скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Население России в конце XIX века скачать рефераты

p align="left">В пореформенный период, с одной стороны, мещане получили широкий доступ к государственной службе, из их среды выходят лица «свободных профессий», интеллигенция, они выступают одним из источников формирования буржуазии и пролетариата. С другой стороны, сословные права и привилегии мещанства все больше утрачивают свое значение.

В предреформенные годы, по данным X ревизии, в Западной Сибири мещан насчитывалось 40747 чел., они составляли 39,6% жителей городов региона (47,5% в Тобольской губ. и 39,1% в Томской). Наименьшей доля мещанства была в Ялуторовске - 19,0%, где основную часть населения составляли крестьяне, в военно-чиновничьем Омске - 18,7% и горнозаводском Барнауле - 10,3%. К мещанскому сословию относилась значительная часть населения преимущественно торговых городов: Бийска (52,5%), Колывани (58,2%), Тюмени (68,1%) и Тары (68,6%) [7].

По данным 1880 г. численность мещан в городах региона (в границах Томской и Тобольской губерний а также Омского уезда учрежденной в 1868 г. Акмолинской области) достигла уже 68580 чел., что составляло 43,7% городского населения (156911 чел.). Доля мещан была выше в городах Томской губ. - 49,5% и ниже в Тобольской - 45,8%. Больше всего мещан было в Томске (14,5 тыс.), Тюмени (9,2 тыс.), Барнауле (6,9 тыс.), Омске (5,3 тыс.), Тобольске (5,1 тыс.). Наибольшую часть городского населения мещане составляли в Нарыме - 84,7%, Колывани - 76,4%, Таре - 73,4%; наименьшую в Тобольске - 29,4%, Омске - 21,5%, Ялуторовске - 16,5% и Сургуте - 9,2% [8]. Нетрудно заметить быстрый рост численности мещанства в пореформенное время. Главным источником роста было переселение. Так, только в течение 1879 г. в томские мещане перечислилось 476 человек разного звания. В состав барнаульских мещан с 1865 по 1878 гг. перечислилась 421 семья переселенцев из Европейской России, к бийскому мещанскому обществу с 1875 по 1879 г. таких переселенцев причислилось 1337 человек [9].

По первой всеобщей переписи 1897 г. в городах Западной Сибири насчитывалось уже 121,5 тыс. мещан, они составляли 48,1% от численности городского населения региона (252,7 тыс.) [10]. Большое число мещан проживали в крупнейших городах региона: в Томске (23089), Бийске (13987), Омске (13929), Барнауле (12941), Тюмени (10696). Доля мещанства в городском населении различалась как по отдельным городам, так и по губерниям. В городах Томской губернии мещане составляли 56,9%, Тобольской - 39,8%. По отдельным городам наибольшей доля мещанства была в Бийске - 81,3%, Колывани - 79,2%, Нарыме - 78,3%, Мариинске - 76,3%, Барнауле - 61,4%. Ниже всего процент мещан был в Томске - 44,2%, Тобольске - 38,6%, Омске - 37,3%., Кургане - 36,4%, Тюмени - 36,2% [11].

Формирование мещанского сословия в городах региона имело свои особенности, связанные с тем, что Сибирь являлась местом ссылки. Административные ссыльные, находясь под надзором полиции, записывались в городское сословие «с причислением к обществу без согласия оного» [12]. Доля ссыльных в сибирских городах была довольно значительной. Так, по данным однодневной переписи 16 марта 1880 г. в г. Томске в общем числе мещан 14,5 тыс. чел., 973 человека, или 6,7% показаны перечислившимися из ссыльных [13]. Часть ссыльных не удовлетворяли своим поведением мещанское общество. Случалось, что на таких составляли статейные списки и администрация, идя навстречу обществу, отсылала их дальше в Сибирь [14].

В городах проживали далеко не все мещане. Так в Тобольской губернии в 1897 г. из 46465 мещан в городах жили 34729 (77,8%). В Томской губернии из 139003 лиц мещанского сословия к постоянному городскому населению относились только 72835 чел. или 54,3%. Остальные постоянно жили в сельской местности. Один из современников писал, что это происходило потому, что «многие крестьяне находят выгодным перечислиться в мещане, оставаясь по-прежнему на житье в деревне и на самом деле, продолжая быть теми же крестьянами» [15].

К началу второго десятилетия XX в. численность мещанства в городах региона превысила 200 тыс. человек и продолжала расти. Например в Омске в 1909 г. насчитывалось 29422 чел. мещан (33,1% всего населения), а на 1 января 1913 г. уже 42203 (30,8%) [16]. В городах Тобольской губернии в 1910 г. насчитывалось 57835 мещан (44,1%), кроме того 4224 мещанина постоянно проживали в уездах. Наибольшее число мещан было в городах: Кургане - 13611 (38,8%), Тюмени - 12025 (34,0%), Тобольске - 11120 (53,6%), Ишиме - 8653 (72,6%) [17]. В Томской губернии рост численности мещанства происходил не только за счет старых городов, но также и в результате образования новых. В начале XX в. статус города получили: Ново-Николаевск, Камень, Боготол, Тайга, Татарск. И хотя в быстрорастущем Ново-Николаевске мещане в 1913 г. составляли всего 26% жителей, только в этом городе их было более 23 тыс. человек [18].

Внутренний состав мещанского общества не был однородным и устойчивым. Принадлежность мещан к одному сословию не означала их социальной однородности: одни мещане входили в состав мелкой буржуазии, другие становились наемными рабочими. Мещане занимались мелкой торговлей, извозом, содержанием постоялых дворов, харчевен, трактиров, домашним хозяйством (скотоводство, огородничество, заготовка сена), служили у купцов приказчиками, доверенными, работали по найму на торговых складах, мануфактурах, пушных и рыбных промыслах.

Значительная часть мещанства, проживавшая вне городов, занималась сельскохозяйственной деятельностью. Да и жившие в городах активно занимались скотоводством, земледелием и огородничеством. Вот как писал современник о мещанах Мариинска, получившего статус города только в 1857 г.: «Коренные жители Мариинска, до переименования в мещане, занимавшиеся исключительно земледелием, с переходом их в новое звание усвоили одно только имя горожан, в сущности же остались прежними земледельцами» [19].

Мещане составляли большинство среди городских ремесленников Сибири. Так из 4000 ремесленников Тюмени конца 1870-х годов, более 2500 приходилось на долю мещан [20]. В других сибирских городах ремесло и промышленность были развиты гораздо слабее, часто ремесленников на весь город насчитывалось всего несколько десятков, поэтому многие из сибирских мещан занимались отхожими промыслами вне пределов своего города. Так, тобольские мещане нанимались на рыбные промыслы в низовьях Оби, тюменские занимались мелкой торговлей по селам округа, томские - извозом, жители Ишима, Тары, Мариинска, Колывани уходили на заработки на золотые прииски. В 1875 г. мещанам было выдано паспортов для отлучек: в Тобольске - 1019, Тюмени - 525, Ишиме - 225, Таре - 729, Омске - 434, Томске - 820, Каинске - 359, Бийске - 398, Мариинске - 761. Практически не занимались отхожими промыслами в эти годы мещане Барнаула, где «сереброплавильный завод ... доставляет занятие большей части местных жителей из мещан, ... занятие это настолько прибыльно и настолько вошло в обычай населения, что почти никто из жителей города не обращается к сельским промыслам и не ходит для заработков в другие места» [21].

Часть мещан занималась коммерцией, торгуя самостоятельно (по закону - только в розницу) или нанимаясь приказчиками и торговыми агентами к купцам. В течение всего времени своего существования, мещанство являлось одним из основных источников пополнения купечества [22]. По подсчетам Г.Х.Рабиновича более 40% крупнейших капиталистов Сибири в 1890-1917 гг. (преимущественно купцов 1-й гильдии) были выходцами из мещанства [23]. Некоторые мещане становились крупными предпринимателями не оставляя своего сословия. Особенно это характерно для начала XX в., когда после принятия Положения о промысловом налоге 1898 г. запись в гильдии становится необязательной. Так, например, оставались барнаульскими мещанами одни из крупнейших пароходчиков Обь-Иртышского бассейна, миллионеры Евдокия Ивановна Мельникова и ее сын Александр [24]. Наряду с купечеством, мещанство было самой динамичной социальной стратой западносибирского общества.

Семейный уклад и быт горожан во многом отличался от строя крестьянской семьи. Дети мещан, даже став взрослыми, не всегда могли отделиться: они были привязаны к месту жительства, своему сословию, семье и профессии и поэтому часто должны были следовать дорогой, проложенной их родителями.

Средняя людность (количественный состав) городской семьи значительно различалась по сословиям. Так, например, в Барнауле, в 1897 г. мещанская семья в среднем насчитывала 3,7 чел., в то время как среди дворян и чиновников - 3,2 чел., духовенства - 6,5 чел., купечества - 5,3 чел. [25]

Возраст вступления в брак и разница в возрасте супругов в среде мещан были значительно ниже, чем среди купечества, дворянства, военных. Мещане обычно женились в возрасте 20-24 лет и были старше своих жен на 2-4 года, в то время как среди других сословий эти цифры составляли 27-30 и 8-10 лет. Как отмечал современник в середине XIX в. в Тюмени «здешнее мещанство ... женит сыновей своих молодыми» [26]. По данным метрических книг г. Тобольска 1873-74 гг. средняя разница в возрасте женихов и невест составляла для купцов - 7,0 года, дворян и чиновников - 6,7 года, военных - 6,6 года, духовенства - 5,9 года, мещан - 4,1 года [27].

Межсословные браки не являлись редкостью в городах Сибири. Мещане чаще всего роднились с купечеством и проживавшими в городах крестьянами. Так, в Томске в 1854 г. из всех женатых купцов 46,9% были женаты на мещанских дочках [28], в конце 1870-1880-х годов этот показатель составлял 44,8% [29]. Широкое бытование у сибирского мещанства межсословных браков не позволяет говорить о нем как о замкнутой касте.

В семьях горожан долгое время были господствующими патриархально-авторитарные отношения. В среде мещан, ремесленников, а также купцов глава семьи управлял всем домом, всеми членами семьи и домочадцами. Его приказания должны были выполняться беспрекословно, к непослушным и провинившимся применялись наказания, в том числе и физические. Особенностью внутрисемейных отношений городских сословий было то, что они носили публичный характер. По выражению Б.Н.Миронова, отдельные семьи «не представляли из себя крепости, куда запрещен был вход посторонним лицам» [30]. Напротив, каждая семья находилась, с одной стороны, в тесном контакте с родственниками, с другой стороны - с соответствующей корпорацией: мещанским обществом, ремесленным цехом. Семья являлась как бы продолжением, проекцией корпорации.

Однако в целом условия жизни в городах, распространение образования, более либеральные законы способствовали мало-помалу улучшению правового и фактического положения женщин и детей в семье и обществе. Но гуманизация внутрисемейных отношений в семьях мещан и ремесленников делала более скромные успехи, чем в семьях богатых предпринимателей-купцов [31].

Даже общего знакомства с историческим материалом достаточно, чтобы увидеть, что жизнь рядовых горожан, мещанства вовсе не была «темным царством», обитатели которого знали лишь каторжный труд, классовую борьбу и беспросветное пьянство [32]. Мещане участвовали в общественной жизни своего города. Представители этого сословия часто избирались членами городских дум и управ. В небольших сибирских городах мещане обычно составляли большинство в органах городского самоуправления. Так, например в 1895 г. в Кузнецке из 10 уполномоченных 6 были мещанами, в Колывани из 27-17, в Нарыме из 21-16 [33]. По выборам 1892 г. в городских думах Томской губернии мещане имели наибольший удельный вес среди сословий - 47,2% (купцы и почетные граждане - 37%, дворяне и разночинцы - 15,8%) [34].

В наиболее крупных городах общественная жизнь мещан была связана с деятельностью мещанских обществ. Активно действовало мещанское общество в губернском Тобольске. Оно владело, совместно с купеческим обществом, каменным домом, где помещались сословные управления, имело свои отдельные капиталы: полавочный 2525 руб., продовольственный 1539 руб., и недоимочный 3356 руб. [35] Мещанское общество Омска в 1901 г. насчитывало 3225 плательщиков общественных сборов, каждый из которых платил в пользу общества ежегодно от 50 коп. до 10 руб., общая сумма годового сбора составляла 3087 руб. 19 коп. Среди расходных статей общества были: на содержание сиротского суда - 180 руб., на содержание благотворительных и учебных заведений - 350 руб., на пособия престарелым, убогим и неимущим - 150 руб. [36]

К числу традиционных мещанских ценностей, составляющих основу менталитета средних городских слоев можно отнести: личную ответственность, чувство долга, как основу семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Они ценили труд не только как источник средств к существованию, но и как возможность помочь своим близким, соседям. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде. «Мещанский стиль» - выражение эстетических воззрений, присущих основной массе мещанства. Мещанский стиль, выделенный и описанный в художественной литературе XIX - начала XX в., являлся закономерным этапом в культурном развитии народа. Сам мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им. В целом, по уровню духовной и материальной культуры мещане стояли на ступень выше крестьян, хотя разрыв был вполне преодолимым.

Средоточием личных интересов мещанина был его дом - обычно деревянный, на каменном фундаменте, с небольшим двором и огородом. Такой дом иногда делился между наследниками, по частям сдавался внаем, но строился, в основном на одну большую семью. Мещанам принадлежала большая часть городских недвижимых имуществ. Так владение собственным домом было одним из условий причисления в мещанство. В 1880 г. в Тюмени из общего числа владельцев недвижимой собственности 2100 человек, 1227 или 58% составляли мещане; в Тобольске эта цифра составляла 42,8% (при доле сословия в населении города 29,4%), в Бийске - 75% [37].

Как современники оценивали мещанство сибирских городов второй половины XIX - начала XX в., показывают строки К.Голодовникова, который так писал о тобольских мещанах: «В Тобольске жизнь мещанина находится в более благоприятных условиях, чем члена всякого другого сословия. Средняя жизнь мещанина долее и он доживает до глубокой старости, чем чиновник или даже крестьянин. Причина очевидна: мещанин не окружен такими заботами как чиновник или крестьянин ... имея ограниченные потребности, имеет более и возможности к удовлетворению их» [38].

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что сословия в пореформенное время постепенно утрачивают свои сословные привилегии, несмотря на активно протекавшие в обществе процессы образования классов буржуазного общества, сословные традиции оказывались весьма живучими. Мещанство продолжало сохранять свою собственную субкультуру, традиции продолжали сохранять свое значение. При этом мещанство, являясь самым массовым городским сословием, являлось и главным носителем городского образа жизни. К числу специфических черт западносибирского мещанства можно отнести особенности формирования сословия (значительное число ссыльных и переселенцев из Европейской России), значительная доля мещан, проживавших в сельской местности, низкую роль ремесла и промышленности в занятиях горожан. Живучесть традиций способствовала сохранению специфических черт в развитии мещанской семьи. Определенная часть сибирских мещан в меру сил участвовала в общественной жизни города.

Экономическое положение и социально-психологический облик казачества.

О месте казачества в социальной структуре российского общества XIX - начала XX вв.

Казачество с давних пор вызывает споры ученых. Ему давались самые разные определения, которые можно свести к 5 основным вариантам:

1. Согласно законам Российской империи казаки считались особым сословием наряду с крестьянами, дворянами, мещанами и т.д. Эта точка зрения нашла свое отражение во всех официальных документах, в большинстве исторических трудов и являлась в XIX в. если и не общепринятой, то наиболее распространенной.

2. Иное мнение представлено в работах отдельных историков казачества, которые считали казаков особым народом. Наиболее четко эту мысль выразил Г.А. Ткачев: «Казачество не есть сословие, которое можно уничтожить, а народ, хотя и говорящий на одном языке с народом русским, уже поэтому оно не может быть уничтожено».

3. Третья точка зрения: казаки являются субэтносом, т.е. этнографической группой, отличающейся «значительным своеобразием в культурно-бытовом отношении». Советские этнографы считали казаков именно такой группой или группами.

4. Дальнейшим развитием этого тезиса является недавно предложенное новое определение: казаки - это «этносословные группы в составе русского и некоторых других народов».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8