скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Развитие Украины в эпоху Хрущева скачать рефераты

Развитие Украины в эпоху Хрущева

21

Развитие Украины в застойные годы

Смещение Хрущева из всех руководящих должностей в конце 1964 г. открыло широкие возможности для последующих попыток реформирования социализма. Уже в 1965 году были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, начались масштабные инвестиции в сельское хозяйство -- в течение следующие 15 лет они будут составлять по 40 миллиардов долларов в год. Колхозникам были установлены стабильные денежные оклады, что рядом с прекращением репрессий привело к увеличению потерь урожая до 20-40%.

В этом же году были возобновлены министерства и усилено планирование, что опирается на растущие возможности экономико-математической науки -- так называемый балансовый подход. Одновременно было сокращено количество директивно планируемых показателей.

Предприятиям было разрешено создавать фонды материального поощрения, социально-культурного развития и самофинансирования. Повысилась роль «социалистической прибыли». Был внедрен аналог рыночной эффективности -- внутриотраслевой хозяйственный расчет. Это позволило увеличить заинтересованность рабочих и руководителей в результатах труда, а, следовательно -- и в производительности труда и эффективности производства.

В дальнейшем стоило бы довести реформу до логического завершения -- внедрить хозрасчет на каждом отдельном предприятии, прекратить финансирование убыточного производства, провести конверсию, освободить цены и заработную плату от жесткой регуляции. Но это было невозможно при вполне очевидных политических причинах, и реформа потихоньку пошла на убыль.

В семидесятых годах рост экономики прекратился и начался застой. Но поток нефтедолларов, что свалился на Советский Союз после того, как началась эксплуатация месторождений в Западной Сибири и на мировом рынке резко повысились цены на нефть, еще в течение целого десятилетия позволял создавать видимость экономического благосостояния.

Но эти огромные деньги, а в конце 70-х СССР получал от экспорта нефти более 20 млрд. долларов в год, были бездарно растрачены на поддержку дружеских режимов сырьем и оружием, финансирование деятельности коммунистических партий по всему миру, гонку ядерных вооружений. Единственный шанс сделать модернизацию и постмодернизацию страны в благоприятных условиях не был реализован. В наследство от неосуществленного российского «чуда» остался долг в 150 млрд. долларов, большая часть которого приходится на страны типа Эфиопии, Кубы и Вьетнама. И никаких шансов получить хотя бы четверть этой суммы «живыми деньгами».

Несмотря на то, что Хрущеву не удалось вскрыть подлинные причины сталинской диктатуры, его смелый поступок стимулировал процесс демократизации общественной жизни в СССР. Стали рушиться старые стереотипы во внутренней и внешней политике; возрос интерес к проблемам научно-технической революции; разрабатывались реформы в промышленности и сельском хозяйстве.

Одной из важнейших реформ стала реформа управления народным хозяйством. Сущность ее заключалась в известной демократизации всей системы управления, расширении хозяйственных прав союзных республик, приближении управления к производству, сокращении управленческого аппарата. Осуществление реформы началось в феврале 1957 г. с введения новой системы управления, которая должна была объединить централизованное плановое руководство с повышением самостоятельности республик, краев и областей. В основу был положен территориальный принцип управления через Советы народного хозяйства (совнархозы), создававшиеся в отдельных районах. На территории Союза было образовано 105 таких районов, а в Украине -- 11. Под контроль совнархозов в УССР было передано более 10 тыс. промышленных предприятий, а в конце 1957 г. им были подчинены 97% заводов республики.

В изучаемый период Украина оставалась одной из самых развитых в промышленном отношении республик Союза. К негативным тенденциям следует отнести диспропорциональное моделирование экономики УССР с явным уклоном в развитие тяжелой промышленности и снижение темпов роста производительности труда.

В 1951--1958 гг. промышленная продукция ежегодно увеличивалась на 12,3%, национальный доход -- на 11,7%; в период семилетки (1959--1965) рост составил, соответственно, 8,8% и 7%. В структуре общественного производства в 1960 г. по произведенному национальному доходу (в СССР его определяли без учета непроизводственной сферы) доля промышленности составляла 47,9%, сельского хозяйства -- 29,1%, транспорта и связи -- 4,7%; строительства -- 8,2%; торговли -- 11,1%. За период с 1951 по 1965 г. было построено 1960 крупных предприятий.

Развитие промышленности происходило одновременно с повышением уровня ее технической оснащенности. Со второй половины 50-х годов была развернута механизация и автоматизация производственных процессов. Проблема, стоявшая перед хрущевским руководством, заключалась в том, продолжать ли опираться в основном на тяжелую промышленность или направить большие инвестиции в легкую и пищевую промышленность, от чего выиграл бы советский потребитель. Хрущев склонялся в пользу первого варианта, но, в отличие от Сталина, он не мог полностью пренебречь потребителем, особенно после обещания, что к 1980 г. Советский Союз по экономическим показателям догонит и обгонит развитые капиталистические страны.

В период семилетки (1959--1965) определенное внимание уделялось производству промышленных и продовольственных товаров, предметов широкого потребления. В эту период было построено более 300 новых и реконструировано более 400 предприятий легкой и пищевой промышленности. Выпуск продукции легкой промышленности вырос в 1,5 раза, продовольственных товаров -- в 1,7 раза, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного потребления -- вдвое. Стали в строй такие большие предприятия, как Донецкая трикотажная и Красноармейская чулочная фабрики, швейные фабрики в Кировограде, Артемовске, Дрогобыче и Николаеве, Луганская обувная фабрика и др.

Если в 1950--1958 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства УССР вырос на 65%, то в 1958--1964 гг. -- всего на 3%. Темпы подъема урожайности основных сельскохозяйственных культур значительно снизились; подобное неудовлетворительное положение сложилось и в животноводстве. Среднемесячный прирост сельскохозяйственной продукции в Украине равнялся только 2,4%.

Причины отчасти крылись в просчетах при планировании как производства зерновых культур, так и структуры посевных площадей. В частности, площади озимой пшеницы уменьшились с 37,5 млн. га в 1958 г. до 5,2 млн. га в 1963 г., т. е. на 31%, более чем втрое сократились и посевы яровых. Уменьшились посевы других зерновых, а также кукурузы на зерно. Хозяйства не обеспечивались необходимым количеством минеральных удобрений, недостаточно вносили в почву органические удобрения, не имели в достаточном количестве техники. На засушливом юге Украины не хватало влаги, тем временем здесь были почти полностью ликвидированы чистые пары. Колхозы и совхозы получали планы выращивания культур и цифры урожайности свыше. При этом не учитывались реальные возможности их осуществления и хозяйственная целесообразность.

Реформаторские нововведения затронули и социальную сферу. С середины 50-х годов заработная плата стала ведущей формой повышения благосостояния трудящихся. Среднемесячная денежная заработная плата всех категорий рабочих и служащих в 50-е годы выросла на 25,3%. Об увеличении денежных доходов жителей Украины свидетельствует тот факт, что сумма вкладов в сберегательных кассах республики выросла с 2,7 млрд. рублей в 1950 г. до 19,7 млрд. рублей в 1960 г.

Постепенно ликвидировался разрыв в уровнях оплаты низко- и высокооплачиваемых работников. С другой стороны, это сдерживало профессиональный рост рабочих, инженерно-технических работников, не способствовало стимулированию трудовой деятельности. В 1965 г. сократился рабочий день. Фабрики и заводы перешли на пятидневную рабочую неделю. Увеличились отпуска беременным женщинам и молодым матерям.

Доходы колхозников от общественного и личного хозяйства увеличились в 1951--1955 гг. на 50%. С введением в 1956 г. ежемесячного авансирования денежная оплата труда колхозников постепенно становится преобладающей. В 1960 г. ее среднемесячный размер составлял 24,3 рубля, или около 45% общей оплаты за трудодни. В июле 1964 г. был принят закон о пенсиях и помощи членам колхозов. Минимальный размер пенсии устанавливался в размере 12 рублей в месяц.

Определенное значение для подъема благосостояния населения имела отмена или уменьшение налогов, отмена в 1957--1958 гг. обязательных государственных займов. Росла роль общественных фондов потребления. Так, в 1963 г. в СССР они составляли 17% национального дохода. За их счет обеспечивались бесплатное обучение, здравоохранение. Более рациональной стала структура потребления. Однако расходы на питание были высокими и составляли 47,4% заработной платы рабочего. Выплаты и материальная помощь оставались низкими -- 717 рублей в год на душу населения.

Урбанизация усилила жилищный кризис. В 1954 г. было принято решение о массовом строительстве жилья индустриальными методами. Выросла площадь новых жилых домов, позже прозванных в народе «хрущевками». Люди начали переселяться из «коммуналок», бараков, подвалов и полуподвалов в индивидуальные квартиры. Если в 1918-- 1940 гг. в Украине было введено в эксплуатацию 78,5 тыс. кв. м жилой площади, то в 1956--1965 гг. -- более 182 тыс. кв. м. Получили и построили себе жилье почти 18 млн. человек. Острота жилищной проблемы несколько снизилась, однако качество жилья и уровень обеспеченности населения жильем все еще оставался низким. На 1 января 1959 г. на одного человека приходилось в среднем 6,35 кв. м жилой площади. К тому же строительство по типовым проектам приводило к серому, однообразному виду большинства домов, а вместе с ними -- городов и поселков.

Больше внимания стали уделять улучшению водоснабжения и бытовому потреблению газа в городах всех союзных республик. Велось строительство метрополитенов. В быту появились наручные часы, фотоаппараты, радиоприемники, телевизоры, швейные и стиральные машины, холодильники. В структуре потребления населения выросла доля непродовольственных товаров. Если при Сталине уровень личного потребления ежегодно увеличивался примерно на 1%, то при Хрущеве -- на 4%.

Все же производство отечественных товаров широкого потребления не обеспечивало возросших потребностей населения и часто компенсировалось импортом. Отставало от роста потребностей населения и развитие сферы услуг, торговли, общественного питания.

В 1957 г. за количеством производства чугуна на душу населения Украина опередила все капиталистические государства мира. За добычей угля она вышла на второе место в мире, а за производством стали -- на третье. Однако параллельно росту индустриального могущества в Украине углублялись и все больше оказывались негативные тенденции, которые приобретали черты хронической. Во-первых, это заметное отставание от ведущих капиталистических стран в качественных показателях -- затратах материальных и трудовых ресурсов и тому подобное. Во-вторых, диспропорциональное, бессистемное моделирование экономики Украины, перенасыщение ее промышленными предприятиями. В-третьих, снижение темпов роста производительности труда в промышленности и тому подобное. При таких условиях именно жизнь выдвигала первоочередное задание осуществления значительных структурных сдвигов в технологии, организации и управлении производством. Однако, кроме этого, необходимо было решить еще два задания: накормить, одеть людей, поднять их культурный уровень; укрепить оборону страны путем производства новейших видов вооружений.

Поскольку достаточных финансовых и материальных ресурсов для одновременного решения этих заданий не было, командно-административная система решала эту проблему в традиционном для себя стиле: определила главное среди указанных заданий и соответствующую систему приоритетов. Главным заданием в начале 50-х годов стало решение продовольственной проблемы, которая требовала радикальных реформ всего процесса сельскохозяйственного производства. Начало реформирования было положено на сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС, который наметил мероприятия, направленные на подъем сельского хозяйства. На приоритетность решения этого задания указывает тот факт, что за 12 лет (1953 --1964) произошло 11 пленумов ЦК КПСС и 14 пленумов ЦК КПУ по вопросам развития сельского хозяйства. Следует отметить, что доминирование приоритетности над пропорциональностью и рациональностью в развитию народного хозяйства, как правило, приводило к серьезным деформациям и диспропорциям. Однако это в перспективе. В середине же 50-х годов сельское хозяйство именно благодаря приоритетности его развития впервые за долгие годы стало рентабельным. Это был период наибольшего подъема в истории колхозно-совхозного производства в СССР. Валовая продукция сельского хозяйства за 1954--1958 pp. сравнительно с предыдущей пятилеткой выросла на 35,3%. Весомую роль в этом сыграли в первую очередь повышения производительности труда и урожайности. Валовой сбор зерна в Украине вырос за 1954--1958 гг. почти на 20%, сахарной свеклы -- вдвое, производства мяса -- более чем в два раза, молока -- втрое.

Резкий подъем сельскохозяйственного производства был обусловлен совокупным действием ряда факторов:

усиление материальной заинтересованности колхозников в общественном производстве. В течение 1952--1958 гг. закупочные цены на зерно выросли почти в 7 раз, на картофель -- в 8, на продукты животноводства -- в 5,5 раза;

создание условий для развития личного хозяйства колхозников (снижение налогов, твердые суммы налогообложения соответственно размерам приусадебных участков и осуществления перехода (хоть и непоследовательного) от жесткого планирования к сочетанию централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью колхозов и совхозов;

укрепление материально-технической базы сельского хозяйства. Если в 1951 г. для обеспечения МТС УССР тракторами и другими машинами государство потратило 686 млн. руб., то в 1957 г. -- 1678 млн. руб., то есть в 2,4 раза больше. Было значительно увеличено ассигнование на потребности колхозов и совхозов -- в течение 1951--1960 гг. капиталовложение государства в сельское хозяйство республики выросло в 6 раз по сравнению с годами четвертой пятилетки;

повышение образовательного уровня руководителей сельскохозяйственного производства. Если в 1953 г. среди руководителей колхозов Украины высшее образование имели лишь 3%, среднюю специальную -- 19%, то в 1960 г. 65,5% руководителей колхозов имели высшее и среднее специальное образование.

Позитивную роль сыграли также и применение новых технологий, и поощрение использования зарубежного опыта, и получение колхозниками паспортов и др.

В 1958 г. Украиной прокатился золотой дождь государственных наград: республика и ее 15 областей была награждена орденом Ленина, многим колхозникам присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это был год триумфа и эйфории. Безусловно, сравнительно с предыдущим периодом успехи в развитии сельского хозяйства были. Однако они были бы еще весомее и более длительными, если бы официальная политика была последовательной. Возьмем для примера лишь один аспект -- эволюцию государственной политики относительно личных подсобных хозяйств. После смерти Сталина -- определенное послабление налогового пресса, отмена обязательных поставок государству и тому подобное. Но уже в 1955 г. в два раза уменьшены размеры приусадебного хозяйства; в 1956 г. установлен денежный налог из граждан, которые держали скот в городах, а летом в 1959 г. принят Указ Президиума Верховной Рады УССР о запрещении содержания скота в городах и рабочих поселках. В еще 1956 г. Хрущев предлагал, чтоб крестьяне продавали своих коров колхозам, а молоко получали на трудодне, считая, что личные подсобные хозяйства будут терять свое значение и вскоре исчезнут совсем. Поэтому за 1954--1964 гг. поголовье крупного рогатого скота в подсобных хозяйствах колхозников в Украине сократилось на 14%, поголовье свиней -- на 20%, а овец и коз -- на 53%.

Объективная необходимость кардинальных изменений в экономике и непрестанный рост в процессе реформ субъективного фактора (в первую очередь влияния самого Хрущева) обусловили появление волюнтаристских, нереалистичных сверхпрограм. В отрасли аграрной политики определились по меньшей мере три такие программы, свою дань каждой из них отдала и Украина.

Первой сверхпрограммой, которая была принята на февральско-мартовском (1954) Пленуме ЦК КПСС, стало освоение целинных земель. ее суть заключалась в освоении для последующей культивации почти 13 млн. га (позже эту цифру увеличили к 28--30 млн. га нетронутых земель Казахстана и Сибири). Весомую часть материальных и человеческих ресурсов для выполнения целинных проектов обеспечила Украина. Уже 22 февраля 1954 г. на целину была отправлена первая группа украинских механизаторов. Только 1954--1956 гг. по комсомольским путевкам из республики на постоянную работу в целинные районы выехало 80 тыс. чел. Состав трудовых коллективов совхозов, что образовались на целинных землях, почти полностью формировался из переселенцев из Украины. Лишь за 1961 г. колхозы и совхозы целинных районов Казахстана получили до 90 тыс. тракторов и других сельскохозяйственных машин, изготовленных на предприятиях Украины.

Страницы: 1, 2