скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Михаил Горбачев: Неудачник или человек столетия? скачать рефераты

бщественность, возглавляемая народными фронтами, требовала об-народования советско-германских договоров 1939 г., публикации до-кументов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белорус-сия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтниче-ских конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азер-байджаном из-за Нагорного Карабаха -- территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Воору-женный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспых-нул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев -- таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демо-кратических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР высту-пило абхазское население.

«Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения чис-ленности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособ-ления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплек-са. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республи-канских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные, органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государст-венном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайд-жанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объяв-лениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законо-дательно закреплялся приоритет республиканских законов над союз-ными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президен-том-- А. В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистиче-ских Республик и его преобразование в демократическое федератив-ное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмеча-лось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложен-ные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и на-родов, право на самоопределение и демократическое развитие, терри-ториальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохра-нении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса. В апреле -- мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных рес-публик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники пере-говоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписа-ния такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Су-веренных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались переме-ны в структуре органов власти и управления, принятие новой Кон-ституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предот-вращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписа-нии временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и пере-дать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов высту-пила с протестом против проекта договора. Подготовленный к под-писанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного ком-плекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остано-вить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был от-странен от власти. Группа государственных деятелей заявила о не-возможности М. С. Горбачева -- в связи с состоянием его здоро-вья-- исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП -- Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, предсе-датель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей пре-одоление экономического и политического кризиса, межнациональ-ной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стоя-ла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были вве-дены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои на-селения, в том числе многие работники партийного аппарата, не ока-зали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин при-звал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявля-лось о переходе в ведение российского президента всех расположен-ных на территории республики общесоюзных органов исполнитель-ной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19--22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Ук-раина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось сове-щание руководителей трех суверенных государств -- России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур быв-шего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ -- Содружества Независимых Государств. Союз Советских Со-циалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали рас-пад некогда могучего многонационального государства, и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных рес-публик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Россий-ской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ель-цину и поддерживавшим его демократическим силам.

2.2.2. Социально- экономическое положение

Что касается экономических проблем Советского Союза, то их решение виделось в ускоренном "перевооружении" машиностроения. По сути дела, ЦК ставил задачу выхода на новый уровень НТР, хотя достаточно внятно это и не прозвучало (сказалась привычка не афишировать имеющиеся проблемы). Так был сделан выбор между привычными гигантскими вложениями в капитальное строительство и повышением производительности труда в пользу последнего: ускорение должно было быть достигнуто за счет перехода на новое поколение промышленного оборудования, технической модернизации. Однако проводимые мероприятия не давали должного эффекта.

Одной из затей, в которые верил Горбачев, была массовая компьютеризация: обучение основам программирования было включено в школьные и вузовские программы. Но общая отсталость Советского Союза в деле компьютеризации на тот момент изначально обрекала затею на провал: персональных компьютеров было крайне мало, советская промышленность к их массовому производству еще не приступала даже в мечтах, так что студентов обучали самым азам часто на допотопных машинах, не говоря уже о школьниках. Достаточно напомнить, что задача компьютеризации, скажем, тех же сельских школ была поставлена в современной России лишь сравнительно недавно Владимиром Путиным. Что уж тут говорить о 1985 г.!

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного про-изводства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйст-венной продукции. Негосударственный сектор -- в коллективах и ча-стных формах -- получал все более широкое распространение в эко-номике.

Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989--1990 гг. резко сократились темпы роста произ-водства промышленной продукции (см. табл. 1).

Таблица 1

Темпы прироста промышленности

(в % по отношению к предыдущему году)

1985 г.

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

1990 г.

+ 3,4

+ 4,1

+ 3,8

+ 3,9

+ 1,7

-1,2

Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн. человек.

Политика реформирования экономики имела значительные соци-ально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х го-дов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна. Только в Донбассе в борьбу за свои права всту-пили свыше 300 тыс. шахтеров. Цит по Согрин Политическая история современной России.1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М.: Прогресс- Академия, 1994.- С.63

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла-деющие средствами производства: члены кооперативов и лица, зани-мающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами (банкиры). Резко усилилась поляризация в обществе.

2.2.3. Реформа политической системы и её последствия

Перемены в общественно-политической сфере начались с прове-дения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительст-венного курса проходило на массовых митингах граждан. На страни-цах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяс-нял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных горо-дов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса име-лись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены предсе-датель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компар-тий большинства союзных республик и т. д.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи со-вершенствования социалистического общества.

В 1985--1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государст-венных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения до-кументов репрессированных в 30-е -- начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по про-цессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н. И. Бу-харин и А. И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А. В. Чая-нов и др.).

Демократизации общественно-политической жизни способствова-ло введение альтернативных выборов партийных секретарей в пар-тийных организациях.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры госу-дарственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников «перестройки» по вопросу о за-дачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конфе-ренция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обя-занностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур об-щества.

Учреждался новый орган власти -- Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, кото-рый превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стра-не президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на Ш Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев).

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изме-нении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депу-татов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоя-лись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их чис-ле-- Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев.

Выборы 1989 года нельзя было назвать полностью демократическими. Не все, а только 2\3 мандатов были получены кандидатами в ходе прямого голосования.

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с патри-архом РПЦ Пименом и представителями других религиозных кон-фессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-ле-тием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные об-щины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.

Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые зда-ния. Органы власти дали разрешение на строительство новых хра-мов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражда-нами участвовать в общественной жизни. Нескольких видных цер-ковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4