скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Эллинская цивилизация скачать рефераты

p align="left">Ксенофон описывает Сократа как приземистого человека, широкоплечего, с толстой шеей и свисающим брюхом (возможно, у Сократа кроме расовых черт были и следы перенесенного в детстве рахита). Ненордическими были и психические черты этого чудака, у которого отсутствовали чувство дистанции, сдержанность и благородство: он обращался на улице с вопросами к незнакомым людям, встревал в чужой разговор (Ратенау, однако, заходит слишком далеко, отрицая хотя и ненордическое, но несомненное душевное величие Сократа: «Трагикомедия духа - подчинение Платона влиянию Сократа. Рыцарственного светловолосого фантазера учил морали смугловатый туземец, которому удалось подавить свои дурные инстинкты с помощью необыкновенной энергии и интеллекта. Это Зигфрид, которого обращает в истинную веру ставший благочестивым Миме»). Если отвлечься от поэтического образа, созданного Платоном, останется лишь морализирующий обыватель, облагороженный психический тип альпийской расы. Интересно с расологической точки зрения, что современники усматривали противоречие между духом Сократа и его телом: они не ожидали, что в таком теле появится такой дух. Когда софист и физиогномик Зопир однажды встретил в Афинах Сократа, которого не знал, он сказал, что это похотливый человек инертного ума. Сократ, узнав об этом, сказал, что у него в самом деле есть эти качества, но он преодолел их с помощью разума.

Физиогномика развилась в Греции тогда, когда из-за расового смешения людей стало трудно распознавать по их внешнему виду. Рассказывают, что Пифагор принимал учеников только после физиогномической проверки.

Физические признаки Сократа особенно бросались в глаза, так как альпийская раса, к которой следует отнести Сократа, встречалась в Греции сравнительно редко. Увеличение черепного указателя эллинов было связано со все большим распространением переднеазиатской расы. О примеси этой расы можно говорить уже у Одиссея, не вполне нордического героя с рядом переднеазиатских черт, особенно с его «хитроумностью».

Эллинская культура

Историю эллинской культуры можно описывать как конфликт нордического и ненордического духа. С эллинами в Грецию пришел нордический тип построек мегарон - деревянных построек. Их самые ранние храмы тоже были деревянными и поэтому не сохранились. С ними пришел и патриархат, но матриархальные представления подспудно сохранялись и снова дали о себе знать по мере денордизации эллинских племен. Веру средиземноморской расы в уход души к богам Лии на Блаженные острова сменила вера эллинов в мрачное царство мертвых Гадес (германский Хель). Постепенно из этих двух мировоззрений образовалась счастливая смесь, которую с эпохи гуманизма более или менее обоснованно называют «светлым и радостным» эллинским миром.

Верхний слой эллинского мировоззрения: гомеровские боги, эллинская наука и философия до Платона и Аристотеля, эллинское искусство до IV века до н.э. - представляют собой проявления нордической сути в особой форме применительно к местным условиям.

Мифы о богах и героях сохраняют нордические черты, но в мире богов, как пишет Кюнаст, только Зевс, Афина, Аполлон, Артемида и Гестия собственно нордические боги, а Посейдон, Арес, Гермес, Дионис, Деметра, Гера, Гефест и Афродита - доэллинские, говоря языком расологии - средиземноморские и переднеазиатские боги.

Характерная нордическая черта - героические женские образы. Пенелопа - нордический образ VII века до н.э. В «Молящих о защите « Эсхила Данай поучает своих дочерей во вполне нордическом духе.

Афина изображалась во всеоружии, как валькирия. Эллинские скульпторы любили обращаться к образам амазонок. В 510 году до н.э. Телесилла, поэтесса, автор боевых песен, возглавила женщин Аргоса при защите города от спартанцев. В храме Афродиты Аргосе была статуя Телесиллы со шлемом на голове.

Все народы с нордическим руководящим слоем создавали на заре своей истории героическую поэзию.

Расологическое исследование эллинской религии предпринял Кюнаст в своей книге «Аполлон и Дионис. Нордическое и ненордическое в религии греков» (1927). Кюнаст нашел решение, простое, как колумбово яйцо. А сколько было разных и неудовлетворительных толкований! Писали о «развитии» от «веры в демонов» до веры Гомера и о позднейшем «разложении» гомеровской веры. Кюнаст показал, что речь идет не об одной и той же вере одного и того же народа, а о вере ненордического туземного населения Греции, эллинской вере, нордической по своей сути, и о растворении второй веры в первой. На третьем этапе этого развития снова проявляются матриархальные воззрения, характерные для первого. Кюнаст считает Аполлона главным представителем нордической веры, а Диониса - главным представителем средиземноморско-переднеазиатской веры.

Нордическая раса проявляет себя и в чертах эллинской веры как раса, которая устанавливает порядок и законы, преобразует хаос в Космос. Вольфганг Шульц показал, что понятие «осмысленного порядка» не встречается нигде за пределами круга индоевропейских народов…

Подобно тому, как веру, духовную жизнь и нравственность эллинов можно представит как конфликт между нордическим и ненордическим духом, так же можно описать и историю эллинских государств на примерах Спарты и Афин.

Население Спарты делилось на три класса. Высший составляли спартиаты, которые сами себя называли «равными». Возможно, это название подчеркивало не только их равноправие, но и расовое единство в противовес расовой смеси других классов.

Второй класс, периэки, были потомками сильно денордизированных ахейцев. Они считались спартанцами и могли участвовать в Олимпийских играх.

Третий класс, илоты, были порабощены еще ахейцами и принадлежали к средиземноморской расе или представляли собой смесь средиземноморской и переднеазиатской рас. Илоты, как и земля, были собственностью государства.

Спартиатам был запрещено заниматься торговлей и ремеслом, а периэки этим занимались и стали богаче спартиатов. Илотов регулярно исстреляли, чтобы сократить их численность. Спартанский полководец Брасид говорил: «Нас мало посреди множества врагов». Илоты подняли восстание в 464 г. до н.э., когда Спарта была разрушена землетрясением, и это восстание подавили лишь через 10 лет.

Браки между спартиатами и периэками были незаконными. Сыновья спартиатов от илотских женщин могли стать полноправными гражданами, пройдя спартанское воспитание, так что границы между расами уже были размытыми.

Законы Ликурга были бессознательной попыткой сохранить расовое расслоение и сознательным стремлением стимулировать здоровую наследственность. Брак был обязательным для всех здоровых свободных мужчин. Многодетность поощрялась, бездетные браки расторгались.

Больных и уродливых детей уничтожали. «Так было лучше для самих этих детей и для государства», - пишет Плутарх и добавляет, что спартанцы первыми стали выводить лучшие породы и не только собак и лошадей, но и людей. В VI веке до н.э. Спарта была самым могущественным государством в Греции.

Но в IV веке до н.э. спартанцы выглядели сильней разве что по сравнению с Афинами, которые не заботились о здоровой наследственности. У дорических племен, особенно у спартанцев, сохранялась расовая гордость, они чувствовали себя единственными людьми чистой расы среди эллинов.

Женщины в консервативной Спарте имели больше прав и влияния, чем в демократических Афинах, как в гомеровский период они были более свободны и уважаемы, чем в Афинах при Перикле. В V веке до н.э. Бакхилид воспевал спартанских женщин и называл их при этом «светловолосыми лакедемонянками».

Но и Спарта не смогла избежать влияния тех учений, которые делали упор на отдельной личности и ее правах, а не на долге перед родом и государством. Но больше всего потрясли Спарту войны. На них гибли, главным образом, спартиаты. При Ликурге спартиаты могли поставить в войско 9000 человек, ко временам Аристотеля это число сократилось до одной тысячи.

Судьба дорийского правящего слоя была решена, когда в начале IV в. до н.э. по закону Эпитадея стал возможным переход земли из государственной собственности в частную. В результате многие семьи спартиатов настолько обеднели, что потеряли свои гражданские права. Такие периоды знает история всех индоевропейских народов. Сохранение верхнего слоя нордической расы всегда связано с закреплением за семьями, принадлежащими к этому слою, земельных наделов.

Царь Агис IV (244-241г. до н.э.) попытался вернуть Спарту во времена Ликурга, но он не учел, что народ стал совершено другим по своим наследственным задаткам. Агис IV был свергнут и казнен. Неудачей закончилась и аналогичная попытка другого царя, Клеомена III.

После поражения в Битве при Селассии в 221 г. до н.э. Спарта была впервые в своей истории оккупирована другим государством - Македонией.

Вера и философия

Вера и философия поздних эллинов все больше удалялись от «благородного жизнеутверждения» (Кюнаст» нордических эллинов и распадались на два течения, «неблагородное жизнеутверждение» и «отрицание этого мира и бегство от него в потусторонний мир» (Кюнаст). Это два варианта развития психики переднеазиатской расы. Место нордической веры в Аполлона заняли переднеазиатские мистерии с их чувством греховности, посвящениями, святынями, крещениями, освященными блюдами и напитками, с их спасителями, пророками и сыновьями девственниц. Чтивший свое тело эллин ранней эпохи превратился или в презирающего свое тело как нечто грязное и греховное посвященного разных мистерий, либо в раба своих инстинктов, якобы поклоняющегося Дионису и Афродите. Одни египетский жрец, беседуя с Солоном, сравнил греков с детьми. Если бы он увидел поздних греков, он сравнил бы их со старцами.

Так возник «эллинизм», эпоха бесплодного подражания древним эллинам или искажения их наследия. Гальтон писал, что Аттика в период с 530 по 430 г. до н.э., когда в ней было всего около 90 тысяч свободных людей, породила минимум 14 величайших творцов, а когда инородцы (метеки) и вольноотпущенники смешались в ней с туземцами и стали полноправными гражданами - ни одного. При этом великие люди происходили в большинстве своем из высших слоев, наиболее богаты нордической кровью, а в более позднюю эпоху - из северных племен, македонцев или фракийцев, еще сохранявших тогда более сильную нордическую примесь (среди предков Фукидида возможно были фракийцы, Фемистокл вероятно, а Аристотель и Антисфен несомненно родились от фракийских матерей, Полигнот и Демокрит также могли иметь фракийских предков)…

По найденным эллинским черепам пока мало что можно сказать о расовом составе населения древней Греции. Высший слой долго сохранял трупосожжение, а когда он перешел к погребению, эллинские племена были уже сильно денордизированы и имели к тому же множество рабов. Лапуж считает, что вероятность найти череп свободного эллина - 1:15. Преобладающие долихокефальные черепа могут принадлежать людям как нордической, так и средиземноморской расы - разница лишь в размерах. В общем, тенденция шла в сторону усиления мезо- и брахикефалии.

Череп эллина, относящийся к эпохе греко-персидских войн, который хранится в Монпелье, по мнению Лапужа, ничем не отличается от нордических галльских или готских черепов. Таков же череп, якобы принадлежащий Софоклу.

Исчезновению нордической расы в Греции, как и в Италии, способствовал также непривычный для нее климат. Подмечено, что в Малой Азии в жару чаще заболевают и умирают светловолосые, чем темноволосые дети… Трудно себе представить, что в историческую эпоху среди эллинов было еще много людей чисто или преимущественно нордического типа.

Но слабая примесь нордической расы сохранялась до эпохи упадка. Поэты, скульпторы и художники продолжали изображать богов и героев светловолосыми. Даже Медею, дочь хотя и варварского, но царя, они могли представить себе только светловолосой. Сам Эврипид, судя по статуям, человек нордического типа, согласно преданию, был веснушчатым, что возможно только при светлой коже…

Феокрит в III веке до н.э. упоминает блондинов среди своих друзей. Блондином был и македонский царь Птолемей. Сам Феокрит, возможно, был динарского типа, если бюст, который раньше считали его бюстом, действительно изображает его, что маловероятно.

Аристотель упоминает о потемнении волос, но отмечает, что при этом волосы бороды часто остаются рыжеватыми… Светлые волосы он считал признаком самообладания и мужества. Дикеарх писал во II веке до н.э. о женщинах Фив, что у них светлые волосы.

Как у всех нордических народов в поздние эпохи, в высших слоях Греции тоже возникла мода красить волосы в светлый цвет (начиная с V века до н.э.). Это делал, в частности, македонский полководец Деметрий Полиоркет. Черные волосы, особенно курчавые, считались признаком трусости и коварства.

Во времена Августа римляне относили эллинов к темноволосым народам, в отличие от кельтов и германцев. Но еще в IV веке н.э. еврейский врач и софист Адамантий описывал эллинов, сохранивших древний тип, как людей со светлой кожей и светлыми волосами, но Адамантий лишь списал с ошибками утраченное сочинение физиогномика Полемона Илионского (около 100 г. н.э.), который и сам, возможно, пользовался более древними источниками. Во всяком случае во времена Адамантия блондины и люди высокого роста стали в Греции редкостью.

Раньше всего ненордический идеал красоты встречается в стихотворениях, приписываемых Анакреону (около 550 г. до н.э.). Большинство из них написано гораздо позже и несет на себе явный отпечаток средиземноморской расы. Идеал красоты в них - сочетание черных волос, светлой кожи и синих глаз.

Люди нордического типа, соответствующие древнему эллинскому идеалу красоты, к началу нашей эры в Греции почти исчезли. Упомянутый Дикеарх отличал ненордический, необразованный слой «аттиков», «любопытных болтунов», от высшего слоя настоящих афинян. Только преимущественно нордический высший слой и мог носить эллинскую одежду: для этого требовались сдержанность и самообладание нордической расы. Считалось неприличным делать много лишних движений, и даже ораторы должны были вести себя так, чтобы складки на их платье не приходили в беспорядок - такое требование не могли выдвинуть люди средиземноморской расы, для которых самообладание не было «высшим даром богов».

Тип «афинян» почти вымер и возобладали «аттики», когда римляне во II веке до н.э. ближе познакомились с населением Греции и научились его презирать. Место эллина занял римский «грекулус», образованный раб. Это был, как пишет Ювенал, «учитель языка, оратор, геометр, художник, банщик, авгур, акробат, врач, маг-мастер на все руки».

Еще Исократ и Фукидид приписывали своим соотечественникам такие качества как трусость, пустопорожнюю болтовню, вспыльчивость и крикливость, лукавство, вероломство и слепая партийная озлобленность. Упадок привел к вымиранию населения. Полибий около 150 г. до н.э. описывал обезлюдение Греции, опустевшие города, заброшенные земли, хотя в это время не было ни непрерывных войн, ни эпидемий. Люди стали тщеславными, алчными и инертными, они не хотели вступать в браки, а если вступали, то не хотели иметь детей. Полибий называл своих соотечественников «опустившимися, жадными до удовольствий попрошайками без веры и без надежды на лучшее будущее».

Денордизация и вырождение сделали свое дело.

Литература

1. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов". М.: Владос, 1995

2. История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /В. Н. Амбаров, П. Андреев, С. Г. Антоненко и др. -М., 2000

Страницы: 1, 2