скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Русско-испанские взаимоотношения в начале XX века скачать рефераты

p align="center"> ГЛАВА II. Испания и Россия в период первой мировой войны: основные векторы отношений

В настоящей части нашего изложения мы проанализируем основные векторы взаимоотношений Испании и России в годы Первой мировой войны - в 1914 - 1918 годах.

Сразу необходимо отметить, что взаимоотношения двух стран в годы Первой мировой войны, несколько активизировались. Можно также отметить, что российское посольство в Мадриде, во многом неожиданно для российских дипломатов оказалось в какой-то мере в центре европейской политики. Рассмотрим это подробнее.

После августа 1914 Испания, объявившая о своем нейтралитете в войне, оказалась одной из немногих стран, способных выполнять посреднические функции между враждующими сторонами. Российское посольство в Мадриде часто вело через секретариат короля Альфонса XIII переговоры с Германией и Австро-Венгрией по вопросу об обмене пленными. Разбор дел по защите русских на вражеской территории стал в годы войны одним из основных направлений деятельности дипломатического представительства. Хвостов В.М. История дипломатии. В 2т. М.: Правда,1963. - Т.2. С. 238.

Таким образом, ключевым элементом российско-испанских отношений в годы Первой мировой войны стало тесное гуманитарное сотрудничество, благотворно отразившееся на судьбах многих наших соотечественников.

Начало Первой мировой войны обернулось трагедией для миллионов европейцев. Роковые выстрелы в Сараево, унесшие жизнь австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, эхом прокатились по всему континенту, нарушив естественное течение жизни в большинстве стран Старого Света. Там же, стр. 240.

В первые месяцы вооруженного противостояния больше всего пострадали туристы, проводившие лето за границей и неожиданно для себя оказавшиеся на вражеской территории. Еще за десять дней до трагических событий никто из них и не задумывался об опасности близкой войны. Волков Г.И. Политическая история Испании ХХ века - М., 2008. С. 110.

24 Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т 2. - М.: АСТ,1997. С. 168.

Испания заявила о своем нейтралитете в общеевропейском конфликте уже 7 августа (через неделю после начала боевых действий).

Принятый с подачи председателя правительства Э. Дато королевский декрет вменял в обязанность всех подданных Альфонса XIII соблюдать строгий нейтралитет согласно законам и принципам международного права. Одновременно Испания приняла на себя миссию защиты граждан воюющих стран, оказавшихся на территории противника. С этого времени и почти до конца войны испанские посольства в Берлине и Вене представляли интересы России. Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. - М.: Харвест, 2003. С. 287.

В первые дни войны МИД России организовал при посольстве Испании в Петрограде справочный стол о русских, оставшихся на территории вражеских стран. Через эту же структуру позднее проводились денежные переводы попавшим в непростое положение соотечественникам: родственники лиц, застрявших в Германии или Австро-Венгрии, могли отправлять им до 300 рублей ежемесячно. Там же, стр. 289.

Как отмечает М. Российский: «Сотрудники испанских посольств в Берлине и Вене выдавали эти деньги получателям. Только в первый день работы этого канала на счета обоих посольств из Петрограда поступило свыше 45 тыс. рублей» Там же, стр. 290. .

Посол Испании в Берлине Луис Поло де Бернабе, посол в Вене Антонио де Кастро-и-Касалеис, а также посланник в Брюсселе маркиз де Вильялобар относились весьма ревностно к возложенным на них обязательствам. Дипломаты короля Альфонса помогали возвращению россиян всем, чем могли. Благодаря их поддержке многим нашим соотечественникам, испытавшим в пути немало трудностей и лишений, все же удавалось прорваться домой через нейтральную Швецию и русскую Финляндию. Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. - М.: Харвест, 2003. С. 244.

Испанский король принял самое деятельное участие в работе на гуманитарном направлении. При своем личном секретариате Альфонс XIII распорядился создать Бюро помощи пленным, которому за годы войны удалось разыскать и репатриировать 21 тыс. военнопленных и около 70 тыс. гражданских лиц разных национальностей. Немалое число среди них составляли наши соотечественники. Российское посольство в Мадриде часто вело через секретариат переговоры с враждебными государствами по вопросу об обмене пленными. Разбор дел по защите русских на вражеской территории стал в годы войны одним из основных направлений деятельности дипломатического представительства.

Благодаря ответственному отношению Альфонса XIII к взятым на себя гуманитарным обязательствам посольства Испании в Берлине и Вене превратились за годы войны в координационные центры работ, направленных на облегчение участи русских военнопленных, а также спасение невинно осужденных российских подданных. Наиболее сложные ситуации контролировались лично королем. Зачастую его вмешательство обеспечивало успех деятельности, от исхода которой зависела жизнь человека. Наиболее ярко это проявилось в случае с освобождением русского священника, проведшего 22 месяца в австрийской тюрьме. Там же, стр. 247.

Известен и еще один эпизод, демонстрирующий заботу испанского короля о русских военнопленных. В начале ХХ века во многих европейских армиях существовала традиция передавать отдельные воинские части под символическое покровительство дружественных иностранных монархов. У испанского короля в русской армии тоже была такая «шефская часть» - 7-й Ольвиопольский уланский полк. Альфонсу XIII удалось добиться привилегированных условий содержания для оказавшихся в австро-венгерском плену русских солдат и офицеров из его «подшефного» подразделения Медников И.Ю. Испания в годы Первой мировой войны - М., 2007. С. 187. .

В 1917 году Альфонс XIII предпринимал попытки содействовать отправке за границу семьи последнего российского императора, находившейся под арестом после Февральской революции. Своими планами в этом отношении король даже поделился с послом российского Временного правительства А.В. Неклюдовым. Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т 2. - М.: АСТ,1997. С. 192.

Дипломатические представители царской России и Временного правительства неоднократно выражали признательность Альфонсу XIII за его заботу о правах русских пленных и интернированных лиц. К сожалению, продолжительная деятельность короля на благо наших соотечественников до сих пор не была должным образом освещена ни испанскими, ни российскими специалистами, изучающими историю двусторонних отношений, и остается в целом мало известной широкой общественности наших стран.

В кавычках, стоит отметить об еще одном аспекте русско-испанских взаимоотношений того времени, не вполне положительным с точки зрения монархического правительства Испании. Мы имеем ввиду тот вектор, который предала русская революция, рабочему движению в Испании Приводится по: Волков Г.И. Политическая история Испании ХХ века - М., 2008. С. 126-128. .

В 1917 году полуанархистские и полусоциалистические профсоюзы призвали к первой общенациональной забастовке в знак протеста против роста цен и назначения короля Альфонса ХIII в кабинет министров консерваторов. Забастовки начались в Барселоне и Мадриде и вскоре распространились на Бильбао, Севилью и Валенсию. Испанская экономика была парализована. Выступила армия и смела забастовщиков. Сотни рабочих были убиты, а лидеры забастовки посажены в тюрьму.

После того как военный подъем в промышленности окончился, без работы остались тысячи рабочих. Помня об успехе русской революции, анархисты возобновили уличную борьбу. В Барселоне снова было введено военное положение Волков Г.И. Политическая история Испании ХХ века - М., 2008. С. 134. .

В массах преобладали антиармейские настроения. В довершение ко всему, при очередной попытке покорения Марокко погибли 15 тыс. солдат. Проведение расследования событий в Марокко привело к падению правительства Гарсии Прието, бывшего монархиста, который под влиянием хода событий сделался либералом и пришел к власти.

Усилился терроризм в отношении церкви и армии: был убит кардинал-епископ Сарагосы, однако правительство не поддавалось требованиям армии о применении более суровых мер к протестующим. В сентябре 1923 г. восстал гарнизон Барселоны. После этого последовали многочисленные мятежи по всей стране, и гражданское правительство пало. С благословения короля Альфонса XIII власть в Испании перешла к генерал-капитану Барселоны Мигелю Примо де Ривере.

После Октябрьской революции Испания отозвала своего посла из России. В начале января 1918 года дипломат Ю.Я. Соловьев направил министру иностранных дел Испании личную ноту, в которой, «ввиду того, что испанское правительство не признает существующего в России правительства», заявил о том, что считает свою миссию в Мадриде оконченной. Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т 2. - М.: АСТ,1997. С. 194. Вскоре после этого российский представитель получил прощальную аудиенцию у Альфонса XIII и уже 1 февраля покинул Испанию. Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. - М.: Харвест, 2003. В российско-испанских отношениях наступила 15-летняя пауза.

Таким образом, на основании изучения русско-испанских взаимоотношений в годы Первой мировой войны, можно сделать несколько промежуточных выводов нашей работы:

- взаимоотношения двух стран в годы Первой мировой войны, несколько активизировались. Можно также отметить, что российское посольство в Мадриде, во многом неожиданно для российских дипломатов оказалось в какой-то мере в центре европейской политики. Связано это с тем, что объявившая о своем нейтралитете Испания, во многом взяла на себя посреднические функции между воюющими державами, представляя в ряде случаев интересы просты россиян;

- ключевым элементом российско-испанских отношений в годы Первой мировой войны стало тесное гуманитарное сотрудничество, благотворно отразившееся на судьбах многих наших соотечественников. Одновременно Испания приняла на себя миссию защиты граждан воюющих стран, оказавшихся на территории противника. С этого времени и почти до конца войны испанские посольства в Берлине и Вене представляли интересы России;

- дипломатические представители царской России и Временного правительства неоднократно выражали признательность Альфонсу XIII за его заботу о правах русских пленных и интернированных лиц;

- еще один аспект русско-испанских взаимоотношений того времени связан с тем вектором, который предала русская революция, рабочему движению в Испании. Полуанархистские и полусоциалистические профсоюзы Испании, заметно активизировали свою деятельность, вдохновлены, в первую очередь успехами русской революции. Можно предположить, что социальное и революционное движение в Испании, развернувшееся под воздействием русских революционных идей, повлекло за собой переход Испании к военной диктатуре, произошедший в 1923 году.

ГЛАВА III. Русско-испанские культурные связи в начале XX века

Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Испанией не были хорошо развиты, культурные связи между этими двумя странами были гораздо прочнее.

Еще в середине XIX века в русском обществе отмечается своеобразная «мода на Испанию», экзотическую страну, окруженную романтическим ореолом. Образ Испании, страны фламенко, коррид и благородных разбойников, стал типичным стереотипом в российском обществе. Родина Дон Кихота и все с ней связанное вошли в моду. Испанская тематика нашла свое отражение в самых различных видах искусства. Амельченкова С.А. Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке. Автореф. дисс. к. культурологии: 24.00.01. - М., 2008. С. 8.

В 1907 году в Петербурге Н.В. Дризеном, Н.Н. Евреиновым и К.М. Миклашевским был создан так называемым «Старинный театр». Создатели театра хотели не показать публике средневековый театр в его первозданном виде, но и «реконструировать актера и зрителя», т.е. это была попытка передать не суть испанской драматургии, а её внешнюю атрибутику. В создании спектаклей участвовали композитор И. Сац, художники - члены объединения «Мир искусства» А. Бенуа, М. Добужинский, Н. Рерих, Е. Лансере и В. Щуко. Хотя театр просуществовал недолго, он оказал заметное влияние на творчество деятелей искусства начала XX века, среди которых Вс. Мейерхольд, А. Таиров, В. Комиссаржевская и многие другие Приводится по: там же, стр. 12. .

В том же, 1907 году под названием «Остроумно-изобретательный идальго Дон Кихот Ламанчский» появился новый перевод романа Сервантеса «Дон Кихот», автором которого стала писательница Мария Ватсон. Это была первая полная версия произведения Сервантеса, переведенная непосредственно с испанского на русский язык Алексеев М.П. Очерки истории испано-русских литературных отношений. - Л.: ЛГУ, 1964. - 216 с..

Испанские мотивы постоянно присутствуют в произведениях композиторов А.С. Даргомыжского (оперы «Эсмеральда» и «Каменный гость»), М.А. Балакирева («Испанский марш», «Испанская серенада») и Н.А. Римского-Корсакова («Испанское каприччио»), а также в музыке к балетам П.И. Чайковского.

Выдающиеся русские художники В.А. Серов (1865-1911), К.А. Коровин (1861-1939), П.П. Кончаловский (1876-1956) запечатлели в своих картинах образы Пиренейского полуострова.

Испанская живопись неодолимо влекла к себе русских художников. С полотнами русские мастера знакомились в Эрмитаже, в музеях Вены, Берлина, Парижа. А затем ездили в Мадрид, чтобы увидеть сокровища Прадо.

По мнению С.А. Амельченковой можно утверждать, «…что и в живописи повторяется та же история, что и с Сервантесом в литературе, и с испанской музыкой для Глинки - испанская живопись, и в частности Веласкес (не стоит забывать, что и голландская живопись сформировалась под влиянием испанской), открыла дверь в иной мир искусства, в иное понимание роли искусства и формы его воплощения. Дала толчок к развитию собственно русской живописи» Амельченкова С.А. Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке. Автореф. дисс. к. культурологии. - М., 2008. - с.22

В свою очередь, в Испании конца XIX - начала XX века растет влияние русской литературы. Произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева активно переводятся на испанский язык. В начале ХХ века Достоевский был одним из самых читаемых в стране авторов. Его произведения послужили творческим стимулом для многих испанских писателей, в том числе для Мигеля де Унамуно, Пио Барохи, философа Хосе Ортеги-и-Гассета Кулешова В,В. Испания глазами русских путешественников второй половины XIX - начала XX в // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1984. - С. 34-46. .

В первой половине XX века растет присутствие русских артистов и музыкантов на испанской сцене. В Мадриде выступают с концертами композиторы А.К. Глазунов и С.С. Прокофьев, гастролируют «Русские балеты» С.П. Дягилева и великая русская балерина Анна Павлова. Медников И.Ю. Воспоминания Соловьева Ю.Я. о дипломатической службе в Испании в 1912-1918 // Источниковедческие исследования. М.: МГУ, 2004. - Вып.2. - С. 112.

Тесно связана с Испанией деятельность выдающегося русского оперного певца Леонида Витальевича Собинова (1872-1934). Собинов входит в плеяду блестящих деятелей русской культуры, таких как Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, имена которых стали синонимами наивысших достижений музыкального искусства России начала ХХ века. В своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, прежде всего - итальянскую школу «bel canto», с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять вокальное мастерство на небывалую высоту.

Таким образом, русский человек в Испании, несмотря на непохожесть и своеобразие страны, ощущал нечто близкое себе, знакомое, родное и сам удивлялся этому ощущению. Выдающийся русский художник К.А. Коровин, побывавший в Испании в 1888 г. и много позднее записавший свои впечатления, восклицал, вспоминая наиболее острые ощущения: «Почему эти совершенно другие люди похожи на русских?». М.А. Бернов, совершивший путешествие по Испании в начале 1890-х годов, писал: «Затрудняюсь сказать, кто гостеприимней, добрей - испанец или славянин? Я один, в чужой стране, не зная языка, но я гораздо менее одинок, гораздо более у себя…». Там же, стр. 113.

Время, проведенное в Испании, русские путешественники считали одним из самых счастливых моментов в своей жизни. По словам одного из исследователей: «они как бы эмоционально раскрепощались в этих южных краях, со столь необычным климатом и природой, столь отличной от русской» Кулешова В,В. Испания глазами русских путешественников второй половины XIX - начала XX в // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1984. - С. 37. . Неизгладимое впечатление производила Андалузия. Самые сухие, сдержанные впечатления в Севилье, Гранаде, Кадисе, Кордове приобретали трепетность, становясь поэтичными и горячими, - русские авторы, причем мужчины, находили сотни слов для передачи оттенков своих эмоций чувств, восторга.

Таким образом, сделаем последние промежуточные выводы по нашей работе.

- испанская культура сыграла огромную роль в развитии русской культуры. Можно говорить о том, что на данном историческом этапе русско-испанское взаимодействие носило глубинный характер и затронуло многие стороны русского общества и культуры, оказав значительное влияние.

Испания была с одной стороны так не похожа на Россию, а с другой очень на неё походила, что позволяло посмотреть на себя как бы со стороны. Еще с середины XIX века в русском обществе отмечается своеобразная «мода на Испанию», экзотическую страну, окруженную романтическим ореолом. Образ Испании, страны фламенко, коррид и благородных разбойников, стал типичным стереотипом в российском обществе. Родина Дон Кихота и все с ней связанное вошли в моду. Испанская тематика нашла свое отражение в самых различных видах искусства.

Заключение

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, сформулируем основные выводы нашей работы.

Русско-испанские дипломатические отношения знали свои взлеты и падения. Однако со второй половины XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. российско-испанские отношения развивались более спокойно и равномерно. Хвостов В.М. История дипломатии. В 2т. М.,1963.Т.2 В первую очередь это связано с внешнеполитическими реалиями того времени а именно с повышением международной значимости Российской империи, а также с тем фактом, что Испания того времени, превращается во второстепенную державу.

В 1896 г. русское дипломатическое представительство в Испании было возведено в ранг посольства, однако оно не имело в Испании собственного здания, довольствуясь арендуемыми помещениями. В связи с рядом культурных особенностей испанской столицы начала XX века, русским дипломатам, чтобы быть включенным в испанское высшее общество было необходимо либо разыгрывать из себя испанцев, либо ждать пока испанцы к ним понемногу привыкнут. Это положение, в целом, не способствовало развитию политических контактов.

Российско-испанские торговые связи в период с 1900 по 1914 годов, также не отличались интенсивностью, кроме того в Мадриде (в отличие от большинства европейских столиц) в то время вообще не было русских. Это свидетельствует о формальном характере взаимоотношений между странами в период с 1900 по 1914 годы.

Взаимоотношения двух стран в годы Первой мировой войны, несколько активизировались. Можно также отметить, что российское посольство в Мадриде, во многом неожиданно для российских дипломатов оказалось в какой-то мере в центре европейской политики. Связано это с тем, что объявившая о своем нейтралитете Испания, во многом взяла на себя посреднические функции между воюющими державами, представляя в ряде случаев интересы просты россиян.

Ключевым элементом российско-испанских отношений в годы Первой мировой войны стало тесное гуманитарное сотрудничество, благотворно отразившееся на судьбах многих наших соотечественников. Одновременно Испания приняла на себя миссию защиты граждан воюющих стран, оказавшихся на территории противника. С этого времени и почти до конца войны испанские посольства в Берлине и Вене представляли интересы России;

Еще один аспект русско-испанских взаимоотношений того времени связан с тем вектором, который предала русская революция, рабочему движению в Испании. Полуанархистские и полусоциалистические профсоюзы Испании, заметно активизировали свою деятельность, вдохновлены, в первую очередь успехами русской революции. Можно предположить, что социальное и революционное движение в Испании, развернувшееся под воздействием русских революционных идей, повлекло за собой переход Испании к военной диктатуре, произошедший в 1923 году.

После Октябрьской революции Испания отозвала своего посла из России. В начале января 1918 года дипломат Ю.Я. Соловьев направил министру иностранных дел Испании личную ноту, в которой, «ввиду того, что испанское правительство не признает существующего в России правительства», заявил о том, что считает свою миссию в Мадриде оконченной. Так испано-русские отношения оказались прерваны на пятнадцатилетний период.

Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Испанией не были хорошо развиты, культурные связи между этими двумя странами были гораздо прочнее.

Испания была с одной стороны так непохожа на Россию, а с другой очень на неё походила, что позволяло посмотреть на себя как бы со стороны. Еще с середины XIX века в русском обществе отмечается своеобразная «мода на Испанию», экзотическую страну, окруженную романтическим ореолом. Образ Испании, страны фламенко, коррид и благородных разбойников, стал типичным стереотипом в российском обществе. Родина Дон Кихота и все с ней связанное вошли в моду. Испанская тематика нашла свое отражение в самых различных видах искусства.

В целом, испанская культура сыграла огромную роль в развитии русской культуры. Можно говорить о том, что на данном историческом этапе русско-испанское взаимодействие носило глубинный характер и затронуло многие стороны русского общества и культуры, оказав значительное влияние.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев М.П. Очерки истории испано-русских литературных отношений. - Л.: ЛГУ, 1964. - 216 с.

2. Амельченкова С.А. Испанское влияние на русскую культуру в XIX веке. Автореф. дисс. к. культурологии: 24.00.01. - М., 2008. - 26 с.

3. Багно В.Е Россия и Испания: общая граница. - М.: Наука, 2006. - 478 с.

4. Волков Г.И. Политическая история Испании ХХ века - М., 2008 - 318 с.

5. История внешней политики России. Конец XIX - начало XX века. - М., 2008. - 646 с.

6. Кулешова В.В. Испания глазами русских путешественников второй половины XIX - начала XX в // Проблемы испанской истории. - М.: Наука, 1984. - С. 34-46.

7. Медников И.Ю. Воспоминания Соловьева Ю.Я. о дипломатической службе в Испании в 1912-1918 // Источниковедческие исследования. М.: МГУ, 2004. - Вып.2. - С. 89-116.

8. Медников И.Ю. Испания в годы Первой мировой войны - М., 2007 - 384 с.

9. Очерк истории Министерства иностранных дел. 1802 - 1902 . М.: Внешняя политика, 2002. - 240 с.

10. Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т2. - М.: АСТ,1997. - 256 с.

11. Соловьев Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893-1922. - М.: Харвест, 2003. - 416 с.

12. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII - начало ХХ века. - М: Искусство., 2003. - 296 с.

13. Хвостов В.М. История дипломатии. В 2т. М.: Правда,1963. - Т.2. - 460 с.

Страницы: 1, 2