скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История Отечества от Киевской Руси до наших дней скачать рефераты

p align="left">Славянофилы- враждебно относ. к Западу и идеализировали допетровскую Русь, уповавшие на самобытность русского народа, верившие в особый путь его развития. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Киреевские, Кошелев.

Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей "самобытностью", основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением - община, как союз взаимной помощи и поддержки. В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных "отклонений". Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Неприятие революции и социализма. Ни принципы, ни организационные формы жизни Запада не были приемлемы для России. Московское царство соответствовало более духу и характеру русского народа, чем монархия, построенная Петром I по европейским образцам. Таким образом, славянофильское учение до мозга костей отражало российскую почвенность и отрицало все или почти все, привносимое в быт россиян извне, и особенно из Европы. Славянофилы выдвинули реакционную идею объединения славянских народов под эгидой русского царя (панславизм). В их учении противоречиво переплетались черты буржуазно-либеральной и консервативно-дворянской идеологий.

Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее, не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицали крепостное право; оба выступали против существующего государственного управления; оба требовали свободы слова и печати. В 40-х годах, отколовшись от западников, оформляется третье течение общественной мысли - революционно-демократическое.

Оно было представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, молодыми тогда Чернышевским и Шевченко. С западниками Белинский и Герцен не сошлись по отношению к революции и социализму. На революционных демократов огромное влияние оказывали труды Сен-Симона и Фурье. Но, в отличие от западных социалистов, они не только не исключали революционный путь к социализму, но и уповали на него. Революционеры считали, что Россия пойдёт по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революционные потрясения неизбежны. Утопичность их взглядов очевидна - они полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, и считали это возможным благодаря русской общине, которая понималась ими как "зародыш социализма". Они не замечали частнособственнических инстинктов в русской деревне и не предвидели классовой борьбы в ней. При том зачаточном состоянии, в котором пребывал пролетариат России, они не понимали его революционного будущего и надеялись на крестьянскую революцию.

28. Народничество: идеология и политическая практика

Народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861--95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, Народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С момента зарождения в Народничество наметились две тенденции -- революционная и либеральная. В 60--80-х гг. революционные народники разными путями стремились к крестьянской революции. С середины 1880-х гг. либеральное Народничество, ранее не игравшее существенной роли, стало господствующим направлением. Народничество исчерпало свою революционность и было идейно разгромлено марксизмом. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении Народничество участвовали представители многих национальностей России, идеология Народничество своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны.

Народничество в России -- «это целое миросозерцание... Громадная полоса общественной мысли» (Ленин В.И. Тетради по аграрному вопросу. 1900--1916, 1969, с. 21). Оно оказало влияние на развитие литературы (Народничество А. Некрасов, Г.И. Успенский, Народничество Народничество Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), историографии (В.И. Семевский, А.Я. Ефименко и др.), экономической науки (земская статистика) и др.

Идеология Народничество Кризис самодержавно-крепостнической системы ускорил процесс буржуазно-демократических преобразований в России. В то же время в капиталистических отношениях передовых стран Европы выявились антагонистические социальные противоречия буржуазного общества. Буржуазно-демократические революции в этих странах вызвали разочарование передовой интеллигенции России. Начались поиски «особых путей» социального переустройства страны.

Центральным звеном системы взглядов Народничество явилась теория некапиталистического пути развития России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины (см. Община, раздел Община в России). Подобная перспектива предусматривала ряд радикальных социальных мер: ликвидацию помещичьего землевладения, наделение крестьян землёй, установление демократического народного правления. Теория некапиталистического пути развития России была выдвинута в конце 40 -- начале 50-х гг. родоначальниками народничества А.И. Герценом и Народничество Г. Чернышевским. Идеи «крестьянского социализма» активно пропагандировал Народничество П. Огарев. «Вера в особый уклад, в общинный строй русской жизни; отсюда -- вера в возможность крестьянской социалистической революции -- вот что одушевляло их, поднимало десятки и сотни людей на геройскую борьбу с правительством», -- писал В.И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 271). В конце 60--70-х гг. теоретическим обоснованием идеи некапиталистического пути развития становится субъективная социология (П.Л. Лавров, Народничество К. Михайловский и др.), которая движущей силой исторического прогресса провозглашала «критически мыслящие личности», интеллигенцию. Последняя характеризовалась как носитель просвещения, нравственного сознания (идея «долга перед народом»), идеалов справедливого социального общежития. Данная концепция -- осознанно или неосознанно -- разделялась большинством деятелей Народничество Возникшая как реакция передовой интеллигенции на обнаружившуюся в годы революционной ситуации 1859--61 неспособность крестьянских масс подняться на революцию, субъективная социология по своему социальному содержанию отражала революционно-демократические тенденции. Вместе с тем в теоретическом отношении она была несостоятельной, была проявлением идеализма и субъективизма, шагом назад по сравнению с взглядами Герцена и Чернышевского, В 80-х гг. в Народничество получил развитие «экономический романтизм» (В.П. Воронцов, Народничество Ф. Даниельсон и др.), представители которого исходили из противопоставления типов экономической эволюции Западной Европы и России. Народники-экономисты стремились доказать бесперспективность капиталистического развития в России и необходимость перехода к «народному производству» -- некапиталистической индустриализации, артельно-общинному методу организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России.

Политические воззрения Народничество, его стратегия и тактика социальных действий наиболее ярко представлены революционным Народничество Оно совершило значительный шаг вперёд по сравнению со своими предшественниками -- дворянскими революционерами, вступив в прямую борьбу с самодержавно-крепостнической системой, и обосновало программу этой борьбы.

Народники стремились к организации крестьянской революции, обеспечению для народа «земли и воли», уничтожению помещичьего землевладения. Они вели борьбу с либерализмом, исходили из примата социальной революции над политической, тесной связи демократических и социалистических преобразований. Отмечая начавшееся расслоение крестьянства, народники полагали, что буржуазное развитие деревни будет остановлено в результате победоносной революции.

29. Первая русская революция 1905 - 1907 гг. её итоги

Внутриполитический кризис в 1905 г. был вызван обострением социальных противоречий, а также неблагоприятными последствиями русско-японской войны. В стране началась революция. Непосредственным началом революционных событий можно считать расстрел демонстрации рабочих, устроивших мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи петиции о нуждах 9 января 1905 г. Инициатором выступления был священник Г. А. Гапон. Носившее поначалу стихийный характер, движение становилось все более целенаправленным и организованным. Формируется крестьянский союз. Одним из наиболее ярких событий стало восстание на броненосце «Потемкине» в июле 1905 г. Пик революционной активности приходится на конец 1905 г., когда забастовка, вспыхнувшая в Москве, переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку (12-18 октября). Во время стачки возникли Советы рабочих, фактически превратившиеся в альтернативные органы власти. К декабрю стачка переросла в настоящую войну.

Основными задачами революции можно считать:

1) проведение экономических реформ;

2) замену монархического строя демократическим;

3) предоставление политических свобод;

4) уничтожение сословий, обособленности и неравноправия разных слоев населения.

В условиях постепенной потери контроля над ситуацией Николай II был вынужден подписать 17 октября 1905 г. манифест, даровавший населению неприкосновенность личности, свободу слова, совести, собраний и союзов. Выборы в первую Государственную думу состоялись в феврале-марте 1906 г. Основными партиями, возникшими после 17 октября 1905 г., возникли следующие партии:

1) Конституционно-демократическая (кадеты, лидеры - князь П.Д. Долгоруков;

2) Союз 17 октября (октябристы, лидеры - Д.Н. Шиков, с октября 1906 г. - А.И. Гучков).

Эти партии можно отнести к либеральному движению.

Также существовали социалистические партии: РСДРП (В.И. Ленин), эсеры (В.М. Чернов). Монархическими партиями стали: СРН (Я. И. Дубровин) и союз Михаила Архангела. В составе I Думы было 179 кадетов, 17 октябристов, 18 социал-демократов, 63 автономиста, 97 членов трудовой крестьянской группы, 105 - беспартийных. Дума была распущена 8 июня того же года, а выбранная вскоре II Государственная дума просуществовала с 20 февраля по 2 июня 1907 г. 3 июня 1907 г. установился режим «третьеиюньской монархии». 2/3 мест в Думе получили представители буржуазии и земледельцы. 26 июля 1914 г. большинство партий высказалось за отказ от собственной деятельности.

30. Аграрная реформа П.А. Столыпина

Одним из наиболее заметных событий во внутренней политике Российской империи между двумя революциями стали реформы П. А. Столыпина. Давно назревавшая аграрная реформа стала необходима после революционных событий 1905 г. Ее разработка и проведение связаны с именем П. А. Столыпина - с 1906 г. министра внутренних дел, а с 3 июня 1907 г. - Председателя Совета министров.

3 ноября 1905 г. - манифест Николая II об отмене выкупных платежей к полной их отмене с января 1907 г. положил начало аграрным преобразованиям. П. А. Столыпин стремился создать в русской деревне слой зажиточного крестьянства, способного стать опорой государства и, поскольку решение крестьянского вопроса за счет помещичьих земель признавалось невозможным, основная ставка была сделана на разрушение общины.

Начало процессу аграрной реформы положил указ от 9 ноября 1906 г. о крестьянском землевладении, положения которого были закреплены в законе от 20 июля 1910 г. По этому указу крестьяне получали право выхода из общины, причем согласие общинного схода становилось необязательным. Крестьянам, выходящим из общины, предоставлялись в собственность все земли, находившиеся в их надельном пользовании, причем крестьянин мог объединить разрезные полосы земли в одном месте, «выйти на отруб», а также создать хутор, т. е. фермерское хозяйство. В 1907 г. Крестьянский банк получил часть земель царской фамилии, через него помещики могли продавать часть своих земельных владений. Банк способствовал накоплению земли в руках сельской буржуазии на максимально выгодных для помещиков условиях.

За десять лет, с 1906 по 1916 гг., возможностью выхода из общины воспользовались около 26 % всех общинников (свыше 2,5 млн. крестьянских дворов), но все же большинство сельских хозяев остались в общине. За период с 1906 по 1916 гг. в основном богатыми и предприимчивыми крестьянами было создано 1,2 млн. отрубов и 400 хуторов.

Отдельно аграрная реформа включала в себя и массовое переселение бывших общинных крестьян в восточные районы страны. Свыше 3 млн. крестьян переселились в Сибирь с 1906 по 1914 гг., причем 2,5 млн. из них остались на новом месте. Однако около 16 % переселенцев вернулись обратно, пополнив армию безвольных.

Реформа не была доведена до конца (в 1911 г. П.А. Столыпин был убит в Киеве провокатором Д. Богровым), но, тем не менее, она способствовала переходу деревни на капиталистический путь развития.

Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия

Его концепция предлагала путь развития смешанной, многоукладной экономики. Составные элементы его программы - переход к хуторам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования, организации дешевого кредита для крестьян, образования земледельческой партии, которая реально представляла бы интересы мелкого землевладельца.

Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, развития частной собственности на селе и достижения, на этой основе, экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли, должно было произойти естественное сокращение помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти интеграция двух культур - дворянской и крестьянской. Столыпин делает ставку на "крепких и сильных" крестьян. Однако он не требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически жизнеспособна, "необходимо самому крестьянину избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает". Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий.

Крестьянский банк

Разрушение общины и развитие частной собственности. Переселение крестьян в Сибирь

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Кооперативное движение. Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежный товар. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств.

Агрокультурные мероприятия. Результаты реформ

Быстрый рост аграрного произв-ва, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта с/х продукции.В результате удалось не только вывести с/х из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Темпы роста производительности труда в с/х были медленными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15