скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Философия права М.М. Сперанского скачать рефераты

амая сильная сторона реформы Сперанского - внутренняя организация министерств. Отныне коллегиальное начало уничтожено и министерства организованы как строго исполнительные учреждения. По замыслу Сперанского исполнительная власть должна была находиться между законодательной и судебной. Не издавая законов, эта власть не ограничивалась лишь применением их. Она должна была определять пути и методы претворения законов в жизнь. А отсюда - право издавать предписания и регламенты в пределах, указанных законом.

20 марта 1812г. было обнародовано "Учреждение Комитета министров". Этим документом он определялся как высший административный орган. Создание подобного органа было ни чем иным, как полным игнорированием принципа разделения властей, подчинением законодательной власти высшей администрации. Комитет министров в своей деятельности или подменял министерства, или занимался делами, не свойственными исполнительной власти. Он мог отменить решение сената и одновременно с этим рассмотреть по первой инстанции малозначительное уголовное дело. Деятельность эта мало кому понятного органа унижала авторитет Государственного совета и Сената, отменила у министров время для занятия важными делами. Оба эти указа вызвали открытое возмущение и ненависть против Сперанского. Восстала вся аристократия, так как он поднял руку на то, что считалось веками их неприкосновенным правом.

Проект Правительствующего и Судебного сенатов

Сперанский считал необходимым безотлагательно реформировать сенат. Он предлагал отделить правительственные функции от судебных и создать два сената, назвав первый Правительствующим, а второй Судебным. Проект реформы сената рассматривался сначала в комитете председателей департаментов Государственного совета в 1811г., а затем и на общем собрании Совета. Представляя в Государственный Совет проект учреждения Правительствующего и Судебного сенатов, Сперанский предпослал ему обширное введение, в котором обстоятельно доказывал, что Сенат не может быть "законодательным сословием".

Реформой сената Сперанский хотел подготовить, отчистить путь для Думы в Правительствующем сенате.

На Сенат возлагался, с одной стороны, надзор за центральной властью, с другой - непосредственное управление, т.е. два рода деятельности, взаимно исключающие друг друга. По смыслу проекта министр подвергался взысканию не только за важную государственную вину, но и за дурное управление. Он мог быть отдан под суд, отстранен от должности и передан Верховному уголовному суду. Однако не было органа, который постоянно контролировал его действия. Государственный совет имел право назначить из своей среды следственную комиссию по жалобам на министра, но он был сам членом Государственного совета. И Сенат вскоре возвратился к прежней роли: административная власть ушла от него сома по себе.

Что же касается Судебного сената, то он по мнению Сперанского, должен являться высшей судебной инстанцией и формироваться из сенаторов, назначенных от короны и избранных дворян, причем тех и других должно быть поровну.

М.М. Сперанский доказывал, что обновленный в своем составе Судебный Сенат, поставленный столь высоко, сделался бы учреждением совершенно независимым от административной власти, и в то же время верховная власть была бы освобождена от мелких дел. Независимое положение Сената, его широкие права по пересмотру судебных решений, ревизии и управлению судебными местами империи могли, по мнению Сперанского, "обеспечить населению законность, в которой она столь сильно нуждалась". Предполагалось Судебный Сенат приблизить к населению и разместить по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казане и Киеве. Каждое сенатское присутствие должно было состоять из четырех департаментов по рассмотрению казенных дел, по частным делам, уголовным и межевым (временно).

Проект учреждения обоих сенатов в июне 1811г. был внесен для обсуждения на общее собрание Совета. Если раньше все предложения Сперанского проходили почти без обсуждения, то в данном случае развернулись горячие прения. Члены Совета в большинстве возражали против реформы Сената.

Несмотря на все возражения, проект реформы Сената был одобрен, и Александр I утвердил решение Государственного совета. К сожалению, утвержденному проекту переустройства Сената не суждено было быть претворенным в жизнь. Реформа Сперанского подняла против него все консервативные силы.

Русский реформатор последовательно проводил мысль, что законодательным, политическим учреждением должна быть в России Дума, а на Сенат. Реформой Сената Сперанский подготавливает, отчищает путь для Думы. Судебный Сенат, сформированный наполовину из выбранных членов, по мнению противников реформатора, послужил бы мостом, который должен был соединить самодержавную Россию с Россией конституционной. Противники Сперанского догадались об этом раньше, чем он предполагал и хотел. Независимое положение суда в России равнялось в их глазах введению представительного образа правления.

Финансовые преобразования

В ноябре Александр I призвал Сперанского к решению финансовых проблем. Он повелел ему "составить определенный и твердый план финансов". В основе всех предложений Сперанского была мысль, что "всякий финансовый план, предлагающий способы легкие и не полагающие ограничений в расходах, есть явный обман, влекущий государство в погибель".

1 января 1810 г. император лично внес разработанный М.М. Сперанским план в Государственный совет, а 2 февраля он был утвержден и обнародован в форме высочайшего манифеста, написанного Сперанским.

С тем, чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал "сильных мер и важных пожертвований". Эти сильные меры сводились:

1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения;

2) сокращению расходов всех государственных ведомств;

3) установление жестокого контроля над государственными расходами;

4) устройству монетной системы;

5) развитию торговли как внутренней, так и внешней;

6) установление новых налогов.

Прежде всего, Сперанскому удалось претворить в жизнь ту часть проекта, которая предполагала сокращение расходов. Доходы, поступавшие во все ведомства, объявлялись принадлежащие государственному казначейству. Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, которые объявлялись государственным долгом, создавался за счет продажи государственного имущества в частную собственность. Государство расширило государственные займы, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. Важной мерой стабилизации финансового состояния явилось установление налогов с дворянских имений, ранее освобожденных от податей. Сперанский также занялся положением разменной монеты. За главную единицу был принят серебряный рубль. Таким образом, Сперанский пытался восстановить доверие к ассигнациям, облегчив их размер на монету. Тариф Сперанского сыграл очень важную роль в борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые в истории России целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной. Никитенко А.В. Воспоминание о М.М. Сперанском. СПб., 1872.

Программа систематизации законодательства

Программа систематизации законодательства Сперанского отражала философско-правовые взгляды, основанные на религиозно-нравственных идеях и принципах естественного права. Главным содержанием юридических воззрений Сперанского было так называемое "союзное бытие" человека, его союз с людьми и богом; фундамент этого союза составляет нравственность ("совесть", "правда"), а средства укрепления - религия и законодательство. Последнее, реализуя "естественное", божественное право человека, исходит от власти монарха - представителя божественной власти на земле. Важным звеном юридической политики Сперанский считал информированность государственных учреждений, их служащих и населения о законах, их доступность, ясность, единообразие в применении. Это составляло "законность" общественной жизни, что было невозможно, по мнению Сперанского, без систематизации законов. Юридические воззрения Сперанского носили эклектический характер, и только в конце жизни им была предпринята попытка их обобщения в книге «Руководство к познанию законов». Основу руководства составили тексты бесед «О законах», которые проводил Сперанский в 1835-1837гг. с наследником, будущим императором Александром II, во время его обучения (ОР ГПБ, ф. 731, оп. 1, д. 1065-1135). Этот незавершенный труд был издан в 1845г.

Программа была изложена Сперанским в ряде подданных в январе 1826-1828гг. записок императору, а затем - в "пояснительных сочинениях" к актам систематизации законодательства - в предисловии к первому изданию Полного собрания законов Российской империи (1830г) и "Обозрение исторических сведений о Своде законов" (1833г). Существенные дополнения к этой программе даны в ряде неопубликованных юридических трактатов Сперанского, подготовленных для чиновников, занимавшихся упорядочением законов РО ГПБ, ф.731, д. 1759-1760 (Опись работ по правоведению). Фонд содержит более 850 дел с различными заметками и трактатами Сперанского по юридическим вопросам (д. 902- 1758). Лишь незначительное число их опубликовано в сборнике «В память графа Сперанского» (1872г.), изданном юбилейной комиссией в связи со 100-летием со дня его рождения..

Прежде всего, предлагалось "определить в точности пространство предприятия, назначить соразмерные способы, установить постепенность работ и исчислить время их окончания", т.е. наметить объем работы, принципы и последовательность приведения законодательных актов в систему, сроки завершения этой работы. Сперанский выделил "два главных разряда законов": "коренные, или основные (фундаментальные), законы о наследии престола, о порядке законодательства и о правах, разным состояниям от самодержавной власти присвоенных", и "законы управления" ("права внешние, военные, полиции, судебные, хозяйственные"). И если первые следовало оставить без изменения, то вторые (за исключением "внешних и военных") - консолидировать в виде сводов, объединив в общий Свод законов Российской империи, а затем провести кодификацию в виде уложений.

В качестве исходной основы систематизации законодательства Сперанский предложил "издание Полного собрания законов" по хронологическому порядку - предприятие огромное и могущее составить памятник в истории всех законодательств". Далее работа должна строиться на основе собранного законодательного массива по схеме: свод - уложение - учебная книга. Это и определяло основные этапы систематизации законодательства.

Свод законов Российской империи представлялся Сперанскому сложной инкорпорацией действующего законодательства, внутреннее содержание которого должны были составить акты консолидации отраслевых законов по их институтам (например, Свод законов гражданских, уголовных и т.п.). "Свод - подчеркивал Сперанский, - есть соединение законов, существующих по какой-либо части, расположенное в известном порядке. Порядок сей бывает или хронологический, когда законов слагаются по порядку их издания, невзирая на разновидность их содержания, или азбучный, когда они располагаются по порядку слов, или, наконец, систематический, когда они располагаются по предметам... ". Сперанский остановился на последней, наиболее удобной и сложной с точки зрения юридической техники форме - Свод законов как систематической инкорпорации законов.

Следующим этапом, который должен был восполнить пробелы в законодательстве, привести в единую согласованную систему отраслевые законы, должна была стать кодификация - подготовка уложений. Уложение, отмечает Сперанский, - есть систематическое изложение законов по их предметам так, чтобы:

1) законы общие предшествовали частным и предыдущие приуготовляли смысл и разумение последующих;

2) все законы, по своду не достающие, дополнены были в уложении и обнимали бы, сколько можно более случаев, не нисходя, однако же, к весьма редким и чрезвычайным подробностям". Необходимой частью кодификации, "принадлежащей к уложению", Сперанский считал подготовку "изъяснений", в которых "излагается разум или основание законов, дается отчет в причинах и необходимости дополнений или перемен, в уложение введенных, и устанавливается связь их с законами существующими".

Сперанский определил и разумные пределы кодификации законодательства: только "судебные законы", к которым он относил гражданское, уголовное и процессуальное законодательство, могут быть изложены посредствам сводов и уложений с соответствующими комментариями и учебными книгами. "Нет примера, да и невозможно почти составить уложение законов полицейских и хозяйственных, - писал Сперанский, - Само существо сих законов по непрестанности их движимости, изменению и непрерывному приращению не допускает систематического их изложения". Теоретические основы этих отраслей, т.е. то, "что они имеют общего и неподвижного", предлагалось изложить в "учебных книгах". Административно-полицейское и хозяйственное законодательство подлежало тематическое инкорпорация в виде сводов, которые, "составив раз, должно продолжить тем же порядком ежегодно".

Рассматривая задачи систематизации несколько шире, чем приведение в систему самих законов, Сперанский предлагал создать на основе материалов по обработке законодательства учебную книгу, которая должна представлять "то же самое уложение, но более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах". В этом выразилось его намеренье соединить в Своде законов две цели: удобство употребления их при производстве дел и средство к систематическому их изучению, так чтобы те же законные книги, а не две системы разные были основанием и в отправлении дел, и в учебном образовании". Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб., 1833. с. 125-127.

Ряд положений программы Сперанского касался организационной стороны дела - существенных преобразований в структуре, составе и ходе работы Комиссии составления законов. Следовало конкретно, с исчерпывающей точностью определить компетенцию этого учреждения, пересмотреть состав, оставив и приняв на службу наиболее способных чиновников, создать и специализировать внутреннее подразделение по отдельным видам деятельности, предусмотреть строгую последовательность работ и определить сроки завершения подготовки собраний, сводов, уложений и учебных книг. Окончание работ Сперанским предлагалось к концу 1828 г. Русская старина, 1876, №2, с. 437-441.

1826-1839 гг. программа систематизации законов получила дальнейшее развитие. Занимаясь ее реализацией, Сперанский в процессе решения проблем практического характера в различного рода юридических трактатах, наставлениях чиновникам, пояснительных записках и обозрениях раскрывал содержание каждого этапа упорядочения законов.

Прежде всего, им были определены принципы составления Полного собрания законов - хронологической инкорпорации ранее изданных законов. В качестве исходной точки сбора законов был определен 1649г., поскольку в юридической практике использовались законы, лишь начиная с Соборного уложения. Собрание должно было состоять из двух частей: в первую предполагалось включить законы до вступления на престол Николая I (1649-1825 гг.), а вторая мыслилась как продолжающееся издание текущего законодательства (начиная с декабря 1825 г.). В него включались только акты нормативного характера, устанавливающие "общие правила" или решения по юридическим делам, которые распространялись императорским указом на подобные случаи в будущем. Собрание, по мысли Сперанского, должно стать основой свода законной, его фундаментом. Сперанский М.М. Предисловие к первому Полному собранию законов Российской империи.- Полное собрание законов Российской империи. Собр.1. Т.1. СПб.,1830. с.1-XXIX; Обозрение исторических сведений о Своде законов, с.128-158.

Идеи создания Свода законов в 1826-1832гг. также получили дальнейшую детализацию в связи с определением его содержания, структуры и внутренней классификацией законов. Решение вопросов о структуре Свода, Сперанский исходил из своей теории "созданного бытия человека", согласно которой существует две сферы общественных отношений: "верховной власти и подданных" - "публичная или политическая сфера" и "частных лиц" между собой - "гражданская сфера". В соответствии с этим он определял "два порядка законов" - "законы государственные" и "законы гражданские". В каждом из "порядков", по его мнению, имеются два "разряда законов по различию предметов и начал, на коих они утверждаются": содержащие "правило", т.е. "определительные" ("защитительные", "повелительные"), и его "охранение" ("охранительные"). В самом общем виде система законов представлялась Сперанскому следующей:

1)"государственные определительные";

2)"государственные охранительные";

3)"гражданские определительные";

4)"гражданские охранительные". Сперанский М.М. Руководство к познанию законов., с.25, 42-48.

В качестве правил составления Свода законов Сперанский решил принять начала, установленные известным английским юристом Ф. Бэконом. При этом развил их, снабдил практическим комментарием и свел к следующему: включить в свод только действующие законы; из многочисленных законов, "одно и то же гласящих", включить "полнейшие"; сохранить по возможности текст старых законов, а при новом изложении - их смысл; обеспечить точное и логичное словесное выражение текста закона, исключить коллизионные нормы; обеспечить проверку состава свода (ревизию) в министерствах и ведомствах с последующим утверждением "надлежащей властью"; "как Своды обнимают только пришедшие и не определяют ничего в будущем, последующие законодательные акты включать в особые Продолжения Свода законов". Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. с. 104-113.

Свод законов Российской империи предусматривался Сперанским как общий акт для всей страны. На его основе и в развитие должны быть изданы остальные Своды ведомственных (военного, морского) и региональных (польских, финляндских, прибалтийских, западных губерний) узаконений. Предусматривалась также кодификация норм обычного права. Нефедьев Е.А. Причины и цель издания Полного собрания и Свода законов с точки зрения Сперанского. Казань. 1889., с. 4-36.

Реализация намеченных планов

Программа Сперанского не была в полном объеме принята. Решив остановиться на "Своде законов существующих с исключением всего недействующего, но без всяких изменений в существе их", император образовал 31 января 1826 г. II отделение в составе собственной канцелярии, взяв под личный надзор. И вполне естественным было бы назначение на должность начальника отделения Сперанского. Но в главе нового учреждения был поставлен проф. М.А. Болугьянский - Член бывшей комиссии составления законов, учитель "законоведения" императора в бытность его великим князем. Сперанский, официально оставаясь членом (с 1832г. - председателем) департамента законов Государственного совета, фактически возглавил юридическую часть систематизационных работ.

24 апреля 1826г. объявлением "Наставления II отделению о порядке его трудов" Сперанский положил начало реализации своей программы. Основные ее этапы были осуществлены при жизни Сперанского: проведены комплекс организационных мер по определению в штат отделения наиболее знающих и опытных "законоведцев", сбор законодательной информации, создана юридическая библиотека. Сперанский выступал не только как руководитель и координатор работ. Каждый день работы отделения завершался докладами старейших чиновников отдельных подразделений (редакций), проверкой обучения юристов, подготовка для них преподавателей и др.

Объем проделанной работы при непосредственном участии Сперанского внушителен. К 1830г. в архивах было собрано и проанализировано 53230 законодательных актов. После смерти Сперанского Свод полностью переиздавался в 1842 и 1857гг. В последующие годы переиздавались лишь отдельные, существенно изменившиеся тома. Предложенная Сперанским система законодательства и Свод законов в своей основе оставались неизменными вплоть до 1917г.

Сперанский возглавлял также работы по систематизации военного законодательства. (1839г).

Издание Полного собрания и Свода законов Российской империи свидетельствует о серьезных достижениях в развитии отечественной юридической науки и практики. Упорядочение законодательства оказало огромное влияние на становление законодательного процесса в России, выработку основ юридической техники, развитие теоретической и практической юриспруденции, создание системы подготовки юристов.

Литература

1. Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. Саратов, 1973;

2. Калягин В.А.М. М. Сперанский и его реформы (1808-1812) // Советское государство и право, 1982, №9.

3. Кодан С.В. Сперанский и систематизация законодательства в России // Советское государство и право 1989. №6.

4. Шебанов А.Ф. Из опыта создания Полного собрания законов и Свода законов в дореволюционной России. - Правоведение, 1967, №2.

5. Цит. по: Довнар-Запольский М.В. Политические взгляды М.М. Сперанского. М, 1905г.

6. Сперанский М.М. проекты и записки. М; Л., 1961г

7. Сперанский М.М. План государственного преобразования. СПб., 1905.

8. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского, Т.1. СПб., 1861.

9. Ерошкин Н.П. Указ. соч.

10. Скрипилев Е.А. Указ. соч.

11. Корф М.А., биограф М.М. Сперанского. Деятели и участники в падении Сперанского: неизданная глава из "Жизни графа Сперанского" // Рус. Старина. 1902. Т 109, март.

12. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов.

13. Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов.

14. Нефедьев Е.А. Причины и цель издания Полного собрания и Свода законов с точки зрения Сперанского. Казань.1889.

15. Никитенко А.В. Воспоминание о М.М. Сперанском. СПб., 1872.

16. Майков П.М. Комиссии составления законов при императорах Павле I и Александре I. - ж-л Министерства юстиции, 1905,№9, с.236 - 282; № 10.

17. Русская старина, 1876, №2.

18. Сперанский М.М. Предисловие к первому Полному собранию законов Российской империи. - Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т.1. СПб.,1830. с.1-XXIX; Обозрение исторических сведений о Своде законов.

19. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. М., 1987.

20. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. М., 1989.

Страницы: 1, 2