скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Истории России скачать рефераты

p align="left">Существование в низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи(гунны в IV-Vвв и авары в VIII в) тормозили их развитие.

Основные этапы складывания древнерусского государства:

I. VIII-середина IXвв. Происходит вызревание предпосылок. В некоторых племенных союзах, скорее всего у полян, дреговичей, кривичей и ильменских словен, были свои предгосударственные образования - княжения. Между ними разворачивалась борьба за торговые пути, промысловые угодья и земли. К IXв восходит появление системы полюдья - сбора с общинников в пользу князя дани, которая в то время носила еще добровольный характер, нерегламентированный объем и воспринималась как возмещение за защиту, военные и управленческие услуги.

II. Вторая половина IXв-середина Xв. Процесс складывания государства ускорился во многом благодаря вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варяг). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары взимали мзду с полян, северян, радимичей и вятичей.

VI. Теории образования древнерусского государства.

I. Норманнская.

В основу ее легла легенда из ПВЛ, согласно которой незадолго до образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859г новгородцы изгнали варягов "за море", но лишились при этом относительно централизованной власти, что привело к междоусобице. Тогда славяне и угро-финны решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их конунгу Рюрику и его братьям Синеусу и Трувору. Рюрик сел княжить в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Дело было в 862 г. Через два года братья скончались и Рюрик стал править единолично. В 882г преемник Рюрика князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Есть сведения, что Олег был родственником Рюрика, однако большинство историков считают его руководителем дружины и доверенным лицом конунга.

Сама норманнская теория была разработана в XVIIIв немецкими учеными Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и А.Л.Шлецером, служившими при русском дворе. Норманнисты считают, что славяне тогда еще были отсталым народом, не способным к самостоятельному историческому творчеству.

Основная сложность теории состоит в том, что доподлинно неизвестно, кто такие варяги и была ли у них самих государственность. Многие историки считают, что варягами называли скандинавских воинов, состоявших на службе у византийского императора; кое-кто полагает, что это русское племя, жившее на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

II. Антинорманнизм.

В наше время норманнскую теорию считают научно несостоятельной, т.к. считается, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Академик Б.А.Рыбаков доказывал, что Киевское государство сложилось уже в VIв, а норманны использовались лишь как наемная военная сила. Летопись о призвании варягов он считал поздней вставкой. "Русь" же, по его мнению, - производное от названия реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

III. Центристская.

Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам: - норманны сами в то время не имели государственности

- процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам

- вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских словен

- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.

VII. Теории происхождения названия Русь.

1. В Византии в первой половине IXв возник термин "рос". Так называли варяг, или шведов. Германский летописец говорит, что это самоназвание викингов (росы, или русы). Короля русов называли каган - непонятно, является ли это слово производным от тюркского "хакан" или скандинавского "конунг".

2. Аль-Масуди в Xв пояснял смысл названия так: "Византийцы нарекают их русийа, смысл этого - "красные", "рыжие"." Арабы отмечают красноту лиц русов и славян - возможно, последствия нахождения на солнце непривычных северян.

3. Ломоносов и кое-кто из его последователей отмечают, что народ "рос" упомянут еще в VIв Захарием Ритором, где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к сарматским племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами.

4. Вернадский полагал, что русы жили в дельте Кубани и взяли это имя от роксаланов ("светлых аланов", т.к. ruksi - белый, светлый -> rutsi -> russi), которые, по его мнению, были частью антов. При этом он считал русов этническими скандинавами.

5. Ираноязычные племена, проживающие на северо-западе нынешней России, именовались рохсаланами (рухсаланами), вероятно от имени земли Рухс (Рохс) (от сарматского ruh (rohs) - светлый, святой).

6. Финское ruotsi обозначает "шведы", на эстонском шведы называются rootsi. Считается, что финно-угорское население называло так скандинавов, собирающих дань. А в финском языке слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня rotp-, связанного с греблей, судоходством. Возможно, первоначально ruotsi обозначало "гребцы", и тогда это собирательное имя, под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоявшая из представителей разных народов, занимавшихся морским разбоем и торговлей.

7. Писатель XIIв Саксон Грамматик упоминает некую Руссию, а жителей называет русинами. По его версии, Русь находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией, имела много вождей и сильный флот на Балтике.

8. Некоторые историки полагают, что Рюрик мог прийти из Пруссии. Косвенно это подтверждается направлением торговых потоков пути "из варяг в греки". В прусских землях отмечен исторический гидроним Русс как название Немана в нижнем течении. В том же регионе около современного Велево (Польша) имеется река гидроним, записанная в немецкой форме как Русса. Оба названия происходят от балтийского корня со значением "медленно течь". Между р. Немонин (древнейшее русло Немана) и современной Русне (Руксой) был огромный остров, который и мог иметь название Русь.

В эпоху правления Олега (879-912гг) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех входивших в это объединение племен. Олег. опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и воев (вооруженных свободных общинников), совершил в 907г успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли на территории империи.

Игорь (912-945гг) стремился сохранить единство государства, а также защищал его границы от печенегов. В 40-х гг он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В 944г он заключил менее выгодный договор с империей. В 945г во время сбора полюдья в древлянской земле был убит за требование дани, превышавшей обычный размер.

После его смерти регентшей при трехлетнем сыне Святославе стала Ольга (945-964гг). Отомстив за смерть мужа, Ольга установила фиксированный размер дани и определила места ее сбора - погосты, где сидел боярин с малой дружиной.

Святослав фактически начал править в 964г. Он добился победы над Хазарией и предпринял походы на Дунай (970-971гг), куда собирался перенести столицу Руси.

Окончательная ликвидация племенных княжений произошла в правление Владимира Святого (980-1015гг), сына Святослава и Малуши. Владимир хитростью победил своего брата Ярополка (972-980гг) в борьбе за киевский стол. В 981г, продолжив политику расширения территории, он присоединил юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли.

Попытался реорганизовать языческую веру - создал пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном. Но племенные полянские боги не были приняты другими славянами. Тогда в 988г он ввел христианство, установив обязательное отчисление в пользу церкви в размере десятой части полюдья. Всех местных племенных князей Владимир заменил своими сыновьями, превратив тем самым Русь во владение Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность мобилизовать население страны для создания оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.

VIII. Русь конца IX-начала Xвв.

1015-1019гг - правление Святополка I Окаяного

1019-1054гг - правление Ярослава Мудрого

1054г - разделение христианской церкви на православную и католическую

1054-1078гг - правление Изяслава I

1078-1093гг - правление Всеволода I

1093-1113гг - правление Святополка II

1097г - съезд князей в Любече

1113-1125гг - правление Владимира Мономаха

[Аскольд и Дир освободили Киев от хазарской дани, хотя в большинстве учебников по истории пишут, что это сделал Олег. Есть даже версия, что они - последние представители рода Кия. Но в таком случае как они попали в дружину Рюрика и кем этнически являлся Кий и его родня?]

[Князь Святослав был убит в 972г по дороге в Киев - попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов. Печенежский хан приказал сделать из его черепа чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдут достоинства убитого.]

[Христианство на Руси было распространено задолго до его принятия в качестве государственной религии. Его, якобы, проповедовал Андрей Первозванный, хотя в этом случае возникает ряд проблем с хронологией. Как свидетельствует ПВЛ, Андрей отправился сначала в Скифию, оттуда поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим.

Княгиня Ольга с дружиной приняла крещение в Константинополе в 957г под именем Елены.

Предполагают, что Аскольд и Дир также были христианами.

Братья Константин и Михаил проповедовали христианство в середине IXв.]

Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями на Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019гг). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового князя были убиты братья - Борис Ростовский и Глеб Муромский. Позже они были причислены к лику святых, а Святополк за сие зверство получил прозвище Окаяный.

[В древнерусской литературе сюжет об убиении Бориса и Глеба был очень распространен. Наиболее полные версии приписываются Нестору и черноризцу Иакову.

В некоторых источниках Святополка называют пасынком Владимира. Борис и Глеб, как родные сыновья князя, были ближайшими претендентами на престол. Не желая междоусобицы, Борис признал власть Святополка и в знак повиновения распустил свою дружину. Но убийцы - вышгородцы согласно "Житию Бориса и Глеба" или варяги-наемники по "Саге об Эймунде" (варяг Эймунд с дружиной якобы во времена усобицы воевал на стороне Ярослава) - вошли к нему в шатер, когда он молился, и закололи копьями.

Гонец, посланный от Ярослава, передает Глебу весть о смерти отца и убийстве Бориса. Но, по-видимому, раньше до Глеба добирается гонец Святополка с известием о том, что отец тяжело болен и желает видеть его. Князя окружают разбойники, когда он плывет по реке в лодке. По приказу главаря разбойников повар Глеба зарезал своего хозяина ножом.

Учитывая, что, согласно летописи, Борис и Глеб первыми из братьев признали власть Святополка, эта история кажется нелогичной. Некоторые исследователи полагают, что их смерть - дело рук Ярослава, а Святополк стал жертвой грамотной фальсификации.]

Опираясь на помощь новгородцев и варягов, победу в усобице одержал Ярослав Владимирович (1019-1054гг), княживший до того в Новгороде Великом. Вскоре против него выступил другой сын Владимира - Мстислав. После ряда столкновений братья пришли к соглашению, разделив в 1024г Русь на две части: левобережье Днепра с центром в Чернигове отошло к Мстиславу, а правобережные земли с Киевом и север Руси с Новгородом остались за Ярославом. В 1036 (1035?)г умер не имевший наследников Мстислав, что позволило Ярославу вновь объединить под своей властью русские земли.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030г после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике.

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим сведениям, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию., в 1037г на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор. При нем же в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу.

Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Польский король женился на сестре Ярослава, а его внучка вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Рост авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XIв на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную надпись "об успении царя нашего".

Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Началось составление письменных законов.

IX. Русская Правда.

Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. Известно три редакции Русской Правды:

- Краткая Правда, состоящая из Древнейшей Правды, или Правды Ярослава (1016?) и устава Ярославичей (1072?)

- Пространная Правда (XIIв)

- Сокращенная Правда (XIV-XVвв)

1. Правда Ярослава состоит из 17 статей. В первой статье говорится о праве кровной мести за убийство свободного мужа. Однако, строго ограничен круг родственников, имеющих право мстить, и введен альтернативный штраф за убийство в 40 гривен, что говорит о распаде родоплеменных отношений и усилении власти князя.

Перерастание родовой общины в земледельческую приводило к потере многими людьми своего социального статуса и ослаблению социальной защиты со стороны рода. Они вынуждены были искать покровительства у князя и его окружения, попадая при этом в некоторую зависимость. Таким образом, назрела необходимость несколько систематизировать правовые нормы.

2. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена. Кроме того, в ней фиксируется и более сложная структура общества, в которой появились новые социально неравноправные группы людей. В различных статьях Правды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь в отличие от свободных защищается штрафом (вирой) в 5 гривен. Жизнь некоторых княжеских людей - тиунов, огнищан (скорее всего, управителей хозяйств) - стоила 80 гривен.

Есть статьи. стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25