скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Герои Советского Союза Краматорска скачать рефераты

Герои Советского Союза Краматорска

Герои Советского Союза города Краматорска

Он был отчаянным бойцом. Шел фронт донецкими местами. Рычали «тигры» за Торцом. Бряцая куцыми крестами. Визжал булыжник мостовой. И в топот кованых ботинок Врывался злой моторов вой -Вступали танки в поединок. Был город наш еще ничей. Но бой крепчал неотвратимо. И над колонной тягачей Метались дико гривы дыма. Остервенело мяли грязь Браненной сталью вражьи танки А он- один (который раз) Бросался вновь и вновь в атаки. Зловеще лязгал шквал войны. Метались «тигры», ямы роя... За этот бой ему даны Звезда и звание Героя, В неравной схватке огневой Он был Земли достойным сыном. И числит город наш его Своим почетным гражданином.

(Олейник Я. «Его город»)/

Народ Украины послал в Вооруженные Силы, по меньшей мере, 6 млн. человек. Каждый третий из них погиб на фронте, каждый второй из оставшихся в живых стал на всю жизнь инвалидом.

Весомо представлены украинцы среди Героев Советского Союза. Всей стране известно имя трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба. Из 115 дважды Героев Советского Союза 32 являются украинцами и уроженцами Украины. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе против захватчиков, 2072 украинца удостоены звания Героя Советского Союза. Бойцам и офицерам, жителям Украины, которые проявили массовый героизм, вручены 2,5 млн. орденов и медалей из общего количества 7 млн. наград, врученных воинам Вооруженных Сил.

Бессмертные страницы в историю Великой Отечественной войны вписали и воины нашего города. 22 тысячи краматорчан награждены орденами и медалями. Звания Героя Советского Союза удостоены 23 жителя Краматорска, а шестеро стали полными кавалерам ордена Славы.

Бучавый Валентин Романович

Родился в 1919 году в городе Левая Россошь Воронежской области. Переехав в Краматорск, окончил школу, ФЗУ, работал в железнодорожном депо НКМЗ, учился в летном училище. С 1940 - в действующей армии. Воевал на Западном, Брянском, Воронежском фронтах. Зам. командира авиаэскадрильи 34-го бомбардировочного Ташкентского авиаполка.

В одном из боев 8 наших бомбардировщиков во главе со старшим лейтенантом Бучавым атаковали 20 вражеских истребителей. Было сбито пять немецких самолетов. Всего же бесстрашный летчик совершил 222 боевых вылета, 87 - на разведку целей. 12 мая 1945 года по совокупности подвигов, присвоено звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту Бучавому В.Р. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны.

Рано ушел из жизни капитан Бучавый В.Р. Военные раны догнали в мирной жизни. Умер в 1958 году в городе Липецке.

Бобров Михаил Иванович

Родился в 1920 году в г. Краматорске. Окончил неполную среднюю школу в 1936 г. Работал на Новокраматорском машиностроительном заводе в 1937-1940 г. г. В армии с 1940 года. Окончил курсы младших лейтенантов при 1-м Белорусском фронте в 1944 г. На войне с 1942 на Западном, Центральном, Белорусском фронтах.

В июле 1944 командир 139-й дивизии генерал-майор И.И. Кириллов поставил задачу 609-му стрелковому полку: форсировать водную преграду с небольшой группой добровольцев и захватить плацдарм на западном берегу Немана. Выбор пал на командира взвода, лейтенанта Боброва. Неман здесь широкий и быстрый, а переплыть реку надо с оружием, боеприпасами, продовольствием. Сначала Бобров решил переправить... деревья с ветками у северного участка изгиба реки. Когда они достигли середины, гитлеровцы открыли огонь. Десантники следили, куда вода несет деревья, засекли место, где они пристали. По противоположному берегу ударили наши орудия.

Потом с деревьями отправились десантники. За каждый ствол держались двое. В ветвях припрятаны вещмешки и автомобильные камеры с боеприпасами и продовольствием. На середине реки - гитлеровцы встретили их градом пуль. Первым на берег выскочил Михаил. Но вскоре у левого фланга наших солдат атаковали до четырех десятков гитлеровцев. Их подпустили поближе и открыли огонь. Бобров бил короткими очередями из ручного пулемета. Фашисты повернули назад. Четырежды враг контратаковал. Шестеро воинов, закрепившихся на плацдарме, отбивали натиск 60-70 автоматчиков врага и плацдарм удержали...

За этот подвиг Бобров М.И. 24 марта 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза. Награжден также орденами Красного Знамени, Красной Звезды. Старший лейтенант Бобров уволен из армии в 1946 году, работал в совхозе «Веселый». Смерть настигла его в 1951- Похоронен на Артемовском кладбище.

Буряк Николай Васильевич

РОДИЛСЯ в 1919 г. в селе Желанное Первое Марьинского района. Учился в школе и ФЗУ. Работал в паровозном депо Красногоровского огнеупорного завода. В 17 лег - в Донецком аэроклубе. В армии с 1937. Окончил Ворошиловградскую школу пилотов в 1940г. Воевало 1942 на Крымском, Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

Провел 395 боевых вылетов, 104 воздушных боя, сбил 27 самолетов противника....8 июня 1943 года три самолета ЯК-1 вышли на прикрытие группы штурмовиков. Ведущим был старший лейтенант Н. Буряк. При подходе к цели в районе населенного пункта Сажное, что на Белгород-Харьковском направлении, сверху вывернула четверка «мессершмиттов». Завязался бой. В ходе его Буряк сбил одну фашистскую машину. Остальные «мессеры» улетели. Штурмовики выполнили боевую задачу.

Командир эскадрильи Н.Буряк громил врага в битве за Днепр, в Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской наступательных операциях. В Висло-Одерской операции майор Буряк уничтожил четыре фашистских самолета. Последний боевой полет совершил после Дня Победы в небе Чехословакии.

4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Буряку Н.В. присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден 3-мя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды. Участник Парада Победы. Уволен из армии в 1960г., полковник в отставке. Жил в г. Тамбове, Московской области, с 1986 года - в Краматорске.

Гавриш Иван Иванович

Родился в 1914г. в с. Черкасское Славянского района. Здесь же окончил 7 классов, ФЗУ - в Краматорске. Работал сначала учеником слесаря, слесарем на заводе Куйбышева, с 1932 - на НКМЗ слесарем-лекальщиком, мастером обрубного цеха. С 1942г. воевал на Юго-Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах.

26 ноября 1943г. полк 333-й стрелковой дивизии вышел к Днепру южнее Запорожья. Первая попытке форсировать реку была неудачной. Для второй собрали добровольцев, куда вошел сержант Гавриш с расчетом ПТР. Лодки отчалили ночью. Моросил дождь. Противник засек смельчаков при подходе к берегу. Сержант Гавриш, плывший на второй лодке, скомандовал; - «Всем на весла! Рулевой, бери правее!».

Лодки рванулись вперед, врезались в берег. Обойдя бугорок, где строчил пулемет, Гавриш установил ПТР и вторым выстрелом подавил огневую точку. Две лодки не дошли до плацдарма. В живых осталось 14 бойцов. Командовать ими стал сержант Гавриш. Заняли рубеж, начали укрепляться.

Как только рассвело, более двух взводов вражеской пехоты двинулись в их сторону. Десантники открыли огонь по наиболее важным целям: офицерам, унтер-офицерам, пулеметчикам. Враг отступил.

Снова контратака под прикрытием танка. Гавриш выдвинул ПТР. Танк удалось поджечь, а затем и подавить пулемет противника. Потом была третья, четвертая контратака... Но пришло уже подкрепление на днепровском плацдарме.

22 февраля 1944 года командиру взвода Гавришу И.И. присвоено звание Героя

Родился в 1924 г. в селе Великая Камышеваха Харьковской области. Вскоре семья переехала в Краматорск. Учился в школе N15. Шестнадцатилетним подростком начал свою трудовую биографию в цехе связи НКМЗ- Михаил Баляса (Гаврило-вым он стал на войне) на фронте с 1942 г. добровольцем. Воевал на Западном, 3-м Белорусском фронтах. В войсках Михаила знали как отважного воина. Этим он в огромной мере обязан своему другу Николаю Артемьевичу Гаврилову.

В одной из схваток Гаврилов, прикрывая отход товарищей, подорвал гранатой вместе с собой до полутора десятка окруживших его фашистов. Глубоко переживал утрату друга Михаил.

Как-то для выполнения боевого задания подбиралась ударная группа. Вызвался и Михаил Баляса. Необходимо было одолеть водный рубеж, пройти в тыл противника, завязать там бой, чтобы отвлечь врага. 26 апреля 1945 года десантники на шлюпках двигались к Фрише-Нерунг, последней цитадели фашистов на Пиллауском плацдарме. Береговые батареи немцев обрушили на смельчаков огненный шквал. Фрише-Нерунг для десантников - гибель; ни кустика, ни бугорка, ровный, как бильярдный стол.

Под ураганным огнем 25 храбрецов прорвались к вражескому берегу. Теперь нужно было любой ценой удержать этот клочок земли до высадки основного десанта. Михаил прикрывал правый фланг. За спиной в 20 метрах рокочет Балтийское море. Чуть влево - Ваня Володин, сержант, далее - старшина Федор Баранов, шахтер. Первая атака отбита. Вторая, третья, четвертая, пятая...

За храбрость и мужество 29 июня 1945 года рядовому Балясе вручали Звезду Героя. Накануне Михаил обратился к командиру полка с необычной просьбой -- разрешить носить фамилию убитого друга Гаврилова.

Награжден также орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени.

После войны работал сталеваром в мартеновском цехе металлургического завода имени Куйбышева, неоднократно избирался депутатом горсовета, облсовета.

Горкунов Михаил Степановн

Капитан Михаил Горкунов не оставил нам ни дневников, ни писем. О его короткой жизни сухим официальным языком рассказывают строки наградных листов. Сын крестьянина из Харьковской области, выпускник ФЗУ, он в начале 30-х годов приходит работать на НКМЗ. Миша принадлежал к поколению, которое без страха подставляло грудь ветру перемен и с гордостью утверждало, что оно родилось, чтобы «сказку сделать былью». И не удивительно, что именно авиация с ее поэзией полетов и техническими достижениями стала подлинным призванием для молодого рабочего. Именно она помогла Михаилу в полной мере реализовать его человеческие и профессиональные качества, Впервые он поднялся в небо во время занятий в Краматорском аэроклубе.

После окончания аэроклуба Горкунов в числе самых способных курсантов был направлен для продолжения учебы в Ворошиловграде кую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Несмотря на молодость, уже в школе Михаил проявил себя как умелый, талантливый летчик, что обусловило затем назначение его инструктором в одно из военных училищ.

С самого начала войны лейтенант Горкунов рвется на фронт, но его многочисленные рапорты с просьбой о переводе в действующую армию не находят поддержки у командования. Лишь осенью 1941 г. просьба Горкунова была удовлетворена. Михаила направили на юг: он защищал Крым, Кавказ, Донбасс. Филигранное мастерство пилота, отвага, жажда риска и хладнокровие, вера в свои возможности помогли Горкунову в кратчайший срок стать лучшим разведчиком полка. Его самолет не могли остановить ни ночь, ни буря, ни снег, ни огонь вражеских батарей. Из 144 боевых вылетов, совершенных Горкуновым к концу 1942 г., 111 приходилось на ночное время. Дерзко и изящно ведет он смертельную игру с противником, каждый раз выходя победителем. Как бы дразня вражеские батареи, Михаил в ясную солнечную погоду совершает облет Чакгорского моста для сбора разведывательных данных, а затем, «умело маскируясь отдельными облаками», возвращается на свой аэродром.

Многие документальные описания боевых действий Горкунова воспринимаются как легенда, с трудом верится, что человек, сражаясь в таких условиях, мог уцелеть. Июньской грозовой ночью самолет Горкунова, вылетевший на бомбардировку военного аэродрома в Мариуполе, попал в ловушку: на нем скрестились лучи семи фашистских прожекторов. Несмотря на то, что по его самолету била вся наземная артиллерия, Горкунову удалось не только вырваться из ловушки, но и уничтожить 5 вражеских прожекторов и 2 зенитки. Двое суток после этого боя техники ремонтировали Мишин самолет.

Образцом блестящего воинского искусства Горкунова стала операция по уничтожению фашистских самолетов на аэродроме Беюк-Энлар в Крыму. Обнаружив майской ночью 1942 г. работающий аэродром противника и кружащиеся над ним самолеты (они готовились к посадке), Горкунов смело включается в эту «карусель»: вместе с фашистскими летчиками, принимающими его за своего, он делает несколько кругов над аэродромом, затем резко бросает самолет вниз и поджигает четыре самолета, стоящие на летном поле. И хотя самолет Горкунова обстреливался зенитками, летчику удалось набрать высоту и поджечь еще один самолет. К концу 1942 г. экипаж капитана Горкунова уничтожил 17 самолетов на аэродромах, 16 танков, 13 орудий, 13 пулеметов, 94 автомашины, 4 склада, 3 переправы, 14 железнодорожных вагонов. За успешное выполнение боевых заданий Михаил Горкунов. был награжден двумя орденами Красного Знамена, удостоен звания Героя Советского Союза.

Миша погиб 6 декабря 1943 года. Как и тысячи солдат Великой Отечественной, он ушел из жизни, не успев вдохнуть пьянящий воздух весны 1945 г., весны Победы.

Кухаренко Николай Иванович

Родился в 1915г. в Донецкой области в семье крестьян. После окончания Михайловской школы, ФЗУ при НКМЗ работал в фасоннолитейном цехе НКМЗ формовщиком. В июле 194] г. мобилизован в Харьковское танковое училище. С марта 1942 -- на Карельском фронте.

6 сентября 1944 г. гвардии лейтенант Кухаренко Н.И. на Кандалакшском направлении прокладывал путь своим танковым взводом в условиях лесисто-болотистой местности, обеспечил разрыв группировки противника. Вступив в бой, взвод нашего земляка уничтожил 8 вражеских танков и до сотни гитлеровцев.

10 сентября танк Кухаренко Н.И. одним из первых, ворвался в расположение противника, уничтожил 5 противотанковых орудий, 4 дзота и около 70 солдат. Застряв позже на заболоченном участке, в течение 14 часов отбивал атаки противника, превратившись в огневую точку, а затем вывел танк из болота. Потом были Германия, встреча с американцами на Эльбе.

24 марта 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза. Участник Парада Победы, уволен в запасе 1959 в звании майора.

Мильченко Семен Калинович

Родился в 1921 Г. В с. Григоровка Харьковской области. В семье было десять детей. В три года остался сиротой. Учился в школе в Харькове, старший брат заменил ему отца. Окончил Харьковский машиностроительный техникум. Переехал в Краматорск, работал на СКМЗ токарем. Служил на флоте во Владивостоке, где окончил военно-пехотное училище. С января 1942 принимает учас- тие в военных действиях на Воронежском, центральном, 1-м Украинском фронтах.

При форсировании Днепра, освобождении Киева командир стрелкового батальона старший лейтенант Мильченко С.К. сам лег за пулемет и уничтожил свыше 50 гитлеровцев. 16 октября 1943 года Мильченко С.К. присвоено звание Героя. Принимал участие в освобождении Польши, Чехословакии, участвовал во взятии Берлина. Сильно контужен 25 мая 1945 года в боях с власовской армией.

Уволен в запас как инвалид войны 1 -й группы. Работал с призывниками. Учился в Харьковском политехническом институте, но закончить его не успел. Умер в 1966 году.

ГончаропЛеонид Аигононич

Родился в 1903 году в нашем городе. Его отец работал литейщиком на металлургическом заводе, участвовал в 1909 в забастовках и вскоре трагически погиб. Семья без средств существования переезжает в Барвенково.

С семи лет начинает трудовую деятельность. В 15 вступает в Барвен-ковский Красногвардейский отряд, а затем работает в волостном ревкоме, комбеде.

В 1921 -1923 г.г. учится в 6-ом кавалерийском училище, но вскоре по зову революционного времени меняет кавалерийское седло на сиденье пилота. В 1925 - курсант Ленинградской школы лейтенантов и учится на вечернем рабфаке. В 1930 заканчивает знаменитое Качинское военное училище.

В 1939-1940 г.г. командир авиабригады, майор Гончаров воюет против финнов. Был награжден орденом Красного Знамени. Учится в Военно-Воздушной академии им. Жуковского. С начала войны подполковник Гончаров - командир 131-го истребительного авиаполка. Полк провел 1137 самолето-вылетов.

Страницы: 1, 2