скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Философия права М.М. Сперанского скачать рефераты

Философия права М.М. Сперанского

2

План

  • Введение
    • Философия права у М.М. Сперанского
    • Первые опыты упорядочения законов
    • Государственный совет - орган законосовещательный
    • Власть административная
    • Проект Правительствующего и Судебного сенатов
    • Финансовые преобразования
    • Программа систематизации законодательства
    • Реализация намеченных планов
    • Литература
Введение

С именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839 гг.) связано становление и развитие юридической политики российского самодержавия в первой половине XIX в.

Известный политический деятель и правовед, он стоял у основ русского конституционализма, его реформаторские идеи касались многих вопросов политических институтов самодержавия. Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. Саратов, 1973; М.М. Сперанский и его реформы (1808-1812)-Сов. гос. и право, 1982, №9, с. 111-120. Одно из основных направлений деятельности Сперанского связано с юриспруденцией, подготовкой и изданием актов систематизации законодательства - Полного собрания и Свода законов Российской империи, Свода военных постановлений и др., предложен и проведен в жизнь ряд мер по развитию юридического образования и правоведения. Шебанов А.Ф. Из опыта создания Полного собрания законов и Свода законов в дореволюционной России.- Правоведение, 1967, №2, с. 96-106.

Как мыслитель Сперанский М.М. сформировался в начале XIXв. Широкая образованность позволила ему познакомиться с основными направлениями политической мысли в западноевропейских странах. Он, безусловно, испытал влияние французских просветителей, немецкой политической школы.

Однако его собственная политическая теория была оригинальной. Глубокая религиозность мыслителя обусловила его философские позиции. Бог выступал у него как верховный создатель и законодатель природы и общества. "Право верховное, - писал Сперанский, - не есть право в обыкновенном смысле: оно есть право божьей милостью, право священное, свыше устроенное и одно, которое можно назвать правом естественным. Оно состоит в том единственно, чтобы давать законы, основанные на правде и управлять по оным без всякого своего корыстия". Цит. по: Довнар-Запольский М.В. Политические взгляды М.М. Сперанского. М,1905г., с. 10.

Философия права у М.М. Сперанского

Философия права у М.М. Сперанского распадалась на три части: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходным пунктом права выступала свободная воля. Воплощение воли в вещах - сфера формального и абстрактного права, отношений собственности. По существу, речь идет об экономических общественных отношениях, зафиксированных в социальных институтах и юридических нормах. Первая заповедь по Сперанскому - будь юридическим лицом и уважай других в качестве таковых.

"Воля личности должника проявляется не только в чем-то внешнем, но и во внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Воля человека проявляется не в мыслях, а в делах и намереньях".

Сперанский подчеркивал деятельный характер намеренья: Оно приобретает значение, лишь воплотившись в поступок.

Политические идеалы Сперанского не являлись поводом для случайного изучения наследия отечественных и зарубежных мыслителей. Он интересовался основными вопросами государственной жизни, социально-политическими проблемами общества.

Общество в проектах Сперанского играет важную роль. "Дух народный, если не рождается, по крайней мере, сильно ускоряет действиями и податливыми началами правительства... В государствах, где существует мнение о предметах управления, суждения могут быть в видах своих весьма различны, но все они идут к одной целее, к общему добру". Сперанский М.М. проекты и записки. М; Л., 1961г. С. 82. Он заботился о том, чтобы привлечь к участию в делах государственных "народное мнение". По его проектам деятельность всех государственных органов должна совершаться публично: заседание Государственной Думы, Исполнительного Сената, судов.

"начертать план конституции…"

Рассматривая всемирную историю и, прежде всего европейскую, Сперанский пытал отыскать в ней закономерности, которые приводят к смене одного образа правления другим. Все развитие политической жизни Европы являло, по мнению Сперанского, "переход от феодального правления к республиканскому", и никакая сила не смогла противостоять этому неумолимому процессу. Сперанский пришел к выводу, что Россия не может стоять в стороне от экономического и политического преобразования Европы, что для нее нет иного пути развития. Он не сомневался в неизменности и своевременности реформ в России, в ограничении на первых порах самодержавия, в принятии конституции.

Первые опыты упорядочения законов

К вопросам упорядочения российского законодательства Сперанский имел отношение еще в начале XIX в. В период службы в 1803-1807 гг. в Министерстве внутренних дел он был причастен к деятельности Комиссии для составления законов (1796-1804 гг.) В 1892г. в "Отрывке о комиссии уложения" Сперанский пытался проанализировать работу кодификационных учреждений в XVIII в. и определил план дальнейшей деятельности: "1) составить полный свод всех законов, доныне существовавших;

2) привести в порядок и дополнить материалы, прежними комиссиями собранные;

3) наметить статьи, на кои законы или недостаточны, или противоречащие, или и совсем не существуют;

4) составить проекты на сии статьи;

5) сочинить историю российских законов как творение необходимое". Особое значение придавал Сперанский составу привлеченных к систематизации чиновников. По его мнению, это должны быть люди, которые "с довольной опытностью в делах соединяли… свежесть понятий. ., знакомы были со всеми лучшими писателями (юристами. - С. К)... Они должны сделать путешествие в государства, где наука законодательства доведена до высшего совершенства... ". Среди предложений были соображения о командировании чиновников в Англию, Францию и Германию для изучения юридической практики. Сперанский М.М. проекты и записки. М; Л., 1961г. С. 17-143.

Предложения Сперанского в какой-то мере были учтены при создании новой Комиссии составления законов (1804-1826гг.), в состав которой он вошел 20 декабря 1808г. Оставаясь одновременно статс-секретарем Александра I и товарищем министра юстиции, он с 1809г. возглавил Комиссию составления законов.

В своих юридических трактатах и записках "О казенных законах государства", "О Сенате" (1802г), " Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803г), "О духе правительства", "Об образе правления" (1804г) Сперанский оценивает роль законодательства как средства закрепления и проведения политических реформ. Особенно зримо это проявилось в его "Плане государственных преобразований" ("Введение к уложению государственных законов"), подготовленных по заданию Александра I в 1809г. В данных документах Сперанский все чаше обращается к определению направлений юридической политики самодержавия, содержанию законодательного процесса, классификации законов. Из изложенных в плане "конституционных идей" и учреждений было реализовано лишь предложении о создании Государственного совета как законосовещательного органа, предварительно рассматривающего и вносящего на утверждение императора законы. Сперанский М.М. План государственного преобразования. СПб., 1905, с. 1-9; Проекты и записки, с. 218-236; Корф М.А. Жизнь графа Сперанского, Т. 1. СПб., 1861. с. 10-269; Ерошкин Н.П. Указ. соч., с.88-96; Скрипилев Е.А. Указ. соч., с.211.

Отношение Сперанского к закону и законности как средству реализации его реформаторских идей было внесено и в деятельность руководимой им Комиссии составления законов.7 марта 1809г. он представил доклад Александру, где изложил основные направления его деятельности. С 1 января 1810г. Комиссия вошла в состав Государственного совета в качестве его подразделения по подготовке законопроектов - системы уложений (гражданского, уголовного и торгового) и ряда отдельных узаконений. В этот период Сперанский активно изучал юридическую литературу, давал замечания отдельным проектам разделов уложений, занимался систематизацией гражданских законов. Майков П.М. Комиссии составления законов при императорах Павле I и Александре I.- ж-л Министерства юстиции, 1905,№9,с.236- 282; № 10. с. 189-214.

План реформ был громоздким. Сперанский сначала подготовил ее теоретическое обоснование. В своей записке (по объему целая книга) он рассуждает о законах государственных вообще, "о разделении их на основные или неподвижные и переходящие", обосновывает механизм принятия тех и других и их применение. Потом он принялся за разработку проекта нового государственного управления на всех его уровнях: от кабинета министров и до волостного правления.

Схема плана преобразований Сперанского

Державная власть государя императора

Государственный

Совет

Управление Законодательство Суд

2

Министерства Государственная Судебный

В соединении с дума сенат

Правительствующим

сенатом

Управление Дума губернская Суд губернский

губернское

Управление окружное Дума окружная Суд окружной

Управление волостное Дума волостная Суд волостной

В октябре 1809г. весь проект реформ лежал у Александра I на столе. В основу реформы Сперанский предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Он не уставал повторять, сто нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять законы, и их исполнять. Поэтому он в своей реформаторской деятельности пытался четко разградить на законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в независимых друг от друга государственных учреждений.

План преобразований 1809г. состоял в том, чтобы в какой-то мере привлечь население (на основе имущественного ценза) к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредствам системы четырехступенных выборов.

Государственный совет - орган законосовещательный

К началу октября 1809г. "Введение к уложению государственных законов" или "План всеобщего государственного образования", как иначе называл его Сперанский, был готов. Сперанский предлагал начать задуманную реформу с преобразования Государственного совета, который был чем-то вроде совещательного органа при Александре I и не имел не очерченного круга полномочий, ни какого-либо реального влияния на государственные решения.

По мысли Сперанского, Государственный совет должен был служить своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Члены Государственного совета должны не избираться, а назначаться императором. Новый орган становился как бы своеобразной палатой лордов, в которой происходит первоначальное обсуждение самых важных проблем государства.

В проекте Сперанского четко были распределены пределы самодержавной власти. В руках императора сохранялась вся полнота управления страной. Ему принадлежало исключительное право законодательной инициативы, а так же он утверждал все новые законы.

Вместе с тем власть самодержавная существенно ограничивалась Государственной думой, которая должна была рассматривать все законопроекты. Все новые подати, налоги и повинности утверждались также Государственной думой. Император решительно отделялся от судопроизводства. За ним сохранялась лишь роль верховного охранителя правосудия, и суд вершился от его имени.

Так видел Сперанский место и роль Государственного совета в политической системе Российской империи. Однако замысел Сперанского не был осуществлен в полной мере. Видимо, в последний момент царь отказался от столь кардинальной реформы. Мотивы, заставившие в последний момент Александра I отказаться от предложенного варианта, пока не выяснены до конца. Манифест об учреждении Государственного совета и нечто вроде устава (“Образование Государственного совета”), регламентирующего его деятельность, были написаны самим Сперанским.

Предел власти Государственного совета весьма широк. Государственный совет задумывался как орган при монархе. Через которых последнему представлялись решения всех трех новых органов - Государственной думы, Сената и министерств. Он планировался как совещательный орган при императоре. Другой государственный орган, с другой ролью - исключительно законосовещательной. Основные функции Государственной думы - рассмотрение и принятие законов - были переданы Государственному совету.

Согласно Уставу о Государственном совете, решения Совета принимались большинством голосов. Все законы и уставы должны были утверждаться монархом и издаваться в виде царского манифеста.

Указ о Государственном совете произвел сильное впечатление среди высшей администрации и дворянских кругах. В новом учреждении видели разом и умаление роли сената, и опасность произвола со стороны Совета, и в то же время ограничение самодержавия.

Под давлением оппозиционных сил Александра I стал все больше игнорировать Государственный совет. Он уже перестал быть законосовещательным органом в полном смысле слова. И все-таки Государственный совет действовал и оставался формально законосовещательным органом Российской империи.

М.М. Сперанский очень много работал. И он не терял надежду на осуществление коренных преобразований государственного строя.

Первый шаг от абсолютизма к конституционной монархии был сделан. Правда шаг робкий. "Но пользу сего учреждения должно изменять не столько настоящему, сколько по будущему его действию". Писал Корф М.А., биограф М.М. Сперанского. Деятели и участники в падении Сперанского: неизданная глава из «Жизни графа Сперанского»// Рус. Старина. 1902. Т 109, март. С. 469-508.

Власть административная

Во "Введении к уложению государственных законов" Сперанский предлагал по возможности "усовершенствовать и усилить" устройство административно-исполнительных органов. Для этого нужно, прежде всего, знать его недостатки и определить основные причины, не позволяющие функционировать данным органам необходимым образом.

недостаток ответственности.

Ответственность министра состоит в том, что он должен четко выполнять действующий закон, и эта его обязанность "должна быть существенною". А ответственность министров, как говорит Сперанский, не могла существовать в полной мере, так как сам закон не стоит на твердой основе, не выражает мнение всех сословий и принят самодержавцем.

Некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел. Сперанский в порядке исполнительском определил пять главных направлений:

1) внешнее сношение;

2) устройство внешней безопасности;

3) публичная экономия;

4) устройство и надзор суда.

3. недостаток точных правил или учреждений, на основе которых должно действовать министерство. Сперанский предлагал:

1) определить инструкциями границы деятельности министерств, их четкую ответственность за определенную сферу деятельности;

2) упразднить министерство коммерции, присоединив его к министерству финансов;

3) создать министерства путей сообщения"

4) учредить "особое государственное казначейство" и особый государственный контроль. Предложение это объяснялось тем, что министерство финансов занималась источниками доходов, движением, входящих в казначейство капиталов, их выделением, отчетом в расходовании средств. Министр финансов, таким образом, сам себя и контролировал;

5) создать специальное министерство полиции;

6) установить пределы деятельности министерств, подготовить внутреннюю их структуру, исходя из их целей и задач, а также распорядок работы всех их структурных звеньев.

Манифестом от 25 июля 1810г. (№ 24.307) сначала было обнародовано "новое разделение государственных дел в порядке исполнительном" с подробным определением пределов их деятельности и степени их ответственности. Манифест повторил все основные мысли и предложения Сперанского. Правда им вводилась еще одно ведомство: главное управление духовных дел и иноверных исповедей. Каждое министерство получило единообразное структурное оформление.

Манифест 1811гю, по сути, дал министрам власть в своей отрасли безграничную. "Введение к уложению государственных законов" Сперанского предусматривало контроль министров со стороны Государственной думы. Она могла привлечь любого министра к ответственности, контролировать их деятельность, требовать отчетов. Проведенная реформа установила принцип прямой ответственности министра перед императором. Сперанский определил также круг дел, который рассматривался директорами министерских департаментов. Министр имел возможность принуждать все подчиненные ему органы и лица к подчинению законов, всякое дело министр мог по своему усмотрению истребовать к своему рассмотрению. Для того времени министерства гибкими органами исполнительной власти. Но пока общая реформа не была осуществлена, эти первые преобразования не могли дать желаемого эффекта.

Страницы: 1, 2