скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Предмет и основные функции истории скачать рефераты

отечественной исторической науке преобладало мнение, что Киевская Русь была раннефеодальным государством. Ранним считался феодализм без развитого феодального землевладения. В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества. В начале ответа в назывном порядке с обязательной опорой на карту указываются важнейшие направления внешней политики Киевской Руси: южное - отношения с Византией, восточное - отношения с Хазарским каганатом и кочевниками (со Степью), западное - отношения со странами Западной Европы.

После этого следует приступить к последовательному раскрытию содержания каждого из направлений.

Отношения с Византией при первых киевских князьях

Во-первых, торговля по пути "из Варяг в Греки".

Во-вторых, славянские набеги на берега империи.

Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде. Наиболее известны походы при Олеге и Игоре.

Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор. По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. В 911 г. условия договора были дополнены обязательством сторон наказывать за преступления, совершенные против другой стороны, помогать друг другу при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов. Допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии. Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако греки предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю. Дружинники предпочли взять дань и не биться. В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда болгар. При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.

Отношения с европейскими странами

Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X-XI вв. , после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже внуки Владимира были женаты на польской, византийской и немецкой принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. В Х-XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев (ныне - Тарту).

Выводы:

Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.

Причины усиления независимости отдельных княжеств

Переход к пашенному земледелию сделал сельское население оседлым и усилил стремление дружинников к владению землей. Ослабление Византии из-за нападений норманнов и сельджуков сократило торговлю по пути "из Варяг в Греки" и уменьшило доходность сбора полюдья. Началось превращение дружинников в землевладельцев (на основе княжеского пожалования). Вследствие этого дружина стала менее "подвижной": дружинники теперь не были заинтересованы в переходе вместе со своим князем на более почетный княжеский престол. Напротив, они были заинтересованы в постоянном пребывании поблизости от своих вотчин. Это вынуждало князей заботиться не только о продвижении к Киеву, но и об укреплении собственного княжества, о его самостоятельности. Таким образом, главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения.

Усобицы на Руси после смерти Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый умер в 1054 г. , оставив пять сыновей. Старшими были Изяслав, Святослав и Всеволод. Князь разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу - Киев и Новгород, Святославу - Чернигов и Муромо-Рязанскую землю, Всеволоду - Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился "очередной" порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский - второй брат и т. д. от брата к брату, от дяди к племяннику. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства, становились "изгоями". До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно. В 1068 г. они потерпели поражение от половцев и вынуждены были укрыться в Киеве. Киевляне потребовали выдать им оружие, но получили отказ Изяслава и восстали. Изяслав бежал, а киевским князем был провозглашен дальний родственник Ярославичей - Всеслав, князь полоцкий. Изяславу с помощью тестя, польского короля, удалось вернуться в Киев, но вскоре он поссорился уже с родными братьями и был изгнан вторично. Великим князем стал в 1073 г. Святослав. После его смерти в 1076 г. на престол в третий раз вернулся Изяслав. В 1078 г. он погиб во время нападения на Киев племянника - Олега Святославича. (Племянники - сыновья младших Ярославичей и Святослава - были недовольны размерами своих уделов и пытались их расширить). В 1078-1093 гг. великим князем был последний из сыновей Ярослава Мудрого - Всеволод В 1093 г. сын Всеволода Владимир Мономах без борьбы уступил Киев двоюродному брату Святополку Изяславичу. Поскольку Изяслав был старшим братом, то и его сын имел преимущество перед сыновьями младших братьев. Усобицы продолжались. Для их прекращения в 1097 г. в Любече был созван княжеский съезд. Участвовали: Святополк, Олег, Владимир Мономах, Давыд Игоревич Волынский, Василько Теребовльский (Теребовль - город в Юго-Западной Руси, в Галиции). Главное решение съезда гласило: "Каждый да держит отчину свою". Значение съезда состояло в том, что он фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на "отчины" - родовые владения отдельных княжеских линий. Но Киев еще сохранял значение единой столицы и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей. После съезда усобицы не прекратились. Давыд и Святополк заманили в ловушку Василько Теребовльского и ослепили его. В 1113 г. умер Святополк. В Киеве произошло восстание, направленное против бояр Святополка и ростовщиков, которых он поддерживал. Стремясь успокоить восставших, киевская верхушка призвала на княжение (вне очереди старшинства) Владимира Мономаха. Став великим князем, Мономах принял законы, направленные на смягчение социального гнета, в частности значительно облегчил положение закупов.

Мономах был великим князем в 1113-1125 гг. В 1125-1132 гг. в Киеве правил его сын Мстислав Великий. В этот период распад Киевской Руси приостановился, поскольку авторитет киевских князей был весьма велик. Однако после смерти Мстислава распри начались уже между потомками Мономаха. Это привело к окончательной утрате единства Киевской Руси. Наступила эпоха раздробленности.

Значение раздробленности

Раздробленность - закономерный этап развития древнерусской государственности, вызванный поступательным развитием общества.

Раздробленность привела к ускоренному росту городов, поскольку каждый князь стремился укрепить и украсить свою столицу, что требовало развития ремесла, строительного дела, способствовало росту торговли и т. п. Раздробленность сделала более богатой и разнообразной древнерусскую культуру, вызвала к жизни новые центры летописания.

Вместе с тем раздробленность способствовала упадку военного могущества Древней Руси, особенно по мере дальнейшего дробления крупных княжеств. Наиболее болезненно это сказалось в XIII в. , в период монгольского нашествия.

Княжества:

Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории нашей страны, составив основу будущей российской государственности. Вместе с тем именно здесь уже в домонгольский период произошли значительные социально-политические изменения, унаследованные затем Московским государством.

Природные условия. Колонизация. Землевладение

Ростово-Суздальская (позднее - Владимиро-Суздальская) земля располагалась на Северо-Востоке Руси и отделялась от Приднепровья мощной полосой леса. Население Северо-Востока составляли кривичи и вятичи. Эта территория находилась вдали от традиционно важнейшего торгового пути "из Варяг в Греки". На большей части Северо-Востока преобладали подзолистые почвы, только в так называемом владимирском "ополье" - черноземовидные. Большая часть территории была покрыта лесом. Обилие лесов позволило долго сохранять подсечное земледелие. Поэтому частное землевладение появилось лишь на рубеже XI и XII вв. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Землевладельцы русского Северо-Востока были в гораздо большей степени связаны с княжеской властью, нежели со своими земельными владениями.

В XI в. на Северо-Восток в массовом порядке переселялись жители Южной Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли.

На что следует обратить внимание при ответе:

· Описание любой из русских земель эпохи раздробленности следует начинать с характеристики природных условий и географического положения, так как с ними связаны особенности не только хозяйства, но и землевладения и политического устройства.

· Особенность Галицко-Волынской земли - острое соперничество боярства с княжеской властью, основанное на раннем формировании пашенного земледелия и развитом боярском землевладении.

· Важно отметить, что в результате объединения Галиции и Волыни на юго-западной окраине Руси сложилось сравнительно мощное государство. Неустойчивость этого государства оказалась связана как с внутренними раздорами, так и с вмешательством соседних держав: Венгрии и Польши.

Дохристианские славянские верования

В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:

· Сварог - бог неба

· Дажьбог - бог Солнца

· Стрибог - бог ветра

· Перун - бог грома и молнии, покровитель дружины

· Велес - бог скота и покровитель пастухов

· Ярила - бог весны (или Солнца)

· Купала - бог лета

· Мокошь - богиня женского рукоделия

Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы Как у любых язычников, у славян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

Первая религиозная реформа

С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства. Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились: Перун Хорс (солнечный конь) Дажьбог Мокошь Стрибог Симаргл (значение неизвестно) Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами. Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

"Выбор веры".

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду. Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. (Летопись создана в XI - XII вв.) Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

История крещения Владимира (Корсунская легенда)

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи. Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

Распространение христианства на Руси

Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город. Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. Сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.

Значение принятия христианства

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17