скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Исламский фактор в палестинском национально-освободительном движении в XX веке скачать рефераты

ругим свидетельством растущего влияния ислама на общественную и внутриполитическую жизнь Палестины является рост представительств различных неправительственных исламских организаций и фондов.

В тоже время влияние светских социалистических или социал-демократических организаций на Западном берегу Иордана и в секторе Газа остается велико.

Заключение

Религиозный фактор в палестино-израильском противостоянии долгое время не играл существенной роли в отличие от периода еврейско-арабского противостояния до создания Государства Израиль, когда борьбу палестинских арабов направлял религиозный деятель -- муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни, широко пользовавшийся религиозными лозунгами для мобилизации местного арабского населения.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что палестинское движение сопротивления, оформившееся к началу 1960-х годов, было по своей сути светским. Его руководители, будучи арабскими националистами, искали идейные основания в социалистических теориях, порой увлекались марксизмом и левачеством и связывали свою политическую судьбу с ориентацией на СССР и другие социалистические страны (частью по идейным соображениям, а частью по расчету). Далеко не все палестинские арабы были мусульманами. Среди них относительно высок процент христиан. Хотя «Братья-мусульмане» и другие радикальные исламские организации имели влияние, Организация освобождения Палестины, признанная единственным законным представителем палестинского народа, рассматривала их скорее как соперников за влияние на массы, чем как возможных союзников.

Со своей стороны, сионистское движение зародилось как светское, причудливо объединив социалистов, марксистов, народников, либералов, консерваторов. Вместе с тем проблемы идентичности предопределили особое отношение к религии. Иудаизм определяет принадлежность к еврейству в не меньшей степени, чем этническое происхождение. И хотя, по словам первого премьер-министра Израиля Давида Бен Гуриона, это государство основано на законе, а не на Галахе (нормативной части иудаизма, регламентирующей религиозную, семейную и гражданскую жизнь), тем не менее в стране религиозные институты не отделены от государства.

Религиозные сионисты, представленные в период сионистской колонизации Палестины партиями «Мизрахи» и «Хапоэль Хамизрахи», полагали, что сионистское движение поставило перед собой верные цели, но его нужно направить в соответствующее русло, обогатить религиозной традицией. Они представляют большую часть религиозного лагеря в Палестине, активно заселяя земли в рамках сионистского проекта.

Результаты войны 1967 года в конечном счете способствовали радикализации на религиозной платформе как части израильского, так и части палестинского общества. Разумеется, эти тенденции развивались постепенно. В палестинском движении они отразили реакцию на оккупацию, разочарование в политике светских лидеров, не способных обеспечить возвращение территорий. Сыграли свою роль общий подъем исламизма на Ближнем Востоке в контексте кризиса светских арабских режимов, отсутствие перспектив решения палестинской проблемы, коррупция среди национальных руководителей, неспособность обеспечить социальную поддержку наиболее бедных слоев, безработица. Основные палестинские радикальные исламистские организации на оккупированных территориях -- «Исламский джихад» и ХАМАС -- оформились соответственно в 1970-х и 1980-х годах. Их подход сводится к созданию исламского государства во всей Палестине, они не признают легитимности Израиля. В Израиле результаты Шестидневной войны послужили мощным стимулом для оформления ряда радикальных религиозных движений, выступивших против любого компромисса по «библейским землям» (прежде всего по Западному берегу, так как в древности эти земли входили в состав Иудеи и Израиля). Многие верующие восприняли захват Западного берега как доказательство «промысла Божьего», возвратившего иудеям исторические святыни. Иудейские фундаменталисты стали активнейшими сторонниками заселения Западного берега и Газы, строительства поселений, привлечения людей и ресурсов. Не случайно радикальное религиозное движение «Гуш эмуним», нацеленное на заселение территорий, возникло вскоре после войны 1967 г. Политически оно организовалось после Октябрьской войны 1973 г., чтобы противостоять возможным территориальным компромиссам.

Особенно явно влияние религиозного фактора на развитие палестино-израильского противостояния проявилось в ходе последней интифады и реализации решения израильского правительства об эвакуации поселений и армии из сектора Газа и из нескольких поселений на Западном берегу.

Палестинское восстание (2-я интифада) на территориях, начавшееся в конце сентября 2000 г. и прервавшее переговорный процесс, известный под названием «процесс Осло», было не первым опытом масштабного сопротивления палестинцев. Интифаду конца 1980-х годов называли «революцией камней». Она была примером кампании массового неповиновения оккупационным властям. Однако начало радикализации палестинского сопротивления на исламской основе было положено именно в период первого восстания палестинцев, в ходе которого появились экстремистские исламистские организации.

ХАМАС, равно как и многие другие исламистские организации по всему миру, является порождением современности. Американский исследователь Гленн Робинсон справедливо отмечала: «Исламизм, включая вариант ХАМАС, является по своей сути современным феноменом. Он опирается главным образом на городское население; его возглавляют кадры, получившие образование на Западе, при очень незначительной роли духовенства; он легко использует современные технологии для продвижения своего дела. Эта реальность далека от популярных представлений о таких группах как об антимодернистских движениях ненависти, ведомых теми, кто собирается повернуть стрелки исторических часов к мифическому прошлому... Иными словами, лидеры исламистских движений на Ближнем Востоке имеют практически тот же социальный профиль, как те, кто поколением ранее агитировал за баасизм, насеризм и арабский социализм». Цит. по: Звягельская И. Религиозный фактор в палестино-израильском конфликте //

Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007, - С. 160

Появление ХАМАС отражало общие тенденции роста исламизма, но в конкретной палестинской действительности он с самого начала имел большие шансы на получение поддержки населения. Сначала израильские руководители недооценили деструктивный потенциал ХАМАС, поскольку до начала первой интифады подавляющее большинство палестинских исламистов (за исключением маргиналов из «Исламского джихада») не проявляло особого интереса к борьбе против  израильской оккупации. Получила достаточно широкое распространение версия, что в 1980-е годы сами спецслужбы Израиля были заинтересованы в укреплении исламистов, надеясь противопоставить их влиянию ООП, которое представлялось им гораздо более серьезным вызовом. Израильтяне действительно проявляли внимание к местным палестинским лидерам, часть которых была связана с исламистами, и оказывали им поддержку.

Мобилизация под радикальными исламскими лозунгами действительно придала интифаде особый бескомпромиссный характер. Происходящие процессы были намного глубже и серьезнее, чем выбор новых методов сопротивления, -- они свидетельствовали об изменении баланса политических сил в палестинском обществе и об изменении психологического настроя. Молодежь, которая сталкивалась исключительно с солдатами оккупационной армии, у которой не сложилось и не могло сложиться опыта позитивного взаимодействия с представителями другого народа, стала носителем той самой слепой ненависти, которую пытались перебороть поколения палестинцев и израильтян, встречавшиеся на неофициальном уровне, а с начала 1990-х годов и на официальных переговорах. Национальное палестинское руководство оказалось в определенной мере дискредитированным. Разбалансированность процесса принятия решений, отсутствие профессионализма, неспособность наладить элементарный порядок привели к тому, что социальные проблемы были в значительной мере отданы на откуп исламистским организациям. Те собирали средства для палестинской бедноты, организовывали обучение молодежи и, естественно, осуществляли нужную им идеологическую обработку населения. В этих условиях политическая роль исламистских организаций, традиционно призывающих к вооруженной борьбе против евреев, объективно возросла. Если бы процесс урегулирования палестинской проблемы шел динамично и успешно, сопровождаясь улучшением благосостояния, то возможности деструктивного влияния ХАМАС были бы сужены. В сложившихся условиях эта и подобные ей радикальные исламистские организации смогли канализировать протестные настроения в русло террора. За время интифады произошла героизация терроризма. Молодые активисты «Движения за национальное освобождение Палестины» (ФАТХ) также не могли не подчиниться доминирующим групповым настроениям.

Молодежь широко вовлекается в террористическую деятельность своим окружением. Групповые правила поведения, выдвигаемые ценности и методы их защиты не могут не восприниматься индивидуумом как обязательные, как определяющие его принадлежность к данной группе, вне которой его не богатая событиями и впечатлениями жизнь теряет смысл и остроту. Через готовность разделить эти групповые требования пролегает путь к быстрому социальному признанию, столь желанному для многих молодых людей.

Широкое использование террористов-смертников в ходе интифады можно объяснить как идеологической обработкой самих смертников и их окружения, так и весьма приземленными расчетами. Более того, такой метод борьбы особенно болезненно воспринимается в Израиле, поскольку каждый может стать жертвой фанатика и привычные методы обеспечения безопасности выглядят неадекватными. Серьезный политический и психологический эффект имеют также постоянные обстрелы палестинцами израильской территории ракетами «Кассам».

Уход из сектора Газа стал серьезнейшим испытанием на прочность израильского и палестинского обществ. Для Израиля было важно добиться полного подчинения закону всех организаций и отдельных лиц независимо от того, являются они светскими или религиозными. Новая парадигма во взаимоотношениях с палестинцами, которая должна была дать Израилю возможность избавиться от контроля над значительной частью палестинского населения и одновременно от необходимости полагаться на переговоры с лидерами Палестинской администрации, была избрана в отсутствие перспектив переговорного процесса и, главное, при неспособности палестинских властей нанести удар по исламистским террористическим организациям.

Вывод израильских войск и поселенцев из сектора Газа и из ряда поселений Западного берега не только не способствовал усилению позиций Палестинской администрации, но скорее ослабил их. Палестинцы не случайно были серьезно озабочены по поводу последствий избранной израильтянами стратегии одностороннего отделения. Она привела к укреплению радикальных сил в Газе, поскольку создала впечатление эффективности ведущейся ими вооруженной борьбы (ХАМАС выдвинул лозунг «Четыре года сопротивления дали больше, чем десять лет переговоров»). Перспектива превращения Газы в изолированный от внешнего мира анклав и неизбежное при этом дальнейшее ухудшение социально-экономической ситуации в секторе также играли на руку экстремистам.

В этом контексте внушительная победа ХАМАС на выборах в парламент автономии в конце января 2006 г. была хоть и неожиданной, но закономерной. Предсказывали, что ХАМАС получит не менее 40 из 132 мест, но даже эти весьма щедрые прогнозы оказались неверными -- исламисты получили более половины мест. В чем же причины столь мощного прорыва к политической власти? Прежде всего, они связаны с тем, что ХАМАС является, по мнению ряда исследователей, социальным движением. Ему удалось в отсутствие государства создать определенную инфраструктуру, особенно в сфере образования, занятости, здравоохранения. Многолетние усилия ХАМАС на этом направлении дали свой результат и, конечно, обеспечили этой организации массовую поддержку палестинского населения. Светские власти оказались полностью дискредитированными. Слабое руководство, не способное представить населению четкую стратегию решения национальных задач, не смогло ничего противопоставить исламистам. Для многих именно ХАМАС символизирует ответственность за судьбу палестинского народа, дисциплину и честность. Хамасовцы в отличие от сторонников «Исламского джихада» воспринимаются не как наемники и бандиты, а как свои люди, для которых проблемы создания социально справедливого общества стоят на первом плане. Исключает ли такой подход террористическую деятельность? К сожалению, нет.

В настоящее время мир является свидетелем усиления религиозной составляющей в этнополитических конфликтах в целом и в палестино-израильском противостоянии в частности. Очевидно, что влияние, оказываемое религиозным фактором на конфликт, не конструктивно.

Сегодня экстремизм и рост нетерпимости способны отбросить все положительное, что было достигнуто в контексте палестино-израильского взаимодействия. Свидетельством именно такого масштабного регресса явилась израильская операция «Литой свинец», омрачившая конец 2008 и начало 2009 года. В попытке уничтожить инфраструктуру организации ХАМАС израильская армия атаковала арабские поселения в секторе Газа, стремясь прекратить обстрелы Израиля ракетами «Кассам», количество жертв среди мирного населения автономии достигло нескольких сотен. Учитывая существующие тенденции в развитии конфликта, следует ожидать ответных действий со стороны палестинцев.

Ни один политический аналитик не способен сегодня предсказать развитие событий в этом «горячем» регионе, но это не отменяет твердого намерения мирового сообщества искать пути мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что решение пока не найдено, это не означает, что его не существует. В наши дни Святая Земля все еще ожидает мира под своими оливами.

Список использованных источников и литературы

Источники: Сборник документов по проблеме Палестины:

Истоки и история проблемы Палестины. Часть 1, 1917-1947. Издание ООН на русском языке. 1998. (электронная версия книги размещена на интернет-сайте ООН по адресу: http://www.un.org/russian/peace/palestine/book/01.shtml)

Истоки и история проблемы Палестины. Часть 2,1947-1977. Нью-Йорк, 1979. 110 с.

Специальная комиссия (AD HOC) по вопросу Палестины. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Вторая Сессия. Нью-Йорк, 1947. 67 с.

Герцль Т. Еврейское государство: Опыт современного решения еврейского вопроса.-М.: Текст, 2008.-192 с.

Перес Ш. Новый Средний Восток.-М.: 1993.

Пинскер Л. Автоэмансипация. -М.: Текст, 2008.-192 с.

Литература

Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере (Ихйа' 'улум ад-дин): Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. - М.: 1980.

Алестин Ф. Палестина в петле сионизма. Преступники. Жертвы. Свидетели. Судьи. - М.: Юридическая литература, 1988.-304 с.

Андреев В.В. Основные этапы эволюции политического лидерства в палестинском национально-освободительном движении // Политическая элита Ближнего Востока. - М.: 2000. - с. 5 -17

Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М., 1985

Ахмедов В.М. Ливанская "ХЕЗБОЛЛА" как «центр силы» на Ближнем Востоке.// Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке (сборник статей). М.: 2001. - c. 11-33

Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Ч. I. - СПб.: 1875. - 408 с.

Барковский Л.А. Генезис руководства национально-освободительным движением арабов Палестины в 1920-1935 гг./ Актуальные проблемы идеологии и культуры стран Востока. М.: 1982.-173 c.

Барковский Л.А. Арабское население Израиля. - М.: Наука, 1988.-143 с.

Бартольд В.В. Сочинения в 9 томах.- Том VI. - Издательство "Наука". Главная редакция восточной литературы. М.: 1966.

Барышев А.П. Ближний Восток: проблемы мира на рубеже 80х. годов.-М.: Знание, 1979.-64 с.

Белькинд И. Современная Палестина в физико-этнографическом и политическом отношениях. По поручению Комитета «Общества вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. - Одесса.: 1903. - 276 с.

Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1957. - 99 с.

Ближний Восток: от войны к переговорам.-М.: АПН, 1974.-80 с.

Большой энциклопедический словарь. - М.: АСТ, Астрель, 2005

Валькова Л.В. Роль ислама во внешней политике Саудовской Аравии в 60-70-е годы ХХ в. // Ислам в истории народов Востока (сб.ст.). - М.: Наука, 1981. - c. 86-99

Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). - М.: Высшая школа, 1983.

Военная машина Израиля. М.: Знание 1985.-64 с.

Газы Абдель Махди Джассим. Ближневосточный конфликт и проблема единства действий арабских стран 1967-1973 гг. Дисс.

Глухов Ю. Выстрелы на параде.-М.: Советская Россия, 1983.-111 с.

Грушевой А.Г. Виды и формы антииудейских настроений в языческой античности // Записки Восточного отделения Российского археологического общества. - Т. II (XXVII). - СПб.: 2006. - c. 376 - 396

Дмитриев Е., Ладейкин В. Путь к миру на Ближнем Востоке.- М.: 1974.-247 с.

Дмитриев Е. Палестинский узел: К вопросу об урегулировании палестинской проблемы.-М.: 1978.-301 с.

Дмитриев Е. Палестинская трагедия.- М.: Международные отношения, 1986.-156 с.

Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика / Отв. ред. Ю.Г.Волков - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2001. - 80 с.

Долинина А.А. Игнатий Юлианович Крачковский как исследователь арабской литературы // Народы Азии и Африки. - 1985. - № 2. С. 107-117

Ефимов Б. Исламский фундаментализм: угроза для России? // Свободная мысль. - М.: 1993. - №16. - c. 65-68

Звягельская И. Религиозный фактор в палестино-израильском конфликте //

Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007, с. 153-174

Иванов Н.А. О некоторых социально-экономических аспектах традиционного ислама (на примере арабо-османского общества) // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: 1982.

Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М.: 1988. - 206 с.

Игнатенко А.А. Ислам и политика: Сборник статей. - М.: Институт религии и политики, 2004. - 256 с.

Исаев Г.Г. Истоки сионизма и возникновение Израиля: статья размещена на интернет-сайте Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока (прямая ссылка на статью - http://meast.ru/?p=563)

Ислам: Энциклопедический словарь.- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-312 с.

Ислам. Религия, общество, государство. - М.: Главная Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1984.

Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). - М.: Институт востоковедения РАН, "Крафт+", 2001.

Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М.: Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1986.

«Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70-е - первая половина 80-х годов). - М.: Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1987.

История стран Азии и Африки в новое время. Ч. 2: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 368 с.

Каннах А.М. Концептуальные подходы к анализу исламского фундаментализма // Актуальные проблемы изучения религиозных процессов в современном мире. - Тезисы докладов международной научно-практической конференции. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2009. - c. 14-15

Киселев В. И. Палестинская проблема и ближневосточный кризис.- Киев.: Политиздат Украины, 1981.-191 с.

Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма.- М.: Ладомир, 2004.-467 с.

Коннер В.В. Деятельность Арабского Палестинского Конгресса в 20-е годы ХХ в. // Наукові праці історичного факультету Запорізького державного університету. - Вип. XIV. - Запоріжжя: Просвіта, 2002. - c. 225 - 231

Косач Г.Г. Политический ислам в Палестинском контексте: движение ХАМАС // Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. - Сборник статей. - М.: 2001. - c. 111 - 145

Кривов М.В. Притязания арабов на Палестину при Мухаммеде // Византийский временник. - 2001. - Т. 60 (85). - c. 56-58

Кризис и война: Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах / Под ред. А.Д. Богатурова; Моск. обществ. науч. фонд. - М.: 1998. - 352 с.

Ладейкин В.П. Источник опасного кризиса.- М.:1973.- 296 с.

Ланда Р.Г. Освободительная борьба народов Палестины. // Народы Азии и Африки. 1976. No.1. С. 25.

Ланда Р. Маргиналы Востока: идеология отчаяния // Россия и мусульманский мир. Бюллетень реферативно-аналитической информации ИНИОН РАН, 1994. - № 10. - c. 64-70

Ландер И. И. Негласные войны. История Специальных служб 1919-1945. Кн.1: Условный мир. - Одесса:2007. - 622 с.

Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. - АН СССР. Институт востоковедения. - М.: 1988

Лемин И.М. «Доктрина Эйзенхауэра» - программа колониального закабаления Ближнего Востока // Советское востоковедение - № 1. - М.: 1957. - С. 3-21

Малышева Д.Б. Ислам в современном мире // Новый мир. - 2002. - № 2.

Мартынкин А. В."Ассоциация Братьев-мусульман" и ее влияние на развитие исламского экстремизма (1928 - 1999 гг. ) : По арабским источникам : Дис. канд. ист. наук : 07.00.03 Севастополь, 2001

Массэ, Анри. Ислам. Очерк истории / Пер. с фр. - М.: Изд-во вост. лит-ры, 1961. - 226 с.

Медведко Л.И. Ислам и освободительные революции // Новое время, 1979, №43. c.18-21

Медведко Л.И. Этот Ближний бурлящий Восток.- М.: Политиздат, 1985.- 335 с.

Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха… Политизация ислама и исламизация политики. - М.: Политиздат, 1988. - 254 с.

Меркулов К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. - М.: Международные отношения, 1982

Миллер А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - 278 с.

Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ / Отв. ред. А.А.Кокошин, А.Д. Богатуров. - M.: КомКнига, 2005. - 432 с.

Мирский Г. Израиль и палестинцы: самый длительный конфликт // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - N 4. - c. 66-74.

Милославская Т.П., Милославский Г.В. Исламский мир и ближневосточный кризис// Влияние «исламского фактора» на международные отношения в Азии и Северной Африке. Политика Запада на современном этапе: сборник тезисов.- М.: ИВ, 1985.-с. 44-46

Наумкин В.В. Концепция тарика в произведении Газали "Воскрешение религиозных наук"// Народы Азии и Африки. - 1970. - № 6

Нетаниягу, Беньямин. Место под солнцем: Борьба еврейского народа за обретение независимости, безопасное существование и установление мира . -Ассоциация "Гишрей Тарбут", 1996. - 216 с.

Никитина Г.С. Израиль и американский империализм // Советское востоковедение. - 1958. - № 5. - c. 71 - 79

Носенко В.И. Деятельность сионистов в Палестине и арабское национально-освободительное движение в период между двумя мировыми войнами.-М.: 1977.

Носенко Т.М. Иерусалим. Три религии - три мира. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 442 с.: ил.

Пахомов Н.М. Европейский Экономический союз и Организация Освобождения Палестины: некоторые проблемы истории взаимоотношений // Проблемы истории и творческое наследие профессора Н.П. Соколова. - Мат-лы межвузовской конф-ции. - Н.-Новгород: Изд-во Нижегородского гос.ун-та, 1998. - С. 242-243

Полонская Л.Р. Религия в современной общественно-политической борьбе // Зарубежный Восток и современность. - Т.З. - М.: 1981.

Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. - М.: 1982.

Поляков К.И., Хасянов А.Ж. Палестина: перспективы независимости и проблема лидерства // Политическая элита Ближнего Востока. - М.: 2000. - c. 146 - 152

Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. - М.: 1978.

Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. - М.: 1982.

Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока // Религии мира. История и современность. - Ежегодник 1982. М.: 1982.

Примаков Е.М. Ислам и процессы общественного развития стран зарубежного Востока // Вопросы философии. - 1980. - № 8.- c.61-84.

Примаков Е.М. Проблема Палестины в ХХ в.: истоки, эволюция, перспективы // Палестинский Сборник. - Вып. 27. - Л.: Наука, 1981. - с. 3 - 22

Пырлин Е. Д. Сто лет противоборства.- М.: 2009.

Сагадеев.А. Исламский фундаментализм: что же это такое? // Россия и мусульманский мир. Бюллетень реферативно-аналитической информации ИНИОН РАН, 1994. - № 10. - с.78-85

Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.: Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва "Наука", 1984.

Соколов Д. Палестинская трагедия и истоки палестинского движения сопротивления (1917 - 1949 гг.) // Палестинский Сборник. - Вып. 26. - Л.: Наука, 1978. - с. 3 - 21

Степанянц М.Т. О религиозно-философских взглядах Мухаммада Абдо. Религия и общественная мысль стран Востока. М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1974. - 287 с.

Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX - XX вв.) / АН СССР. Ин-т философии. - М.: 1982.

Сэвэр Н. Сионистская колонизация Палестины в 1918-1939 гг.- М.: 1983. №10.-85 с.

Тарасов П.К.Позиции Великобритании и Соединенных Штатов Америки в палестинском вопросе в годы Второй мировой войны/ Востоковедчиский сборник. Выпуск I. Симферополь.-М.: 1985.-150 с.

Тегин Ю.Л. К проблеме комплексного исследования исламского экстремизма // Ближний Восток и современность. - М.: 1999. - c.153-163

Томара М. Истоки ваххабизма. - М.: 1930 .

Толстов С.П. Очерки первоначального ислама // Советская этнография. - 1932. - № 2. - c. 24-82

Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского, введ. и примеч. - сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. - М.: Наука. Изд. фирма "Восточная литература" (ИФВЛ), 1994.

Щевелев С.С. Палестинская проблема и Палестинское движение сопротивления (1947 -2001). Курс лекций. - Симферополь. - М.: "Пармекс". -172 с

Щевелев С.С. Палестинский аспект Ближневосточного конфликта (1947 - 2005 гг.). - Симферополь - Москва: Издательство МЦСПИ, 2005. 184 с.

Эпштейн А.Д. Израиль и проблема палестинских беженцев: история и политика. -М.: ИБВ. 2005

Этингер Я.Я. Проекты создания еврейского государства в Европе // Вопросы истории. - 2006. - № 5. - c. 153 -156

Khaled Hroub. Hamas: Political Thought and Practice. Institute for Palestine Studies, University of Cambridge, 2000

Nazih Ayubi. Political Islam: Religion and Politics in the Arab World. L.: Routledge, 1991

Porath J. The emergence of the Palestinian-Arab national movement .- London, 1974

Roy.О.
The Failure of Political Islam. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1994

Roy O. Genealogie de l'islamisme. Hachette, 1995

Sivan E. Radical Islam. New Haven. Yale University Press, 1985

Stein Georg. Die Palastinenser Unterdruckung. Widerstand eines entrechteten Volkes.- Koln, 1988.

В работе использовались материалы интернет-сайтов:

Института востоковедения Российской академии наук:

http://www.ivran.ru

http://www.vostokoved.ru

Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН

http://islamica.orientalstudies.ru

Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока http://meast.ru

Информационно-аналитического портала ГЕОПОЛИТИКА http://geopolitica.ru

Украинского информационного центра «Ближний Восток» http://www.middleeast.org.ua

Института религии и политики http://i-r-p.ru

Института Ближнего Востока http://www.iimes.ru

Дипломатического представительства Государства Палестина в Москве: http://www.palestine.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12