скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.) скачать рефераты

p align="left">Представители руководящих кругов США, с которыми иранский шах и его правительство были тесно связаны, также настаивали на проведении в Иране некоторых, в том числе и земельной, реформ. На причины этой заинтересованности США в реформах в Иране указывала французская газета «Монд», которая в статье «Иран через десять лет после Мосаддыка» (опубликованной 18, 19 и 20 февраля 1964 г.) отмечала, что «США требуют перестройки структуры режима в более либеральном духе, аграрной реформы, более представительного правительства и беспощадной борьбы с язвой коррупции, которая поглотила значительную часть американской помощи. Нефтяной консорциум, в свою очередь, оказывал негласное давление в этом направлении».

В этих условиях сформированное в июле 1962 г. после отставки А. Амини правительство близкого к шаху А. Алама разработало по указанию шаха шесть законопроектов о реформах: 1) о проведении земельной реформы на основе закона, принятого в январе 1962 г.; 2) о национализации лесов; 3) о продаже государственных фабрик и заводов для финансирования земельной реформы; 4) об изменении закона о выборах в меджлис и сенат (имелось в виду предоставление женщинам избирательных прав наравне с мужчинами, а также некоторое изменение порядка выборов); 5) об участии рабочих в прибылях предприятий; 6) о создании «корпуса просвещения» для борьбы с неграмотностью в деревне. Решено было для утверждения этих законопроектов провести референдум. Как заявил на пресс-конференции 19 января 1963 г. премьер-министр А. Алам, народ надо убедить, в том, что если эти реформы не будут проведены, то огромные беды обрушатся на головы иранцев.

Противники шаха и намеченных реформ вели пропаганду против референдума. В январе 1963 г. на три дня был закрыт тегеранский базар. Правительство вывело на улицы Тегерана вооруженные отряды сил безопасности и арестовало несколько десятков человек из числа оппозиции.

На референдуме, проведенном 26 января 1963 г., законопроекты были утверждены. Выступая на открытии экономической конференции в Тегеране 27 февраля того же года, шах заявил, что одобренные законопроекты являются «бескровной белой революцией» и что феодальная система в Иране будет ликвидирована в течение 30 лет. первым шести законопроектам о реформах были добавлены еще шесть: 1) о создании «корпуса здравоохранения» для оказания медицинской помощи сельскому населению; 2) о создании «корпуса тарвидж» («корпуса внедрения» новых, современных методов ведения сельского хозяйства); 3) о создании «ханейе энсаф» («домов справедливости»)- общественных судов в деревнях для рассмотрения и решения мелких тяжб и споров; 4) о национализации водных источников; 5) о принятии программы реконструкции города и деревни с целью повышения уровня жизни населения; 6) о проведении административных реформ под которыми подразумевалась борьба с волокитой и бюрократизмом.

Впоследствии к 12 упомянутым пунктам программы реформ до конца 1975 г. прибавили еще 5 пунктов: 1) «расширение собственности на промышленность»; 2) борьба со спекуляцией и с коррупцией; 3) бесплатное обучение в средних и высших школах для тех учащихся, которые дадут обязательство проработать после окончания учебного заведения определенное количество лет; 4) бесплатное питание детей до двухлетнего возраста; 5) всеобщее социальное страхование, включая сельское население.

Эту программу реформ в официальных кругах Ирана называют «белой революцией», или еще «революцией шаха и народа».

Наиболее важной в этой программе была земельная реформа. В развитие принятого в январе 1962 г. закона о земельной реформе правительство А. Алама 17 января 1963 г. приняло дополнения к этому закону, которые устанавливали, что помещик может сохранить в собственности не более 500 га пахотной земли при условии, если она обрабатывается с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда, т. е. на капиталистической основе.

В отношении земель мелких и средних помещиков, о которых ничего не говорилось в законе о земельной реформе 1962г. (а это касалось большинства помещичьих земель), в дополнениях указывалось, что эти помещики могут по своему выбору поступить одним из следующих трех способов:

1) сдать землю в аренду крестьянам, которые до сих пор ее обрабатывали, сроком на 30 лет на основе местных обычаев, т. е. на условиях существовавшей в данной местности кабальной феодальной аренды; при этом размеры арендной платы должны пересматриваться через каждые пять лет; объявлялось об отмене мелких натуральных повинностей, которые до этого крестьяне-арендаторы должны были нести в пользу помещиков;

2) продать крестьянам-арендаторам землю по взаимному соглашению (стоимость земли крестьянин должен выплатить помещику равными долями в рассрочку в течение десяти лет разделить землю с крестьянами пропорционально помещичьей и крестьянской долям при разделе урожая.

Помещик должен был в течение месяца сообщить организации, ведающей проведением земельной реформы, какой из перечисленных трех способов решения вопроса о земле он избирает.

Дополнения устанавливали также порядок проведения земельной реформы в отношении общественных и частных вакуфных земель. Поскольку мусульманское право не допускает купли-продажи общественных вакуфов, предусматривалось, что земли этих вакуфов должны быть сданы в аренду крестьянам, которые до этого их обрабатывали, сроком на 99 лет. Арендная плата за землю общественных вакуфов должна вноситься наличными, и размер ее должен пересматриваться через каждые пять лет. Земли частных вакуфов должны быть выкуплены правительством и затем распроданы в рассрочку крестьянам-арендаторам, вступившим в сельскохозяйственные кооперативы» Средства, полученные от продажи земель частных вакуфов, должны быть переданы управлению вакуфов для приобретения другого имущества. Эти земли могли быть также переданы в аренду крестьянам на 30 лет.

Мероприятия в отношении крупных земельных собственников, владевших более чем одной деревней,- выкуп государством излишков земли сверх одной деревни и распродажа их крестьянам-арендаторам - называются в Иране первым этапом земельной реформы. А мероприятия по урегулированию отношений между мелкими и средними помещиками и крестьянами, арендовавшими и обрабатывавшими их земли тремя способами, установленными дополнениями 1963 г. к закону о земельной реформе, называются вторым этапом земельной реформы.

Земельная реформа проводилась медленно, объявленные первоначально сроки ее не выполнялись. Сначала было объявлено, что первый этап реформы будет завершен к 22 сентября 1963 г. и охватит около 17 тыс. деревень из общего числа более 66 тыс. деревень, существующих в стране. Но, по официальным иранским данным, к этому сроку реформа была проведена только в 8042 деревнях; излишки земель крупных землевладельцев в этих деревнях были выкуплены правительством и распроданы затем 271 тыс. крестьянских семей, т. е. менее чем во всех крестьянских семей, имеющихся в Иране. Осуществление первого этапа земельной реформы растянулось на многие годы.

Таким образом, до 1969 г. земельная реформа не внесла коренных изменений в положение подавляющего большинства крестьян: прежние полуфеодальные отношения в основном продолжали сохраняться. В то же время шах и министр земельной реформы А. Валиян в своих выступлениях неоднократно заявляли о том, что с остатками феодализма в Иране уже покончено. Эти заявления настолько противоречили действительности, что в 1968 г. министерство земельной реформы вынуждено было разработать и в октябре того же года внести в меджлис законопроект о продаже земель мелких и средних землевладельцев крестьянам, арендующим эти земли. Меджлис утвердил законопроект в декабре 1968 г., в январе 1969 г. он был утвержден сенатом, а затем подписан шахом и получил силу закона.

Закон 1969 г. предусматривал продажу в рассрочку земель мелких и средних помещиков крестьянам, которые до этого арендовали их, или раздел этих земель между помещиками и крестьянами пропорционально долям, на которые до этого делился - урожай между помещиком и крестьянином-арендатором.

Следовательно, земельная реформа, с одной стороны, привела к росту удельного веса мельчайших, нерентабельных сельских хозяйств с 39 до почти 48%, а с другой стороны,- к увеличению удельного веса крупных хозяйств с 0,7% до более одного процента общего количества всех сельских хозяйств страны.

Проведение земельной реформы сопровождалось махинациями и злоупотреблениями чиновников министерства, руководившего этим процессом. Только, за 1965, 1966 и 1967 гг. поступило более 525 тыс. жалоб по поводу неправильного применения положений о земельной реформе. В некоторых случаях злоупотребления принимали такой скандальный характер, что власти были вынуждены привлекать чиновников министерства к судебной ответственности. Например, 29 августа 1974 г. тегеранские газеты сообщили об аресте руководителя казвинского управления по делам кооперативов и деревень Али Асгара Сируса и двух сотрудников этого управления по обвинению в сговоре с некоторыми влиятельными лицами Казвина и незаконном присвоении 400 га земли, которая оценивается в 500 млн. риалов. В связи с подобными злоупотреблениями в апреле 1974 г. Реза Садекияни заменил на посту министра сельскохозяйственных кооперативов и деревень А. Валияна, который был назначен генерал-губернатором Хорасана.

Закон о земельной реформе 1962 г. предусматривает, что каждый крестьянин, покупающий землю по реформе, должен вступить в сельскохозяйственный кооператив. Преимуществами этих кооперативов их члены могли пользоваться пропорционально сумме внесенного пая, минимальный размер которого устанавливался в 500 риалов. В 1963 г. был опубликован примерный устав сельскохозяйственных кооперативов. Устав предусматривал обеспечение членов кооперативов водой, семенами, сельскохозяйственными орудиями, тягловой силой, т. е. всем тем, что раньше они получали на кабальных условиях от помещиков. Кооперативы должны были также организовать охрану, транспортировку и реализацию крестьянской продукции, а также обеспечивать крестьян средствами борьбы против сельскохозяйственных вредителей, химическими удобрениями, предметами первой необходимости, горючим, промышленными товарами.

Мероприятия, проводимые в рамках земельной реформы, не дали существенного увеличения производительности сельского хозяйства, на что рассчитывали инициаторы реформы. Урожайность основных сельскохозяйственных культур продолжает оставаться очень низкой, и недостаток продовольствия в стране не только не ликвидирован, но еще больше возрос.

Подводя итоги земельной реформе, следует сделать вывод, что она не привела к полной ликвидации полуфеодальных пережитков. Она состояла в постепенном переводе сельского хозяйства на капиталистический путь развития на условиях, выгодных для помещиков и зарождающейся сельской буржуазии. В то же время реформа была ударом по крупному феодально-помещичьему землевладению и феодальным отношениям, в деревне. Экономическое влияние крупных феодалов в деревне и в стране в целом было подорвано.

Реформа внесла изменения в жизнь деревни и в существование крестьян. Ограничение крупного помещичьего землевладения и продажа в рассрочку земель средних и мелких помещиков крестьянам-арендаторам не могли не привести к падению и политического влияния крупных феодальных помещиков. Ликвидированы были мелкие натуральные феодальные повинности крестьян. Организация сельскохозяйственных кооперативов с их кредитно-ссудными, сбытовыми и потребительскими функциями, несмотря на ограниченный характер их и руководство кооперативами кулацко-зажиточной верхушкой деревни, все же внесла новые черты в жизнь деревни, открыла некоторые, правда весьма незначительные, возможности освобождения крестьян от засилья- ростовщиков, скупщиков урожая на корню, лавочников. Создание «корпуса тарвидж», сельских домов культуры, «домов справедливости» и другие нововведения подрывают старые, средневековые устои в деревне, вносят элементы культуры и новые, более современные черты в жизнь крестьян. В этом заключается положительное значение земельной реформы.

Таким образом, земельная реформа была не в силах решить задачу обеспечения населения Ирана продовольствием. Она не смогла также существенно улучшить положение подавляющего большинства крестьян, феодальная эксплуатация которых заменяется капиталистической. Земельная реформа открыла более широкие возможности для развития капиталистических отношений в иранской деревне. Перед помещиками, переходящими на капиталистические методы хозяйствования, крупными капиталистическими обществами, иностранным капиталом и кулацкой верхушкой деревни, применяющей наемный труд и сельскохозяйственные машины, открылись более благоприятные условия для развития их хозяйств. Вот к чему свелись основные итоги земельной реформы.

Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта

Изменения, происходящие в иранской экономике, появление новых, современных отраслей промышленности, попытки вывести сельское хозяйство из упадка путем земельной реформы и внедрения в сельскохозяйственное производство машин и современных методов - все это выдвигало перед страной новые задачи. Эти задачи невозможно было решить без повышения уровня грамотности населения, без расширения системы народного образования, здравоохранения, без устранения наиболее архаических феодальных пережитков в области общественной и семейной жизни, культуры и быта. Все это требовало ликвидации массовой неграмотности и повышения общего культурного уровня населения, подготовки большого количества технических специалистов.

Иран пытается восполнить нехватку квалифицированных кадров путем привлечения иностранных специалистов.

В 60-х - начале 70-х годов был принят ряд мер для решения этой проблемы. Была расширена сеть начальных и средних школ и изменена система школьного образования, для ликвидации неграмотности в деревне создан «корпус просвещения», организуется сеть школ профессионально-технического обучения, расширяется высшая школа, делаются попытки повысить общий уровень обучения в школах и вузах, усилить в системе высшего образования подготовку специалистов технического профиля и т. д.

Система народного просвещения в Иране в настоящее время состоит из следующих основных звеньев: детские сады, начальные школы и «корпус просвещения», общая средняя школа, профессионально-технические школы на уровне средней школы, техникумы, учительские институты, университеты и другие высшие учебные заведения. Кроме того, существуют курсы по ликвидации неграмотности для детей, подростков и взрослых.

Детские сады в Иране появились сравнительно недавно и не имеют большого распространения. Они обслуживают главным образом детей состоятельных родителей. В 1941 г. детские сады посещали только 1860 детей. Подавляющее большинство детских садов были частными, число государственных детских садов в конце 60-х - начале 70-х годов даже сократилось. В 1966/67 г. во всем Иране имелось 58 государственных детских садов, которые посещали 2,9 тыс. детей, а в 1972/73 г. садов осталось только 53, причем посещали их 3,6 тыс. детей. Число частных детских садов несколько увеличилось: в 1966/67 г. их было 202 с 11,7 тыс. детей, в 1972/73 г.-366 с 18,1 тыс. детей. Все детские сады были платными, и только в феврале 1974 г., после огромного увеличения доходов Ирана от нефти, был опубликован указ шаха о введении бесплатного неполного среднего образования с 1 сентября 1974 г. Бесплатное обучение должно охватывать и государственные детские сады. По официальным иранским данным, опубликованным в апреле 1976 г., в стране было всего 980 детских садов, которые посещали 88,8 тыс. детей, из них государственные детские сады 58,6 тыс., частные - 30,2 тыс. Таким образом, сеть детских садов охватывает немногим более процента всех детей дошкольного возраста. Практически все дети рабочих, крестьян, ремесленников не имеют возможности пользоваться детскими садами

В 1960/61 т., по данным министерства просвещения, в стране насчитывалось около 10 тыс. начальных школ, из которых более 500 были частными. В них обучались 1431,6 тыс. детей (967,2 тыс. мальчиков и 464,4 тыс. девочек). Большинство начальных школ находилось в городе. За два года до этого, в 1958/59 учебном году в сельской местности было всего 538 школ, в которых обучались только 634 девочки и 22691 мальчик.

Обучение в государственных начальных школах бесплатное. Еще в 1943 г. правительство приняло закон о введении всеобщего обязательного начального обучения как для мальчиков, так и для девочек

Не рассчитывая, что сеть начальных школ, особенно в сельской местности, может оправиться с задачей обучения детей и поднятия уровня грамотности населения, правительство решило обратиться к необычным формам борьбы с неграмотностью в деревне. В октябре 1962 г. был принят закон о создании «корпуса просвещения». Этот закон, как указывалось выше, вместе с другими пятью законами был утвержден на референдуме 26 января 1963 г. Он предусматривал призыв в «корпус просвещения» выпускников средних школ и других учебных заведений, обязанных отбыть воинскую повинность в течение полутора лет. Первые четыре месяца призванные наряду с минимальным военным обучением проходили краткий курс, имеющий целью подготовить их для работы в деревне в качестве учителей начальных школ. После этого им присваивали звание сержанта и направляли в распоряжение министерства просвещения, которое посылало их в деревни, где не было обычных начальных школ, для обучения детей и взрослых грамоте. Призванные в «корпус просвещения» получали жалованье и обмундирование армейского сержанта и считались находящимися на военной службе. По истечении 14 месяцев работы в деревне желающий мог остаться там в качестве сельского учителя, причем в отношении заработной платы он приравнивался к учителям, закончившим педагогические училища. С 1968 г. в «корпус просвещения» стали призывать и девушек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6