скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История государственных символов России скачать рефераты

p align="left">Нашлемник - фигура, помещенная над шлемом. Это разнообразные украшения шлема. До середины XIX в. нашлемником в обязательном по-рядке являлись три страусиновых пера. Нашлемник мог быть расположен прямо, вправо или влево, туда же должен быть повернут и шлем.

Намёт -- матерчатая накидка на шлем для защиты от солнечных лучей, во время боя разрывавшаяся на узкие ленты. Как правило, намёт испол-нялся в цветах герба.

Мантия - стилизованное изображение палатки, нисподающей щ-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах употребление мантии допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхожде-ние от древнерусских князей.

Щитодержатели - фигуры, поддерживающие щит по бокам (люди, животные, птицы или мифические существа). Появление их относится к XVI-XVII вв. В России право на помещение в гербе щитодержателей име-ло лишь титулованное и древнее дворянство. Щитодержатели всегда изоб-ражались в природном (натуральном) цвете (грифы и драконы могли быть золотыми). Как правило, щитодержателей всегда два (в российской гераль-дике исключение составлял герб графов Каменских - один щитодержатель).

Девиз - краткое изречение, помещенное, как правило, на ленте, распо-ложенной под щитом. Девиз мог быть написан на любом языке - чаще употреблялся либо национальный, либо латинский. В российской гераль-дике около 1000 гербов с девизами. В редких случаях один и тот же девиз мог быть избран разными гербовладельцами.

Девиз выражал главную мысль действия и поступков владельца герба. Он мог выражать религиозные, рыцарские чувства (например: "С нами бог", "С боя за братьев во Христу"), а также верное государю ("Без лес-ти предан" - девиз Аракчеева). Девизы могли иметь, связь с фигурами в щите ("Не остановлюсь" - девиз Майковых и связан со скачущим конем, изображенном в гербе).

Клейноды - личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.). В России законодатель-ство особо предусматривало разрешение вносить в герб изображения ор-денов и даже знака отличия беспорочной службы. Обычно ордена подве-шивались под щитом, при этом его окружали орденская цепь или лента. Орденский крест или звезда могли быть помещены и за щитом с выгляды-вающими концами. Знамена и регалии помещались за щитом или их дер-жали щитодержатели.

Сен - шатер, помещенный над мантией только государственного гер-ба. (Слово "сен" означает: "то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или по-другому - покров". Например: "Под сенью деревьев". "Под сенью за-кона" (переносное значение).)

Корона надевалась либо на шлем (или поднималась над ним), либо непосредственно на щит (последнее более позднего происхождения). Известно до 150 разновидностей корон в мировой геральдике, употребление которых зависело от титула (ранга) гербовладельца и страны, в которой он получил герб.

Основные виды короны: императорская и королевская (соответствуют подлинным коронам монархии); графская (с 9 жемчужинами); баронская (в российской геральдике - золотой обруч, перевитый три раза жемчуж-ной нитью; для богатейших иностранных баронов - с 7 жемчужинами); дворянская (употреблялась только в российской геральдике - с 3 листками и 2 жемчужинами между ними); городская, или башенная (для земельных гербов) и т. п.

ФИГУРЫ НА ГЕРБАХ

Фигуры, помещенные на гербах, подразделялись на геральдические и негеральдические.

а) Геральдические фигуры

б) Негеральдические фигуры

Негеральдические фигуры делились на три группы: естественные, искусственные и фантастические.

К естественным фигурам относились предметы (вещи), созданные природой: солнце, луна, звезды, деревья, реки, трава и т.п.

К искусственным фигурам относились все предметы (вещи), сделан-ные руками человека: лук, стрела, меч, топор и т.п.

К фантастическим (мифическим) фигурам относилось все то, чего не существовало в природе, а было придумано человеческим воображением: грифон, двуглавый орел, единорог, феникс и т.п.

Все вышеперечисленные фигуры имели свое символическое значение: рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (и более) руки, соединенные в рукопожатии, - дружбу, союз; лев - символ силы, мужества, великодушия; леопард - храбрость, отвага; конь - сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы; собака -преданность и повиновение; кошка - независимость; волк - злость, жад-ность; медведь - предусмотрительность; кабан или вепрь - бесстрашие, неукротимость; бык - плодородие земли; овца -- кротость; лань - робость; олень - символ воина, перед которым бежит неприятель; орел - власть, великодушие; ворон - долголетие; петух -- символ боя, борьбы; цапля -пугливость; павлин - тщеславие; пеликан - чадолюбие; журавль - бдительность; дельфин - символ силы; пчелы и муравьи - трудолюбие; бабочки - непостоянство; змея ползущая - зависть, раздор, мятеж, неблагодарность; змея, свернувшаяся в кольцо с хвостом во рту, - вечность; змея, обвившаяся вокруг чаши, - символ медицины; дуб - сила, крепость.

МЕТАЛЛЫ, ФИНИФТИ И МЕХА

Все изображения на щите делались с помощью геральдических финифтей (эмалей), металлов и мехов, которые имели свое специфическое графическое изображение и символическое значение.

Финифтей в русской геральдике имелось пять.

Червленъ - смесь сурика и киновари; графическое изобра-жение - вертикальные линии; символическое значение- храб-рость, кровопро

Лазурь - смесь кобальта и ультрамарина; графическое изображение - гориз онтальные линии; символическое значе-ние - величие, красота, ясность.

Зелень - смесь хрома и растительной зелени; графическое изображение - диагональные линии справа; символическое значение - надежда, свобода, изобилие.

Пурпур - смесь кармина и розовой краски; графическое изображение -- диагональные линии слева; символическое значение - достоинство, могущество, мужество, сила.

Чернь -- слоновая кость; графическое изображение - взаимопересекающиеся параллельные линии; символическое значение - скромность, образованность, смирение, печаль.

В российской геральдике употреблялись (применялись) два металла -золото и серебро.

Золото изображалось точками; символическое значе-ние - справедли вость, милосердие, сила, богатство.

Серебро графически не изображалось, т.е. поле было чистым; символическое значение - правдивость, невинность, чистота.

В российской геральдике употреблялось (применялось) два вида меха -- горностаевый и беличий.

Горностаевый графически изображался черными "голо-вастиками" по серебряному (чистому) полю; символическое значение - власть, чистота.

Изображался горностаевый мех и в стилизованном (услов-ном, упрощенном) стиле в виде черных крестиков по белому (чистому) полю.

Существовало и противогорностаевое изображение гор-ностаевого меха, когда цвета "головастиков" и поля менялись: поле становилось черным, а "головастики" - белыми.

Беличий графически изображался чередующимися сереб-ряными и лазурными шлемками; символическое значение -простота, кротость, движение.

Существовало и противобеличье изображение беличьего меха, когда поле становилось белым, а шлемки - черными.

РУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ - ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ

Двуглавый орел имеет очень давнюю историю. К примеру, двуглавого орла знали древние хетты. Хеттское государство возникло в малой Азии (территория современной Турции).

Это государство достигло расцвета в середине 2-го тысячелетия до н.э. Именно на территории Хеттского государства было обнаружено древнейшее изображение, высеченного на скале двуглавого орла, относящегося к XIII в. до н.э. (65,65). (1).

В значительной мере древним было изображение двуглавого орла (VII-VI веков до н.э.), обнаруженное в конце XIX в. у деревни Уэйюк на территории Туркмении. (7,20). Этот двуглавый орел был помещен на двух мышах и служил подножием для какой-то фигуры (жреца или царя

От которой остались видны лишь остроконечная обувь и нижняя часть одежды.

Двуглавый орел и как вид орнаментального искусства, и как государственный герб встречался в разные времена у многих народов. Например, Н.А. Соболева (61,34-39) указывает, что двуглавый орел был изображен на нише храма Мистры, деспотии Палеологов (XIV-XV вв.), а в Сербии он стал государственным гербом (1888).

Встречался двуглавый орел на монетах Болгарии и в албанском гербе. А в начале XVI . двуглавый орел был утвержден в качестве герба государства - священной Римской империи. Встречался он во многих странах.

Теперь встает вопрос: откуда же попало изображение двуглавого орла в русское государство. На этот счет в научной среде существует несколько версий. Коснемся же некоторых из них.

Как считает Е.К. Ривина (60,31) наиболее распространенными версиями о появлении двуглавого орла на Руси являются: южнославянская, ордынская, германская, византийская и даже русская, т.к. изображение двуглавого орла встречается на монетах и печатях Твери.

Но предпочтительная из этих версий, на данный момент, является византийская. И это связано с женитьбой Ивана III в 1472 г. на Зое Палеолог, племяннице последнего императора Византии Константина Палеолога (3,70-71). Софья Палеолог приехала в нашу страну с родовым гербом Палеологов, но не государственным, т.к. двуглавый орел в Византии государственным никогда не был.

Годом же возникновения двуглавого орла в качестве государственного является 1497 год. За этот год была обнаружена грамота с двусторонней вислой печатью на лицевой стороне которой был помещен всадник, поражающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел. Н.А. Соболева (72,60-61) пишет, что Иван IV (внук Ивана III - Г.Б.) пользовался печатью, на которой место всадника занимал единорог, который располагался на оборотной стороне печати.

Годом же возникновения двуглавого орла в качестве государственного является 1497 год. За этот год была обнаружена грамота с двусторонней вислой печатью на лицевой стороне которой был помещен всадник, поражающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел. Н.А. Соболева (72,60-61) пишет, что Иван IV (внук Ивана III - Г.Б.) пользовался печатью, на которой место всадника занимал единорог, который располагался на оборотной стороне печати.

В то же время Соболева замечает, что на лицевой стороне этой печати помещалось изображение двуглавого орла, что как указывает она, соответствовало притязаниям Ивана III на родство с римским императором Августом. Почему Иван Грозный использовал именно изображение единорога?

По всей вероятности потому, что образ единорога был символом чистоты, он олицетворял Иисуса Христа и Деву Марию - так отвечает на наш поставленный вопрос геральдист Н.А. Соболева.

Важнейшим источником в изучении гербов нашей страны является печать времен Ивана Грозного, датирующаяся 1577 г. Она очень сложная по композиции и необычайна по изображению:

24 эмблемы (по 12 с каждой стороны) окружают двуглавого орла с драконоборцем, а с противоположной стороны изображен единорог на груди. Эта печать скрепляла документы международного характера: договоры, официальные письма иностранным государям, грамоты, подтверждающие полномочия русских послов (72,62).

В 1625 г. на печати Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 г. над головами двуглавого орла были изображены три короны. Под орлом помещено было изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией (72,68).

Как указывает В.К. Романовский (61,10-11) в 1625 г. на печати впервые появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами, символизирующие три покоренные царства Казанское, Астраханское и Сибирское

Как отмечает Е.В. Пчелов (58,46) для поднятия престижа герба и Москвы, в 1654 г. двуглавый орел был помещен на шпиль Спасской башни Московского Кремля, а в 1688 г. на шпали Троцкой и Боровицкой башен. Забегая наперед заметим, что эти с этих башен были сняты только в 1935 г. и заменены рубиновыми звездами, которые и в настоящее время находятся там же.

В 1654 г. двуглавый орел под тремя коронами впервые изображен с символами власти - скипетром и державой (61,11). В 1667 г. закончилась война с Польшей. По этому случаю было заключено Андрусовское перемирие между воюющими странами, по которому Левобережная Украина оставалась за Россией. Для скрепления этого перемирия золотописцу Посольского приказа Г.А. Благушину было поручено изготовить новую государственную печать.

14 декабря 1667 г. в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» есть описание этой печати: «Орел двуглавый есть герб державный великого государя, царя великого князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, его царского величества Российского царствия, на некотором три короны изображены, знаменующие три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя державе и повелению… на персех (груди) изображение наследника, в пазноктах (когтях) скипетр и яблоко (держава - Г.Б.), собою являют милостивейшего государя, его царского величества самодержца и обладателя» (72,69; 61,11;58,47-48).

Следовательно, в XVII в. окончательно утвердился тип российского герба - двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой в лапах, на груди которого располагалась фигура всадника, поражающего копьем дракона (61,11).

Известно, что Россия после победы в Северной войне получила статус империи при Петре I. А поэтому в гербе происходили изменения: во-первых, орел официально стал черным, а фон - желтым, это были характерные имперские цвета, во- вторых, всадник впервые перевоплощается в образ святого Георгия победоносца, который был одним из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, в третьих вокруг щита появилась цепь со знаком ордена Андрея Первозванного, в четвертых, двуглавый орел был увенчан императорскими коронами (11-12).

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного был утвержден Петром I в 1694 г. Андрей Первозванный издревле считался небесным покровителем Руси. (58,49).

При Павле I из герба исчезла орденская цепь, а щиток с Георгием Победоносцем стал изображаться на фоне мальтийского креста под мальтийской короной (65,80) Павел I принял титул Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден), который находился на о. Мальта, а когда этот остров захватили французы (1795) центром ордена стал Петербург.

Павел I поддержал этот орден став его протектором (покровителем). Мальтийский крест изображался в идее четырех белых ласточкиных хвостов, т.е. был четырехугольный с разветвленными концами и таким он был включен в состав российского герба

12 марта 1801 г. было опубликовано послание о кончине Павла I и о вступлении на престол его сына Александра I, а 26 апреля этого же года появился указ Александра I «Об употреблении государственного герба без креста Иоанна Иерусалимского», тот есть без мальтийского креста и короны, этим самым государственный герб был восстановлен «в том виде, как он существовал до 1796 г.» (года воцарения Павла I - Г.Б.). Таким образом, был ликвидирован в России орден, а с герба были убраны мальтийские крест и корона (58,54;72,76-77)

К концу царствования императора Александра I (1777-1825) был принят новый государственный герб. Двуглавый орел имел широко распущенные крылья и держал в лапах перевитые лентами громовые стрелы (перуны, жезл и факел) - в правой и лавровый венец в левой. Исчезает династическая Андреевская цепь на груди орла, появляется сердцевидный, заостренный к верху щит с Московским гербом.

Русский двуглавый орел в период царствования

Николая I был выкован в предельно монументальную и могущую форму. Крылья распластаны, словно прикрывая Россию, и тем самым вернули все атрибуты самодержавной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17