скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Русское масонство скачать рефераты

Русское масонство

25

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

1 КУРС

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

на тему:

«Русское масонство».

Содержание

.Введение

I..Масонство

Степени масонства

Цели и задачи масонства

Происхождение масонства

Масонство в России.

1)Проблемы изучения

2)Появление в России. Первый период 1734 - 1762

3)Второй период 1762 - 1781

4)Третий период. Поиски высших степеней - вечное стремление русского народа 1781-1792

II. Введение

Борьба против РПЦ

Современное русское масонство

Заключение

***

Введение

Пожалуй, одним из самых сложных и интересных вопросов русской истории является вопрос о русском масонстве, или, вернее, масонстве в России, потому что масонство зародилось не на Русской земле, а пришло из вне. Преемником масонских идей в России стала интеллигенция, которая среди других слоёв населения играла ведущую роль.

Преимущественно с масонством, в течение более двухсот лет была идеологически связана эта интеллигенция. И может быть, нигде, как в России роль масонства не оказалась столь губительной, столь страшной, потому что европейское общество не могло отдаться этим идеям с той честностью, страстностью, верой и горячностью неофита, с которой отдалась этому течению русская интеллигенция, которой присущи все черты простого русского народа. Русская интеллигенция, служа кругу масонских идей, добившись в своём порыве того, что история русской интеллигенции за 200 последних лет стала историей масонства - служила этим идеям не за страх, а за совесть, так, как всегда служит идеям русский человек, видящий в них смысл жизни, а не средство к личному благополучию. Русская интеллигенция во вред себе, но из идеалистических, чистых побуждений, сделала масонство тоже чистым, в то время как европейское - грубо и эгоистично, и занято только тем, что преследует свои национальные интересы: ведущие слои Англии, Франции и Германии, намеренно питали масонство России, в то время как Россия, веря их проповедям, преследовала цели общечеловеческие, цели Всемирной Правды.

«Русский народ, - говорил Фёдор Михайлович Достоевский в своей «Речи о Пушкине», - не из одного только утилитаризма принял Петровскую реформу... Ведь мы разом устремились тогда к самому жизненному воссоединению, к единению всечеловеческому. Мы не враждебно, а дружественно приняли в душу нашу гений чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных различий, умея инстинктом, с первого шагу различить, снимать противоречия, извинять и примирять различия, и тем уже высказали готовность и наклонность нашу нам самим только что объявившуюся и сказавшуюся, ко всеобщему человеческому воссоединению со всеми племенами великого Арийского рода. Да, назначение русского человека есть бесспорно всё европейское и всемирное! Следуя в этом стремлении лозунгам, данными Западной Европой, и никем другим как масонством - русские интеллигенты искали искренне в нём Правду Божию, и тем были сведены с правильных путей. Они действовали не из меркантильных расчётов, как действовала Европа, они открывали свои сердца. И нужно сказать прямо, что Русские были уловлены на это своё добросердечие. И теперь пора вместе с другими нациями предъявить международному масонству счета об убытках. Да, наш русский путь, - продолжает Фёдор Михайлович, - путь всемирный, но он лежит не через Европу, а через нашу национальность... Что делала Россия в своей политике, как не служила Европе гораздо более чем самой себе?»1

Масонство

По определению собственных уставов масонства франкмасонство есть учреждение глубоко филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своею целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципа солидарности. Франкмасонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы: взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести. Франкмасонство, полагая, что метафизические понятия есть личное дело каждого, отказывается от деспотических утверждений. Его девиз: свобода, равенство и братство. Главнейшие средства, которые употребляет франкмасонский союз для достижения своей высокой цели, и в которых он поэтому видит путь, ведущий к развитию истинной гуманности - это работа над самим собой, благотворительность, сближение людей. Франкмасоны, будучи рассеяны по всему миру, составляют одну ложу франкмасонскую. Масонство едино и имеет одну цель. Брат Рагон, имеющий степень Кадоша, по этому поводу говорит: «Масонство не принадлежит ни к какой стране, его нельзя назвать ни французским, ни шотландским, ни - американским. Оно не может быть ни шведским в Стокгольме, ни прусским в Берлине, ни турецким в Константинополе, потому только, что оно там существует. Оно одно и всемирно. Оно имеет многие центры своей деятельности, но в то же время имеет один центр единства»2. «Мечтая о всесветном братстве, пишет Тира Соколовская, - масоны желают видеть свой орден распространенным по всей земле. Ложи - это мир»3. Согласно этим принципам основы устройства являются общими для всего братства Вольных Каменщиков, так как слово «франкмасон» по-русски значит «Вольный Каменщик».

Помещения, в которых собираются «братья каменщики», называются ложами. Обозначается ложа символом - продолговатым прямоугольником, а этим знаком, по объяснению масонов, обозначалась до Птолемея вселенная. Свою ложу масоны часто называют Соломоновым храмом, считая его идеалом всякого храма, ибо Соломон, воздвигая свой храм, это чудо по великолепию и красоте, предназначал его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания, для всех, кто только пожелал бы посетить храм, чтобы послужить Богу. Вступать в Соломонов храм стремились те, которые почувствовали «духовный глад», которые, поняв, что их окружает слепая тьма, искали света. Каждой ложе присваивается особое название, в честь людей, отличившихся великими добродетелями, в память мифических божеств и в память особо чтимых масонами символов. Работами вольные каменщики называют совершение различных обрядов, как то: прием в орден и дальнейшие посвящения в более высокие степени, а также стремление к собственному просвещению и усовершенствованию. Конституцией называется учредительная грамота, которая выдаётся ложам от высшего правления. Во главе каждой ложи стоит управляющий мастер, Венерабль, Префект, Настоятель, Председатель; пособник управляющего называется Наместным Мастером. Остальные должностные лица в ложах: 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и помощники его - диаконы. При наличности многих лож, для большего единения и порядка ложи образуют единую Великую Ложу или Высшее Управление. Великие ложи заключают друг с другом конкордаты, то есть условия взаимоотношений: такой конкордат был даже напечатан в 1817 году при Александре I двумя великими ложами России.

Степени масонства

Коренными основными степенями масонства почитаются три: ученическая, товарищеская и мастерская. Число степеней в различных системах не одинаково, их бывало 5, 7, 9, 33, 99, то есть обычно нечётное число, и все эти числа имеют особое значение в масонской символике. Системы назывались в честь страны и государства, в котором зародились и развились. Существовали система английская, французская, шведская, иногда системы назывались в память главного организатора и инициатора: известны системы Фесслера, Сен-Мартена, Циннендорфа, Шредера, Мелиссино и др. Наконец, наименование системы заключало указание на цель и характер работ: так были, например, наименования системы «духовного рыцарства» - Лопухина; «иллюминатов», то есть просвещенных - Вейсгаупта, «Розенкрейцеров», то есть Розы и Креста.

Цели и задачи масонства.

На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними. К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожно, подготовляя общество к решительным действиям, но борьба против церкви велась всегда. «Братство везде восставало против духовенства и во многих случаях расходилось с католическим учением. В Бранденбургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В Бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. п.»4.

Ложи всегда были убежищем для свободомыслящих людей. Строительные корпорации давали приют всем еретикам, преследуемым католической церковью, как-то: катарцам, вальденцам и проч. В кодексе масонских уставов и традиций, так называемой «Новой Книге Конституций», составленной в 1721 году пресвитерианским пастором и доктором, богословом Андерсоном, в первом параграфе сказано: «В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране её местной религии, какова бы она ни была...»5. Почти все философы двух последних столетий, вышедшие из масонства, с ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Эти писания философов, как Локк, Вольтер, Дидро и других, распространяли в обществе рядовые масоны. «В течение двух веков, - пишет Нис, - во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости»6.

В начале борьба с религией велась осторожно. О свободе совести масоны говорили лишь в своем кругу, подготовляя будущих борцов против религии и церкви. «Для проведения своих идей путем печати, - пишет Соколовская, - они выбирали чужие мысли, чужие статьи, вполне соответствующие их воззрениям и, повторяя их, укрываясь за других авторов, содействовали масонской пропаганде»7. Масоны поддерживали различные секты и вольнодумцев в области религиозной. Под видом широкой веротерпимости вносились ереси и расколы в христианскую церковь.

«Словом, история масонства - это есть история борьбы с религией и церковью, главным образом христианской, словом и действием8».

Происхождение масонства

Одними из самых распространённых теорий происхождения масонства является теория о его еврейском происхождении и теория о том, что евреи интегрировались в масонские организации, а впоследствии заняли среди масонов ведущую роль.

В пользу первой теории говорит тот факт, что символы и масонские ритуалы имеют еврейские корни. Лун Блан, описывая в своей истории работу масонов во время революции 1789 г., говорит: «Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в середине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы»9. Это же подтверждает и антимасонский писатель А. Д. Философов. «Первое, - говорит он, - что поражает каждого, входящего в масонскую ложу - это имя Иеговы, окружённое лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающих экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство. Известно, что франкмасоны шотландского ритуала прямо признают себя служителями Иеговы и это не как Бога Христианского, а как бога иудейского, освобождающего их от новых обязанностей, налагаемых учением Христовым»10.

Приверженцы второй теории говорят, что евреи пришли в масонство после его возникновения, потому что масонство и еврейство весьма схоже в своих социально-политических интересах. Я. Кац в работе «Евреи и масоны в Европе 1723-1939» говорит, что живучесть и распространённость такого взгляда на происхождение масонства не могла бы существовать, если не было каких-либо реальных оснований и подтверждений этому предположению.

Евреи во II веке, когда восточные халифы объявили себя их врагами и разрушили многочисленные академии, рассеяли книжников и казнили последнего князя пленения Езекию в 1005 г., принуждены были оставить прежнее место жительства и уйти в Аравию и на территорию Франции и Испании. История не говорит, о том, кто же правил еврейским народом после этой страшной трагедии, однако евреи сохранили свой национальный, свойственный лишь их народу дух, значит, они были управляемы, но управляемы тайно. То есть ко времени возникновения масонства евреи имели огромный опыт ведения тайного управления и тайной жизни.

Масонство возникло как организация тайная. Не в том смысле, что оно скрывало факт своего существования, а в том, что оно скрывало свои истинные цели - провозглашённое «материальное и моральное улучшение человечества» утаивать не было необходимости, и принесение клятвы с угрозой страшной мести за её нарушение заставляет предполагать наличие целей или методов, которые не одобрило бы окружение.

Приверженцы второй теории, объясняя причину участия евреев в масонстве, говорят, что оно позволило им добиваться равноправия с коренным населением стран, влиять на общественную и политическую жизнь государств, что, в конечном, счете, приводит к осуществлению еврейской концепции об избранности еврейского народа с последующим завоеванием всего мира к моменту прихода мессии, причём многовековой опыт ведения тайной политики способствовал проникновению и укоренению евреев в масонстве.

Не зависимо от того, как именно возникло масонство, во второй половине истории его существования ведущую роль в нём стало играть еврейство. Еврейские планы по переустройству мира постепенно стали планами всех масонов.

Масонство в России.

Проблемы изучения.

Главной проблемой при изучении вопроса русского масонства, его развития, проникновения в Россию является недостаточность архивного материала, которая связана с упоминаемой выше предписанной масонскими законами тайной. Масоны, в т.ч. русские оставляли чрезвычайно мало следов своей работы, часть из которых была уничтожена в неблагоприятное для масонов время, часть уничтожается сейчас, дабы скрыть следы и подробности совершённых преступлений. В библиотеках можно найти литературу по описанию масонских ритуалов, уставы, сборники, больший объём информации можно почерпнуть в Интернете.

Появление масонства в России

(первый период 1731-1762).

Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим, немедленно по его возвращении из первого заграничного путешествия: сам Кристофер Врен, знаменитый основатель ново-английского масонства, будто бы посвятил его в таинства ордена. Мастером стула в основанной Петром ложе был Лефорт, Гордон - первым, а сам царь вторым надзирателем. Предание это, лишённое какой бы то ни было документальной основы, находит себе лишь косвенное подтверждение в уважении к Петру среди масонов.

Первое безусловно достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 году, когда, как гласит официальный английский источник, гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером «для всей России». Таким образом, первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континенте, из Англии, но, разумеется, здесь не может быть и речи о русском масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единоплеменников, переселившихся в Россию. Этот кружок твёрдо держался в течение всего периода немецкого наводнения при Анне Иоановне, так как уже 10 лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для России в лице генерала русской службы Джеймса (Якова) Кейта. Может быть, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских людей в масонский союз: не даром русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.

Страницы: 1, 2, 3