скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Национальный вопрос в Чехословакии в оценках идеологов австрийской социал-демократии скачать рефераты

Национальный вопрос в Чехословакии в оценках идеологов австрийской социал-демократии

18

Национальный вопрос в Чехословакии в оценках идеологов австрийской социал-демократии

Крушение Австро-Венгрии и образование на ее территориях новых независимых государств поставило австрийских социалистов перед необходимостью смены идеологических ориентиров в национальном вопросе. Они вынуждены отказаться от защиты идеи целостности Австро-Венгрии, разработав ряд новых концепций, в частности, концепцию "социалистического аншлюса" Немецкой Австрии и судето-немецких территорий, концепцию Дунайской федерации, концепцию права наций на самоопределение.

С образованием в 1918 г. чехословацкого государства судето-немецкая проблема стала рассматриваться теоретиками австромарксизма в качестве самостоятельной, а не как один из многих примеров межнациональных противоречий монархии Габсбургов. Бауэр, Реннер и др. Бауэр рассматривал судетскую проблему как специально, так и в контексте политических изменений в Центральной и Юго-Восточной Европе, связанных с распадом Австро-Венгерской империи. Одним из главных тезисов, взятым Бауэром на вооружение было положение о том, что первая мировая война была самой крупной, самой кровавой буржуазной революцией на протяжении всемирной истории. Эта идея была продолжением и развитием его довоенной концепции о Балканских войнах как буржуазных революциях.

Бауэр был одним из первых идеологов австрийской социал-демократии, посвятивших особую работу проблемам немецкой социал-демократии в ЧСР. Опубликованная в 1921 г. брошюра Бауэра "Задачи немецкой социал-демократии в Чехословацкой республике" обобщила его взгляды по этой проблеме, изложенные им в многочисленных статьях и выступлениях предшествующего периода. Бауэр подчеркивал прогрессивный характер борьбы за самостоятельность чешского государства, которую вели в том числе и чешские социалисты, в годы войны. При этом политика группы Б. Шмераля за решение чешского национального вопроса в рамках "наднационального государства" в годы войны трактовалась Бауэром как контрреволюционная, так же, как он оценивал и "военную политику" К. Реннера. Период, когда борьба чехов за собственное государство (национальная революция в Чехии) носила прогрессивный характер, определялся Бауэром промежутком нескольких дней - с конца октября по ноябрь 1918 г. Контрреволюционный характер чехословацкой демократии проявился, по Бауэру, сразу, как только она отказала в праве на самоопределение судетским немцам. Таким образом, с ноября 1918 г. по июль 1919 г. Чехословацкая республика оценивалась Бауэром как "инструмент реакционного западного империализма".

Однако после июля 1919 г. Бауэр находил качественно иную расстановку политических сил в Восточной и Центральной Европе, вследствие которой Чехословакия превращалась в важнейший оплот демократии против сил контрреволюции, олицетворявшихся для него в политических режимах Венгрии, Полыми и Румынии. Эта ситуация ставила перед судето-немецкой социал-демократией новые задачи. Бауэр указывал, что судето-немецкая социал-демократия должна по-прежнему отстаивать принцип права народов на самоопределение, не идя ни на какое сотрудничество с партиями чехословацких социалистов. Бауэр предостерегал партию судето-немецкой социал-демократии от чрезмерного увлечения борьбой против левой оппозиции в своих рядах, приводя в качестве отрицательного примера политику "чешских правых".

В фундаментальном исследовании "Австрийская революция" (1923 г.) Бауэр дал ретроспективный анализ развития чешского национализма и сепаратизма в период империи Габсбургов, отмечая, что именно чешско-немецкие противоречия были одними из основных, что проявилось и на уровне взаимоотношений между немецко-австрийской и чешской секциями социал-демократии Австрии..

Анализируя исторические предпосылки чешской национальной революции, Бауэр особо останавливался на чешско-немецких противоречиях конца XIX в. Он отмечал, что условия для формирования и развития чешского сепаратизма и национализма были взращены либеральной политикой австрийского правительства в период с 1878-1895 гг., когда развивались чешские школы, чешские чиновники потеснили немецких в местных органах управления и судопроизводства. Бауэр считал, что причины этой политики крылись в той охранительной роли, которую сыграли славяне и чехи в особенности в период революции 1848/49 гг. Апофеозом национальной борьбы в богемских землях он считал попытку реформ 1897 г. Именно тогда были заложены предпосылки чешской революции 1918 г., которые активировала война.

Бауэр распространил свою формулу о трех фазах революций 1918 г. в Австро-Венгрии и на Судеты. Он отмечал, что в альпийских землях имела место демократическая революция и национальная революция в Судетских землях, показывая разницу между революциями собственно в Австрии и богемских землях. В особом положении оказались как раз судетские немцы, которые веками развивались в контакте с чехами и которые в период революции осознали себя как немцы и попытались реализовать право на собственное самоопределение в форме особых судето-немецких провинций. С другой стороны, Бауэр настаивал на исторической, политической и экономической связях этих провинций с немецко-австрийскими (альпийскими) землями, подчеркивая, что Немецкая Богемия и Судетская земля - это крупнейшие индустриальные области Немецкой Австрии и мощнейшие центры австрийского пролетариата. Эти центры были насильственно оторваны от Немецкой Австрии и включены в состав чуждого чехословацкого государства.

Бауэр рассматривал национальную проблему в ЧСР в широком аспекте. Называя это государство наследником национальных противоречий, бывших присущими старой Австро-Венгрии, он указывал, что в состав Чехословакии насильственно включены и удерживаются не только одни немцы, но также и словаки, венгры и украинцы. Отсюда Бауэр видел двойную угрозу чехословацкому государству, в котором наряду с социальными противоречиями были резко обострены и межнациональные противоречия.

В середине и второй половине 1920-х гг. Бауэр продолжал развивать проблематику немецкого национального вопроса в Судетах, прежде всего, в канве проблематики возможности интеграции стран бывшей Австро-Венгрии и осуществления аншлюса. Он продолжал отстаивать идею "социалистического аншлюса" в противовес концепции Дунайской федерации, которая характеризовалась им как отвечающая интересам австрийской буржуазии, но противоречащая интересам социал-демократии. Бауэр не разделял надежд ряда своих товарищей по партии на возможность скорого осуществления аншлюса.

Победа гитлеровцев в Германии и их внешнеполитическая ориентация на аншлюс и объединение всех немцев в едином государстве произрастала, по Бауэру, из условий мирного урегулирования, разведших немцев по разным государствам. Обосновывая необходимость отказа от идеи аншлюса после 1933 г., он вновь обратился к истории революционного движения 1918 г. в Австро-Венгрии, подчеркивая, что австрийское государство было вызвано в жизни центробежными тенденциями, в силу чего ему пришлось наследовать лишь остатки старого государства. Австрия в новом виде была нежизнеспособным, зависимым государственным образованием, которое не могло существовать без включения в область более крупного государственного объединения, каковым являлась Германия. Это требование он считал основанным на традиции демократических революций 1848 г. и начального периода рабочего движения, когда шла борьба между Габсбургами и Гогенцоллернами за преобладание в немецких землях. Однако осуществление аншлюса Бауэр считал возможным лишь мирными средствами, а не средствами войны. Исходя из этого, он считал необходимым защиту независимого австрийского государства, как демократического и нейтрального.

После февральского 1934 г. выступления австрийского пролетариата О. Бауэр перебрался в Чехословакию, где продолжал разработку судето-немецкой проблемы в новых условиях, применительно к вопросу о возможности новой мировой войны. В своем последнем крупном произведении, пророчески названном "Между двумя мировыми войнами" (1936 г.), Бауэр попытался дать оценку новой общественно-политической обстановки в Европе и мире. Особое внимание Бауэр сосредоточил на экономическом кризисе 1929-1932 гг. Этот кризис он видел одним из главных виновников победы реакции в таких странах, как Австрия, Болгария, Литва, Югославия, и резкого обострения ситуации в ЧСР, так как он больно ударил именно по странам, бывших до первой мировой ведущими аграрными державами.

Особенность кризиса 1929-1932 гг. Бауэр видел в том, что этот экономический кризис повлек за собой кризис демократии. "Величайшим триумфом" демократии Бауэр считал период Первой мировой войны. Однако это был триумф буржуазной демократии. Демократические, национальные революции 1918 года закончились, согласно Бауэру, контрреволюцией, которая приняла в Италии, Германии и Австрии особую форму фашизма. Рассуждая в который раз о причинах распада империи Габсбургов, Бауэр обращал внимание на позицию национальных социал-демократических организаций страны. Бауэр тяжело переживал аннексию Австрии гитлеровской Германией, Давило на него и чувство ответственности, ибо фашистская контрреволюция использовала идею "социалистического аншлюса". В этом Бауэр видел "трагику немецкой истории". Сравнивая ситуацию 1938 г. с ситуацией 1848 г., Бауэр не без иронии замечал, что чехословаки и немцы спустя 90 лет поменялись местами. Теперь уже немцы оказались на положении национального меньшинства, ведущего борьбу за самоопределение, которая оказалась "одним из средств борьбы фашистской контрреволюции".

Эволюция воззрений Бауэра по немецкому национальному вопросу вообще и по проблеме Судет, в частности, прошла в межвоенный период три основных фазы. До первой половины 1920-х гг. судето-немецкая проблема оставалась для Бауэра основной наряду с общей проблематикой аншлюса. Вторая половина 1920-х гг. и первая половина 1930-х гг. характеризуется разработкой Бауэром общих аспектов национальной проблемы. Он рассматривал перспективы аншлюса и Дунайской федерации в целом. Судетская проблема вновь стала для Бауэра одной из основных со второй половины 1930-х гг., под влиянием внешнеполитической агитации гитлеровцев. Бауэр осудил как аншлюс 1938 г., так и планы расчленения ЧСР. До осуществления Мюнхенских соглашений Бауэру дожить было не суждено, в отличие от Реннера, который дал развернутую характеристику событиям 1938 г.

После 1918 г. Реннер был вынужден переориентировать свои идейно-теоретические воззрения по национальному вопросу. Он также выступал в поддержку идеи аншлюса, рассматривая судето-немецкие территории в качестве исторических немецко-австрийских областей. Главным направлением на протяжении почти всех 1920-х гг. для Реннера был вопрос защиты прав немецкоязычных национальных меньшинств в Венгрии, Польше, Югославии, Румынии и, особенно, в Чехословакии. Он, как и Бауэр исследовал проблематику немецкого национального вопроса в общетеоретическом плане и применительно к конкретной ситуации в ЧСР. Давая теоретическое обоснование образованию Австрийской республики, он указывал, что этим актом завершился длившийся с 1866 г. процесс образования немецкого "национального государства", когда немецкий народ, согласно Реннеру, оказался искусственно разделенным в угоду династическим интересам Габсбургов и Гогенцоллернов.

Осенью 1925 г. Реннер посетил Прагу в рамках предвыборной кампании судето-немецкой социал-демократии, где выступил с серией речей, изданных затем отдельной книгой "Национальные и экономические проблемы Чехословакии" (1926 г.). В этой работе получили дальнейшее развитие положения Реннера по национальному вопросу. Процесс образования национальных государств Реннер относил к Великой французской революции. Вторая волна выделения национальных государств под лозунгом "Одна нация - одно государство; одно государство - одна нация" датирована Реннером от европейских революций 1848/49 гг. Главным содержанием этого этапа стало образование Германской империи и Итальянского королевства И, наконец, после первой мировой войны, этот процесс проявился в выделении новых национальных государств из Австро-Венгрии, России и Германии.

Экономические проблемы чехословацкого государства Реннер выводил напрямую из нерешенности национальных проблем. Сохраняя верность идее объединения всех немецких земель, наиболее актуальным в сложившейся политической ситуации Реннер видел вопрос защиты прав немецкого меньшинства. Он подвергал сомнению действенность декларированного в международных договорах принципа защиты прав меньшинств.

Главной задачей судето-немецкой социал-демократии в ЧСР Реннер называл установление взаимопонимания с чешскими рабочими, но не с чешской буржуазией и не с чешским правительством. Однако такое сближение он считал возможным лишь при условии гарантии немцам их национальных прав. Одной из главных предпосылок к этому он видел в выходе представителей чехословацкой социал-демократии из правительства и осуждение ими дискриминационной политики последнего в отношение национальных меньшинств.

Конец 1920-х гг. вызвал в среде австрийской и германской социал-демократии дискуссионную волну о возможности аншлюса и о перспективах достижения европейского единства. Особую роль в этой дискуссии сыграл Реннер, которому приходилось определять приоритеты в концепциях социалистического аншлюса и Дунайской федерации.

Реннер обратился к истокам идеи общенемецкого единства в рядах марксистов, производя ее от самих основоположников учения. Причины, по которым это единство достигнуто не было, Реннер видел в политике европейских государств второй половины XIX в., О, Бисмарка, в первую очередь. Однако дальнейшие рассуждения привели Реннера к достаточно нетипичным для него выводам о том, что немцы стали единой нацией на основе Веймарской конституции, объединенной в едином государстве. При этом он никоим образом не обмолвился об отношении к немецкой нации австрийских и судетских немцев.

Большое внимание Реннер уделял в межвоенный период проблеме стран Дунайского региона. Начавшийся в 1929 г, экономический кризис Реннер рассматривал как предпосылку к экономической и, впоследствии, политической интеграции стран бывшей Австро-Венгрии в Дунайскую федерацию. Реннер выделил несколько вариантов возможной интеграции. Это "внутренняя Европа" т.е. европейские страны, лишенные выхода к морю (Швейцария, Австрия, Венгрия, Чехословакия); "Срединная Европа в узком смысле слова" - это Германия, Чехословакия и Австрия, образующие "закрытую экономическую область" с высокоразвитой индустрией; "южно-европейский аграрный союз", являющийся антиподом "Срединной Европы в узком смысле слова" - Венгрия, Румыния, Югославия, Болгария, Албания, Греция; "балтийская Антанта" - страны Прибалтики, Финляндия и Польша

Поднимая вопрос о возможности создания Дунайской федерации, Реннер проводил границу между "малой дунайской федерацией", которую могли бы образовать Австрия, Венгрия и Чехословакия, и большой Дунайской федерацией, в которую могли бы войти также Румыния, Болгария, Югославия. Однако в идеале Реннер ратовал за экономическую интеграцию всего "внутриевропейского" региона, к которому он относил помимо выше обозначенных стран также Германию, Польшу, балтийские республики, Албанию, Грецию. Таким образом, налицо был проект расширенной "Срединной Европы", экономические различия между регионами которой не казались Реннеру существенным препятствием на пути общеевропейской интеграции. Тем более, что ведущие роли в этом союзе должны были играть индустриально развитые Австрия и Германия.

Большое внимание Реннер уделял федеративному принципу устройства, считая пример кантональной организации Швейцарии наиболее приемлемой формой, как внутренней организации европейских государств, Австрии и ЧСР, в том числе, так и на общеевропейском уровне. Эти же идеи с самого начала существования в рамках чехословацкого государства пропагандировали и судето-немецкие социал-демократы. К этой идее Реннер вернулся после 1945 г., ратуя за обьединение всего человечества на принципах швейцарской организации под эгидой ООН.

Помимо идеи Дунайской федерации Реннер продолжал развивать идею аншлюса. Апеллируя к американскому народу, он акцентировал внимание на расколе немецкой нации после 1918 г. Решить вопрос об аншлюсе должен был по мнению К. Реннера всемирный конгресс, при этом судето-немецкая проблема особо им не обговаривалась.

Проводя исторические параллели между успехом национал-социалистов в Германии и победой "княжеского абсолютизма", результатом чего стал отрыв Швейцарии от остальных немецких областей, Реннер достаточно скептически оценивал перспективы аншлюса. Австрия в этой ситуаций должна была занимать позицию "политического нейтралитета", что не означало ее экономической изоляции, в том числе и от Германии. В новых условиях Реннер видел новые пути для общенемецкой и европейской интеграции и ставил перед европейским пролетариатом в новых условиях экономического кризиса и наступления реакции три основные задачи.

Страницы: 1, 2