Развитие Украины в эпоху Хрущева
p align="left">Экономическая оправданность и эффективность ставки на освоение целинных земель неоднозначно оценивалась как на уровне планов, так и на уровне полученных результатов. Так, Молотов в противовес Хрущеву считал более целесообразным вложить средства в подъем сельского хозяйства Центральной нечерноземной полосы России и Украины. Неоднозначна оценка последствий освоения целинных земель историками. Рядом с традиционной позитивной оценкой этих процессов существует мысль, что освоение целины навредило переходу сельского хозяйства на путь интенсификации. Историк-аграрий И. Русинов был убежден, что прирост урожайности зерна по СССР даже на 1 ц с га был бы равнозначным результату освоения целины.Некоторые историки считают, что неподготовленный марш-бросок на целинные земли поглотил ресурсы, которые могли быть использованы для укрепления сельского хозяйства в уже освоенных районах, и привел к росту общих потерь урожая зерновых до 30--40 и больше млн. тонн на год, то есть в 1,5--2 раза больше того, что дали собственно целинные земли. Вполне очевидно, что реализация этой программы истощала ресурсы Украины и существенно ослабляла сельское хозяйство республики. Второй сверхпрограммой стало поспешное и неоправданное расширение площадей посевов кукурузы и других «чудо-культур». Уже в июне 1954 г. из трибуны дежурного пленума ЦК КПСС Хрущев обратился к работникам сельского хозяйства СССР с призывом о расширении посевов Кукурузы. В кулуарах пленума неоднократно повторяли его слова, которые не попали к официальному докладу: «...кукурузу нужно внедрять, не останавливаясь перед принуждением, подобно тому, как в XVIII столетии в России внедряли картофель» Начиная с 1958 г., в сельскохозяйственном производстве начался спад. Если в период от 1950 в до 1958 г. объем валовой продукции сельского хозяйства Украины вырос на 65%, то с 1958 до 1964 г. -- лишь на 3%. Такое же положение сложилось в целом по стране. Такой спад был обусловлен рядом причин: определенная децентрализация командной системы не означала ни ее уничтожения, ни ее устранения от управления хозяйством. Она еще сохраняла свои основные позиции, что приводило к усилению административного давления на колхозы, «урезание» приусадебных участков и др.; сверхпрограммы поглощали значительную часть материальных и человеческих ресурсов, консервировали экстенсивный характер развития сельского хозяйства; реформы осуществлялись непоследовательно, противоречиво, волнообразно, в режиме «вперед--стоп--назад», неся на себе значительное влияние субъективизма; в 1958 г. было принято решение о выкупе колхозами техники МТС, что существенно ударило по колхозным бюджетам. В частности, колхозы Украины были вынуждены приобрести свыше 108 тыс. тракторов, почти 43 тыс. комбайнов и другую технику на сумму 4,2 млрд. руб. Важной для всего народного хозяйства была реформа управления. Суть ее заключалась в определенной демократизации управления, расширении хозяйственных прав союзных республик, приближении управления к производству, сокращении управленческого аппарата. В феврале 1957 г. вводится новая система управления, что имела органически соединить централизованное плановое руководство с повышением самостоятельности республик, краев, областей. Стержнем новой системы был территориальный принцип управления через советы народного хозяйства (совнархозы), которые создавались в экономических административных районах. На территории СССР было образовано 105 таких районов, а в УССР -- 11. Под контроль совнархозов Украины было передано свыше 10 тыс. промышленных предприятий, и в конце 1957 г. им были подвластные 97% заводов республики (в 1953 г. -- лишь 34%). Реформирование управления едва лишь началось, а из трибуны июльского (1958) Пленума ЦК КПУ Подгорный, пытаясь опять продемонстрировать, что он идет с Хрущевым в ногу, оптимистично подводил итоги: «осуществлена реорганизация руководства промышленностью и строительством полностью себя оправдала». Безусловно, новая система управления имела позитивные последствия: способствовала улучшению разделения труда и ее кооперации в пределах экономического региона; быстрее стала формироваться производственная и социальная инфраструктура; полнее использовались местные ресурсы и др. Кроме этого, такая система способствовала проведению Украиной, как и другими республиками, более четкой независимой экономической политики. В то же время новая система имела серьезные недостатки: несостоятельность обеспечить единство технической политики; торможение внедрения новой техники; фактическое сохранение централизованного планирования и др. Ситуацию не спасло укрупнение 1962 г. совнархозов и создания республиканских совнархозов и Высшего Совета народного хозяйства СССР. Централизм как основной принцип деятельности командно-административной системы опять набирает силы, процесс централизма все увеличивает обороты. После дежурной неудачи в сентябре 1965 г. возобновлены республиканские и общесоюзные министерства, а в октябре этого же года ликвидированы совнархозы. Перестройка всей системы управления в начале 50-х годов была процессом объективно необходимым. Однако ни наука, ни политика, ни практика оказались не подготовленными к осуществлению такой перестройки. Это противоречие между необходимостью реформирования и неготовностью к нему общества и обусловило противоречивый характер перестройки системы управления. Преимущества новой системы управления, в основе которой лежали рациональность, экономность, эффективность, не смогли склонить в свою сторону чашу государственных весов. Эта система была обречена еще и поэтому, что территориальный принцип управления, который базировался на децентрализации, давая определенный экономический эффект, сразу вступал в серьезное противоречие с доминирующим принципом централизма. Реформы Хрущева не оправдали связанные с ними надежды, но заложенная в них демократизация экономической жизни способствовала высвобождению творческой энергии народа, что обусловило хоть и кратковременное, но стремительное повышение эффективности советской экономики в 50-ые годы. Созданная в это время база способствовала росту благосостояния населения СССР. Так, в Украине 1951--1958 гг. прибыли среднего рабочего выросли на 230%. В 1957 г. была ликвидирована практика государственных ссуд, которые забирали почти 10% заработков трудящихся и были скрытой формой дополнительного налогообложения населения. О росте денежных доходов жителей Украины свидетельствует тот факт, что сумма вкладов в сберегательных кассах республики выросла с 2,7 млрд. руб. 1950 г. к почти 19,7 млрд. руб. 1960 г. Был сокращен рабочий день и введен пятидневную рабочую неделю. Серьезные изменения происходили на селе. Улучшению положения способствовали ежемесячное авансирование колхозников, ликвидация натуроплаты, списание задолженности из налога и поставок за предыдущие годы. Именно в хрущевский период крестьяне, наконец, получили паспорта, которых фактически не имели с момента ввода паспортной системы 1932 г. Значительные размеры приобрело и домостроение. Так, если 1918--1940 гг. в республике было введено в строй 78,5 тыс. м2 общей (полезной) площади, то лишь 1956-- 1965 гг. -- свыше 182 тыс. м2. Это означало, что получили или построили себе жилье почти 18 млн. чел. В быт многих семей вошла новая техника -- телевизоры, магнитофоны, стиральные машины. Это качественно изменило представление населения о жизненных стандартах. Контраст с периодом Сталинского правления был поразительным, хотя жизненный уровень советских людей, по-прежнему, существенно отставал от западного. К тому же в конце 50-х -- в начале 60-х годов все больше проявлялись негативные последствия непродуманного реформационного экспериментирования. Дефицит товаров, 30-процентное повышение розничных цен на мясо и масло, замораживание заработной платы, отказ от обещанного снижения подоходного налога и тому подобное -- все свидетельствовало о слишком низком уровне жизни населения. Следовательно, в середине 50-х годов остро стала проблема необходимости глубоких качественных изменений в хозяйстве. Приоритетным звеном в процессе реформирования было избрано сельское хозяйство. Его стремительный подъем был обусловлен усилением материальной заинтересованности колхозников в общественном производстве, созданием условий для развития личного крестьянского хозяйства, улучшением качественного состава руководителей сельскохозяйственного производства. Спад, который начался в 1958 г., был обусловлен усилением административного давления на колхозы, непоследовательностью реформационного курса, поглощением значительной части материальных и человеческих ресурсов хрущевскими «сверхпрограммами», принудительным выкупом колхозами техники МТС и тому подобное. Такая же противоречивая картина сложилась и в социальной сфере. В период «хрущевской оттепели» в процессе реформирования (особенно реформ, направленных на децентрализацию) тоталитарная система в СССР была на время выведена из равновесия. Однако реформаторского потенциала общества оказалось недостаточно не только для ее уничтожения, а даже для сохранения отдельных удачных либеральных хрущевских прорывов. Нарастающая бюрократизация экономики, фактическое сохранение авторитаризма в политике, появление нового культа -- «культу серости» в управлении государством привели к появлению и углублению кризисных явлений в народном хозяйстве Советского Союза и Украины, в частности, но говорить о «застое» в экономике достаточных оснований нет. От 1965 в до 1985 г. все основные показатели экономического развития республики растут. Правда, иногда очень мизерно, как, например, валовая продукция сельского хозяйства, что росла лишь на 0,5% ежегодно в 1981 -- 1985 гг., но тенденция к продвижению вперед еще действовала. В это время Украина сохраняет за собой роль одной из самых важных топливно-энергетических, металлургических и машиностроительных баз страны. Высокая интенсивность использования материальных, человеческих и финансовых ресурсов Украины в пределах общесоюзного хозяйственного комплекса. Можно соглашаться или не соглашаться с утверждением Американского экономиста Холланда Хантера, который констатирует, что изъятие текущего дохода Украины и использования его в других регионах СССР составляет основную черту экономической истории Украины», можно также подвергать сомнениям обоснованность расчетов Британского ученого Питера Вайлза, соответственно которым Украина регулярно вносила в советский бюджет на 10% больше, чем получала из него. В то же время вполне очевидно, что в данный период постоянное смещение топливно-энергетического комплекса СССР к востоку и рост удельного веса военных расходов требовал перекачивания из Украины значительной части финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Районам Сибири и Далекого Востока, где создавались новые промышленные гиганты, 480 предприятий республики поставили почти 900 наименований машин, оборудования, разных изделий и материалов. Украинские строители возводили один из самых больших населенных пунктов на Восточном участке БАМа -- Ургал. Однако было бы необъективно утверждать, что Украина только делала взносы во общесоюзною казну, ничего оттуда не беря, ведь лишь гигантскую домну № 9 в Кривом Роге сооружали представители 35 наций и народностей Советского Союза, к ее строительству было привлечено значительное количество предприятий разных республик. Поэтому, пока не будут опубликованы данные о балансе республиканских поступлений и расходов в границах союзного бюджета, историки, экономисты и политики будут занимать диаметрально противоположные позиции. Тормозящее прогресс действие упомянутых негативных долгосрочных тенденций в народном хозяйстве было присуще всем республикам Советского Союза. Однако Украина, кроме этого, имела и особенности собственного экономического развития, которые еще больше осложняли ситуацию в республике. Вследствие несбалансированного развития хозяйства республики часть отраслей, что работали на потребительский рынок, в общем объеме валовой продукции не превышала 29%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 50--60% и больше. Деформированность экономики обусловила не только появление товарного дефицита, но и обострение экологических, демографических и социальных проблем. 2. Катастрофическая экологическая ситуация. Перекосы в размещении производительных сил стали причиной резкого врастания техногенной нагрузки на природу, что в 6--7 раз превышало общесоюзный уровень. Значительная изношенность основных производственных фондов. Уровень их сработанности в промышленности республики вырос от 28% в 1961 г. до 43% 1985 р. |
Регион | 1980 | 1985 | 1986 | | СССР РСФСР Украинская ССР Белорусская ССР | 146 151 141 153 | 162 168 161 173 | 167 173 165 178 | | |
Хроническое отставание за принципиальными экономическими показателями. За период с 1960 г. до 1985 г. Украина за темпами роста общего объема продукции промышленности занимала 13 место в СССР Темпы роста реальных доходов на душу населения по союзным республикам (в 1970 г. -- 100%) К таким факторам принадлежали: В международной сфере: реальная угроза стадиального отставания: к тому времени мир вступал в постиндустриальную стадию развития, а СССР еще не преодолел индустриальную; обострение межблокового противостояния, эскалация гонки вооружений, что взрывали экономику и усиливали социальное напряжение в государстве; -- участие СССР в бесперспективной войне в Афганистане, которая вела к международной изоляции Советского Союза, значительных материальных, демографических и моральных потерь. В политической сфере: подмена настоящего народовластия формальным представительством трудящихся в Советах, ограничение их реальной власти, что предопределяло отчуждение народа от властных структур, формирование атмосферы пассивности, иждивенчества, абсолютного приоритета государственных интересов относительно личностных; игнорирование принципа распределения власти, что привело к неоправданной концентрации власти, злоупотребление ею, ограничение демократических основ; узурпация значительной части законодательных функций исполнительной властью; максимальное ограничение самостоятельности, огосударствление общественных организаций, что блокировало перестройку и развитие гражданского общества; ограничение гласности и информированности общества, что не давало возможности гражданам объективно оценивать общественные процессы, осуществлять диалог с властью, тормозило формирование политического сознания; -- укрепление политического монополизма КПСС, что усиливало недоверие к власти, двойную мораль, В социально-экономической сфере: затухающее экономическое развитие, падение основных экономических показателей, что привело к прогрессирующей потере экономических позиций СССР на международной арене и заострения социально-экономических проблем внутри государства (замедление темпов роста реальных доходов населения; заострение жилищной проблемы; падения уровня здравоохранения и тому подобное); разрастание бюрократического аппарата, которое вело к усилению ведомственной разъединенности и увеличению затратности производства; деформация структуры размещения производительных сил, что осложняло экономическое управление, ухудшала экологическую ситуацию, заостряло противоречие между регионами; уравниловка в оплате труда; углубление кризиса организации труда, которое имело следствием необоснованные финансовые расходы, разбазаривания сырья, нерациональное использование рабочей силы и тому подобное; физическое и моральное старение основных производственных фондов, что делало невозможным технологический процесс, предопределяло низкий уровень производительности труда, ухудшение качества и конкурентоспособности-- обострение экологических проблем, которое привело к стремительному росту техногенной нагрузки на природу упрощен подход к решению национального вопроса, что накапливал межэтнические противоречия; осложнение демографической ситуации, что находило свое проявление в процессах депопуляции (снижении естественного демографического прироста), старении населения, деформированной структуре рабочей силы В духовной сфере: - установление идеологического диктата в гуманитарной сфере, что деформировал духовное развитие общества, ограничивал доступ к достоянию мировой культуры; блокирование развития религии, что было существенным нарушением прав человека; усиление процесса русификации, что тормозило развитие языков народов СССР, подавляло национальные культуры и национальное сознание. Широкомасштабные общественно-политические изменения предоставили импульсу межгосударственным контактам, положили начало обмену идеями, что подвергали сомнению основы коммунистического строительства, чем существенно взрывали идейную платформу советского общества; приход к власти в Советском Союзе новой политической команды во главе с М. Горбачевым создал потенциальную возможность начать реформы «сверху»; накопление обществом определенного опыта реформе реформы Г. Хрущева, О. Косыгина вооружало правящую элиту навыками масштабного общественного информирования; диссидентское движение, которое концентрировало и организовывало оппозиционные силы, сохраняло прогрессивные общественные идеи, был стержнем широкой народной оппозиции, что в перспективе могла стать гарантом необратимости реформационного курса, катализатором радикальных общественных изменений; нарастание в стране недовольства существующими порядками, моральная готовность части общества к реформам. Заключение Таким образом, постепенный упадок экономического и социального развития Украины имел в своей основе множество факторов, опирающихся на причины, коренящиеся в административно-хозяйственной централизованной природе управления в СССР. Ряд непродуманных реформ, неумелое управление экономическим развитием привело к ряду застойных явлений, которые не были преодолены, в результате чего пришло к власти новое поколение политических лидеров, которые попытались произвести революцию во всех сферах народного хозяйства путем преобразования экономики и социально-культурной сферы “сверху”. Литература 1. Історія України: Курс лекцій. У 2 кн. Кн..2 /Мельник Л.Г., Верстюк В.Ф., Демченко М.В. ін. - К.: Либідь, 1992.- 464с. 2. Новітня історія України (1900-2000) / Слюсаренко А.Г., Гусєв В.І., Литвин В.М. та ін. - К.6 В.ш.,2002. - 719с. 3.Субтельний О. Україна: історія. - К.: Либідь, 1994. - 736с. 4.Губарев В.К. История Украины: конспект лекций для студентов и преподавателей. - Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. - 384с.
Страницы: 1, 2
|