скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура XVIII - первой половины XIX в. скачать рефераты

противоположность высокому подъему литературного и музыкального творчества изобразительное искусство и архитектура Германии оставались в этот период на втором плане, не выдвинули мастеров мирового значения. В живописи господствовали сухие и безжизненные академические принципы, окрасившие безнадежной скукой творения Карстенса, Овербека, Корнелиуса. Исключением были немногие портреты Ф.О. Рунге и некоторые пейзажи К.Д. Фридриха. В 30-40-е годы появился сентиментальный романтизм художников стиля "Бидермейер", воспевавших уже не средневековых рыцарей, а мирный уют провинциального существования.

Развитие живописи и графики на рубеже веков в России определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности.

Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественным движением, характерно для творчества В.А. Тропинина (1776-1857) и особенно А.Г. Венецианова (1780-1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.

Заметное место в искусстве 30-х годов занимает историческая живопись. К.П. Брюллов (1799-1852) в картине "Последний день Помпеи" изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая всеразрушающая стихия. Большой убедительностью и жизненной силой характеристик отличались многие портреты Брюллова. Выразительность и смелость цветового решения делают эти портреты выдающимися созданиями искусства.

Глубоко отразил в своем творчестве волнующие идеи современности А.А. Иванов (1806-1858). Остро ощущая социальную несправедливость, полный предчувствия грядущих перемен, он стремился найти тему, которая позволила бы показать, по его понятиям, ключевой момент в жизни человечества. Он остановился на Евангельском рассказе о пришествии мессии, казавшемся ему исполненным высокого исторического смысла. Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полотном "Явление Христа народу", основной темой которого является духовное перерождение погрязших в страданиях и пороках людей. По мере работы над картиной особенно большое значение приобретал в ней образ раба, в, котором, по словам самого художника, "сквозь привычное страдание впервые появилась отрада, сознание себя человеком". Огромное значение в развитии реалистического искусства имели многочисленные этюды Иванова к картине, в особенности его пейзажи.

6. Направления развития архитектуры.

Архитектура в конце XVIII - начале XIX в. также отражала основные тенденции художественного творчества. Во Франции поисками строго классического, лаконичного и возвышенного стиля был занят Клод Леду, изучавший для этого суровые сооружения эпохи римской республики и немногочисленные - памятники греческого искусства.

После прихода к власти Наполеона от архитектуры потребовали не спартанской " красоты, а помпезного величия Римской империи. В творчестве действовавших при Наполеоне архитекторов - Персье, Фонтена, Шальгрена, Вшьона - все отчетливее нарастал дух официальности, за которым вскоре последовал и глубокий кризис французской и всей европейской архитектуры. Одно из наиболее известных творений этого периода - Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже (1806). Ее авторы - Ш. Персье и П. Фонтен.

В Германии скульпторы (Шадов, Раух) и архитекторы (Шинлель, Кленце) долго придерживались традиционных, существовавших еще с XVIII столетия форм холодного и бесстрастного классицизма, отдавая дань широко распространенным консервативным вкусам, особенно усердно насаждавшимся монархической властью:

Классицизм (от лат dassicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве конца XVIII - нач. XIX века, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Характеризуется возвышенными героическими и нравственными идеалами, строгой организованностью логичных, ясных и гармоничных образов.

Архитектура "викторианской эпохи" в Англии отличалась мирным сосуществованием классицизма и готического стиля. В 40-50-е

годы в сухом готическом стиле было построено здание парламента в Лондоне (архитектор Ч. Барри). В 50-е годы начинаются первые поиски технической формы строительства: "Хрустальный дворец" для всемирной выставки в 1851 г. в Лондоне был построен Дж. Пэкстоном из железа и стекла, однако художественная сторона была здесь полностью принесена в жертву функциональности технических затей.

В стиле зрелого классицизма с его мощными, сильными и монументально-простыми формами строились лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда провинциальных городов; обширными ансамблями украшаются главные города России: в Петербурге - Адмиралтейство А.Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт - А.Н. Воронихина, Биржа - Тома де Томоиа и ряд сооружений К.И. Росси; в Москве - комплексы построек О.И. Бове, Д.И. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.).

7. Основные жанры музыкального искусства.

Музыкальное искусство Германии н Австрии развивалось на общей основе и занимало ведущие позиции в мировой музыке. Огромной популярностью пользовались оратории Георга Фридриха Генделя (1685-1759). Оратория - это исполняемое в концертах большое вокально-симфоническое произведение с развитым драматическим сюжетом. Оратории Генделя еще больше, чем оперы, раскрыли могучий талант композитора. Лучшие из них - "Самсон", "Иуда Маккавей", "Мессия", созданные в середине XVIII века, - звучат и поныне, непременно находя отклик у самой разнообразной аудитории. Пафос музыки Генделя - это героика гражданского долга, мужества и страдания народа.

Жизнь великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) складывалась нелегко - с самых ранних лет его сиротской юности и обременительной службы в церквях Эйзенаха, Ордруфа, Люнебурга до зрелых лет и старости. Но чем труднее становилась служба и жизнь, тем сильнее, несокрушимее была его вера в искусство и человеческий разум. Именно поэтому музыка Баха волнует сердца слушателей и в наше время.27 лет он руководил музыкальными занятиями в школе маленьких певчих при церкви Св. Фомы в Лейпциге. А по воскресеньям он дирижировал оркестром и большим церковным хором. Исполнялись обычно его новые сочинения - кантаты (вокально-симфонические сочинения с сюжетом, но без сценического действия), мессы (вокально-симфонические произведения на текст католической службы), мотеты (многоголосные хоровые сочинения). Писал он музыку для скрипки, органа. Его творчество пользуется большой популярностью и в наши дни.

Австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732-1809) заявил о себе прежде всего как руководитель хоровой и оркестровой капеллы венгерского князя Эстерхази. Слава о капелле Эстерхази перешла за пределы Австрии и Венгрии. В маленький захолустный Эйзенштадт, где находился дворец князя, из разных стран приезжали артисты, композиторы и даже коронованные особы. И все только для того, чтобы послушать замечательные произведения Гайдна в исполнении капеллы под его руководством. Гайдна называли "отцом" симфонии и струнного квартета. Хотя такие произведения писали до него, но именно Гайдн в период расцвета своего огромного таланта создал классические симфонии, совершенные, с напряженным и целеустремленным развитием.

Родина Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) - австрийский город Зальцбург, а творчество композитора принадлежит всему миру. Моцарту были близки прогрессивные идеи его времени - гуманистические взгляды французских энциклопедистов, страстный протест немецких прозаиков и поэтов периода "бури и натиска" против гнета феодальных порядков. Личная жизнь композитора проходила очень бурно и сложно. Он познал и дружбу, и предательство, и материальную нужду, успехи и разочарования, признание и непонимание.

Моцарт - автор опер "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан". Всему миру известны его симфонии, песни, смычковые квартеты, клавирные концерты. В 1791 г. Моцарт дарит миру еще два бессмертных произведения: оперу "Волшебная флейта" и "Реквием". В предчувствии близкой смерти Моцарт указал своему ученику Зюсмайеру, как закончить "Реквием". По его просьбе друзья, собравшиеся у него, исполнили то, что он успел написать сам. Когда раздались нежные и скорбные, идущие из глубины души звуки той части реквиема, что зовется "Лакримозо", т.е. "Полная слез", Моцарт разрыдался. Это произошло 4 декабря 1791 г. В ночь на 5-е Моцарта не стало.

Одним из величайших национальных гениев немецкого народа является Людвиг вон Бетховен (1770-1827). Значительную часть своей жизни он провел в Вене. Мировое значение Бетховена обусловлено тем, что в его произведениях отражены великие прогрессивные идеи свободы и братства народов, вера в возможности человека. Важнейшее место в творчестве Бетховена занял симфонический жанр, которому присуще выражение активного движения, деятельности, борьбы. В трех из девяти симфоний Бетховена (третьей, пятой, девятой) ярко воплощен дух героической освободительной борьбы.

Дух героического действенного симфонизма проникает и в другие жанры творчества Бетховена. Велики заслуги Бетховена в развитии фортепианной сонаты. Такие его сонаты, как "Патетическая", "Аппассионата", "Аврора", по яркости музыкальных образов, действенности их развития, по своим масштабам приближаются к симфониям. Поздние произведения Бетховена выражают глубокие философские раздумья великого художника о грядущих судьбах человечества.

В творчестве Роберта Шумана (1810-1856) проявились особенности романтического искусства. В области фортепианной музыки значение Шумана особенно велико. В "Карнавале" - цикле программных фортепианных пьес - он проявил себя как великий мастер острой и точной музыкально-психологической характеристики. Шуман создал много пьес на слова Гейне, Шамиссо, Бернса. Лучшим его вокальным произведением является цикл на слова Гейне "Любовь поэта", передающий тончайшие оттенки чувства - от светлой лирики до трагического пафоса.

Великий немецкий композитор XIX века Рихард Вагнер (1813-1883) отразил в своем творчестве как стремления лучшей части своего поколения, так и крушение надежд и разочарование в прежних идеалах. Его творческим идеалом была "музыкальная драма", в которой музыка и действие составляли единое целое. Наиболее известное его произведение-тетралогия "Кольцо Нибелунга". Одновременно Вагнер создал музыкальные драмы "Тристан и Изольда" и "Нюрнбергские мейстерзингеры". Творчество Вагнера оказало огромное влияние на музыку последующего периода.

Крупнейший представитель французской музыки XIX века Гектор Берлиоз (1803-1869) стал создателем программного симфонизма во Франции. В значительнейшем произведении Берлиоза - "Фантастической симфонии" (1830) - воплощен образ романтического героя с его бурными страстями, пылкими надеждами и горькими разочарованиями. Особую выразительность в сочинениях Берлиоза получает оркестр, который композитор обогатил новыми красочными сочетаниями.

Композиторов лирической оперы более всего привлекали психологические переживания героев, а особенно героинь. В опере Шарля Гуно "Фауст" (1859) на первом плане оказался образ любящей и покинутой Маргариты.

Заметный след в истории французской и европейской музыки оставили композиторы Бизе, Массне, Оффенбах, Мейербер и другие.

Вершиной итальянской оперной школы явилось творчество Джузеппе Верди (1813-1901), композитора, наиболее тесно связанного с национально-освободительным движением, в котором он принимал и личное участие. Уже в ранних операх, относящихся к 40-м годам ("Набукко", "Ломбардцы", "Битва при Леньяно"), Верди отдает предпочтение историко-героической тематике, выдвигая на первый план народные хоровые сцены. Некоторые его оперные хоры стали гимнами национального движения. Верди уделял значительное внимание вопросам драматургии, был весьма взыскателен в выборе литературного первоисточника для оперы; 50-е годы - период его полной зрелости как композитора-реалиста. В трех операх - "Риголетто", "Травиата" и "Трубадур", Верди проявляет себя как художник-гуманист, смело поднимающий голос против социальной несправедливости. Сочетание мелодического богатства и декламационной выразительности, глубокое знание законов драматургии, в частности, блестящее использование музыкально-драматических контрастов обеспечили этим операм длительный и прочный успех.

В XIX веке польская музыка, опиравшаяся на народное искусство и имевшая уже прочные традиции, приобретает мировое значение, выдвигая национального гения Фридерика Шопена (1810-1849). В юные годы Шопен впитал в себя все богатство польской народной музыки, и оно стало источником своеобразия его творчества. Оказавшись на положении эмигранта в связи с польским восстанием 1831 г., композитор ни на мгновение не прерывал крепкой духовной связи с родиной, историческую трагедию которой он тяжело переживал. Шопен писал почти исключительно фортепианную музыку, значительно раздвинув круг ее образов и жанров. В его произведениях отражены и живые сценки народной жизни (мазурки), и картины истории Польши (полонезы), и фантастика народных преданий (баллады). У Шопена встречаются страницы лирических высказываний (прелюдии, ноктюрны) и широко развернутые произведения драматического плана (сонаты, фантазии). Неослабевающая сила музыки Шопена - прежде всего в красоте и разнообразии ее мелодики. Композитор значительно обогатил и другие элементы музыкального языка, придав образность, выразительность самой манере фортепианного изложения (фактуре), что особенно заметно в его этюдах.

Девятнадцатый век - блестящая пора в истории русской музыки. В проникновенных романсах А.А. Алябьева, задушевных лирических песнях А.Е. Варламова и АЛ. Гурилева, обаятельных национально-романтических операх А.Н. Верстовского (автора знаменитой "Аскольдовой могилы") нашли отражение яркие прогрессивные стремления русского искусства. Но только Глинке удалось ввести русскую музыку в круг мировых явлений.

Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) - великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга композитора заключается прежде всего в глубоком понимании задач народности и реализма. В своем искусстве он выразил коренные черты русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Народная песня стала для него не только творческим материалом, но и основой музыкального мышления, определившей характерные черты классического "глинкинского" стиля. Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: "Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем". Уже первая опера Глинки "Иван Сусанин" (1836) стала явлением крупного мирового значения. Композитор создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. В основе оперы "Руслан и Людмила" (1842) - сюжет пушкинской поэмы. Это произведение монументального характера, сказочно-эпического склада. Глинка углубляет в опере черты былинного повествования. Во всем величии разворачиваются здесь картины седой старины, образы богатырской героики. События развиваются спокойно, неторопливо, подобно эпическому сказу.

Две оперы Глинки - историческая драма и опера-сказка - определили дальнейший путь русской оперной классики. Велико значение творчества композитора в области симфонической музыки, камерной лирики.

Список литературы

Я.М. Бердичевский, С.А. Осмоловский "Всемирная история" 2001 С.111-128.

С.Л. Брамин "История Европы". 1998 С.100-109

Л.А. Ливанов "Всемирная история" учёбное пособие. 2002 С.150-164.

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. Ї 6-е изд. Ї М.: ООО "ТИД "Русское слово Ї РС", 2006 (§ 41).

Страницы: 1, 2, 3