скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История русского народа - от древности до наших дней скачать рефераты

История русского народа - от древности до наших дней

2

Вопросы

Обоснуй свое мнение: "русский дух" - черта характера или образ жизни?

Вырази свое мнение: Правление какого государственного деятеля 10-11 вв. можно считать временем расцвета Древнерусского Государства? (Олег, Ольга, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый)

Выдели социально-экономические и политические последствия золотоордынского владычества на Руси.

Историческими фактами докажите, что на политической карте мира к началу 16 века появилось гос-во мирового уровня - Россия.

Покажите русский народ в 16-17 веках в историческом портрете.

Составьте проект реформ необходимых России эпохи Петра I

Обоснуй свое мнение: можно ли царствование Екатерины II считать "золотым веком" России?

Как считаешь, закончен ли спор западников и славянофилов об исторических перспективах России?

Рассматриваешь ли ты фашизм, как источник военной опасности? Мнение обоснуй.

Раскрой эволюцию политической системы России 1991-2000 г.

I. Русский дух - это и характер, и образ жизни, и еще много чего. Дать четкое толкование этого термина очень сложно. Дух, по сути, - это душа. А кто же может понять русскую душу, объяснить ее порывы?

Уже не одну сотню лет пытаются разгадать тайну "русской души". Есть ли она на самом деле или это миф? Даже проводились исследования на предмет поиска уникальных качеств русской натуры. Но, на мой взгляд, ставить под сомнение существование такого явления, как "русский дух", несколько глупо. Ведь оно существует уже не одно столетие и известно не только на территории России, но и за её пределами. И уж, поскольку оно приобрело такую известность, то, несомненно, заключает в себе особую силу, за которой колонизация огромных территорий, освоение Арктики, полеты в космос, великие научные открытия и т.д.

Оглядываясь назад, на непростую судьбу русского народа, понимаешь, что именно "русский дух", его сила помогли не только выжить этому самому народу, но и заставили считаться с Россией другие державы. Вынести татаро-монгольское иго, времена крепостничества, репрессии сталинской эпохи, и сохранить при этом богатство внутреннего мира, широту души, великодушие, сострадание, самопожертвование, созерцательность, глубокую религиозность, удаль, волю, стремление к правде, трудолюбие - может только русский человек.

Читая высказывания иностранцев о России, мне запомнились слова французского дипломата виконта Эжен Мельхиор де Вогюэ: “Русская душа - это котел, в котором смешиваются самые разные субстанции: печаль, безумства, героизм, слабость, мистика, здравомыслие, и вы можете выудить оттуда все, что угодно, даже то, чего меньше всего ожидаете. Если бы вы знали, как низко эта душа может пасть! Если бы вы знали, как высоко она может подняться! И как ее швыряет из стороны в сторону”.

II. Годы правления Ярослава были временем расцвета Древнерусского государства.

Русь стала одним из сильнейших государств Европы, быстро догонявшим передовые страны в социальном, политическом и культурном отношении. С семьёй киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Норвежский принц, который со временем стал королем, Гарольд Смелый, основатель города Осло, был женат на дочери Ярослава - Елизавете. Король Франции Генрих I женился на дочери Ярослава - Анне, которая после смерти своего мужа стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. Один из сыновей Ярослава - Всеволод - женился на византийской царевне из рода Мономаха; старший сын Всеволода от этого брака Владимир был назван в честь деда Мономахом. При помощи этих династических браков Ярослав укрепил международное положение Руси.

В Древнерусском государстве главным занятием было сельское хозяйство, а главным богатством - земля. В зависимости от того, кому принадлежала земля, на Руси появились три категории земельной собственности: общинная, княжеская, вотчинная.

Все люди в Древнерусском государстве составляли единое общество, но оно не было однородным. В зависимости от занятий, древнерусское общество делилось на две большие категории: свободные и зависимые. Свободны - это князь, дружинники, купцы, служители церкви, крестьяне-общинники. Но появилось и зависимое население: смерды, закупы, рядовичи, холопы.

Князь Ярослав пытался укрепить порядок и законность в своём государстве. Поэтому при нём появился письменный сборник законов - "Правда Ярослава" ("Русская Правда"). Этот объемный свод законов был составлен не одним человеком и не за один год, но именно во времена

княжения Ярослава впервые письменный свод законов стал мерилом законности или незаконности поступков и наказаний. Именно "Русская Правда" впервые в русской истории запретила кровную месть и заменила ее денежными выплатами.

Помимо появления сборника законов, князь много сделал для распространения на Руси христианства, грамотности и развития культуры. При нём были построены новые церкви: соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде; основан Киево-Печерский монастырь. Он открывал новые школы при монастырях и церквах, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский; покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи "днём и ночью", хорошо знал Библию. Сам Ярослав владел несколькими иностранными языками. Уровень грамотности на Руси был достаточно высок.

Поднялся престиж Русской православной церкви. В 1051 году впервые за недолгую историю русской церкви без участия Константинопольского патриарха был избран глава Русской православной церкви митрополит Илларион.

В области внешней политики князь Ярослав продолжил политику отца и деда по завоеванию новых земель.

Ярослав укрепил и расширил северо-западную границу Руси. Воевал с финнами, ятвягами, литовцами. В 1030 году он ходил на чудь, утвердил свою власть на берегу Чудского озера и построил там город Юрьев (Юрий - второе имя князя, данное ему при крещении). Ярослав обезопасил южные границы Руси.1036г. им были разбиты степняки - печенеги. После этого они перестали совершать набеги на Русь. В 1046г., после неудачного для Ярослава военного похода против Византии, с ней был подписан мирный договор, скрепив его браком сына Ярослава с византийской принцессой.

С именем Ярослава связывается эпоха процветания Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку.

III. - Татаро-монгольское нашествие принесло неисчислимые бедствия народам Руси. Оно привело к огромным человеческим жертвам, к уничтожению и расхищению материальных и культурных ценностей, задержало экономическое развитие Руси, привело к установлению ига монгольских феодалов над русским народом.

Иго явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами татаро-монгол, приостановило на долгое время натуральный характер хозяйства. Из страны систематически выколачивались средства в виде “выхода"

Монгольские завоеватели стремились лишить Русь ремесленников, умевших ковать оружие, строить города и крепости. Они уводили их в рабство, вывозили орудия ремесла и другие металлические изделия. Поэтому во второй половине XIII в. ухудшилась и была даже полностью забыта сложная техника в ряде отраслей ремесла, которыми до того времени славилась Русь (например, производство эмалей, техника черни, зерни и скани).

Почти прекратился рост городов, и нарушилась связь городского ремесла с рынком. Изменился и сам облик городов. Сильно сократилось и пришло в упадок строительство каменных зданий.

Усилилась разобщенность русских земель, т.к татаро-монголы стравливали князей друг с другом. Иго привело к усилению феодальной эксплуатации русского народа, который оказался под двойным гнётом - своих и монголо-татарских феодалов.

Нашествие монгольских войск и монгольское иго были причиной последующего отставания Руси от передовых европейских стран.

IV. С конца XV в. стал употребляться термин "Россия", под которым понималось одно из самых крупных государств Европы.

Территория. Во времена княжения Ивана III завершилось объединение русских земель. Созданное государство по площади почти в 6 раз превышало бывшее Московское княжество. Основную территорию Русского государства, сложившегося в конце XV в., составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская и Муромо-Рязанская земли, а также часть земель Черниговского княжества. Москва перестает быть центром княжества и становится столицей государства. Наряду с объединением земель Руси, правительство Ивана III решило и другую задачу общенационального значения - освобождение от ордынского ига.

Оформился титул - "Государь". Иван III, став "государем всея Руси", титулом подчеркивал, что отныне существует не Москва, Рязань, Тверь, Ярославль и т.д., а Русь - Русское государство.

Символика. Учреждается государственный герб - двуглавый орел. Женившись, на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван III заимствует византийский герб. Вместе с этим браком сильно изменились и обычаи московского двора: устанавливается пышный церемониал, по византийскому образцу, отдаливший великого князя от бояр.

Реформа армии. В армии произошли серьезные изменения. Вместо дружин создается единая военная организация - московское войско. Ее главную силу теперь составляли ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки, оснащенные огнестрельным оружием, и артиллерия.

Централизованный государственный аппарат. Формировался многоступенчатый слой служилых (или государственных) людей. Высшим учреждением была Боярская дума - совет при великом князе. Ее члены управляли отдельными отраслями государственного хозяйства, исполняли обязанности воевод в полках, наместников в городах. Волостели, из “вольных людей", осуществляли власть в сельских местностях - волостях. Появляются первые "приказы" - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь “приказывал" ведать те или иные дела.

Кодекс законов. Судебник Ивана III, составленный в 1497 году дьяком Владимиром Гусевым, не только регулирует деятельность приказов, но и управление на местах. Таким образом, закрепилось единое устройство и управление в государстве.

Итак, к началу XVI века образовалось единое государство мирового уровня - Россия. Она стала в полном смысле независимым и сильным государством.

V. Время Грозного - время больших перемен, в том числе и в области культуры. Русскому государству нужны были грамотные люди. На созванном в 1551 г. Стоглавом соборе был поставлен вопрос о принятии мер к распространению просвещения среди населения. Духовенству предложили открыть школы для обучения детей грамоте. Обучали детей, как правило, при монастырях. Помимо этого среди богатых людей было распространено домашнее обучение. Одним из наиболее крупных достижений XVI века явилось книгопечатание. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. В итоге, к XVII веку отмечается рост грамотности, которому способствовал перевод книгопечатания с дорого пергамента на более дешевую бумагу.

Производство одежды в XVI-XVII вв. продолжало оставаться в домашнем хозяйстве. Крестьяне сами изготовляли одежду, с начала и до конца. В боярских усадьбах все эти работы проводились с помощью слуг в домашних мастерских. Домашнее производство одежды на Руси в течение столь долгого времени, объясняется особым отношением к вещам, так близко соприкасающимся с самим человеком. Считалось, что одежда должна защищать тело человека не только от холода, но по существовавшим представлениям и от злых сил, которые при недосмотре могут принести много вреда.

Основной одеждой в XVI веке была рубаха. Рубахи шились из шерстяной ткани (власяницы) и льняного и конопляного полотна. Довольно низкий вырез горловины прикрывался круглым, чаще накладным воротником-ожерелком, украшенным вышивкой. У богатых ожерелок расшивался цветными шелками, золотыми нитями и жемчугом. При выходе из дома такой воротник был обязательной принадлежностью костюма. Украшался подол рубахи и низ рукавов. Рубахи различались по длине и носились навыпуск поверх штанов, подпоясавшись поясом. Штаны были обязательным элементом мужской одежды. Но единого термина для обозначения этой одежды еще не было. Штаны делали узкие, почти обтягивающие ноги. На теле крепились с помощью шнура или тесемки, а внизу они заправлялись в онучи - куски ткани (холщевой или шерстяной), обматывавшие ноги и обвязанные поверх веревочными или ременными оборами. Оборами же прикреплялись к ногам постолы или лапти. В XVII веке распространяются сапоги с жесткими головками и голенищами. Знатные носили цветные нарядные сапоги с загнутыми кверху носками и на высоких деревянных или наборных каблуках. Их шили из дорогой привозной кожи - цветного сафьяна - и украшали тиснением и жемчугом. У бедных сапоги были из кожи естественного или черного цвета. Ношение мужчинами шапки считалось обязательным. Снять шапку перед кем-то означало проявить покорность, подчеркнуть свое почтение. Обнажали голову перед старшим и перед знатным.

В этот период в женской одежде стали применяться юбки (спидницы, саяны) и появился сарафан. Первоначально они были у горожан и знати, но постепенно появились и у крестьян. У замужних женщин строго соблюдался обычай покрывать голову. Девушки же ходили с непокрытой головой, свободно распустив волосы, или же заплетали косы. Женский головной убор был сложным и состоял из нескольких частей. В XVI-XVII вв., продолжали носить полотенчатые покрывала и платы. Широко была распространена кика или кичка - символ замужества - представляла собой нарядную шапочку с мягкой тульей. А также сороки и кокошники, которые в сочетании с сарафаном особенно были свойственны костюму знати.

Платье высоко ценилось. Его очень берегли, передавали по наследству, "жаловали" за службу (не обязательно новое). Изношенные вещи чинили, обрезки оставляли для отделки, ветошь хранили для заплаток.

В XVI-XVII вв. на культуру и быт русского народа значительное влияние оказывала церковь. В это время создается такое произведение, как "Домострой" - собрание правил житейской мудрости - под конечной редакцией протопопа Сильвестра. Большое внимание в нём уделяется борьбе с пьянством. Много глав посвящено подробному ведению хозяйства: как платье кроить, посуду в чистоте держать, как товар покупать и годовые запасы делать, как сад и огород вести. А так же нормам поведения граждан, причем женщины ощутимо ограничиваются в правах, в отличие от мужчин. Там говориться о том, что материальные и хозяйственные заботы должны целиком и полностью занимать женщину, начиная с 12 лет, когда она могла по закону выходить замуж. Вне дома разговоры разрешалось вести исключительно о хозяйстве и рукоделии. В целом, "Домострой" проповедует смирение и покорность властям и главе семьи.

Главным в семье был мужчина. Только он имел право голоса на различных собраниях. Он распоряжался имуществом, и мог применять любые наказания. "Домострой" разрешал бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением. Чем богаче и знатнее был род, тем строже воспитывались дети, а женщины же и вовсе вели затворнический образ жизни. Крестьянки были не столь ограничены в передвижении, так как наравне с мужчинами несли тяготы трудовой жизни. Трудовой день в семье начинался рано и в полдень прерывался на обед. Далее следовал послеобеденный сон. Это было обязательной процедурой и глубоко поражало иностранцев. После сна работа возобновлялась и продолжалась до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.

У русских народов было распространено большое семейство. Крестьянская семья состояла из нескольких брачных пар, которые вели коллективное хозяйство и владели общим имуществом. У горожан семьи были поменьше и состояли, как правило, из родителей и детей. Семьи феодалов были еще меньше, так как мальчиков забирали на государеву службу, где они могли получить оклад и вотчину, и обзавестись собственной семьей. Ранние браки были широко распространены и совершались, в основном, в кругу своего сословия.

С введением христианства браки стали оформляться в церкви через венчание. Оформить развод ("распуст") было непросто. Он разрешался лишь в особых случаях, например, пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала вступать в брак не более трех раз. Четвертый брак категорически запрещался. Обряд крещения считался основным и жизненно важным. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение.

Официальными праздниками были особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Троица и т.д. По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. Праздники сопровождались общественными пирами - братчинами. Имели место игры и забавы, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду. В XVI Россия узнает карты. Любимым развлечением царей и знати была охота.

Страницы: 1, 2