скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

От позднего средневековья к Новому времени скачать рефераты

От позднего средневековья к Новому времени

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИЛНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МОНЧЕГОРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра СГД

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по отечественной истории

ТЕМА 3: От позднего средневековья к Новому времени

Выполнил:

студент Каленик Л. В.

курса 1

группы Мен 181 з

заочная форма обучения

специальность Мен. орг.

зачетная книжка № 790

Проверил:

ст преп Дементьева Юлия Михайловна

Мончегорск, 2008

Введение

Начиная свою работу о Москве и о причинах объединения русских земель вокруг нее. Я и не могла представить, сколько информации нужно будет перечитать по этой теме. История древней Руси окутана мраком. Летописцы оставили нам крайне мало сведений. Сколько историков, столько и мнений. Да, и в зависимости от того в какое время писался научный труд, такой был и вывод.

Так что не судите строго.

1. Феодальная раздробленность и распад Киевской Руси

«Период феодальной раздробленности начался с 30-х годов XII в. и продолжался до конца XV столетия.». Многие историки объясняют феодальную раздробленность России, как правило, многодетностью русских князей. Которые делили свои земли на отдельные княжества между сыновьями. «Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престола (в зависимости от старшинства в княжеском роду) порождал обстановку нестабильности и неуверенности, что мешало развитию Русского государства.»

«В итоге, в середине XII в. Киевская Русь раскололась на 14 самостоятельных княжеств (Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово - Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро - Волынское, Полоцкое, Турово - Пинское, Тмутараканское, Новгородская и Псковская земли). Затем дробление продолжилось, и в начале XIII в. их было уже около 50.»

При таком раскладе Киев стал первым среди равных княжеств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в развитии. Таким образом на месте единого Древнерусского государства, полтора десятка самостоятельных княжеств - государств. При таком раскладе Киев стал первым среди равных княжеств.

Однако, еще некоторое время князья соперничали за власть над Киевской землей, т.к. она давала титул великого князя. До 1299 года в Киеве находилась и резиденция митрополита, благодаря чему город оставался религиозным центром Руси.

Несмотря на то, что Русь существовала в рамках отдельных княжеств, мысль о единстве русских земель продолжала жить в сознании народа. Эта идея прозвучала в замечательном произведении того времени «Слово о полку Игореве». Произведение создавалось в те годы, когда процесс дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких княжеств враждовали между собой, оспаривая друг у друга владения, втягиваясь в братоубийственные воины. «Главная идея «Слово о полку Игореве» в том, что раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород - Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить».4

Распад единого Киевского государства на несколько самостоятельных удельных княжеств традиционно объясняется следующими причинами:

· натуральное хозяйство способствовало самостоятельности княжеских и боярских вотчин. Старались максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Они мало нуждались в устойчивых экономических связях друг с другом;

· росли и укреплялись города, помимо Киева претендовавшие на роль политических, экономических и культурных центров и ставившие перед собой задачу проведения самостоятельной торговой политики;

· обострение борьбы русских князей за киевский престол и усиление их власти на местах;

2. Создание Москвы

2.1 Первое упоминание о Москве

Известно, основал город князь Юрий Долгорукий - пятый сын Владимира Мономаха. « До этого стояло на Москве - реке село Кучково, принадлежавшее богатому человеку Степану Ивановичу Кучке, ведущему свой род от древнего племени вятичей. Приглянулась князю Юрию живописное место. Уж больно красиво вокруг: лес, речка, семь холмов. И задумал князь Юрий заложить здесь город. Стал он уговаривать Степана Кучку назвать свою цену, чтобы выкупить Кучково, большие деньги предлагал, другие земли взамен сулил - тот в ни какую не соглашался. В конце концов, вспыхнула меж ними крепкая ссора. Степан Иванович будто бы грубо бранил и оскорблял Долгорукого и требовал, чтобы тот убирался прочь. Юрий же не снес такой обиды, приказал казнить Кучку, присоединил его земли к своим владениям, а дочь убитого, Улиту, насильно выдал замуж за своего сына Андрея, сыграв свадьбу здесь же, в полюбившемся ему селении. Он распорядился укрепить его и обнести деревянной стеной.» А вскоре пригласил в Москву своего союзника - Новгород - Северского князя Святослава и устроил в честь гостя "обед силен" - званый пир. Было это 4 апреля 1147 года, и эта дата считается началом Москвы. Хотя С.Ф. Платонов в своих лекциях по русской истории не совсем согласен, что 1147 год можно считать основной точкой отсчета «возраста» Москвы. Он согласен с тем фактом, что у Юрия Долгорукого действительно была встреча с князем Святославом Олеговичем в Москве, но «при этом не говорится, что Москва была "городом", так что можно подумать, что в 1147 г. она была селом, вотчиной князя. Это представляется вероятным тем более, что есть известие о построении Москвы-города в 1156 г.»

Версий возникновения слова "Москва" существует множество. Одна из наиболее вероятных - с древнеславянского происхождения. Первоначально река называлась Московъ или Московь, что применительно к реке означает «болотистая», а применительно к городу - «низинное, топкое место».

3. Причины возвышения Москвы

В ХIII веке возрастает величие Москвы. Со временем возникновения и с географическим положением Москвы тесно связана и ее дальнейшая политическая судьба. Как городок новый и далекий от суздальских центров Ростова и Владимира, Москва позднее других суздальских городов могла стать стольным городом особого княжества и притом должна была достаться младшему князю. По ранним известиям о Москве трудно было бы угадать ее дальнейшую политическую судьбу. Расположенная в середине русских земель, она хорошо была укрыта от внешних врагов соседними княжествами. Внешние враги тех времен на Руси Золотая орда, монголо - татарское государство. Историческая справка: МОНГОЛО - ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси (1243-1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 году. Было тормозом экономического, политического и культурного развития, одной из главных причин отставания

Руси от западно - европейских стран.7 Русские княжества находились в составе Золотой Орды на особом положении: они имели автономию, но находились в вассальской зависимости от нее на положении данников. Признавая верховный сюзеренитет хана Золотой Орды, русские князья с 1243г. стали получать от него ярлык (санкцию) на великое княжение.

С.М. Соловьев дает блестящую характеристику усиления Московского княжества.

Отмечает выгодное положение Москвы - на дороге переселенцев с юга, на средине между Киевской землей с одной стороны и Владимирской и Суздальской с другой. По бассейну Москвы-реки переселенцы, идя с юга, оседали густыми массами и делали Московское княжество одним из самых населенных. Кроме переселенцев с юга, в Москву шли переселенцы из других областей Руси Северной - вследствие отсутствия в Московском княжестве междоусобиц и бедствий от татар. Население приносило князю доход, давало ему большие средства, а московские князья употребляли эти большие денежные средства на покупку городов и выкуп пленных из Орды, которых и селили в Московском княжестве. Срединное положение Москвы-реки между Новгородом и востоком (Рязанью) имело также весьма важное значение. Если всмотреться в географическую карту, то будет видно, что Москва-река сокращала водный путь между Новгородом и Окою; следовательно, Москва лежала на торговом пути Новгорода и Рязани.

Такое положение Москвы привлекало людей со всех концов русской земли. Быстро росло население и за счет освоения новых земель. В недавно еще глухих лесах, на водоразделах строились деревни и селения, множились боярские и княжеские вотчины.

Н.М. Карамзина дает такую характеристику:

· таланты московских князей

· содействие бояр и духовенства

· влияние татарского завоевания.

Татарское иго, которое, по его мнению, начало новый порядок вещей в исторической жизни русского народа, изменило отношения князей к населению и отношение князей друг к другу, поставило князей в зависимость от хана и этим имело влияние на ход возвышения Московского княжества. Карамзин находит, что «Москва обязана своим величием ханам».

3.1 Географическое положение

Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищали Новгород, Псков и Смоленское княжество. Поэтому русские люди, уходя от восточных и западных притеснителей, охотно селились в Москве и в подмосковных селах. Н.И. Костомаров пишет: «Бояре оставляли других князей, переходили к московскому князю и получали от него земли с обязанностью службы; за боярами следовали вольные люди, годные к оружию. Таким образом, соседние князья слабели и поневоле должны были угождать московскому князю и подчиняться ему».

3.2 Торгово - экономическое положение

Москва находилась на перекресте торговых путей. По Москве-реке на судах плыли новгородские купцы к Волге и далее, на Восток. Мимо Москвы проезжали купцы с Севера на Юг, в Крым. С Юга в Москву приезжали греческие и итальянские купцы. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва, становясь важным торговым центром, росла и богатела. В ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Московские ремесленники приобрели известность как искусные мастера литейного, кузнечного и ювелирного дела.

До середины XIII века Москва входила в состав Владимирского княжества, но в 1253 году она получила самостоятельность. Первые московские князья старались расширить свое маленькое княжество, явившись, по существу, собирателями русской земли.

Первый Московский князь, сын Александра Невского, Даниил отвоевал у рязанских князей Коломну, по завещанию бездетного родственника получил Переяславль. Его сын Юрий у смоленских князей отнял Можайск. В результате все земли по реке Москве от истока до устья вошли в состав Московского княжества. После смерти Юрия Московским князем стал его брат Иван Данилович. Это был очень расчетливый хозяин, умный и дальновидный политик. Он владел обширными землями, скупая их у мелких князей. За большое состояние его прозвали Калитой, что значило "сума, торба, мешок". Правда еще историки пишут, что возможно его так назвали из - за обычая носить с собою кошелек с деньгами для раздачи милостыни.

3.3 Престолонаследие московских князей

В XIV и в первой половине XV в., московское княжество умножило свои территориальные приобретения. Политическое и национальное значение для князей. Но это был лишь один из процессов, создавших силу Москвы, - процесс, которым обозначались внешние успехи московских князей, распространение их владений и их влияния за первоначальные пределы их вотчины. Но территориальный и национальный рост Московского княжества сопровождался еще политическим подъемом одного из его князей - того, который носил звание великого и был признаваем старшим в московской княжеской семье. В то время когда Московское княжество вбирало в себя разъединенные части Русской земли, этот фактически или фиктивно старший князь собирал в своих руках раздробленные элементы верховной власти, и, как первый процесс превратил Московское княжество в национальное Русское государство. Так результатом этого стало превращение московского великого князя, только старшего, по званию из удельных, в единственного, т.е. единодержавного, русского государя. В то время когда Москва поднималась, поглощая другие русские княжества, ее великий князь возвышался, подчиняя себе свою ближайшую братию, удельных московских князей. Это подчинение становилось возможным потому, что внешние успехи, достигнутые. Московским княжеством, наибольшей долей своей доставались великому князю, который со своим московским уделом соединял обладание и Владимирской великокняжеской областью. Следя за возвышением Москвы, мы видим на первом плане деятельность московского великого князя; но московский великий князь был не единственным, а только старшим из московских князей. В то время когда начиналась объединительная роль Москвы, в семье ее князей еще вполне действовали старые удельные отношения. Но по мере того как расширялись владения и внешнее значение Москвы, изменялись и внутренние отношения между московским великим князем и его младшими удельными родичами, и изменялись в пользу первого.

3.4 Соперничество Москвы и Тверского княжества

Богатая Тверь славилась своей торговлей, а Тверской князь по воле ордынского хана был поставлен старшим над другими русскими князьями.

Иван Данилович никак не хотел с этим мириться и ждал удобного случая, чтобы заслужить милость и доверие в Орде и получить вожделенный ярлык.

В 1327 году такой случай представился. В Твери вспыхнуло восстание. Гнев народа выплеснулся против ордынских сборщиков дани, которые всячески унижали и оскорбляли тверичей, вели себя нагло и вызывающе. Не стерпев бесчинств монголов, местные жители перебили их и были готовы точно так же поступить со всеми, кого ещё пришлёт к ним хан. Вся Тверь поднялась против захватчиков. Раздавались призывы идти войной на Орду и покончить с ней.

Вот тут-то московский князь Иван Данилович вместе с монгольским ханом привёл в Тверь своё войско и учинил жестокую расправу над восставшими. В благодарность за верность и преданность Орде тот пожаловал Ивану ярлык, который превращал его в Великого - главного на Руси - князя и правую руку самого хана. Так по счастливому стечению обстоятельств Москва стала политическим центром русских земель.

3.5 Умелая политика

Также Иван Данилович убедил хана не посылать на Русь за данью монгольских сборщиков, а поручить это дело самим русским. Иван Калита хорошо подготовился к разговору и привёл много доказательств в подтверждение того, что люди хана обманывают и обирают его: с русских они взимают дань сверх всякой меры, но правителю Орды достаётся из того лишь малость, а то и вовсе ничего - всё попадает в жадные и ловкие руки. Стало быть, русскому народу от этого разорение, а хану - прямой убыток.

Тогда сбор и доставку дани хан поручил Ивану Даниловичу. Русской дани с тех пор и в самом деле стало поступать в Орду гораздо больше прежнего. И, хотя московский князь, часть собранного тоже утаивал, всё-таки дань, которую приходилось отдавать теперь, не шла ни в какое сравнение с грабительскими поборами ордынцев. Чем больше денег оседало в казне, тем богаче становилось Московское княжество. Иван Даниилович был желанным гостем в Орде. И, конечно, к хану в Сарай он приезжал не с пустыми руками. Щедро одаривал и влиятельных приближённых монгольского владыки.

В интересах возвышения Москвы Иван Калита использовал и церковь. Он подружился с главой русского духовенства митрополитом Петром, жившим во Владимире. Карамзин в 9 главе «История государства Российского» пишет: «Святой Петр, имев несколько раз случай быть в сем городе, полюбил его красивое местоположение и доброго Князя, оставил знаменитую столицу Андрея Боголюбского, правимую тогда уже одними Наместниками Княжескими, и переселился к Иоанну. "Если ты, - говорил он Князю в духе пророчества, как пишет Митрополит Киприан в житии Св. Петра, - если ты успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных Князей, и род твой возвеличится; кости мои останутся в сем граде; святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плеща врагов наших". Иоанн исполнил желание старца и в 1326 году, 4 августа, заложил в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Богоматери, при великом стечении народа. В.О. Ключевский в своей работе «Курс русской истории» пишет, что после того как митрополит умер в 1326 г., в Москве. «Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире, поселился на новом митрополичьем подворье в Москве, у чудотворцева гроба в новопостроенном Успенском соборе. Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей политической.»11

Страницы: 1, 2