скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Национальная культура в России в XVIII веке скачать рефераты

p align="left">Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и приклад-ном искусстве.

2 Русская литература и искусство

Творчество трудового народа

М

ятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует на-роду на протяжении всей его истории, являясь художествен-ным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные фор-мы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и об-разов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой современности». Эти песни создава-лись в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ ви-дит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народ-ного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев -- богатырь, герой-полководец, кровно свя-занный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые

...задумали дело правое,

Дело правое, думу честную:

Мы дворян господ -- на веревочки,

Мы дьяков да ярыг -- на ошейнички,

Мы заводчиков -- на березоньки.

Народ не поверил даже смерти Пугачева -- настолько ве-лика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с Пугачевым в баш-кирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популяр-ностью ранее созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка».

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества -- былины, сказки, пословицы, по-говорки, бытовые песни и т. д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие пред-ставление о воле: «воля господину, а неволя холопу», «воля неволи не хочет», «в поле-воля».

В рукописную демократическую литературу XVIII в. про-никли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков «Плач холо-пов», который выразительными сравнениями раскрывает «сви-репство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы ты ни сунься -- везде господа», -- горестно восклицает неизвест-ный автор «Плача»; смерть -- вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отрази-лась в крестьянской «Повести пахринской деревни Камкина». То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукопис-ных пародиях на официальные документы. В «Глухом паспор-те» автор с горечью говорит о невозможности беглому кре-стьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукопис-ных повестях солдатского происхождения -- в пародийной челобитной к богу и в «Горестном сказании». Народная сатира проникает и в лубочные листы -- такова картинка «Бык не захотел быть быком», где в иносказательной форме выражают-ся мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы -- резкое обличе-ние царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»), насмешка слу-ги над разорившимся дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»). Этот жанр устного на-родного творчества отразил в доходчивой игровой форме клас-совые противоречия того времени.

Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сати-рически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диа-лога, частая импровизация текста с использованием общеполи-тических и местных житейских тем. Эти народные представ-ления послужили одной из национальных основ русской быто-вой и сатирической драматургии второй половины XVIII в.

Художественные вкусы трудового народа находят яркое во-площение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент.

Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной фор-ме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольно-го купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т. д.) можно найти на всевоз-можных предметах бытового обихода, мебели, пряничных дос-ках и т. п. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши, какой тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие круже-ва и красочные вышивки!

Культура правящих классов. Классицизм

Р

усская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль ху-дожественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели вы-ступают активными борцами за идеи просветительства; возни-кают первые литературные журналы.

Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. -- становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в худо-жественных образах могущества абсолютной монархии.

Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: «Чтобы ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».

В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатириче-ская струя.

В литературе русский классицизм представлен произведе-ниями А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоно-сова, А. П. Сумарокова. А. Д. Кантемир явился родоначальни-ком русского классицизма, основоположником наиболее жиз-ненного в нем реально-сатирического направления -- таковы известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретиче-скими трудами способствовал утверждению классицизма, од-нако в его поэтических произведениях новое идейное содержа-ние не нашло соответствующей художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного прогресса.

По-иному традиции русского классицизма проявились в со-чинениях А. П. Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.), которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В тра-гедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма, например в по-литической трагедии «Дмитрий Самозванец». В своем творче-стве Сумароков преследовал общественно-воспитательные це-ли, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и бла-городных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав», - писал А. П. Сумароков.

С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает кризис; обострение социальных противоречий и клас-совой борьбы приводит к проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего литературного направления классицизм становится литературой узких реакционно-крепостнических кругов.

Классицизм завоевывает господствующее положение в ар-хитектуре и изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И. Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы -- Г. Ка-мерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно ре-шали важнейшие задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью замысла: строгость и лако-низм сочетались в их творчестве со стремлением к монумен-тальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П. Е. Пашкова) в Москве -- высшее достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный по архитектурному образу и изобретательности в убранстве. Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные здания, созданные рус-скими архитекторами второй половины XVIII в., например здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таври-ческий дворец в Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской, богатством отдел-ки фасада здания и ограды.

Характерной чертой русского классицизма в скульптуре бы-ла теплота, человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и мудрую сдержан-ность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью. Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом обра-зов, лаконичностью и обобщенностью. Один из самых замеча-тельных памятников этой эпохи -- памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе. Он был иностранцем, но созданный им мону-мент должен рассматриваться в рамках русской культуры, пред-определившей оценку Петра I и трактовку его скульптурного образа. Фигура Петра, простершего вперед руку, ритмически связана с конем, а все изваяние -- с мощным постаментом, ка-менной скалов весом в 80 тыс. пудов. Глубина мысли, героиче-ское истолкование образа, патетичность художественного замысла делают «Медного всадника» поэзией истории, символом великого исторического призвания России.

Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Андромахой», картина Г. И. Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря». Однако в жи-вописи сказалась больше ограниченность классицизма -- отвле-ченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов.

Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был заложен драматургией Ломоносова и Сумароко-ва, утвердивших национально-патриотическую тематику и про-светительское направление в театре. Распространение класси-цизма в театральном искусстве связано с возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного профессио-нального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым. Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А. Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью декламации. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил по себе память вдохновенного художника в героиче-ских образах свободолюбивых персонажей трагедии Сума-рокова, не сходивших со сцены в то время.

Сентиментализм

К

лассицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из «среднего» класса. Трагедию заменили «слезная мещанская драма» и комическая опера. Возвышенный язык трагедийных героев перестает волновать слушателей, с восторгом встречаю-щих «смешение в действиях забавы с горестью» и обливающих-ся слезами над чувствительными повестями. Создатель жанра сентиментальной повести и сентиментального путешествия в русской литературе, Н. М. Карамзин стремился передать тонкие и глубокие переживания простых людей. Однако в своих произ-ведениях он в консервативном духе рисовал идиллические отношения между помещиками и крестьянами. Н. М. Карамзин боялся выступлении крестьян, призрака французской буржуазной революции XVIII в. и потому примирялся с крепостниче-ской действительностью.

Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, осо-бенно парковой, - с различными «гротами уединения», таин-ственными, скрытыми в полумраке беседками, в стилизации «дикой» природы. Одна из работ агронома и дворянского ме-муариста А. Т. Болотова так и называется: «Некоторые общие примечания о садах нежно-меланхолических». Большинство усадеб XVIII в. было создано при участии или по проектам крепостных архитекторов и садоводов.

В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских обра-зов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Ива-нова «Доение коровы» все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на крот-ких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г.-- в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентимен-тальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, пи-савшего традиционные «ландшафты со скотиною», крестьянски-ми избами фантастической архитектуры и идиллическими «сельскими увеселениями» пастухов и пастушек.

Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Боровиковский. Созданные им женские образы (на-пример, портрет М. И. Лопухиной) полны нежных элегических чувств и идиллических настроений.

Основоположником сентиментализма в русском театре яв-ляется актер В. II. Померанцев. Театр 70--80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков «Деревенский праздник» Майкова, на котором умиленные кре-стьяне хором поют: «Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец! »

Таковы же и «слезные драмы» Хераскова с душераздираю-щими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока.

Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку. Романс «Стонет сизый голубочек» (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца куп-чих и мещаночек.

Сентиментализм в русской культуре возник в период фор-мирования новых, буржуазных отношений в недрах феодаль-но-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. По-этому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени.

Реалистические тенденции русской культуры

Б

орьба сентиментализма с классицизмом не исчерпывает всего содержания русской культуры второй половины XVIII в. Наряду с сентиментализмом (а чаще в со-четании с ним) все больше выявляются реалистические тенден-ции русской культуры, условно называемые «просветительским реализмом». Они с наибольшей активностью и последователь-ностью выражали протест против феодальной идеологии.

Острая критика существующего строя, беспощадная ирония и насмешка над правящими классами, обличение невежества, паразитизма и жестокости дворянства, несправедливости и продажности суда и чиновников -- вот что несли с собой худо-жественные произведения подобного рода.

По своей обличительной направленности, по широте изобра-жения общественных недостатков первое место в литературе 60--70-х годов занимает творчество Д. И. Фонвизина. Начиная от ранней политической басни-сатиры «Лисица-казнодей» Казнодей - проповедник., раскрывавшей подлинную суть самодержавия и добродетелей императрицы Елизаветы, и кончая «Бригадиром» и «Недорос-лем», Фонвизин -- один из идеологов русского Просвещения-- во всех своих произведениях метко и зло осмеивал бар, вос-ставал против жестокостей крепостничества, призывал ограни-чить власть помещиков над крестьянами. Реалистические осно-вы творчества Фонвизина преодолевали условные правила классицизма.

Смелым новатором в области художественной формы, ло-мающей привычные каноны классицизма, выступил и Г. Р. Дер-жавин, произведения которого свидетельствуют о неуклонном нарастании реалистических элементов в русской поэзии.

Творчество одного из крупнейших русских ваятелей -- Ф. И. Шубина также носило сугубо реалистический характер. Сын черносошного крестьянина, талантливый самородок, он оставил нам блестящую галерею скульптурных портретов. Здесь элегантные холодные аристократки (бюст М. Р. Пани-ной) заслуженные полководцы (бюст 3. Г. Чернышева), пред-ставители рождавшейся в то время интеллигенции. Многогран-ность творчества Шубина особенно наглядна при сопоставлении бюста М В. Ломоносова (он изображен без парика, рот тронут откровенно печальной усмешкой, грусть и горечь пронизывают весь его облик) и страшного в своем беспощадном реализме скульптурного портрета императора Павла I -- с пышными им-ператорскими регалиями и болезненно-уродливым, жестоким лицом дегенерата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5