скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Отечественная история скачать рефераты

p align="left">3

В 70-е гг. в экономическом и социальном развитии Ростовской области происходили те же процессы, что и в стране в целом. Продолжалось развитие промышленного производства, однако в целом разработка и внедрение новой техники в народное хозяйство осуществлялось медленно. В 70-е гг. осуществлялось строительство Николаевского гидротехнического комплекса, Донского экскаваторного завода, филиала «Ростсельмаша» в Белой Калитве, Шахтинского хлопчатобумажного комбината. Шли работы по реконструкции «Ростсельмаша» и Таганрогского комбайнового завода. Была произведена конструкторская разработка и начат выпуск комбайнов «Нива» и «Колос». В 1975 г. на полях страны каждый шестой комбайн был выпущен в Ростове и Таганроге. В 1975-1980 гг. этими заводами было выпущено 400 тыс. комбайнов - три четверти всех комбайнов страны. Машиностроители Новочеркасска создали мощный электровоз. В 70-е гг. на Донской земле развернулась гигантская стройка завода «Атоммаш», который должен был производить тепловые реакторы для атомных электростанций. «Атоммаш» возводила вся страна.

По валовому объему промышленности Ростовской области к началу 80-х гг. принадлежало одно из ведущих мест в стране. Здесь выпускалось 80 % зерноуборочных комбайнов, 70 % магистральных электровозов, почти половина котлов высокого давления, около 1/3 энергетического оборудования, производимых в стране. Донская земля была крупнейшим поставщиком сельхозпродуктов и сырья для промышленности.

К середине 80-х гг. Ростовская область выделялась более высоким уровнем экономического развития среди других краев, областей и республик Северного Кавказа. В валовом продукте общественного производства удельный вес Ростовской области в 1985 г. составлял 32 %, Краснодарского края - 30 %, Ставропольского края - 18 %. На долю области приходилось почти 100 % угля, добываемого в регионе, более 94 % выплавляемой стали, 48 % продукции машиностроения и металлообработки, 26 % строительных материалов, 26 % валовой продукции сельского хозяйства. На Дону действовали крупные объекты общесоюзного значения: Волгодонский гидротехнический комплекс с Цимлянской ГЭС и судоходным каналом, Николаевский и Константиновский гидроузлы, Новочеркасская ГРЭС. Развивалось многоотраслевое сельское хозяйство. В 1987 г. область произвела более 6 млн т зерна.

Отмечая достижения Ростовской области в 80-е гг., нельзя не видеть недостатков, трудностей и нерешенных проблем. Многие промышленные предприятия Дона не обеспечили заданных темпов роста производства и производительности труда, оказались неподготовленными к работе в новых условиях хозяйствования.

ТЕМА 10. МИР И СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 90-е гг. XX в. И НАЧАЛЕ XXI в.

1. Новая Россия в системе международных связей на рубеже XIX-XX вв.

2. Экономическая модернизация.

3. Политические реформы. Партии и общественные движения в России на современном этапе.

4. Социально-экономическое развитие Дона

1

12 декабря 1991 г. на первом Съезде народных депутатов республики была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации.

После выхода России на самостоятельную внешнеполитическую арену и окончания холодной войны ее сотрудничество с другими государствами приобрело разноплановый характер, охватив широкий спектр проблем. Содержанием внешней политики стало установление партнерских отношений. Первое направление внешней политики было связано с отношениями с бывшими республиками СССР - т.н. «ближним зарубежьем», второе - с отношениями с т.н. «дальним зарубежьем».

Образованное после распада СССР Содружество Независимых Государств стало межгосударственным объединением ряда бывших союзных республик. Органы СНГ - Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея и др. - не обладают наднациональными полномочиями. Отношения между государствами - членами СНГ - развивались по-разному. В то же время между некоторыми его участниками наблюдалось и наблюдается стремление к установлению более тесного взаимодействия. Это привело к созданию Сообщества (1996), а затем и Союза Беларуси и России, Устав которого был подписан президентами двух стран 23 мая 1997 г.

Российские военные на положении «миротворческих сил» действовали в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане. Сложными оказались отношения с Украиной из-за конфликта по поводу Черноморского флота и Крыма. Правительства государств Прибалтики и СНГ взяли курс на вытеснение русских. Россия в этот период укрепляла связи со странами СНГ.

Чеченские боевики совершили ряд террористических актов против мирного населения других регионов России. В августе 1996 г. между руководством РФ и сепаратистов была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из Чечни, о проведении президентских выборов в республике, которые были проведены в начале 1997 г. В августе 1999 года нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Кавказе. Федеральные войска были вновь введены на территорию Чечни.

В 90-е годы возник серьезный узел противоречий в Чечне. Летом 1991 г. часть Чечено-Ингушетии заявила о выходе из состава РСФСР и СССР и объявила себя независимым государством под названием Чеченской республики. В декабре 1991 г. Дудаев в одностороннем порядке прервал контакты с федеральными органами власти и заявил о выходе из состава России. Россия, защищая конституционные нормы, была вынуждена в декабре 2004 г. ввести в республику федеральные войска и осуществлять в 1994-1996 гг. контртеррористическую операцию в Северо-Кавказском регионе, восстанавливая правопорядок в Чеченской республике. Чеченские сепаратисты предприняли ряд террористических актов в Буденновске, Кизляре и Первомайском. В августе 1996 г. в Хасавюрте было подписано соглашение о прекращении боевых действий в Чечне и о выводе федеральных войск с территории Чеченской республики.

В «дальнем зарубежье» Россия продолжала выполнять обязательства СССР по выводу войск из Европы, который завершился в августе 1994 г.

В январе 1992 г. установлены дипломатические отношения России и США. Затем эти страны обменялись инициативами в области ядерного разоружения. 1 февраля 1992 г. США и Россия подписали декларацию о прекращении «холодной войны». В декларации определялась новая форма отношений между двумя сторонами - отношений партнерства, основанных на взаимном доверии, уважении и общей приверженности к экономической свободе. Прекратила существование двухполюсная система мировой политики. Основой внешней политики России стала линия уступок и открытости, получив в ответ международную поддержку.

В декабре 1991 г. Россия была принята постоянным представителем в Совет безопасности ООН и заняла вполне определенное положение в мире как одна из пяти великих держав. Новая концепция места России в международной политической жизни подразумевает, что страна полностью интегрируется в мировое сообщество как равная среди равных. Россия заявила, что берет на себя финансовые обязательства СССР, наследует ядерную мощь и принимает договоренности, заключенные Советским Союзом в области разоружения. Во внешней политике Россия провозгласила концепцию многополюсного мира.

В январе 1993 г. в Москве Россия и США подписали договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон должен сократиться на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1. Вместе с тем Государственная Дума в октябре 1996 г. не ратифицировала его, считая что договор ведет к нарушению ядерного паритета России и США. В июне 1994 г. Россия, оговорив ряд особых условий, присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». К 31 августа 1994 г. завершился вывод российских войск из Германии и Прибалтики. Вместе с тем руководство НАТО в 1994-1997 гг. активизировало курс на расширение своей организации за счет стран бывших членов ОВД (Польша, Чехия, Венгрия) и республик бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония, Украина). Возникшую напряженность в некоторой степени смягчил основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в мае 1997 г. Согласно акту американское ядерное оружие не будет размещено на территории стран бывших членов распущенной в 1991 г. Организации Варшавского Договора, а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем.

С 1996 г. наблюдается рост инициативности и самостоятельности России во внешней политике. В феврале 1996 г. Россия присоединилась к Уставу Совета Европы и официально стала 39-м государством - участником СЕ. Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия. К договору присоединились 158 государств (кроме Индии).

В июне 1997 г. Россия вступила в «семерку» развитых стран мира, которая превратилась в «восьмерку». Улучшились отношения со многими странами мира, в том числе с Японией, Южной Кореей, Китаем. В марте 1999 г. Россия поддержала Югославию, против которой выступили страны НАТО.

Изменилась политика России и в отношении стран третьего мира. Отныне Россия находится на стороне тех правительств и государств, которые разделяли ценности политического плюрализма, свободы печати, свободы выбора, демократии, равноправного межгосударственного сотрудничества.

Во второй половине 90-х гг., несмотря на некоторую стабильность и рост внешней торговли, внешнеэкономическое положение России оставалось сложным. Подталкиваемые своими интересами, США продолжали создавать такую структуру международного сотрудничества, которая бы закрепила их лидирующую роль. В мировой политике противоборствовали два подхода к построению миропорядка: либо многополюсная система, основанная на прочном фундаменте международного права, либо однополярная модель с неограниченным доминированием одной сверхдержавы или группы наиболее развитых в экономическом и военном отношении государств. Сторонники этой тенденции возрождают в международных отношениях культ права силы, отодвигая в сторону силу права.

Начало XXI века характеризовалось определенными изменениями в международных отношениях. Начался принципиально новый этап их развития. На первый план вышли новые узлы противоречий и новая расстановка сил на международной арене. Это проблемы международного терроризма в качестве главной угрозы международной стабильности и формирование многонациональной коалиции, с участием не только США, но и России, Китая, Индии и многих других стран для борьбы с этой угрозой.

Подъем экономики, политическая стабильность и укрепление государства благотворно сказались на международных позициях России. Россия вернулась на мировую арену как сильное государство - государство, с которым считаются и которое может постоять за себя.

Приоритетами России в начале нового века стали активная многовекторная политика, направленная на обеспечение российских национальных интересов, интеграцию в Европу и мировую экономику. Внешняя политика приобрела динамичный и прагматический характер. Центральным приоритетом для России оставалось развитие многопланового сотрудничества с партнерами по СНГ. В отношении Чечни Россия осуществляет линию восстановления на ее территории нормального политико-правового пространства. Углублялась интеграция на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе - в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. Россия заинтересована в дальнейшей интеграции российской экономики в мировое хозяйство, включая присоединение на выгодных условиях к ВТО.

Россия намерена развивать политический и экономический диалог с США и такими крупнейшими партнерами, как Китай, Индия, Япония, а также с другими странами. Происходит позитивная трансформация российско-американских отношений. Несмотря на ошибочное, по мнению российских дипломатов, решение США в декабре 2001 г. о выходе из Договора по ПРО, Россия считает важным не допустить возникновения правового вакуума в сфере стратегической стабильности. В этом контексте особое значение имеет взаимопонимание о разработке юридически оформленных договоренностей о дальнейших радикальных, необратимых и проверяемых сокращениях стратегических наступательных вооружений. Предпринимаются усилия в интересах создания единого европейского пространства безопасности. Ключевой элемент в этом плане - выстраивание долгосрочных партнерских отношений между Россией и Европейским союзом, придание нового качества отношениям между Россией и НАТО, положительные сдвиги происходят в деятельности ОБСЕ.

На азиатском направлении осуществлены крупные шаги в отношениях с Китаем, подписан базовый российско-китайский договор. Создана новая международная организация - Шанхайская организация сотрудничества. Активно развивались партнерские связи с Индией, диалог с Японией, другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Более динамичными стали отношения России с государствами Латинской Америки и Африки.

Россия участвует в глобальных процессах и в борьбе с такими угрозами мировому порядку, как терроризм, распространение оружия массового поражения и наркотиков, в разрешении региональных конфликтов на основе солидарных усилий мирового сообщества, опоры на инструменты ООН и международное право. Полностью подтвердилась оправданность последовательной линии России на укрепление центральной координирующей роли ООН и других многосторонних механизмов решения глобальных проблем, на объединение усилий мирового сообщества в противодействии международному терроризму, другим новым угрозам и вызовам. Несомненным вкладом в укрепление международного авторитета нашей страны было участие России в урегулировании наиболее сложных конфликтных ситуаций на планете, в том числе на Балканах, на Ближнем Востоке.

12 июля 2008 г. Президентом России Д.А. Медведевым введена в действие новая Концепция внешней политики России. В Концепции выделена ее отличительная особенность - сбалансированность и многовекторность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира и постоянного члена Совета Безопасности ООН. Интересы страны в современных условиях диктуют настоятельную необходимость активного продвижения позитивной повестки дня по всему спектру международных проблем.

Приоритетным направлением внешней политики обозначено развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

Главной целью на европейском направлении объявлено создание по-настоящему открытой демократической системы коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона.

В отношении США говорится, что российско-американские отношения необходимо перевести в состояние стратегического партнерства, перешагнуть барьеры стратегических принципов прошлого и сосредоточиться на реальных угрозах. Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии выделено развитие дружественных отношений с Китаем и Индией, отношений добрососедства и созидательного партнерства с Японией, ведущими региональными государствами Азии.

Россия последовательно защищает интересы своих соотечественников в других странах. В августе 2008 г. ею были приняты ответственные решения о начале и завершении операции по принуждению к миру агрессоров в Южной Осетии.

2

1991 г. оказался переломным в истории России. В октябре 1991 г. правительство Ельцина объявило о программе радикальных экономических реформ, в основе которой лежал переход к рынку. Российское правительство представило первую программу радикально-рыночных реформ на основе либерализации цен, приватизации и развития предпринимательства, в которой обещало экономическую стабилизацию через год. В основе этой программы лежала концепция «шоковой терапии», смысл которой состоял в осуществлении быстрого и радикального перехода от экономики огосударствленного, директивного типа к конкурентной (рыночной), так как, по мнению правительства, в условиях углубления экономического кризиса путь постепенных реформ оказался закрытым.

С 1992 г. этот курс стал осуществляться правительством Е.Т. Гайдара в сложных условиях, болезненно, непоследовательно и противоречиво. 2 января 1992 г. было объявлено о либерализации (освобождении) цен на промышленные и продовольственные товары, что в условиях монопольного характера экономики и товарного голода привело к их многократному росту, а также к обесцениванию денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Практически одновременно началась форсированная приватизация государственной собственности, во многих случаях не подкреплённая необходимыми правовыми актами. Приватизация не только не способствовала оживлению промышленного производства, но, напротив, привела к свертыванию целых отраслей промышленности, породила такие явления, как коррупция, отток отечественных капиталов за рубеж и другие злоупотребления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14