скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Этнокультурные особенности Армении скачать рефераты

о-иному складывалась судьба Западной Армении, которая оставалась под властью Турции. Турецкие правители осуществляли варварскую политику национального гнета и преследования армян, подвергая их жестоким насилиям и погромам. В 1894-1896 гг. султанское правительство Абдул-Хамида организовало по всей Западной Армении и в Константинополе массовую резню армян; погибло более 300 тыс. человек, было разрушено множество городов и селений, монастырей и церквей. И вновь многие тысячи несчастных людей вынуждены были бежать на чужбину. Еще более тяжелым стало положение западных армян с приходом в 1908 г. к власти буржуазно-националистической партии младотурок <Идтихад вэ терраки> (<Единение и прогресс>). Весной 1909 г. ими была организована новая резня армян в киликийском городе Адане и в соседних районах, во время которой было уничтожено 30 тыс. человек.

Но самые чудовищные формы политика массового истребления армян в Турции получила в период первой мировой войны, когда по секретному приказу, подписанному в апреле 1915 г. министром внутренних дел Талаатпашой с согласия и одобрения военного министра Энвера-паши и морского министра Джемала-паши, объявивших всех армян <русскими агентами> и <врагами империи>, было зверски убито свыше 1 млн. человек и почти столько же депортировано в пустыни Месопотамии, где большинство их погибло. Из почти 2,5 млн. армян в Турции в живых осталось только несколько десятков тысяч. Немногим удалось избежать уничтожения и перебраться в страны Ближнего Востока, Европы, Америки. Свыше 300 тыс. армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении. Кровавые злодеяния турецких властей продолжались вплоть до 1922 г.

Это был первый в истории случай столь массового геноцида, потрясшего весь цивилизованный мир. С тех пор ежегодно, 24 апреля, армяне всего мира отмечают скорбную дату - день памяти своих соотечественников, ставших жертвами варварского преступления, в отношении которого не может быть применим срок давности. Поэтому армянской общественностью с большим удовлетворением был воспринят тот факт, что в канун 80-й годовщины этой национальной трагедии, 14 апреля 1995 г., Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации единогласно приняла заявление, осуждающее геноцид армянского народа в 1915-1922 гг., тем самым подтвердив миру свое стремление возродить гуманистические традиции в международной политике.

В годы Великой Отечественной войны армянский народ внес достойный вклад в победу над фашизмом. За проявленные в боях мужество и отвагу более 70 тыс. воинов-армян были награждены боевыми орденами и медалями, свыше 100 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчик-штурмовик Нельсон Степанян - дважды Герой Советского Союза. Среди полководцев Советской Армии было 60 генералов и адмиралов армян, в том числе маршал, дважды Герой Советского Союза И.Х. Баграмян, адмирал флота Советского Союза И.С. Исаков, главный маршал бронетанковых войск А.Х. Бабаджанян, маршал авиации С.А. Худяков (А. Ханферянц). Неувядаемой славой покрыли себя воины трижды орденоносной 89-й армянской Таманской стрелковой дивизии, прошедшей боевой путь от Кавказа до Берлина.

22 августа 1990 г. Верховный Совет Армянской ССР принял <Декларацию о независимости Армении>, согласно которой Армянская ССР стала называться Республика Армения, сокращенно - Армения. Пост председателя Верховного Совета занял лидер Армянского общенационального движения Л. Тер-Петросян. Через год, 21 сентября 1991 г., после общенационального референдума Республика Армения была объявлена независимым суверенным государством, президентом которого по решению Верховного Совета (парламента) стал Л. Тер-Петросян.22 сентября 1996 г. Состоялись свободные всенародные выборы президента Республики Армения, на пост которого был избран Левон Тер-Петросян.

Завершая краткий исторический очерк, считаю необходимым отметить, что в пределах исторической территории Армении исследователи условно выделили несколько основных историко-этнографических областей, население каждой из которых из-за неодинаковых исторических и природно-климатических условий отличалось определенным своеобразием бытовой культуры. В Восточной Армении это Айрарат (Армавирский, Арташатский, Эчмиадзинский, Абовянский, Араратский районы Республики Армения), Арагацотн (Апаранский, Аштаракский, Арагацкий, Наирийский, Талинский районы), Гехаркуник (Разданский, Севанский, район имени Камо, Мартунинский, Варденисский районы), Ширак (Амасийский, Анийский, Ахурянский,-Артикекий, Ашотский, Спитакский районы), Лори (Степанаванский, Таширский, Гугаркский, Туманянский районы), Тавуш (Таушский, Шамшадинский, Ноемберянский районы), Вайоц-дзор (Ехегнадзорский, Вайкский районы), Сюник-Зангезур (Горисский, Кафанский, Сисианский, Мегринский районы), Гохтн (по дореволюционному административному делению Нахичеванский и Ордубадский районы Ереванской губернии), Арцах (территория, в основном совпадающая с Нагорным Карабахом, по дореволюционному административному делению входила в Елисаветпольскую губернию). В Западной Армении (ныне территория Турции) - Покр Айк (Малая Армения), Цопк-Ахцник (вдоль нижнего течения р. Арацани - отр. Евфрат почти до бассейна озера Ван, район Сасуна), Бардзр Айк (Высокая Армения, включавшая районы Эрзерума, или Карина, Ардагана, Карса), Туруберан-Тарон (северо-западное побережье озера Ван, районы Муша, Багреванда, Коговита), Васпуракан (восточная часть бассейна озера Ван, район г. Ван).

1.2 Художественная и научно-образовательная культура

Богатство культурного наследия армянского народа поистине огромно, и это признано во всем мире. Чрезвычайно богат и разнообразен армянский фольклор. Это древние мифы о происхождении богов, о героях - родоначальниках народа, это - эпические сказания о царях и о борьбе с завоевателями. Во многих вариантах известен насчитывающий более тысячи лет средневековый героический эпос <Давид Сасунский>, повествующий об истории нескольких поколений, боровшихся против арабского ига. Многочисленны басни, в том числе и песенные, предания и сказки, пословицы и загадки.

Из далеких времен дошли до нас народные песнопения и танцы - обрядовые, трудовые, военные. Народ создал множество песен - любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. Гусаны - народные певцы всегда пользовались в Армении большой популярностью. Особенно знаменит Саят-Нова (XVIII в.), который исполнял свои песни на четырех языках - армянском, грузинском, персидском и тюркском. С XII в. в музыке стали применять хазы - древнеармянские ноты. Для армянской народной музыки характерны свирели - дудук, струнные инструменты - чонгур, саз, тар, каманча, зурна, барабан - дНол, волынка - тик и др. Подпение и музыку, а иногда просто под ритмичные и мягкие удары ладоней исполнялись народные пляски - коллективные (чаще круговые - гйонд) и сольные. У армян были очень популярны всевозможные народные театрализованные действа с музыкой, пением, танцами, представлениями канатных плясунов и др. Такие народные праздники приурочивались к знаменательным историческим событиям, семейным торжествам, к началу или завершению сельскохозяйственных работ. Были популярны народные театры кукол и театры теней, а также представления с дрессированными животными.

В XVII-XVIII вв. распространяется стенная роспись, появляется новый вид искусства - станковая живопись. Одним из замечательных мастеров стенной живописи и миниатюры был Минас Цахкарар, кисти которого принадлежат великолепные стенные росписи в Эчмиадзинском храме, а также в нескольких дворцах в Исфагане. В XIX в. ведущими жанрами армянского искусства стали портретная, историческая и пейзажная живопись. Блестящими художниками XIX и начала XX в., ставшими классиками армянской живописи, были Акоп Овнатанян, Степанос Нерсисян, Вардкес Суренянц, Геворк Башинджагян, Егише Татевосян, Степан Агаджанян и др. Мировой известностью уже при жизни пользовался великий маринист Иван (Ованес) Айвазовский. В начале XX в. начал создавать свои изумительные пейзажи Мартирос Сарьян, написавший за свою долгую жизнь великое множество полотен и прославивший красоту родной страны на весь мир.

Армянский народ создал огромное количество уникальных произведений архитектуры. Только на территории Республики Армения их насчитывается более 4 тыс. Недаром республику называют музеем под открытым небом. До нас дошли многочисленные храмы, дворцы, караван-сараи, древние мосты. Всемирно известны величественный памятник эллинизма крепость Гарни (III-II вв. до н.э.) с языческим храмом Солнца (1 в.), трехнефные базилики Ереруйка, Текора, Аштарака, Егварда (IV-VI вв.), центрально-купольные храмы Эчмиадзина (IV в.), Рипсиме, Мастары (VII в.), трехъярусный храм Звартноц (VII в.), патриаршие дворцы в Двине (V-VI вв.) и Аруче (VII в.), монастырские ансамбли Севана (IX в.), Татева, Санаина, Ахпата, Гндеваза, Ахтамара (X в.), памятники гражданской и культовой архитектуры города Ани (XI-XIII вв.), средневековая жемчужина Гегард (IV-XIII вв.) и многие, многие другие. Около 2 тыс. историко-архитектурных памятников зафиксировано в Арцахе, среди которых выделяются великолепные монастырские комплексы Амараса (IV-XIX вв.), Дадиванка (V-XIII вв.) и особенно Гандзасара (XIII в.). Чрезвычайно богат историко-архитектурными памятниками Нахичеванский край. В ученой среде есть мнение о влиянии, оказанном армянскими образцами, на более позднюю европейскую архитектуру романского и готического стиля.

Средневековая Армения имела таких крупнейших ученых, как философы Григор Магистрос (X-XI вв), Баграм Рабуни (XIII в.), Иоанн Воротнеци (XIV в.), Григор Татеваци (XIV в.); правовед (и одновременно баснописец) Мхитар Гош (XII-XIII вв.), автор <Судебника> - ценного историко-юридического труда; историки Ованес Драсханакертци (IX-Х вв.), Товма Арцруни (IX в.), Степанос Таронеци (Асохик) (X-XI вв.), Аристакес Ластивертци (XI в.), Маттеос Урхаеци (XII в.). История Киликийского армянского царства, а также период монгольского нашествия подробно рассматриваются в <Истории Армении> видного представителя средневековой армянской науки Киракоса Гандзакеци (XIII в.). Высокообразованным человеком своего времени, владевшим несколькими языками, был историк Степанос Орбелян (XIII в.), оставивший потомкам ценный труд <История области Сисакан>. Из армянских ученых, бывших современниками описываемых событий в стране и за ее пределами, известны Товма Мецопеци (XV в.), Григор Даранагци (XVI-XVII вв.), Аракел Даврижеци (XVII в.), Симеон Лехаци (XVII в.), Закария Канакерци (XVII в.), Еремия Кеомурчян (XVII в.), Есаи Гасан Джалалян (XVIII в.), Микаэл Чамчян (XVIII в.) и Другие.

Велико рукописное наследие армянского народа, который сумел сохранить до наших дней бесценный клад - 25 тыс. рукописей по истории, философии, праву, математике, естествознанию, астрономии, грамматике армянского языка, музыке, медицине. Из этого числа около 15 тыс. рукописей находятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры. Этот центр - Матенадаран им. Месропа Маштоца в Ереване г. Остальные манускрипты, подобно самому армянскому народу, рассеяны по всему свету и хранятся в библиотеках и книгохранилищах Парижа, Лондона, Вены, Венеции, Вашингтона, Нор Джуги, Алеппо, Бейрута, Калькутты, Иерусалима, Москвы, Петербурга, Тбилиси и других городов. Многие утерянные в течение веков труды древних греческих, ассирийских и других ученых стали достоянием мировой культуры благодаря сохранившимся армянским переводам. Это, например, <Хроника> греческого историка IV в. Евсевия Кесарийского, книга <О природе> греческого философа Зенона Стоика, труды Филона Александрийского, математический труд Авиценны <Китаб-е Неджаб> и др.

Начиная с XVI в. армянская культура развивалась главным образом за пределами Армении. Так, первая печатная книга на армянском языке вышла в свет в Венеции в 1512 г. Это была <Пятничная книга>, которая содержала материалы по средневековой медицине. В следующем, 1513 г. здесь были изданы еще пять книг, в том числе <Песенник>, <Календарь>, <Псалтырь>. Первым армянским печатником был Акоп Мегапарт. После Венеции армянские типографии появились в Константинополе (1567), Риме (1584), Львове (1616), Милане (1624), Париже (1633), Hop Джуге (1640), Ливорно (1643). В 1660 г. Маттеос Цареци на деньги армянских купцов основал армянскую типографию в Амстердаме. После его смерти издательское дело в этом городе возглавил Воскан Ереванци, по инициативе которого вышли в свет многие книги, в том числе <История> Аракела Даврижеци, <География> Анания Ширакаци. В 1694 г. именно здесь армянские картографы впервые напечатали карту мира на армянском языке. В конце XVII - XVIII в. типографии были основаны и в других городах - Смирне (1676), Лейпциге (1680), Лондоне (1736), Мадрасе (1774), где в 1794 г. вышел в свет первый армянский журнал <Аздарар> (<Вестник>). Были армянские типографии и в России, где существовали армянские общины.

Значительные изменения произошли и в других областях армянского искусства - театре и музыке. Хотя история армянского профессионального театра насчитывает более двух тысячелетий, подлинное возрождение армянского театрального искусства относится ко второй половине XIX в., когда сформировалось целое поколение талантливых артистов; это были Петрос Адамян, Ованес Абелян, Цолак Америкян, Сирануйш (Меробэ Кантарджян) и другие. Поскольку в Армении в тот период еще не было постоянного театра, театральные труппы, имевшие в своем репертуаре пьесы как армянских, так и русских и европейских авторов, выступали в разных городах, в частности в Тбилиси, Константинополе, Александрополе. В 1891 г. на средства руководителя театральной группы Мкртича Хандамирянца в Шушет было построено здание театра со зрительным залом на 350 мест, что, несомненно, благоприятствовало оживлению музыкально-театральной жизни города. В этом театре, помимо самодеятельного коллектива, выступали корифеи армянской сцены, например Баграм Папазян в спектаклях <Отелло> и <Гамлет>. Современная армянская архитектура вызывает восхищение своим неповторимым национальным своеобразием. Древние и средневековые шедевры армянского зодчества вдохновляли видных архитекторов страны - Александра Таманяна, Марка Григоряна, Рафаэла Исраэляна и многих других. По их проектам созданы такие великолепные здания, как Театр оперы и балета им. А. Спендиарова, Дом правительства. Президиум Национальной Академии наук в Ереване, Матенадаран им. Месропа Маштоца, многие другие. Выразительные скульптурные произведения создали талантливые мастера Ара Саркисян, Ерванд Кочар, Сурен Степанян. Из современных архитектурных памятников сильное впечатление оставляют мемориальный комплекс памяти жертв геноцида 1915 г. на холме Цицернакаберд в Ереване и воздвигнутый в честь победы над турецкими войсками в 1918 г. Сардарапатский комплекс. Особую прелесть придают армянской столице скульптуры армянских женщин в национальных одеждах, созданные Рипсиме Симонян специально для улиц Еревана.

Больших успехов достигло армянское театральное искусство. Широко известно исполнительское мастерство маститых артистов Ваграма Папазяна, Грачия Нерсисяна, Вагарша Вагаршяна, Гургена Джанибекяна, Ольги Гулазян. Позднее в театр пришли такие замечательные актеры, как Хорен Абрамян, Метаксия Симонян, Вардуи Вардересян, Мгер Мкртчян и другие. Мировую славу завоевали прекрасные певицы Айкануш Даниелян, Гоар Гаспарян, Зара Долуханова.

Армянская культура бережно относится к своим богатым традициям, сохраняет своеобразную глубинную связь с ними, одновременно органично впитывая и осваивая лучшие достижения мировой культуры. Неоценим вклад в культуру армянского народа, который вносится теми, кто волею судеб живет далеко от родины, но остается преданным сыном Армении.

1.3 Армянская диаспора в России

Этот раздел написан на основе данных специальной исторической и историко-этнографической литературы, этнографических экспедиций, текущей статистики, периодических изданий и посвящен истории формирования наиболее крупных армянских общин в различных районах России. Особое внимание я уделяю современным этнокультурным характеристикам отдельных групп армянского этноса, проживающих как дисперсно (преимущественно в городах), так и компактно (преимущественно в селах), исследуя степень прочности и сохранности тех или иных элементов национальной специфики и их взаимодействие с общероссийскими, что позволяет судить о глубине адаптации армян к иноэтнической среде.

Первые сведения. На территории России в разные исторические периоды было создано несколько армянских поселений', большинство из которых постоянно пополнялось соотечественниками из Армении. Напомню, что в 1801-1828 гг. Восточная Армения вошла в состав Российской империи.

До первой мировой войны подавляющая часть армян (около 4 млн. человек) жила компактно на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек в России, остальные - в Турции. После жесточайшего геноцида, учиненного в 1915-1916 гг. и длившегося вплоть до 1922 г. османскими властями, когда свыше 1 млн. западных армян было истреблено и почти столько же насильственно выселено, главным образом в бесплодные районы Месопотамии, где большинство их погибло, свыше 300 тыс. из уцелевших армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7