скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Отечественная история скачать рефераты

p align="left">Препятствовала экономическим преобразованиям сложная политическая ситуация в СНГ, противостояние бывшей номенклатуры. Россия получила от Союза огромный внешний долг - почти 70 млрд долларов. Экономика была в развале. Финансы запущены. На 1991-1992 гг. пришелся пик внешних платежей. В результате инфляция за 1992 г. составила 3000%. На 20% сократился национальный доход и промышленное производство.

Сложная экономическая ситуация и борьба политических сил определили в конечном счете падение кабинета Гайдара. На VII съезде народных депутатов (декабрь 1992 г.) деятельность правительства Гайдара была оценена как неудовлетворительная. Правительство возглавил В.С. Черномырдин.

С его приходом началась корректировка правительственного курса в сторону умеренного реформирования, активной стабилизации экономики. Проводилась умеренно жесткая финансовая политика, экономическими методами подавлялась гиперинфляция (с 40 % в 1993 г. до 1 % в 1997 г.), осуществлялась выборочная поддержка перспективных отраслей народного хозяйства, привлекались иностранные инвестиции. Но экономика продолжала падать. В 1995 уровень внутреннего валового продукта снизился по сравнению с 1990 на 40%. Особенно ощутимым было сокращение производства в машиностроении и легкой промышленности, что было обусловлено низкой конкурентоспособностью производимой ими продукции.

В июне-июле 1996 г. состоялись первые выборы Президента суверенной России. Они проходили на альтернативной основе и прошли в два тура. Победу одержал Б.Н.Ельцин. Он был избран Президентом России на второй срок. Накопление экономических и политических проблем привело к 1998 г. к смене Правительства. Но 17 августа Правительство объявило о валютно-финансовом кризисе, в результате которого произошел резкий обвал рубля, что значительно отбросило экономику России назад. В 1998 г. сменилось 3 правительства, в 1999 г. - столько же.

В целом осуществление реформ в 1992-1999 гг. привело к противоречивым результатам. Были разрушены и устранены командные хозяйственные структуры, сняты с экономики административные путы, осуществлен переход к рыночному ценообразованию. Укрепилась самостоятельность товаропроизводителей и свобода личной инициативы. Было положено начало формированию многосекторной экономики с рыночной ориентировкой, основ рыночной инфраструктуры. Осуществлена приватизация. Большинство крупных российских предприятий преобразованы в акционерные общества. Сформировался частный сектор. Продвинулось осуществление аграрной реформы. Осуществлено наделение землей, реорганизация колхозов и совхозов, возникли фермерские хозяйства. 4 июля 2001 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» (Земельный кодекс). Закон определил правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). В целом экономика вошла в рыночный режим работы. Был остановлен промышленный спад.

Таким образом, в 90-е годы XX в. Россия вступила в новый этап социально-экономического развития. Страна пережила крах основных политических и экономических институтов, радикальное изменение общественного строя. В целом реформы 90-х гг. оказали противоречивое, контрастное влияние на российскую жизнь. Создание в стране новых структур и институтов (экономического выбора, банковской системы, права частной собственности, свободы слова, парламентаризма) не сопровождалось ростом экономического и технического могущества. Напротив, 90-е гг. дали пример беспрецедентного падения производства и жизненного уровня населения. Значительной оказалась социальная цена реформ. В 1999 г. в России насчитывалось свыше 9 млн. безработных или 12-13% экономически активного населения. В начале 2000 г. 59,9 млн чел. (41,2 % населения) имели доходы ниже прожиточного минимума. Стала очевидной необходимость серьезных корректив экономической стратегии с упором на внутренние факторы развития, увеличение темпов экономического роста, решение назревших социальных проблем.

Начало XXI века сопровождалось значительными политическими и социально-экономическими переменами. В декабре 1999 г. ушел в отставку Президент России Б.Н.Ельцин, подписав указ о выборах Президента. И.о. Президента был назначен Председатель Правительства В.В. Путин, одержавший победу на выборах Президента РФ 26 марта 2000 г.

Основными экономическими проблемами являлись преодоление инфляции, рост инвестиций, структурная перестройка экономики на основе развития высокотехнологичных, инновационных производств, модернизация российского производства, увеличение конкурентоспособности российской экономики и ее рост. Необходимо было решать важнейшие социальные проблемы роста уровня и качества жизни людей.

Экономическая ситуация в 2004-2005 гг. характеризовалась восстановительным экономическим ростом, ростом фондового индекса России, снижением уровня инфляции. Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках на нефть, цветные и черные металлы в сочетании с модернизационными процессами в российской экономике привели к росту свободных инвестиционных ресурсов. Золотовалютные резервы Центрального банка составили 185 миллиардов (в 2000 году - 12 миллиардов), был сформирован Стабилизационный фонд Правительства.

Заработали механизмы улучшения положения малого и среднего предпринимательства. Вырос реальный уровень доходов населения, что привело к быстрому повышению внутреннего спроса и подняло привлекательность рынка. Вместе с тем из-за недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции большая доля прироста внутреннего спроса в этот период удовлетворялась за счет импорта. Бюджетная политика при избытке доходов была ориентирована на накопление резервов. Избыточные доходы были направлены в Стабилизационный фонд.

Важнейшей задачей является переход России от сырьевой модели экономики к инновационной. В Послании Федеральному Собранию РФ 2006 г. Президент России В.В.Путин подвел черту под переходным периодом страны и наметил новую стратегию для России - возрождения России как великой державы на основе стратегии развития.

В современном мире Россия находится на 15 месте по величине экономики, на 7 месте - по численности населения. Национальные богатства России оцениваются более чем в 30 млрд долларов. Удастся ли России использовать свой мощный потенциал и оказаться в центре мирового технологического, экономического, информационного процессов, зависит от хода и продуманности реформ.

В 2003-2007 гг. экономика России стабильно росла - до 7% в год. В 5,5 раз возросли расходы бюджета. Рост инвестиций достиг 700 млрд. руб. в 2007 г. В бюджете 2006 г. впервые выделен Инвестиционный фонд - 69,7 млрд. руб., в 2007 г. фонд вырос до 110,6 млрд. руб. Инфляция уменьшилась с 20% в 2001 г. до 9% в 2006 г.

По итогам 2007 года, согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «восьмёрки», как Италия и Франция, по объёму ВВП, рассчитанному по паритетной покупательной способности, и вошла в семёрку крупнейших экономик мира.

Начались крупномасштабные проекты в энергетике, транспортной инфраструктуре, машиностроении, жилищном строительстве.

По наиболее важным для государства направлениям созданы обладающие большими финансовыми и организационными возможностями государственные корпорации. Наметились изменения к лучшему и в сельском хозяйстве.

Государственный внешний долг сократился до 3 процентов ВВП, что считается одним из самых низких и лучших показателей в мире.

Созданы значительные финансовые резервы, защищающие страну от внешних кризисов и гарантирующие исполнение социальных обязательств в будущем.

Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза. Минимальный размер оплаты труда увеличился с 600 руб. в 2003 г. до 2300 руб. в 2007 г. (с 1 сентября). Приняты меры по стабилизации демографической ситуации, социальной поддержке материнства и детства, многодетных семей, запущены программы родового сертификата и материнского капитала. В 2007 году была отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. Родилось так много детей, сколько не рождалось за последние 15 лет в стране.

Идут позитивные изменения в образовании, науке, здравоохранении. Государство обратилось к проблемам национальной культуры.

Реализуемые с 2006 г. по инициативе Президента РФ В.В. Путина приоритетные национальные проекты «Здравоохранение», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное жилье - гражданам России» положили начало новому отношению государства к социальной сфере - системному подходу к развитию отраслей и сфер, определяющих качество жизни людей. На реализацию приоритетных национальных проектов выделено в 2006 г. - 150,9 млрд. руб., в 2007 г. - 250 млрд. руб.

Появились новые возможности для развития и профессионального, и массового спорта в стране. Выбор Сочи столицей зимних Олимпийских игр 2014 года стал подтверждением не только наших спортивных и экономических успехов, но и роста международного авторитета России.

8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета РФ Президент России Владимир Владимирович Путин обнародовал Программу социально-экономического развития страны до 2020 года. «Стратегия - 2020» - это программа успешного развития России и ее регионов. Ее осуществление позволит вывести Россию в число мировых экономических лидеров, добиться нового качества жизни людей.

В результате реализации политики инновационного развития промышленное производство России выросло на 6,9% за 5 месяцев 2008 года, превзойдя показатели 2007 г. в 6,6%. При этом лидировала обрабатывающая промышленность. Рост реального ВВП России достиг показателя 8,4% за 5 месяцев 2008 года.

Основными задачами экономической политики были определены обеспечение устойчивых темпов роста экономики на основе преодоления ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития, развитие перерабатывающих отраслей, поддержка малого и среднего предпринимательства, возрождение эффективного аграрного производства, борьба с инфляцией. В социальной сфере основные задачи - обеспечение нового качества жизни людей, развитие человеческого потенциала, реализация эффективной социальной и демографической политики.

Вместе с тем во второй половине 2008 года одним из основных внешних вызовов для России стало влияние мирового финансово-экономического кризиса. Если в 2008 году промышленное производство, несмотря на влияние кризиса, выросло на 5,4%, то за первые 7 месяцев 2009 г. - упало на 14,2%. Реальные зарплаты уменьшились на 5,8%.

19 марта был обнародован проект Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009-й год. После его широкого экспертного и общественного обсуждения 19 июня 2009 г. проект был принят. В его основе заложены принципы продолжения стратегии развития, поддержки реального сектора экономики, полного сохранения социальных гарантий и социальных программ.

В целом пакет антикризисных мер России больше, чем других экономик мира. Его объем составит в 2009 году 12 процентов ВВП. Из развитых экономик больше всего в антикризисные мероприятия вкладывает Япония - примерно 2 процента ВВП.

В результате принятых мер экономика России выдержала удар мирового кризиса. Правительство РФ сумело избежать шоковой терапии при реализации антикризисных мер. Была сохранена финансовая система. Значительные средства были направлены в реальный сектор экономики. В полном объеме выполняются все социальные обязательства государства.

Во второй половине 2009 года снизились темпы падения объемов промышленного производства и рост безработицы. Так, объем ВВП РФ во втором квартале 2009 года снизился на 10,9 процента по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. При этом ВВП вырос на 7,5 процента по сравнению с показателями первого квартала текущего года. В июле 2009 года промышленное производство в России продемонстрировало восстановление - выросло по сравнению с июнем на 4,7%.

3

Отвечая на вызовы современного демократического мира, Россия, вступив в начале 90-х гг. на путь коренных преобразований, оказалась перед необходимостью осуществления глубокой демократизации страны. При этом демократизация рассматривается не только в качестве самостоятельной цели, но и как важнейшее средство политического обеспечения курса на радикальные реформы в стране. Противоречиво проходило в этот период политическое развитие.

Сложная экономическая ситуация в стране, социальная напряженность, противостояние законодательных и исполнительных властей привели к политическому кризису, который выразился в событиях 23 сентября 1993 г. В связи с «шоковой терапией» в обществе возникла социальная напряженность. Против экономического и политического курса правительства выступали почти все оппозиционные силы страны. Начался конфликт двух ветвей власти - законодательной (Верховного совета) и исполнительной (Президента). В марте 1993 г. на Съезде народных депутатов был поставлен вопрос об отставке президента. 21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдума о новой Конституции России.

Против президентского указа выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда, признавших действия президента неконституционными. Вице-президент А.В.Руцкой заявил об исполнении обязанностей президента и начал формировать параллельное правительство.

Здание Верховного Совета России стало центром сопротивления президенту Ельцину. 2 октября в Москве прошли организованные оппозицией крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. 3 октября Руцкой и председатель Верховного Совета России Р.И.Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома к штурму мэрии и телецентра. Попытка штурма «Останкино» привела к кровопролитию, но была безуспешной. Президент объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября в результате штурма Белого дома здание было занято войсками.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы во вновь созданные органы власти - в Федеральное собрание и Государственную Думу. Выборы впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Большинством голосов избирателей была принята новая Конституция Российской Федерации, определившая основные черты новой политической системы. Российская Федерация является демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Основной Закон российского государства в качестве высшей ценности определяет человека, его права и свободы. Государственную власть в стране осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент). Конституция упрочила позиции президента, который становился одновременно и главой правительства и наделялся существенными законодательными полномочиями.

31 декабря 1999 г. Ельцин ушел в отставку, передав руководство В.В.Путину, который был избран Президентом России в марте 2000 г. 14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президента России. За победившего кандидата В.В.Путина отдали свои голоса более 49,6 млн российских граждан, или 71, 31% проголосовавших избирателей.

В марте 2008 г. состоялись очередные выборы Президента РФ. Победу одержал Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатуру которого поддержал действующий Президент России Владимир Владимирович Путин. За Д.А. Медведева проголосовало более 70 % российских избирателей. Впервые в новейшей истории страны прошла нормальная, спокойная передача власти в полном соответствии с Конституцией. При этом общество не сотрясали конфликты и непримиримые противоречия. В то же время была обеспечена преемственность политического курса. При этом впервые политическая партия, победившая на выборах в Государственную Думу (2 декабря победу на выборах в Государственную Думу ФС РФ пятого созыва одержала Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), выдвинула кандидата на должность Главы государства - Д.А.Медведева. И Д.А. Медведев одержал уверенную победу. Впервые Главой правительства стал предшествующий Президент и Председатель Партии - В.В. Путин.

В начале нового века активно формировалась российская многопартийность. В 1999 г., по данным Министерства юстиции, в России насчитывалось свыше 75 тыс. разного рода партий и движений. Число партий только федерального уровня в 1993-1998 гг. увеличилось с 36 до 95, а вместе с региональными оно приблизилось к тремстам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14