скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Основные этапы истории России скачать рефераты

ранг государственной политики при Петре I была возведена проблема просвещения, что диктовалось необходимостью практического решения хозяйственных и военных проблем. Созданные Петром учебные заведения разделялись на: высшие (Славяно-греко-латинская академия для духовенства, Морская академия), специальные (артиллерийская и инженерная школы, медицинское училище, горные школы при металлургических заводах) и начальные (цифирные и гарнизонные школы, епархиальные училища). Кроме государственных в стране появляются частные учебные заведения. Отличительной чертой петровских школ была всесословность, кроме крепостных. После Петра система образования приобретает сословный характер. Во главе системы образования стояла созданная в 1725 году Академия наук, при которой был открыт университет и гимназия. Улучшению образования способствовало издание новых учебников. В 1710 году произведена замена шрифта на более простой, названный гражданским. При Академии наук с 1703 года издается газета, организована публичная библиотека и Кунсткамера (музей диковин). Указом Петра было велено сдавать в Кунсткамеру все диковины и древности, найденные в России. Так было положено начало археологическим изысканиям. Преподаватели били в основной массе иностранцы. Заметный след оставили математик Эйлер, физик Бернулли.

Присоединяемые земли описывались географическими экспедициями, составлялись их карты. По заданию Петра А.К. Нартовым была написана история Северной войны, Татищев написал первый опыт русской истории, в которой активно использовал древнерусские летописи.

Центральное место в общественно-политической мысли первой четверти XVIII века заняла проблема абсолютизма. Глава церкви Феофан Прокопович отстаивал идею неограниченной царской власти. И. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» выступает за ограничение крепостного права и создание всесословного выборного органа с совещательными функциями. А. Татищев выступил за полное и скорейшее отмену крепостного права.

Большие изменения произошли в быту людей. С 1700 года новый год начали отмечать с 1 января. Знать собиралась на ассамблеи (балы), введен налог на ношение бороды, запрещено ношение традиционной русской одежды. При царском дворе появляется театр. В 1756 году ярославский купец Ф. Волков открывает первый публичный театр.

При Анне Иоанновне расширяется сеть учебных заведений: открыт Шляхетский кадетский корпус, 17 семинарий. Детям дворян разрешено получать домашнее образование.

При Елизавете в Академии наук появляется Михаил Васильевич Ломоносов. По его настойчивой просьбе в 1755 году открывают Московский Университет, а 1757 году открывают Академию художеств.

В петровское время в архитектуре формируется стиль русского барокко, идет активное каменное строительство в Москве. В 1703 году основан Санкт-Петербург. Архитектурный план Петербурга основан на образцах регулярной застройки в городах Европы. Середина XVIII века становится периодом расцвета архитектуры барокко: Растрелли возводит здание Зимнего дворца, Ухтомский колокольню Троице-Сергиевой лавры. В живописи происходит отказ от иконописной манеры, расцветает портретный жанр. Ломоносов возрождает забытую с XII века технику мозаики.

Во второй половине XVIII века русская культура отказалась от подражания западной Европе и показала себя вполне сформировавшимся и законченным явлением. В это время культура стремиться отразить мощь и великолепие России как мировой державы.

Для дворян открываются учебные заведения закрытого типа (Смольный институт). Целью таких учебных заведений была изоляция детей от общества и воспитания в них высокой нравственности. В городах и уездах создаются училища для народа. Академия наук под руководством президента Екатерины Дашковой изучает природные запасы страны. При Академии работают механики-самоучки И. Ползунов (построил первую паровую машину) и И. Кулибин (изобрел оптический телеграф и прожектор). Крупные исторические сочинения создают М. Щербатов, И. Болтин, М. Ломоносов. Типография Новикова издает древнерусское летописи.

В литературе прославились В. Тредиаковский, Г. Державин, Д. Фонфизин, Н. Карамзин. Создается Театральная дирекция, театры получают помощь от государства. В поместьях возникают крепостные театры.

Екатерина II положила начало увлечению коллекционированию произведений искусств. Ее коллекция стала основой коллекции Эрмитажа.

В архитектуре барокко сменяется классицизмом. Ведется крупное каменное строительство в Петербурге, основываются города в Новороссии (Одесса, Севастополь, Херсон).

В живописи появляются различные жанры: исторический, пейзажный, бытовой, происходит расцвет искусства портрета. В портрете стремятся передать внутренний мир человек. Высокой художественной ценностью отличаются скульптурные портреты Ф. Шубина.

Создавались школы у народов Поволжья и Сибири. Они носили миссионерский характер и стремились к христианизации местного инородческого населения.

Н.В. Флоровский «Пути русского богословия»: «Вся историческая значительность русского масонства была в том, что эта была психологическая аскеза и собирание души. В масонстве русская душа возвращается к себе из Петербургского небытия и рассеяния… Это был не только эпизод, но и этап в истории нового русского общества… В истории русского масонства было много споров, разделений, колебаний. Первые русские ложи были, в сущности, кружками деистов, исповедавших разумную мораль и естественную религию, стремившихся к моральному самопознанию… Масонство есть некий орган, прежде всего, светский и тайный, с очень строгой дисциплиной не только внешней, но и внутренней. Именно эта внутренняя дисциплина или аскеза… и оказалась всего важнее в общей экономии масонского действия, - «тесание дикого камня сердца человеческого», как говорили тогда. И в этой «аскезе» воспитывался новый тип человека. С этим типом мы встречаемся в следующую эпоху. В масонстве впервые будущий русский интеллигент осознает свою разорванность, раздвоенность своего бытия, и начинает томиться о цельности и тянуться к ней. Это искание, тоска и тяга повторяются позже в поколении «тридцатых годов» и (сороковых); в частности у славянофилов».

Билет 16. (2). Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны в 1942-1943 годах

1. Зима 1942-1943 годов

К ноябрю 1942 года вермахт задействовал на восточном фронте свыше 6 миллионов человек или 71% своих сил. Им противостояло около 6,6 миллионов человек. Главное сражение зимой 1942-1943 годов развернулось за Сталинград (17 июля 1942 - 2 февраля 1943). Падение Сталинграда открывало фашистам путь на Кавказ и было условием вступления в войну Японии и Турции.

В ноябре 1942 года советская армия перешла от обороны в наступление и взяла противника в кольцо. 2 февраля 1943 года фельдмаршал Паульс капитулировал. В плен сдалось 91 тысяча солдат, 2,5 тысячи офицеров, 24 генерала. За 6 месяцев Сталинградской битвы уничтожено 1,5 миллиона человек противника. Победа в Сталинградской битве стало началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны.

3 февраля фашисты оставили город Ржев, который упорно защищали в течении года. На других фронтах зимой 1942 - 43 годов удалось продвинуться на 600 км, прорвать блокаду Ленинграда.

Для восстановления своих потерь в зимнюю компанию, вермахт перевел из Африки и Италии 34 дивизии, чем облегчил действия англо-американских войск.

2. Лето - осень 1943 года

К лету 1943 года в резерве советских войск было накоплено 11 армий. Германия провела сплошную мобилизацию людей на оккупированных территориях, увеличила выпуск техники. Однако она не смогла добиться превосходства над советскими войсками.

Главное сражение летней компании развернулось на Курской дуге. В результате зимнего наступления у города Курск в линии фронта образовался значительный выступ. Вермахт, в качестве реванша за Сталинград, планировал окружить советские войска, разгромить юго-западный фронт и двигаться на Москву.

С 5 по 12 июля развернулась битва на Курской дуге. Особенностью этой битвы стало активное применение новейшей военной техники. Грандиозное танковое сражение прошло у деревни Прохоровка. С обоих сторон в сражении участвовало по 1200 танков, не считая других сил.

После поражения на Курской дуге вермахт утратил наступательную инициативу. Победа на Курской дуге завершил перелом в ходе Второй мировой войны. Развивая успех, советские войска 5 августа 1943 года освободили города Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве был произведен артиллерийский салют. К декабрю 1943 года было освобождено 50% оккупированной территории.

3. Партизанское движение

Партизанское движение было начато с первых дней войны. Решением ЦК партии от 18 июля 1941 года обязанности по организации партизанских отрядов и советского подполья на оккупированных территориях была возложена на руководителей местных парторганизаций. С партизанами и подпольщиками взаимодействовали командующие фронтов. Яркую страницу в партизанское движение вписали партизаны, укрывшиеся в Керчинских катакомбах.

В 1943 году партизаны развернули рельсовую войну, которая фактически сковала снабжение противника. В годы войны партизаны отвлекли на себя 10% сил противника.

4. Международное положение

Победа советских войск под Сталинградом и Курском в корне изменила ситуацию на других фронтах. Вермахт утратил господство в океанах и в воздухе. В мае 1943 года англо-американские войска освободили Африку. 25 июля 1943 года капитулировала Италия. С 28 ноября по 1 декабря в Тегеране (Иран) прошла встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля. На конференции обсуждались сроки открытия второго фронта в Европе и послевоенное устройство Европы.

Билет 17. (1). Внутренняя политика императора Александра I Павловича. Движение декабристов

12 марта 1801 года в результате дворцового переворота и убийства императора Павла I Петровича к власти пришел его сын император Александр I Павлович. Александр был воспитан Екатериной II в духе французского просвещения. Вступив на престол Александр должен был лавировать между двумя мощными придворными группировками - либералами и консерваторами-охранителями. В царствовании Александра I выделяют два периода: до 1812 года и после 1812 года.

В первый период Александр пытался осуществить серию широких реформ, выработанных в кругу близких друзей (Негласный комитет).

В 1802 году он проводит министерскую реформу: вместо петровских коллегий на принципе единовластия создаются министерства во главе с министром, ответственных перед царем. Все министры объединялись в Кабинет министров.

Проведена реформа в системе образования. Страну разделили на учебные округа. Во главе округа стоял университет.

Александр попытался осуществить программу ограничения крепостного права. Он прекратил раздачу казенных крестьян в частную собственность. Указом от 1803 года «О свободных хлебопашцах» было разрешено крестьянам выкупаться с землей у помещика. Однако указ оброс множеством подзаконным бюрократических условий, что применить его в жизни стало не возможно. Всего по этому указу вышло из крепостной зависимости примерно 50 тысяч семей (0,5% от всего числа крепостных). Другим указом, от 1801 года, было разрешено недворянам покупать ненаселенные земли. Тем самым нарушалась дворянская монополия на землевладение.

В 1808 году Александр приближает к себе М.М. Сперанского. Сперанский выступал за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. По проекту Сперанского под председательством императора создавался Государственный Совет из министров и Дума из выборных от народа. Дума и Госсовет обладали законодательной властью. Исполнительная власть принадлежала министерствам, а судебная - Сенату и судам. Из проекта Александр ограничился только созданием Госсовета с законосовещательным правом.

Второй период царствования Александра более консервативен по отношению к первому периоду. В это время к Александру приближается воспитанник Павла Алексей Арекчеев. Но и в это время Александр пытался проводить реформы.

В первые годы после окончания Отечественной войны 1812 года Александр попытался вернуться к реформам. В Прибалтике крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Выступая на польском сейме в 1818 году Александр намекнул о проектах освобождения всех крестьян. По проекту Аракчеева - Гурьева предполагалось выкупать у разорившихся помещиков крестьян и освобождать. При практическом осуществлении проекта процесс освобождения крестьян мог растянуться примерно на 200 лет. Рост революционного движения в Европе и сильная консервативная партия в России заставили его отказаться от этих проектов. С 1810 по 1857 год Аракчеев пытается провести реформы в армии по переводу ее на самообеспечение. С этой целью создаются военные поселения, созданные по образцу казачьих станиц. В поселениях поселенцы совмещали военную службу и хозяйственную деятельность. Целью реформы было снижение расходов на армию и создания резерва войск. Жизнь в поселении строго регламентировалась командирами. Военные поселения быстро показали свою нежизнеспособность, по ним прокатились череда волнений и в 1857 году они были отменены.

Необходимость освобождения крестьян осознавалась дворянским либералами. Это либеральное движение постепенно оформилось в декабризм.

Реформаторская деятельность Александра I отличалась попыткой лавировать между либералами и консерваторами. Поэтому она отличается непоследовательностью, что вызывало критику как либералов, так и консерваторов.

Билет 17. (2). Завершающий этап Великой Отечественной и второй мировой войны: 1944-1945 года. Источники и значение победы стран антигитлеровской коалиции

1. Освобождение СССР

В начале 1944 года против 5 миллионов захватчиков выступало 6,5 миллионов советских солдат. Перевес в технике составлял 1: 5 - 10 в различных видах.

27 января снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней. Весной 1944 года освобожден Крым и советские войска вышли на государственную границу в районе Карпатских гор. К лету 1944 года государственная граница СССР была полностью восстановлена. Военные действия были перенесены в Прибалтику и страны Восточной Европы. Войну Германии объявили Финляндия, Румыния и Болгария, что означало распад гитлеровского военного блока. 6 июня 1944 года англо-американский десант высадился во Франции, объединился с французским сопротивлением и открыл второй фронт в Европе.

2. Освобождение Европы

Европейский поход советских войск вызвало недовольство США и Великобритании. Развитию этих противоречий были посвящены усилия разветагентуры вермахта. В сентябре - октябре 1944 года Черчилль совершил поездку в США и в СССР с целью договориться о разделе Европы на оккупационные зоны. США эту инициативу не поддержало.

Успешно развивая наступление и пользуясь поддержкой местного населения советская армия освобождала страны Восточной и Центральной Европы. В январе 1945 года боевые действия были перенесены на территорию Германии.

С 4 по 11 февраля 1945 года в Ялте (Крым) состоялась встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля. На конференции обсуждался план разгрома Германии, условия ее капитуляции и послевоенное устройство Европы. На конференции было решено создать Организацию Объединенных Наций (ООН).

3. Падение Берлина

В первой половине апреля началась операция по взятию Берлина. Гитлеровцы тщательно укрепили город, мобилизовали в армию 14_летних детей и стариков. 24 апреля город был окружен, 25 апреля советские войска соединились с войсками союзников на реке Эльба. 29 апреля начался штурм рейхстага, 1 мая Гитлер покончил жизнь самоубийством, в ночь с 8 на 9 мая новое немецкое правительство капитулировало, 9 мая сдался немецкий гарнизон в Праге. К 11 мая в Европе были уничтожены все очаги сопротивления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16