической полиции, разведки и контрразведки.

Все эти меры, включая финансовую и иную помощь США и других государств Запада, способствовали сохранению власти шаха и правящей элиты, но не смогли вывести Иран из состояния экономической и социальной отсталости. Увеличение внешнего долга и рост дефицита платежного баланса, спад деловой активности, рост числа банкротств, ухудшение материального положения рабочих, крестьян, расширение масштабов безработицы и неполной занятости и другие негативные явления усиливали оппозиционные настроения. Недовольство политикой правящих кругов распространилось не только на трудящиеся классы и средние городские слои, но и на значительную часть национальной буржуазии.

Помимо НФ, возглавлявшегося в тот период либеральным деятелем Аллаяром Салехом, значительную активность проявляло «Движение за освобождение Ирана». Оппозиционные группировки выступали за восстановление конституционных свобод и за немедленные всеобщие свободные выборы в парламент. Они требовали проведения отвечающего национальным интересам самостоятельного внешнеполитического курса. Руководители «Движения за освобождение Ирана» призывали отказаться от «опоры на иностранцев» и исходить из «политических, этических и социальных принципов ислама». Положение правительства осложнялось еще и тем, что оно испытывало серьезные валютно-финансовые трудности. Несмотря на рост доходов от нефти и увеличение государственных капиталовложений в развитие инфраструктуры, на протяжении второй половины 50-х годов в экономическом положении страны заметных позитивных сдвигов не наблюдалось. Исключением был лишь рост деловой активности частного капитала в городах.

Валютно-финансовый и последовавший за ним политический кризис, неспособность правящих кругов добиться политической стабильности и, наконец, отказ США расширить военную и финансовую помощь режиму - все это свидетельствовало о приближении критической полосы для правящей верхушки Ирана, и прежде всего для самого шаха. Появление на политической арене доктора Али Амини, которому шах после смещения Дж. Шарифа-Имами поручил (6 мая 1961 г.) возглавить правительство, было предопределено. Новый премьер сразу же вступил в негласные переговоры с представителями Национального фронта. Но либеральные лидеры НФ отказались от сотрудничества с правительством, требуя проведения свободных выборов в парламент.

Одним из важнейших пунктов правительственной программы был план безотлагательного проведения аграрной реформы. К началу 60-х годов в иранских деревнях проживало более 70% населения страны. Крупные помещики обращали все меньше внимания на свои земли, предпочитая вкладывать деньги в городской бизнес, в частности в сделки с земельными участками в городской черте, цены на которые стремительно росли. В то же время ухудшение материального положения крестьян, в большинстве своем безземельных арендаторов, в 50-х годах послужило причиной быстрого увеличения их миграции в города, вызвав тем самым чрезмерный по иранским масштабам рост безработицы и незанятости все положения об ограничении крупного землевладения. 14 января 1962 г. закон об аграрной реформе был утвержден шахом. Он во многом отличался от закона, принятого меджлисом в 1960 г. Новый закон ограничивал размеры крупного землевладения одной деревней, устанавливал сумму компенсации, которую помещики должны были получить за земли, подпадавшие под действие закона, предоставлял арендаторам право приобретения излишков помещичьих земель и, наконец, оговаривал в качестве обязательного условия для приобретения земельного участка вступление в сельскохозяйственный кооператив. Официально он был назван дополнением к принятому в 1960 г. закону об аграрной реформе.

К началу 60-х годов шах стал обладателем почти неограниченной личной власти. Под его непосредственным контролем находился командный состав армии, полиции, жандармерии. Вот почему правящие классы в основной массе понимали неизбежность аграрной реформы. Многие представители старинных аристократических семейств, владевшие десятками деревень, активно поддержали план проведения аграрной реформы. К их числу принадлежали сам премьер-министр и сменивший его на этом посту Асадол-ла Алам; оба они настойчиво призывали крупных землевладельцев понять необходимость реформы.

Воодушевленный политическим и социальным эффектом закона об аграрной реформе, к реализации которого власти приступили в начале 1962 г., глава государства в январе 1963 г. выдвинул в качестве дополнения к закону пять новых пунктов программы реформ: национализацию лесов и пастбищ, продажу акций государственных промышленных предприятий для финансирования аграрной реформы, создание «корпуса просвещения» для ликвидации неграмотности, предоставление рабочим части прибылей промышленных предприятий, предоставление женщинам избирательного права и права быть избранными в парламент. Эта программа 26 января 1963 г. была вынесена на всенародный референдум, с тем чтобы в условиях внепарламентского состояния придать им силу закона.

Оппозиционно настроенная часть крупного шиитского духовенства усматривала в осуществлении аграрной реформы, в предоставлении женщинам политических прав и в некоторых других действиях двора и правительства угрозу своим экономическим и социально-политическим интересам. Обладая сильным влиянием на тегеранский базар, на «традиционные» средние городские слои, ей удалось в значительной степени внушить им враждебное отношение к реформам. Что касается, демократических сил, то они рассматривали реформы в качестве меры, призванной в первую очередь усилить авторитарные методы правления и личную власть шаха. Создалась парадоксальная ситуация, когда против шахских реформ выступали и верхушка шиитского духовенства, и буржуазные либералы, и демократы, в частности члены Национального фронта и другие вышедших на политическую арену в начале 60-х годов организации.

Финансовой базой экономического развития Ирана в 60-е годы стали растущие доходы от нефти. В течение пяти лет (1962/63-1966/67) поступления от нефти превысили 2 млрд. долл. Они увеличились более чем в три раза в последующее пятилетие, когда добыча нефти, в основном в зоне деятельности МНК, значительно возросла. Шах неизменно утверждал, что целью «белой революции» является не замена крупных землевладельцев «промышленными феодалами», а уменьшение и даже искоренение социального и политического неравенства и что «участие рабочих в прибылях» позволит создать новые, справедливые отношения между рабочими и предпринимателями.

Стремление шаха и его окружения реализовать планы промышленного строительства и содействовать обуржуазиванию правящих классов объективно было направлено на развитие производительных сил страны. Хотя «революция по-шахски» была направлена на подрыв полуфеодальных отношений в деревне и на осуществление некоторых демократических мер в городе, ее основной целью было упрочение тоталитарно-бюрократических черт режима и увековечение политической системы, в которой ведущее положение шахского двора еще более укреплялось.

Повышение же темпов экономического роста и улучшение финансового положения государства, характерные для второй половины 60-х - начала 70-х годов, были прежде всего результатом умножения доходов от нефти и развития нефтегазовой промышленности Ирана. При этом рост доходов государства был связан главным образом с вывозом из страны сырой нефти, что в конечном счете приносило больше прибылей западным монополиям, чем Ирану.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6