скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Михаил Горбачев: Неудачник или человек столетия? скачать рефераты

b>1.3. Первый Президент СССР

Выдвижение XIX партийной конференцией важного проекта конституционной реформы (принятого Верховным Советом СССР в октябре 1988 года) стало вторым этапом политических преобразований, которое новое руководство рассматривало как решающей.

Эта реформа в конечном итоге привела к установлению двухуровневой представительной системы - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избранный из депутатов съезда, - и учреждению поста Президента СССР, наделённого широкими полномочиями.

Третий съезд народных депутатов, состоявшийся в середине марта, начался с изменения 6 - ой и некоторых других «партийных» статей Конституции, что вполне удовлетворило ряд радикалов. Когда приступили к обсуждению вопроса о выборах Президента СССР, радикалы разделились на две группы: первая поддерживала избрание Президента Съездом, а другая настаивала на том, чтобы выборы носили всенародный характер. Стремление части радикалов во главе с А. Собчаком и Н. Травкиным к незамедлительному избранию Президента СССР, по мнению Согрина, объяснялось их стремлением защитить «державные» интересы: в канун Съезда Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации независимости и заявили о выходе из Советского Союза, что, по их мнению, создавало угрозу распада СССР. Согрин В. Политическая история современной России.1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М.: Прогресс- Академия, 1994.- С.63 Эта часть радикалов готова была поддержать избрание Горбачева. Другие радикалы обвинили Горбачева в чрезмерных политических амбициях и стремлении узурпировать власть в стране.

Против кандидатуры Горбачева выступила и часть консерваторов,

причем в этот раз не из партийной верхушки, а из съездовской фракции «Союз», сторонников сохранения СССР, как сильного централизованного государства. Альтернативные кандидатуры были предложены одним из лидеров фракции В. Алкснисом. Самую же «злую» речь против Горбачева произнес кандидат из Кемеровской области Т. Авалиани. Он обвинил Горбачева в пустословии, неумении решить ни одной из намеченных задач, развале экономики и государственных институтов. Самый чувствительный удар по Горбачеву был нанесен в конце его выступления: « А о том, что он не справится с этой работой, я писал еще в ноябре 1985 года, можете поднять архивы. И там как раз говорилось о том, что Вы будете метаться туда и сюда, а в это время произойдет то, что мы имеем сегодня». Согрин В. Политическая история современной России.1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М.: Прогресс- Академия, 1994.- С.63

В конце концов, Горбачеву удалось добиться избрания Президентом, но проголосовало за него менее 60% депутатов. Там же.- С.64 Популярность его была низка, как никогда, и в случае всенародных выборов поддержка Горбачева могла оказаться еще меньше. Именно это и побудило его избираться на Съезде, а не всенародно. Но, отказавшись от всенародных выборов, Горбачев тем самым лишил свой пост необходимой легитимности, а себя - возможности апеллировать к «гласу народа». И уже это в серьёзной степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.

Выводы к первой главе.

Сводная таблица, характеризующая Горбачева как личность представлена в приложении 5.

Личные и деловые качества М.С. Горбачева сформировались еще на Ставрополье. Умение «хорошо» говорить пригодилось ему в дальнейшем. А вот неумение взять на себя всю ответственность, неумение контролировать подчиненных в дальнейшем горько «аукнется» будущему Президенту СССР.

Последовавший его провал в качестве президента объяснялся многими обстоятельствами. Одно их них заключалось в том, что крах всех его предшествующих экономических реформ, многие политические неудачи породили у Горбачева губительный для реформатора комплекс - страх новых, радикальных начинаний. И если, вступая в 1985 году в должность Генерального секретаря, Горбачев предложил целую серию реформ, то заняв президентскую должность, он не смог выдвинуть ни одной новой идеи

В конце своего правления Горбачев, став Президентом, пытался опираться уже не на партийный аппарат, как все его предшественники, а на правительство и команду помощников. Горбачев все больше склонялся к социал - демократической модели.

Глава 2. Победы и поражения Горбачева и их оценка отечественными и зарубежными историками и общественными деятелями

2.1. Внешнеполитические успехи и просчеты

Горбачев был твердо настроен и на обновление внешнеполитического курса СССР. Уже вскоре он предложил на пост министра иностранных дел Шевар
днадзе, взамен Громыко, переведенного в председатели Президиума Верховного Совета СССР. "Серебристый лис", как прозвали Эдуарда Амвросиевича в Грузии, оказался незаменимым проводником курса Горбачева, пока не предал его, сбежав со своего мидовского поста в начале 1991 г. И, как выяснилось, вовремя. Крах СССР он встретил в рядах "истинных демократов". Когда-то, в бытность свою первым секретарем ЦК Грузии, он заявил, что для его республики "солнце встает на Севере". Понятно, что Горбачеву он понравиться сумел. И не он один.

В то же время Горбачева серьезно заботили проблемы разоружения и взаимоотношений сверхдержав на международной арене. Помимо этого, оказывалась серьезная экономическая и военно-техническая поддержка ряду дружественных режимов по всему свету: от Кубы до Лаоса, не говоря уже о мировом коммунистическом движении и "прогрессивных силах". Наконец, на шее СССР сидели в полном смысле слова и страны СЭВ. Стало обычным явлением, когда "страны народной демократии" экспортировали на Запад высококачественную продукцию, к примеру легкой промышленности, а в Союз гнали чуть ли не брак. Доходило и до того, что поставляемая им по дешевке нефть перерабатывалась, а полученные нефтепродукты выгодно сбывались в Европе.

Горбачев считал себя реформатором, но вот реформировать-то он и не сумел - просто крушил.

Идеи сокращения участия в локальных конфликтах и объемов помощи "братским режимам" были весьма популярны среди людей поколения "шестидесятников", к которому принадлежал и Михаил Сергеевич. Эти же люди после достижения Советским Союзом стратегического паритета с США стали рассматривать собственные вооруженные силы, как ненужную обузу. Следует отметить, что хоть диссидентское движение в СССР и было основательно разгромлено Андроповым, прозападные настроения были достаточно распространены в среде советской интеллигенции. И в результате идеологическое развитие перестройки постепенно приняло отчетливый прозападный крен. К примеру, от экономической реформы социалистического хозяйства постепенно был совершен переход к безапелляционному утверждению безусловного превосходства капиталистической экономики над социалистической.

Годы «перестройки» стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств -- таково было основополагающее по-ложение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государства-ми, в частности, с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение воен-ных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горба-чев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических разли-чий объявлялась одним из принципов межгосударственных отноше-ний. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Сою-за стал Э. А. Шеварднадзе.

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западны-ми странами и положить конец «холодной войне».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполи-тических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президен-тами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война не-допустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская во-енная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В февра-ле 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли огра-ничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратни-ков. Но были и противники новых подходов к решению междуна-родных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с За-падом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они по-полнили ряды оппозиции горбачевской «перестройке».

СССР и страны Восточной Европы. Серьезные перемены про-изошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Эко-номический и политический кризис в этих странах, падение автори-тета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оп-позиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора (далее ОВД). На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямых контактах между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление «перестро-ечных» процессов, кадровые перестановки в советском партийно-го-сударственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против сущест-вующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результа-те свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Алба-нии. В бывших социалистических странах произошла смена партий-но-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти меры привели к резкому обострению эко-номической ситуации. Крушение существующих порядков в Югосла-вии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточ-ной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили дея-тельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Вар-шавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Со-ветского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%. Орлов А.С. История России.- М.: Велби, 2003.- С.460

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объедине-ние Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.

СССР и капиталистические страны мира. Обновленные подходы к решению меж-дународных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986--1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежа-щих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стра-тегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в пра-вящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей пар-тийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безо-пасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписан-ные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был при-нят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы -- Шве-цией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о со-вместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Нормализовались политические и экономические взаимоотноше-ния СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирова-ния отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею дого-воренность предусматривала совместные работы по освоению при-родных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономи-ческие и общественные контакты с Израилем. Они привели к восста-новлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответст-вующих международному законодательству в области прав человека, в частности, указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями куль-туры разных государств.

Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Пер-сидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта.

2.2. Внутренняя политика

2.2.1. Обострение межнациональных конфликтов.

В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркмен-ская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории прожи-вали свыше 270 млн. человек -- представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос, и произошло фактиче-ское выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем, непоследова-тельность национальной политики породила многочисленные проти-воречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кри-зис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономически-ми трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окру-жающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на мес-тах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозици-онные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказа-лось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональны-ми и межэтническими конфликтами, и ростом сепаратистского дви-жения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против ру-сификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило на-значение Г. Колбина, русского по национальности, первым секрета-рем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.

Страницы: 1, 2, 3, 4