скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История русского народа - от древности до наших дней скачать рефераты

I. В России в первую очередь было необходимо отменить крепостное право; создать рынок вольнонаемной рабочей силы; лишить или ограничить дворянство в правах и привилегиях; провести аграрную реформу.

С одной стороны реформы Петра I, имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому петровские реформы с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости.

VII. Царствование Екатерины можно назвать золотым веком России. Она стала преемницей дела Петра I. Петр решительно начал модернизировать Россию, Екатерина довершила начатое им, причем так великолепно, как Петр мог только мечтать.

Екатерининская эпоха стала временем небывалого расцвета военного и экономического могущества России, ее культуры и просвещения. Никогда Россия не одерживала такого количества блестящих побед, никогда не приобретала такое множество сокровищ мировой культуры, никогда к нам не переселялось такое количество знаменитых художников и ученых, никогда прежде успехи нашего государства не вызывали такого изумления и уважения в Европе.

За время правления Екатерины II:

число жителей выросло с 19 миллионов до 36 миллионов;

доходы государства - с 16 миллионов рублей до 69 миллионов рублей;

ввоз/вывоз капитала - с 9 миллионов рублей до 44 миллионов рублей;

число фабрик и мануфактур - с 500 до 2000;

выплавка чугуна - с 3,7 миллиона пудов до 9,8 миллиона пудов;

производство железа - с 2,2 миллиона пудов до 6,2 миллиона пудов.

Екатерина решила перевоспитать государевых холопов в граждан государства и в воспитательных целях с ними обходилась уже как с гражданами. Она повелела в прошениях слово 'раб' заменить словом 'подданный'. 'Хочу повиновения законам, а не рабов', - заявляла она.

Для пересмотра российских законов в 1767 году в Петербурге по приказу императрицы собралась Уложенная комиссия, составленная из 560 депутатов от всех сословий и народностей. Перед началом работы Комиссии Екатерина обратилась к ней с посланием - 'Наказом'. Россияне впервые призывались рассуждать о вольности, о веротерпимости, о вреде пыток, о равенстве граждан.

У Екатерины были проекты постепенного уничтожения крепостной зависимости путем освобождения крестьян в отдельных имениях при их купле-продаже. Однако большинство членов Уложенной комиссии были против отмены крепостного права. Отстаивали крепостное право и просвещенные деятели той эпохи: поэты Державин и Сумароков, президент Академии наук Дашкова и многие другие. Екатерина была очень недовольна этим. Она назначила сумму в 1000 червонцев в награду за лучшее сочинение об отмене крепостного права. Впервые в России с высоты царского трона заговорили об освобождении крестьян, и этот вопрос стал на повестку дня. Но тогда страна не созрела для этого.

Екатерина сняла строгий надзор, установленный над торговлей и промышленностью Петром I. Она стала придерживаться в отношении торговли и промышленности политики невмешательства государства, принципа свободы предпринимательства, уничтожив самые органы контроля - петровские Берг - и Мануфактур-коллегии. Всем дозволено было открывать производства без какого-либо разрешения.

К концу XVIII века Россия стала крупнейшей в мире обладательницей художественных сокровищ. Только за 18 лет - с 1763 по 1781 год - Екатерина купила шесть крупнейших коллекций Европы для Эрмитажа, истратив колоссальные деньги.

В эту замечательную эпоху европейцы переселялись в Россию. За 10 лет - с 1764 по 1774 год - в России поселились 26 000 семейств.

Много известных архитекторов, скульпторов, художников прибыли в Петербург из Франции. Чтобы остановить подобное бегство знаменитостей, во Франции принимались меры. Европейцы стремились в Россию, как в Эльдорадо.

В 1766 году переехал из Пруссии в Петербург в зените научной славы великий математик Эйлер. Прусский король не сумел создать ученому такие хорошие условия, как в России. Научная деятельность Эйлера в Петербурге оказалась поразительно плодотворной. Им было опубликовано более 365 работ по математике, механике, астрономии, физике, статистике, демографии и другим разделам науки.

Была создана система народного образования, и население стало учиться по единым программам и учебникам.

Все эти успехи в экономике, просвещении, культуре тем более поразительны, что царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам - из 34 лет царствования на 17 лет мира пришлись 17 лет войны. Ей пришлось завершить задачи внешней политики, которые веками мечтали осуществить московские государи. Широко известны блестящие победы Суворова, Ушакова и других полководцев. Мир был ошеломлен блестящими победами русского оружия на суше и на море. Эта эпоха стала вершиной военной доблести и искусства русской армии. Чувство национального достоинства поднялось в России на небывалую высоту.

Екатерина не вводила ни либеральной конституции, ни новых учреждений, если сознавала, что этому не соответствуют экономические и политические отношения внутри страны. И все же своим методичным, последовательным, постепенным реформированием страны, без чрезмерного напряжения народных сил, она добилась такого величия России, какого не добивался ни один ее правитель.

VIII. На рубеже 30-40-х гг. XIX века в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными названиями западников и славянофилов.

Их общей чертой являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и Западная Европа, стать, в конце концов, парламентской конституционной монархией. В отличие от западников, славянофилы считали европейский путь неприемлемым и гибельным для России. Все, постигшие Россию, беды они связывали именно с тем, что, начиная со времен Петра I, Россия отказалась от свойственного ей самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки.

Тема спора "западников" и "славянофилов" актуальна и в наши дни, когда Россия находится на распутье. Каково же будущее России?

С одной стороны, она слишком долго развивалась в русле западной цивилизации. Это прогрессивный путь и, свернув с него, мы сделаем шаг назад.

А с другой, Россию населяют сотни народностей, и все они самобытны. Мы не перестаем быть страной и азиатской, и европейской. Это обстоятельство накладывает отпечаток на жизнь российского общества.

Хочется верить, что Россия найдет свой путь и займет достойное место в мире. А каким он должен быть? Тут я согласна с В.О. Ключевским: "Можно и должно перенимать чужой опыт вязать чулки, но нельзя и стыдно брать чужой образ жизни, строй мыслей, чувств, отношений. Каждый порядочный народ все это должен иметь свое".

IX. "Фашизм - политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего экономического и политического кризиса и выражающего интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии" (Большая советская энциклопедия)

В центре фашистской идеологии - идеи военного захвата, расового неравенства, вождизма (принцип фюрерства), всевластия государственной машины.

Важнейшие отличительные черты фашизма - использование крайних форм насилия для подавления трудящихся, шовинизм, расизм, максимальный контроль над всеми проявлениями обществ, и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно многочисленной частью населения, не относящейся к правящим классам, способность мобилизовать и политически активизировать ее в интересах эксплуататорского строя. Внешняя политика фашизма - политика империалистических захватов.

Да, я считаю фашизм источником военной опасности. Как известно, история может повторяться, пусть и не буквально.

Ведь и в ХХI веке ни величайший взлет науки и техники, ни достижения культуры и цивилизации, ни невиданное развитие индустриального производства не могут уберечь человечество от возникновения чудовищных террористических режимов, которые способны двинуться по пути всемирных завоеваний и всеобщего уничтожения. А фашизм - явление международное и может существовать в разных формах. Развиваться на фоне и в условиях кризиса общества, нужды, нищеты, озлобления масс.

X. Становление новой политической системы в России занимает немало времени, требует больших усилий и происходит болезненно. Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР.

Политическая система в России в начале 90-х гг. базировалась на представительной власти - Съезд народных депутатов РФ и двухпалатном Верховном Совете. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР.

После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию.

Первым реальным шагом в изменении советской системы стала радикальная либерализация цен в январе 1992 года. Россияне лишились своих сбережений, цены подскочили не в 3-5 раз, как обещали реформаторы, а в 36 раз и это только на протяжении 1992г. Рост заработной платы, социальные компенсации далеко отставали от развившейся гиперинфляции. К весне 1992 г. возросло социальное напряжение.

Между законодательной и исполнительной властью наметился серьёзный конфликт из-за отсутствия чёткого разграничения полномочий между ними. Законодательная власть выдвигала концепцию большей социальной защищённости в процессе реформ. Они объявляли правительство недееспособным. В свою очередь исполнительная власть усмотрела главную причину неудач в "антиреформаторской" позиции центральных представительных органов.

Пика обострения этот конфликт достиг в период разработки конституционного проекта Российского государства. Острая борьба между законодательной и исполнительной властями парализовала деятельность обеих ветвей и государства в целом. Состоявшийся в ноябре 1991г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. В конце 1991г. правительство, возглавляемое Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры "шоковой терапии" нацелены были на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

Начало реформ ознаменовалось рождением оппозиции внутри самой власти. Законодательная власть становилась в оппозицию исполнительной. Сделав вывод о невозможности дальнейшей работы с "таким съездом", Ельцин предложил гражданам России через референдум определиться, поддерживают ли они курс президента на преобразования или курс Съезда и Верховного Совета на сворачивание реформ.

Было принято решение о проведении референдума 25 апреля 1993 г, на который были вынесены четыре вопроса:

1. Доверяете ли вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину?

2. Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ с 1992 года?

3. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?

4. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

Референдум принёс успех президенту, отклонил идею досрочных перевыборов и президента, и законодателей.

Российский президент 21 сентября объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу президентский Указ "О поэтапной конституционной реформе в РФ". Верховный Совет, размещавшийся в белом доме, решительно отказался подчиняться указу президента, признавшего его действия неконституционными. Верховный Совет постановил отстранить Ельцина от должности и избрал Руцкого исполняющим обязанности Президента.

22 сентября Верховный Совет постановил дополнить Уголовный кодекс РФ статьёй, карающей антиконституционную деятельность "вплоть до расстрела". В тот же день служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданским лицам. В ответ на такой антиконституционный акт были организованы демонстрации. В ряде мест возведены баррикады. Предпринята попытка штурма мэрии и Останкино. В столице было объявлено чрезвычайное происшествие, в город введены войска.

29 сентября Президент предъявил Верховному Совету ультиматум покинуть здание Белого дома до 4 октября. Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел Белого дома. К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Хасбулатовым и Руцким арестовано. В тот же день в Москве был введён комендантский час, продолжавшийся две недели, приостановивший выпуск оппозиционных правительству газет и деятельность организаций, поддерживающих Белый дом. Драматическая развязка конфликта между властями состоялась, в ходе которой с обеих сторон погибло около 150 человек.

12 декабря 1993 г. состоялись референдум по Конституции и выборы в Государственную думу. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. Были определены четкие рамки компетенции ветвей власти. Президент наделялся чрезвычайно широкими полномочиями, в том числе правом формировать и отправлять в отставку правительство. Парламентские прерогативы были ограничены принятием законов, бюджета, объявлением амнистии, ратификацией международных договоров.

Подчёркивалась самостоятельность органов трёх ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по новой Конституции. Особое значение имело решение исполнительной власти о переходе с 1 июля 1994 года ко второму этапу приватизации. В отличие от первого этапа, второй предполагал открытую продажу всех акций предприятий по рыночной стоимости. Было декларировано намерение разработать и приступить к реализации во второй половине 1994 года Национальной программы борьбы с бедностью. Первый вице-премьер Гайдар подал в отставку. Правительство покинуло ещё несколько министров. Положение в экономике, особенно в сфере финансов, оставалось сложным. В октябре 1994 г. курс рубля упал.

В политической жизни на первом месте стояли предстоящие выборы в Госдуму, назначенные на 17 декабря 1995 г. Они показали, что реформаторы своей политикой дискредитировали себя, зато коммунисты увеличили свое представительство до 22,3% голосов.

15 февраля 1996 г. Ельцин официально объявил о решении баллотироваться на второй президентский срок.

Исполнительная власть мобилизовала все возможные ресурсы для того, чтобы изменить отношение избирателей к Ельцину, резко повысить его популярность. Были приняты указы и распоряжения о погашении задолженности государства по выплате заработной платы, пенсий, пособий, студенческих стипендий, о мерах по поддержке военно-промышленного комплекса и армии. Президент обещал в кратчайший срок прекратить военные операции в Чечне и провести конструктивные переговоры с руководством мятежной республики. Ельцин начал активные поездки во все уголки страны, демонстрируя лидерские качества, хорошее физическое состояние, раздавая щедрые популистские обещания. На помощь Ельцину стали приходить самые богатые люди страны, которые сделали своё состояние благодаря новому режиму, среди "богачей" было заключено соглашение о финансовой поддержке ельцинской компании. Среди девяти соперников президента (Г. Зюганов, А. Лебедь, Г. Явлинский, В. Жириновский, С. Фёдоров, М. Горбачёв, М. Шукум, Ю. Власов, В. Брынцалов) наиболее опасными и сильными оказались трое - Зюганов, Лебедь, Явлинский.

Президент и его сторонники практически отменили основополагающие принципы демократических выборов, среди них такие, как равенство всех претендентов в доступе к СМИ, "прозрачность" и легальность финансовой поддержки кандидатов. Согласно социологическим опросам, проводившимся после выборов, популярность Ельцина среди россиян практически не изменилась. Они голосовали за непопулярного президента под воздействием изощрённых политтехнологий, из-за крайней узости реальных политических альтернатив. Выборы были признаны состоявшимися. Ожидаемых протестов в связи с возможной фальсификацией результатов и прочими конституционными нарушениями не последовало. Зюганов первым поздравил президента Ельцина с вторичным избранием на пост президента.

Президентские выборы сопровождались показательными изменениями в верхнем эшелоне исполнительной власти. В исполнительную власть сразу после выборов были включены видные представители бизнес-элиты, такие как: банкир Потанин (первый вице-премьер), Березовский (зам. секретаря Совета безопасности), Чубайс (руководитель администрации президента), Лебедь (секретарь Совета безопасности).

Весна 1997 г. ознаменовалась самой массовой всероссийской акцией протеста против экономической и социальной политики правительства. По всей стране прокатилась волна забастовок, демонстраций, митингов, пикетов, раздавались требования выплаты зарплат и пенсий, отставки Черномырдина и Ельцина, смены курса реформ. Кабинет Черномырдина вновь подвергся реорганизации. На должность первого вице-премьера был назначен Чубайс. Экономической программой было проведение жилищно-коммунальной реформы и реформы пенсионного фонда. Одним из первых шагов было предложение Чубайса о резком сокращении федерального бюджета на 1997 г. как нереального. В середине 1997 года федеральное правительство наметило сокращение ряда социальных пособий, сохранившихся еще с советских времен, частично по причине отсутствия источников их финансирования и невозможности проверки законности получения этих пособий отдельными гражданами. Задолженности по выплатам пенсий составили 12,5 трлн. руб., по зарплате госслужащим - 13 трлн. руб., по детским пособиям - 8 трлн. руб. Российский рубль не пользовался доверием россиян, которые предпочитали хранить свои сбережения в долларах США.

К концу 1998 года экономическая ситуация начала вновь ухудшаться. Россию поразил финансовый кризис, вынудивший правительство обратиться к МВФ за срочной помощью для переговоров по замораживанию выплат госдолга в размере 11,2 млрд. долл.,

В первой четверти 1999 года инфляция стабилизировалась, появились первые признаки роста производства. Однако показатели уровня жизни вновь снизились, обменный курс рубля и реальные доходы населения продолжали падать.

31 декабря 1999г. о своём досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина, главу правительства. На выборах 26 марта 2000г.В. В. Путин был избран Президентом РФ. Победа была полной и безоговорочной. К избирательным урнам пришли 68,7% избирателей. Путин, обыгравший всех уже в первом туре, собрал 52,9% голосов. Выборы показали, что россияне утратили веру в политиков-ветеранов. Среди ведущих кандидатов в президенты Путин был единственным, кто не только не исчерпал кредита доверия большинства избирателей, но даже внушал определённые надежды на разрешение драматических социально-экономических и политических проблем. Практически все специалисты признавали, что первый год пребывания Путина на президентском посту для российской экономики оказался весьма удачным.

Смена руководства страны на рубеже 1999-2000гг. завершила определённый этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в её общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъём экономики, повышение роли России на международной арене.

Страницы: 1, 2